Методика: «самооценка человека по его 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика: «самооценка человека по его



Жизненным конструктам»

(адаптация методики Т. В. Дембо — С. Я. Рубинштейн)

 

Осуществляется в форме достаточно протяженного во времени диалога с испытуемыми, с привлечением примеров, близких к воз­растному, половому, интеллектуальному и профессиональному уровню этих испытуемых. Приблизительная норма времени на про­ведение данной методики в аудитории до тридцати человек — око­ло получаса, плюс еще примерно столько же времени на совмест­ную, в том числе, и на индивидуальную интерпретацию результа­тов.

В любых возможных вариантах интерпретации результатов для психолога желательно следовать правилу: ни в коем случае не сомневаться в компетентности, качестве и значимости самооцени­вания, — ибо, по наиболее распространенному мнению людей, никто не знает их лучше, чем они сами себя. Не может быть допу­щено и речи о «плохой» и «хорошей» самооценке, — диалог тут же перестраивается психологом на другой лад, — о достоинствах ин­дивидуально-своеобразной самооценки, ее уникальности, неповто­римости, о требовательности испытуемого к себе, его высокой от­ветственности, его скромности, проницательности; и, конечно, подчеркивается то, насколько удачно в целом испытуемый сумел про­анализировать собственные представления. Если до, и, особенно, — после опыта этого не будет сделано,— доверие к психологу в зна­чительной мере утрачивается.

Таким образом, никакое специальное воздействие психолога в направлении «повышения» качества ответов не может быть осу­ществлено,— ибо под сомнение ставится позиция самого субъекта конструктивной активности.

Овладеть формой проведения данной методики возможно лишь при непосредственном присутствии и участии в опыте. Если же это неосуществимо, то психолог может быть по сути автором но­вого варианта проведения этой методики на основе собственного понимания предлагаемого сюжета, то есть простой совокупности составляющих, по которым предлагается самооценка. Мы не вы­ражаем сомнений в высоком качестве конструктивной активности психолога и в его профессионализме.

Совокупность составляющих для самооценки нами предлага­лась в зависимости от состава участников опыта, их предложений по ходу его проведения, но в любом случае, для сопоставимости результатов по группам, предлагалось оценить собственные: ум, здоровье, счастье, характер и волю. Дополнительно мы также предлагали оценить самостоятельность, успешность, способности, авторитетность, умелость (умелые, «золотые» руки), внешность, уверенность в себе, обаяние, скромность и т. п., и наконец, собст­венную конструктивную, направленную па положительный резуль­тат, активность. Вся суть «затягивания», пролонгирования опыта в том и состоит, чтобы у отдельных испытуемых не возникало интерференции и переносов самооценок но отдельным призна­кам,— с одного на все другие, или отдельные из них. Диалогом «па тему» обеспечивается не только доверительная атмосфера сотрудничества, но и относительная независимость самооценок по отдельным составляющим интегральной самооценки.

Ключевые установки для самооценок по каждому показателю должны быть одинаковыми по смыслу, и звучат примерно так: «Прошу Вас оценить собственные (волю, характер и т. п.) не так, как о них говорят другие, пусть даже имея в виду, что действи­тельно Вы совершили или не совершили, чего действительно (объ­ективно) Вы стоите. Мало ли что о Вас говорят — в конечном сче­те для Вас главное, что Вы сами думаете о себе; насколько Вы сами удовлетворены (этим характером, волей и т.п)., в какой степени Вас Ваше (здоровье, счастье и т. п.), именно Вас — удов­летворяет. И т. д.»

Вертикальные отрезки прямых для оценки конструктивных ве­личин интегральной самооценки располагаются не все вместе, ря­дом друг с другом (это учебный вариант), а на отдельных карточ­ках. Величина отрезков—5 (или 10см, — важен возраст, условия восприятия, обстановка опыта). Карточки сдаются после каждого этапа ведущему, или просто переворачиваются, — так предупреж­дается перенос самооценок. По окончании опыта содержание кар­точек объединяется: все отрезки с отмеченными на них точками переносятся на одну общую карточку и изображаются парал­лельно друг другу, что позволяет по отмеченным точкам построить «график» (профиль) интегральной самооценки. Тем самым для испытуемых задается определенная установка самопознания: оце­нивать себя самостоятельно или с помощью психолога не только вербально и единообразно, но инструкции, а по индивидуально-своеобразным интегральным профилям, требующим определенного профессионализма в интерпретации.

«Пилообразный» профиль самооценки отвечает состоянию не­уравновешенности проявления свойств личности, или (и) общест­венных, внутригрупповых ее отношений, когда отсутствует стабиль­ность личностного развития. Это не является негативным фактом, также как не является и фактом положительным в самооценке человека: важно поставить вопрос о причинах обнаруженного в данный момент самоизменения личности, или вообще о том, явля­ется ли нестабильность самооценки ситуативной: возможно, эта нестабильность отражает характерологические особенности лично­сти, определенные типологические особенности темперамента, ха­рактера, мотивации и других психических образований. Так зада­ется уже на основании этого простого опыта программа будущего комплексного самопознания личности, — конструктивного по фор­ме и по содержанию,— с применением индивидуально определен­ного набора методик. При дальнейшем изучении личности учиты­вается не только (не)стабильность самооценки, но и ее «высота».

 

 

Методика: «Шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревожности Ч. Д. Спилбергера — Ю. Л. Ханина» [‡‡]

Данная методика позволяет сделать первые и существенные уточнения о качестве интегральной самооценки личности: является ли нестабильность этой самооценки ситуативной или постоянной, то есть личностной. Результаты методики относятся не только к психодинамическим особенностям личности, но и к общему вопро­су взаимосвязи параметров реактивности и активности личности, ее темперамента и характера. Методика также является, как и предыдущая, развернутой субъективной характеристикой личности, что вовсе не уменьшает ее ценности в психодиагностическом плане.

Ю.Л. Ханин приводит в этой связи мысль А.А. Ухтомского: «...Так называемые «субъективные» показания столь же объектив­ны, как и всякие другие, для того, кто умеет их понимать и рас­шифровывать». («Физиология двигательного аппарата. Вып. I, Л., 1927.) С 1950 года в мировой научной литературе появилось более 5000 статей и монографий по вопросам исследования тре­вожности как личностного свойства и тревоги как состояния. С го­дами эти два понятия постепенно сблизились в наименовании «тре­вожность», разделившись в то же время в определениях: «реак­тивная» и «активная», «ситуативная» и «личностная».

По Ю.Л. Ханину, состояние тревоги (или ситуативная тревож­ность) — обозначаемые одинаково: «СТ», — возникают «как реак­ция человека на различные, чаще всего социально-психологические стрессоры (ожидание негативной оценки или агрессивной реак­ции, восприятие неблагоприятного к себе отношения, угрозы сво­ему самоуважению, престижу). Напротив, личностная тревожность (ЛТ) как черта, свойство, диспозиция дает представление об ин­дивидуальных различиях в подверженности действию различных стрессоров. Следовательно, здесь речь идет об относительно ус­тойчивой склонности человека воспринимать угрозу своему «Я» в самых различных ситуациях и реагировать на эти ситуации по­вышением СТ. Величина ЛТ характеризует прошлый опыт инди­вида, т. е. насколько часто ему приходилось испытывать СТ...» (Ж. ВПЛ, № 6, 1978, с. 95). Шкала реактивной и личностной тре­вожности (ШРЛТ) имеет две самостоятельные подшкалы для от­дельного измерения той и другой формы тревожности: — подшкала оценки СТ с главным вопросом о самочувствии в данный мо­мент и подшкала оценки ЛТ с формулировкой о самочувствии обычно (м). Поскольку ниже тревожность оцениваться может и по другим методикам, СТ и ЛТ имеют индексы: СТ1 и ЛТ1 Резуль­таты оцениваются обычно в градациях: до 30 баллов — низкая; 31—45 — средняя; 46... — высокая тревожность. Это не мешает на шкале 20—80 соотнести полученные результаты с диапазонами (квартилями) нормального распределения индивидов с различной тревожностью по параметру активности.

 

Текст методики ШРЛТ

Инструкция: В зависимости от самочувствия в данный МО­МЕНТ, укажите наиболее подходящую для Вас цифру: «1» — нет, это совсем не так; «2» — пожалуй так; «3» — верно; «4»—совер­шенно верно:

1. Вы спокойны............................................................................................... 1 2 3 4

2. Вам ничто не угрожает………………………………………………………....1 2 3 4

3. Вы находитесь в напряжении………………………………………………....1 2 3 4

4. Вы испытываете сожаление...................................................................... 1 2 3 4    

5. Вы чувствуете себя свободно.................................................................. 1 2 3 4   

6. Вы расстроены........................................................................................... 1 2 3 4

7. Вас волнуют возможные неудачи..... ………………………………………..1 2 3 4

8. Вы чувствуете себя отдохнувшим человеком……………………...………1 2 3 4   

9. Вы встревожены......................................................................................... 1 2 3 4

10. Вы испытываете чувство внутреннего удовлетворения ……………….1 2 3 4

11. Вы уверены в себе....................................................................................1 2 3 4

12. Вы нервничаете.........................................................................................1 2 3 4

13. Вы не находите себе места..................................................................... 1 2 3 4    

14. Вы взвинчены............................................................................................1 2 3 4

15. Вы не чувствуете скованности и напряжения ……………………………1 2 3 4

16. Вы довольны........... …………………………………………………………...1 2 3 4

17. Вы озабочены..........................................................................................1 2 3 4

18. Вы слишком возбуждены и Вам не по себе……………………………….1 2 3 4

19. Вам радостно.............................................................................................1 2 3 4

20. Вам приятно...............................................................................................1 2 3 4

 

Инструкция ко второй группе суждений о самочувствии: Про­читайте: (прослушайте) внимательно каждое из приведенных ни­же предложений и зачеркните (запишите) подходящую для Вас цифру справа в зависимости от того, как Вы себя чувствуете ОБЫЧНО:

(Цифры справа означают «1» —почти никогда; «2» —иногда; «3» — часто; «4» — почти всегда).

1. Вы испытываете удовольствие………………………………………………1 2 3 4

2.  Вы быстро устаете......... …………………………………………………….…1 2 3 4    

3. Вы легко можете заплакать....... …………………………………………...…1 2 3 4   

4. Вы хотели бы быть таким же счастливым челове­ком, как и другие.......1 2 3 4           

5. Бывает, что Вы проигрываете из-за того, что недо­статочно

быстро принимаете решения…………………………………... ……………1 2 3 4

6. Вы чувствуете себя бодрым человеком …………………………………….1 2 3 4

7. Вы спокойны, хладнокровны и собраны…………………………………….1 2 3 4

8. Ожидание трудностей очень тревожит Вас …………………...…………...1 2 3 4

9. Вы слишком переживаете из-за пустяков …………………………..………1 2 3 4

10. Вы бываете вполне счастливы......………………………………………….1 2 3 4

11. Вы принимаете все слишком близко к сердцу ………………………...…1 2 3 4

12. Вам не хватает уверенности в себе...................................... ……………1 2 3 4

13. Вы чувствуете себя в безопасности......................................……………1 2 3 4

14. Вы стараетесь избегать критических ситуаций и трудностей….………1 2 3 4    

15. У Вас бывает хандра, тоска....................................................……………1 2 3 4    

16. Вы бываете довольны............................................................……………1 2 3 4

17. Всякие пустяки отвлекают и волнуют Вас ………………………...………1 2 3 4

18. Вы так сильно переживаете свои разочарования,

  что потом долго не можете о них забыть…………………… ……………1 2 3 4

19. Вы уравновешенный человек...... ……………………………………..……1 2 3 4

20. Вас охватывает сильное беспокойство, когда Вы думаете

  о своих делах и заботах …………………………………….…..……………1 2 3 4

 

Ситуативная тревожность (СТ1) определяется по ключу: СТ1 = (3, 4, 6, 7, 9, 12, 13, 14, 17, 18) - (1, 2, 5, 8, 10, 11, 15, 16, 19, 20)+50=

ЛТ1 — Личностная тревожность определяется по ключу: ЛТ1 = (2, 3, 4, 5, 8, 11, 12, 14, 15, 17, 18, 20) — (1, 6, 7, 10, 13, 16, 19) +35 =

Понятие ситуативной (актуальной), — то есть реактивной тре­вожности и понятие личностной, — то есть активной тревожности имеют не только специальный, описанный выше, но и более общий психологический смысл. По нашему опыту, диагностика реактив­ной и активной тревожности позволяет достаточно определенно судить о проявлении двух основных особенностей поведения лич­ности в плане ее отношения к деятельности, а именно:

1. По значению в баллах, полученному для реактивной тревож­ности открывается возможность оценки параметра реактивности личности в смысле ее включенности, погруженности в деятель­ность, в ситуацию взаимодействия внутреннего и внешнего. В част­ности, в реактивности мы видим проявление индивидных свойств и, отчасти, свойств индивидуальности человека, — а именно про­явление психодинамики и темперамента в структуре свойств его личности. Высокая реактивность, по Я. Стреляу, отвечает темпе­раменту меланхолика, менее высокая — флегматика, а низкая ре­активность — холерика, и, вслед за ним,—сангвиника.

2. По значению в баллах, полученному для активной, личност­ной тревожности, подобным же образом рассуждая, можно пред­варительно оценить активность личности, — в плане ее характеро­логических свойств. Высокая активность соответствует, по нашей модели личности, сангвинии и меланхолии, а низкая — флегматии и холерии, — личностным состояниям и свойствам, адекватным мыслительному и практико-мыслительному, а также художествен­ному и практико-художественному типам характера.

Ближайшим следствием переосмысления тревожности является здесь дополнительное ее исследование, выделенное индексами «2»: СТ2 и ЛТ2.

При необходимости контроля за состоянием тревожности и,— шире, — за состоянием психодинамики личности, изменяющимися в ходе длительного обследования, а также при необходимости по­добного контроля в «пилотажных» исследованиях применяется со­кращенный вариант определения реактивной (ситуативной) тре­вожности: СТ2[§§].

Инструкция: зачеркните цифру справа, в зависимости от того, как Вы себя чувствуете в ДАННЫЙ МОМЕНТ:

1. Вы чувствуете себя свободно................................................................... 1 2 3 4

2. Вы нервничаете......................................................................................... 1 2 3 4     

3. Вы не чувствуете скованности.................................................................. 1 2 3 4  

4. Вы довольны............................................................................................... 1 2 3 4

5. Вы озабочены............................................................................................. 1 2 3 4

 

Обработка результатов — по ключу: из суммы баллов по во­просам 2 и 5 вычесть сумму баллов по вопросам 1, 3 и 4, затем прибавить число 15 и весь полученный результат умножить на 4,— для того, чтобы перейти к соизмеримому с результатами других методик итогу, относимому к шкале 20—80 баллов. По этой последней шкале низкий уровень тревожности соответствует 20—30 баллам, средний — 31—45 и высокий показатель СТ2 — 46 и более баллов.

Поскольку тревожность имеет не только специальный, но и бо­лее распространенный психологический смысл, полезно рассмот­реть этот параметр в связи с дополняющими его свойствами, а именно: по ЛТ2 и т. д.:

САМООЦЕНКА ТРЕВОЖНОСТИ (ЛТ2)

1. Обычно Вы не чувствуете в себе уверенности ……………………………1 2 3 4

2. Вы часто из-за пустяков краснеете..... ………………………………………1 2 3 4

3. Ваш сон беспокоен......... ………………………………………………………1 2 3 4

4. Вы легко впадаете в уныние......................................................................1 2 3 4

5. Вы беспокоитесь о только воображаемых еще не­приятностях............1 2 3 4

6. Вас пугают трудности...........…………………………………………………..1 2 3 4

7. Вы любите копаться в своих недостатках…………………………………..1 2 3 4

8. Вас легко убедить........................................................................................1 2 3 4

9. Вы мнительный человек........ …………………………………………………1 2 3 4

10. Вы с трудом переносите время ожидания………………………………….1 2 3 4



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 151; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.42.168 (0.05 с.)