Теория слога как волны сонорности панова – аванесова: определение слога, слогораздел 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теория слога как волны сонорности панова – аванесова: определение слога, слогораздел



Основывается на двух предположениях:

1 В современном русском литературном языке все неконечные слоги являются открытыми, за исключением тех случаев, когда имеется сочетание «сонорный + шумный» — в этом случае сонорный закрывает предшествующий слог: пар-та.

 

2 Неначальный слог всегда строится по принципу восходящей звучности,начинаясь с наименее звучного сегмента.

 

Только слог, конечный в слове, может быть закрыт шумным согласным; внутри слова слог может быть закрыт только сонорным и только в том случае, если после сонорного следует шумный согласный.

 

К этому можно еще добавить предложение М.В. Панова считать, что слоговая граница проходит в месте наибольшего контраста по сонорности, и допущение Р.И. Аванесова относительно возможности влияния морфемных границ на интуи-

тивное слогоделение, — тем самым вариантность слоговой границы на морфемных стыках.

 

При этом предлагается шкала сонорности, состоящая только из трех (по Р.И. Аванесову) либо четырех (по М.В. Панову) ступеней: {шумный - сонорный - гласный} или {глухой шумный - звонкий шумный - сонорный - гласный}.

Недостатком этой теории является и то, что она объясняет только организацию не начальных и неконечных слогов, противопоставляя их начальным и конечным; ведь если в языке допускается только один тип слогов (например, только открытые слоги), то это ограничение распространяется и на конечные, и на начальные слоги.

Слоговой принцип русской графики.

Единицей русского письма (и чтения) оказывается не буква, а графический слог — буквосочетание, обе части которого пишутся и читаются с учетом соседних букв. Такое устройство графики называется слоговым принципом.

 

Используемый для обозначения мягкости согласных, слоговой принцип создает

существенную экономию алфавитных знаков: пять «смягчающих» букв гласных

(плюс буква ь) замещают 15 букв, которые понадобились бы для обозначения

мягких согласных.

Действие слогового принципа графики можно усмотреть и в том, что, следуя за «разделительными знаками» (буквами ъ и ъ), буквы я, ю, е, ё, и читаются как слог структуры «[j] + гласный»^: чья.

 

Так же читаются эти буквы (кроме и) в начале слова: яма, юг, ель, еж; в связи с чем эту графическую позицию называют иногда «буквой пробела».

 

Таким образом, слоговой принцип — это позиционный принцип.

 

Слоговой принцип можно видеть и в другом способе обозначения мягкости согласных — написании ъ после буквы согласного; хотя здесь речь не идет о слоге, даже условно единицей чтения и письма, как и в предыдущих случаях, является не одна буква, а буквосочетание.

 

Билет 12

Такт и фраза - Суперсегментные единицы. Свойства русского ударения. Формула Потебни.

Суперсегментные единицы.

Среди суперсегментных фонетических сущностей мы будем разграничивать:

 

• суперсегментные единицы — слог, фонетическое слово (такт), синтагма, фраза, — которые строятся из сегментов и в организации которых участвуют;

• просодические признаки — ударение и интонация.

 

  суперсегментные
единицы слог, фонетическое слово, синтагма, фраза
признаки ударение, интонация

 

Такт и фраза

 

Фонетическим словом или тактом называется отрезок речевой цепи, объединяемый одним (словесным) ударением.

 

(Главным показателем единства фонетического слова является схема редукции гласных. Так, слово юго-запад может быть произнесено как jу’гъза’път]. В этом случае здесь два ударения — на 1-м и 3-м слогах — и два фонетических слова: [ъ] не может находиться в 1-м предударном слоге, следовательно он относится к предшествующему фонетическому слову. С другой стороны, то же слово можно произнести как jугаза’път] — тогда здесь одно ударение на 3-м слоге и одно фонетическое слово)

Ряд тактов, объединенных и выделенных интонацией (в частном случае ряд может состоять и из одного такта), — это фраза.

Свойства русского ударения.

Ударение — это выделение в речи той или иной единицы в последовательности однородных единиц при помощи просодических средств.

 

Ударение обозначается наклонной (справа налево) чертой над буквой гласного (акут) — [съмава/р]; многосложные слова могут иметь дополнительное (или побочное) ударение, которое отмечается наклонной (слева направо) чертой над буквой гласного (гравис): [\е] ([л'\есъп'ьр'ьрабо/тка]).

Формула Потебни.

Ритмическая схема слова была описана в конце XIX в. русским лингвистом А.А. Потебней при помощи выражения, получившего название «формулы Потебни»: 112311.

В этой формуле степень выделенности ударного слога (максимальная) обозначается цифрой 3, первого предударного — 2, остальных безударных (минимальная) — 1.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 690; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.152.38 (0.004 с.)