Теория к заданию 4 по русскому языку: Постановка ударения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теория к заданию 4 по русскому языку: Постановка ударения.



 

1. Внимательно прочитайте предложенные слова

2. Вспомните орфоэпический словарь ФИПИ и особенности постановки ударения.

3. Помните о том, что буквы Е и Ё могут быть поставлены «с ошибкой»

                      Орфоэпический минимум

А дозИровать клАла
агЕнт докраснА клЕить
алфавИт докумЕнт кОнусы
аэропОрты, им.п. мн.ч. донЕльзя кОнусов
  дОнизу кормЯщий
Б досУг корЫсть
балОванный дОсуха крАлась
баловАть   крАны
балУясь Е красИвее
бАнты, им.п. мн.ч. еретИк красИвейший
бОроду, вин.п. ед.ч.   кремЕнь
бралА Ж кренИться
бралАсь жалюзИ кровоточАщий
бухгАлтеров, род.п. мн.ч. ждалА кровоточИть
  жилОсь кУхонный
В    
вЕрба З Л
вернА завИдно лгалА
вероисповЕдание зАгнутый лЕкторы
взялА зАгодя лЕкторов, род.п. мн.ч.
взялАсь закУпорив лилА
включЁн зАнял лилАсь
включЁнный занялА ловкА
включИм  зАняло лыжнЯ
включИт занятА  
включИшь зАнятый М
влилАсь запертА мЕстностей, род.п. мн.ч.
 вОвремя зАсветло мозаИчный
ворвалАсь заселЁн молЯщий
воспринялА зАтемно мусоропровОд
воссоздалА звалА  
вручИт звонИм Н
  звонИт навЕрх
Г звонИшь навралА
гналА зимОвщик наделИт
гналАсь знАчимость надОлго
 граждАнство знАчимый надорвалАсь
    нажИвший
Д И нажитА
давнИшний избалОванный нажИлся
дефИс Иксы накренИт
диспансЕр импЕрский налилА
добелА инстИнкт налИвший
добралА исключИт налитА
добралАсь Исстари намЕрение
довезЁнный исчЕрпать нанЯвшийся
дОверху   нарвалА
договорЁнность К нарОст
дождалАсь каталОг насорИт
дозвонИтся квартАл нАчал
дозвонЯтся киломЕтр началА

 

нАчали П созданА  
начАв партЕр сорИт  
начАвший перезвонИт срЕдства, им.п. мн.ч.  
начАть перелилА срЕдствами  
нАчатые плодоносИть стАтуя  
нЕдруг повторЁнный столЯр  
недУг поделЁнный созЫв  
некролОг поднЯв    
нЕнависть позвонИт Т  
ненадОлго позвонИшь тамОжня  
низведЁн полилА тОрты  
нОвости положИл тОртов  
новостЕй положИть тОтчас  
нОгтя, род.п. ед.ч. понЯв    
  понЯвший У  
О пОнял убралА  
обеспЕчение понялА убыстрИть  
обзвонИт портфЕль углубИть  
облегчИт пОручни укрепИт  
облегчИть послАла    
облилАсь прибЫв Ц  
обнялАсь прибылА цемЕнт  
обогналА прИбыл цЕнтнер  
ободралА прИбыло цепОчка  
ободрИть придАной    
ободрЁнный призЫв Ч  
ободрЁн прИнял чЕрпать  
ободрИшься прИняли    
обострЁнный прИнятый Ш  
обострИть принУдить шАрфы  
одолжИт приручЁнный шофЁр  
озлОбить прожИвший    
оклЕить прозорлИва Щ  
окружИт процЕнт щавЕль  
опломбировАть   щемИт  
опОшлят Р щЁлкать  
определЁн рвалА    
оптОвый   Э  
освЕдомиться С экспЕрт  
освЕдомишься свЁкла    
отбылА сверлИт    
отдалА сверлИшь    
отдАв сирОты Отрочество                         создалА
отключЁнный слИвовый    
откУпорил снялА создалА  
отозвалА снятА    
отозвалАсь сОгнутый        

Теория к заданию 5 по русскому языку: Употребление паронимов.

1. Внимательно прочитайте все предложения и найдите ошибку в использовании паронима;

2. К каждому парониму нужно вспомнить его пару;

3. Помните! Свое значение пароним проявляет в полной мере только в контексте. Различия можно посмотреть в словаре.

4. За различие в значениях в паронимах отвечают суффиксы и приставки. Можно попробовать изменить приставку или суффикс в слове, тогда вы получите искомый пароним.

5. Укажите правильный ответ.

Обратите внимание:

· Вам понадобится знание значений паронимов

Паронимыэто слова, сходные по звучанию и морфемному составу, но различающиеся по лексическому значению).

Например: абонемент в театр - абонент недоступен.

За различие в значениях в паронимах отвечают суффиксы и приставки.

 Вспомните, какие типы паронимов существуют: корневые, суффиксальные, приставочные. Можно попробовать изменить приставку или суффикс в слове, тогда вы получите искомый пароним.
Суффиксальные паронимы легко запомнить, если знать, какие конкретно суффиксы чередуются, это вы можете посмотреть в приведенной ниже информации.
 Записывая  ответ, необходимо не просто найти ошибку, но и ИСПРАВИТЬ - это значит написать правильный ответ самостоятельно.

Корневые Приставочные Суффиксальные
Диктант - диктат Невежа - невежда Дипломант - дипломатБывший - былой Зачинатель - зачинщик Отборный - отборочный Добротный - добрый Словарный - словесный Жилищный - жилой (в, вз, вы, из, от, за, на, по, с, раз, о, у, об, пере, пре, предо, пред) Вдох - вздох Выбирая - избирая Выдача - отдача - передача - раздача Выплата - оплата - плата - уплата Выплатить - заплатить - оплатить - отплатить - уплатить Надеть - одеть Предоставить – представить Бедный - бедственный Безответный - безответственный Искусный - искусственный Демократический - демократичный Дипломатичный - дипломатический Дождливый - дождевой Драматический - драматичный Иронический - ироничный

Смешанные паронимы
Восполнить - дополнить - заполнить - наполнить - переполнить - пополнить
Годичный - годовалый - годовой
Гуманистический - гуманитарный - гуманный
Деловитый - деловой - дельный - деляческий
Производительный - производственный Почтенный - почтительный - почетный
Царский - царственный – царствующий

 

Теория к заданию 6 по русскому языку: Лексические нормы.

 

Задание 6 ЕГЭ по русскому языку проверяет знание лексических норм

 (кроме паронимов). Формулировка задания 6 допустима в двух вариантах: исключение слова или замена слова. Например:

1. Исключение: «Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
В этом пейзаже не было ни одной кричащей краски, ни одной острой черты в рельефе, но его скупые озёрца, наполненные тёмной и спокойной водой, кажется, выражали главную суть воды больше, чем все моря и океаны. ( В предложении лишнее слово «ГЛАВНУЮ», т.к. оно относится к слову «СУТЬ». Это тавтология).

2. Замена: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
В конце XVII столетия сторонники царевны Софии одержали поражение в битве с войсками молодого преобразователя России Петра Великого.(потерпели (поражение).)

Для правильного решения задания 6 необходимо:

· понимать лексическое значение слова и употреблять его в соответствии с данным значением;

· учитывать особенности сочетаемости слов;

· правильно употреблять синонимы, антонимы и омонимы;

· избегать речевой избыточности;

· не допускать речевой недостаточности;

· учитывать сферу употребления лексики и стилистическую окраску.

Алгоритм выполнения:

1) Найди смысловое (семантическое) противоречие (сигнал ошибки)

2) Распознай ошибку, укажи ее вид (не смешивать со средствами выразительности) 3) Если это ошибка, исправь ее.

Главные определения

Плеоназмы - словосочетания, содержащие излишний в смысловом отношении компонент. Тавтология – это тождесловие, то есть повторение сказанного иными словами или повторение однокоренных слов.

Нарушение лексической сочетаемости слов.
Лексическая сочетаемость слов – это способность слов соединяться друг с другом. Если не учитывать значение слов, может возникнуть лексическая несочетаемость.
Например, слова могут не сочетаться из-за их лексической несовместимости
(Облокотиться спиной, потерпеть победу, состоялось вооруженное столкновение и т.д.) Употребление лишних слов, в том числе плеоназмы – словосочетания, в которых одно из двух слов является лишним, потому что его значение совпадает со значением другого, рядом стоящего слова. (главная суть, свободная вакансия, моя автобиография, строгое табу и другие).

 Употребление однокоренных слов в близком контексте (тавтология) – повторение однокоренных или одинаковых слов (организовать организацию, спросить вопрос, предложить предложение).

Теория к заданию 6 по русскому языку: Лексические нормы.

 

ТИПЫ ЛЕКСИЧЕСКИХ ОШИБОК

ОШИБКИ ПРИМЕРЫ
1. Употребление слова в несвойственном ему значении Мы были шокированы прекрасной игрой актеров (восхищены)
2. Неразличение синонимичных слов В конечном предложении автор применяет  градацию.
3. Употребление слов иной стилевой окраски Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую  колею.
4. Неуместное употребление эмоционально — окрашенных слов и фразеологизмов Астафьев то и делоприбегает к употреблению  метафор и олицетворений.(использует)
5. Неоправданное употребление просторечных слов Таким людям всегда удается объегорить других. (обмануть)
6. Нарушение лексической сочетаемости Автор увеличивает впечатление.
7. Употребление лишних слов, в том числе плеоназм Молодой юноша; очень прекрасный
8. Употребление однокоренных слов в близком контексте (тавтология) В рассказе рассказывается о реальных событиях.
9. Неоправданное повторение слова Герой не задумывается над своим поступком. Герой (Он)даже не понимает всей глубины содеянного.

 

Теория к заданию 7 по русскому языку:

Морфологические нормы (образование форм слова).

 

Алгоритм выполнения задания 7 ЕГЭ по русскому языку:

1. Внимательно прочтите предложенные словосочетания.

2. Определите части речи выделенных слов.

3. Вспомните правило, соответствующее каждой части речи, если оно есть.

4. Действуйте методом исключения. Лучше всего начать с прилагательных, числительных, глаголов, а на "десерт" оставить существительные, так как там большее количество информации.

5. Выпишите правильное слово.

Что нужно знать:

· Падежные формы имен числительных

· Употребление собирательных числительных

· Употребление ОБА, ОБЕ

· Употребление числительных полтора, полтораста

· Образование и употребление степеней сравнения имен прилагательных

· Образование и употребление форм повелительного наклонения некоторых глаголов

· Образование и употребление именительного и родительного падежей множественного числа имен существительных



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 72; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.80.122 (0.027 с.)