Изложенным ниже теоретическим и практическим материалом 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Изложенным ниже теоретическим и практическим материалом



МАТЕРИАЛЫ

для подготовки к экзамену по русскому языку

В формате ЕГЭ

учени___ 11  класса

Ф.И.О.

ВНИМАНИЕ!

ВЛАДЕНИЕ

Изложенным ниже теоретическим и практическим материалом

(ЗНАНИЕ И УМЕНИЕ ПРИМЕНЯТЬ НА ПРАКТИКЕ!)

ОБЕСПЕЧИТ Вам УСПЕШНУЮ СДАЧУ экзамена по русскому языку

В формате ЕГЭ

Директор школы              ______________ (Т.И. Эммерт)

Учитель русского языка _______________ (Л.Е. Дзюба)

 

 

 
подпись родителей

Уч. Г

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

Дата проведения занятия Тема занятия Подпись учителя Количество баллов за тест
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

ЗАДАНИЯ ЕГЭ

Задание 1. Найти главную информацию, содержащуюся в тексте.
Задание 2. Самостоятельно подобрать средство связи.
Задание 3. Определить лексическое значение слова.
Задание 4. Найти ошибку в постановке ударения.
Задание 5. Исправить лексическую ошибку, подобрать пароним.
Задание 6. Исправить лексическую ошибку, исключить или заменить слово.
Задание 7. Исправить ошибку в форме слова.
Задание 8. Установить соответствие между грамматическими ошибками и предложениями.
Задание 9. Правописание корней.
Задание 10. Правописание приставок.
Задание 11. Правописание суффиксов (кроме Н/НН).
Задание 12. Правописание суффиксов причастий и окончаний глаголов.
Задание 13. Правописание НЕ и НИ с частями речи.
Задание 14. Слитное, дефисное, раздельное написание слов.
Задание 15. Правописание Н/НН в различных частях речи.
Задание 16. Запятые в простом предложении с однородными членами или в ССП.
Задание 17. Запятые при обособленных членах предложения (определение, дополнение, обстоятельство, приложения)
Задание 18. Знаки препинания при обращении и вводных словах.
Задание 19. Знаки препинания в СПП
Задание 20. Знаки препинания в предложениях с разными видами связи.
Задание 21. Пунктуационный анализ текста. (Тире, двоеточие, запятая)
Задание 22. Найти высказывание(я), соответствующее содержанию текста.
Задание 23. Функционально-смысловые типы речи.
Задание 24. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению.
Задание 25. Средства связи предложений в тексте.
Задание 26. Языковые средства выразительности.
Задание 27. Сочинение.

 

1. Информационная обработка текста

работа

с малым текстом

2. Средства связи между предложениями
3. Лексическое значение слова
4. Орфоэпия

культура речи

5. Паронимы
6. Тавтология, плеоназм
7. Формы слова
8. Тип грамматической ошибки
9. Безударные гласные в корне

орфография

10. Правописание приставок, разделительных Ь и Ъ, И-Ы после приставок
11. Правописание суффиксов разных частей речи
12. Правописание окончаний глаголов и суффиксов причастий
13. Слитное и раздельное написание НЕ и НИ
14. Правописание производных предлогов, наречий, местоимений с частицами
15. Н и НН в суффиксах разных частей речи
16. Знаки препинания при однородных членах и в сложносочиненном предложении

пунктуация

17. Обособленные члены предложения
18. Вводные слова и предложения
19. СПП с придаточным определительным
20. Знаки препинания на стыке союзов в сложном предложении с разными видами связи
21. Тире, двоеточие, запятая: идентичность знаков препинания  
22. Информационная обработка текста

работа

с большим  текстом

23. Типы речи
24. Синонимы-антонимы, фразеологизмы…
25. Средства связи между предложениями в тексте
26. Средства выразительности

Теория к заданию 1 по русскому языку:

Определение главной информации текста.

 

Алгоритм выполнения задания 1 по русскому языку:

1. Внимательно прочитайте текст.

2. Определите, какая информация в тексте является основной, а какая – второстепенной.

3. Подчеркните в каждом предложении ключевые слова, важные для понимания того вопроса, который затрагивается автором.

4. Обратите особое внимание при графической обработке текста на 2 и 3 предложения: это, как правило, смысловой центр текста.

5. Прочитайте варианты ответов, исключите суждения, которые содержат:

o второстепенную информацию

o фактические и логические ошибки

o искаженную информацию

6. Найдите 2 предложения, в которых главная информация передана верно.

 

Примерная формулировка задания:

· В каких из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

· В задании предлагается прочитать текст, понять его основную мысль и выбрать несколько вариантов ответа, наиболее точно отражающих главную информацию прочитанного текста.

 

Типичные ошибки в ответах:

1.  Указывается информация, которой нет в тексте;

2.  Указывают недостоверную информацию;

3. Некоторые указывают неполную информацию;

4. Дают два разных по содержанию ответа.

 

 

Теория к заданию 2 по русскому языку: Средства связи предложений в тексте.

Алгоритм выполнения задания

1. Внимательно прочитайте текст

Противопоставление

взаимозаменяемость

        но (сочинит союз)
        однако (сочинит союз)
       иными словами (вв сл)

Уточнение

иначе говоря, иначе сказать
       кроме того    (вв сл) и еще
      например     (вв сл) а именно
       именно      (вв сл) не иначе как
      прежде всего в первую очередь
     поэтому (подч союз)

Вывод

взаимозаменяемость

      потому (подч союз)
     следовательно (вв сл)
       хотя (подч союз) несмотря на это   несмотря на то что вопреки

 

Обратите внимание:

· Вам понадобится знание значений паронимов

Паронимыэто слова, сходные по звучанию и морфемному составу, но различающиеся по лексическому значению).

Например: абонемент в театр - абонент недоступен.

За различие в значениях в паронимах отвечают суффиксы и приставки.

 Вспомните, какие типы паронимов существуют: корневые, суффиксальные, приставочные. Можно попробовать изменить приставку или суффикс в слове, тогда вы получите искомый пароним.
Суффиксальные паронимы легко запомнить, если знать, какие конкретно суффиксы чередуются, это вы можете посмотреть в приведенной ниже информации.
 Записывая  ответ, необходимо не просто найти ошибку, но и ИСПРАВИТЬ - это значит написать правильный ответ самостоятельно.

Корневые Приставочные Суффиксальные
Диктант - диктат Невежа - невежда Дипломант - дипломатБывший - былой Зачинатель - зачинщик Отборный - отборочный Добротный - добрый Словарный - словесный Жилищный - жилой (в, вз, вы, из, от, за, на, по, с, раз, о, у, об, пере, пре, предо, пред) Вдох - вздох Выбирая - избирая Выдача - отдача - передача - раздача Выплата - оплата - плата - уплата Выплатить - заплатить - оплатить - отплатить - уплатить Надеть - одеть Предоставить – представить Бедный - бедственный Безответный - безответственный Искусный - искусственный Демократический - демократичный Дипломатичный - дипломатический Дождливый - дождевой Драматический - драматичный Иронический - ироничный

Смешанные паронимы
Восполнить - дополнить - заполнить - наполнить - переполнить - пополнить
Годичный - годовалый - годовой
Гуманистический - гуманитарный - гуманный
Деловитый - деловой - дельный - деляческий
Производительный - производственный Почтенный - почтительный - почетный
Царский - царственный – царствующий

 

Теория к заданию 6 по русскому языку: Лексические нормы.

 

Задание 6 ЕГЭ по русскому языку проверяет знание лексических норм

 (кроме паронимов). Формулировка задания 6 допустима в двух вариантах: исключение слова или замена слова. Например:

1. Исключение: «Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
В этом пейзаже не было ни одной кричащей краски, ни одной острой черты в рельефе, но его скупые озёрца, наполненные тёмной и спокойной водой, кажется, выражали главную суть воды больше, чем все моря и океаны. ( В предложении лишнее слово «ГЛАВНУЮ», т.к. оно относится к слову «СУТЬ». Это тавтология).

2. Замена: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
В конце XVII столетия сторонники царевны Софии одержали поражение в битве с войсками молодого преобразователя России Петра Великого.(потерпели (поражение).)

Для правильного решения задания 6 необходимо:

· понимать лексическое значение слова и употреблять его в соответствии с данным значением;

· учитывать особенности сочетаемости слов;

· правильно употреблять синонимы, антонимы и омонимы;

· избегать речевой избыточности;

· не допускать речевой недостаточности;

· учитывать сферу употребления лексики и стилистическую окраску.

Алгоритм выполнения:

1) Найди смысловое (семантическое) противоречие (сигнал ошибки)

2) Распознай ошибку, укажи ее вид (не смешивать со средствами выразительности) 3) Если это ошибка, исправь ее.

Главные определения

Плеоназмы - словосочетания, содержащие излишний в смысловом отношении компонент. Тавтология – это тождесловие, то есть повторение сказанного иными словами или повторение однокоренных слов.

Нарушение лексической сочетаемости слов.
Лексическая сочетаемость слов – это способность слов соединяться друг с другом. Если не учитывать значение слов, может возникнуть лексическая несочетаемость.
Например, слова могут не сочетаться из-за их лексической несовместимости
(Облокотиться спиной, потерпеть победу, состоялось вооруженное столкновение и т.д.) Употребление лишних слов, в том числе плеоназмы – словосочетания, в которых одно из двух слов является лишним, потому что его значение совпадает со значением другого, рядом стоящего слова. (главная суть, свободная вакансия, моя автобиография, строгое табу и другие).

 Употребление однокоренных слов в близком контексте (тавтология) – повторение однокоренных или одинаковых слов (организовать организацию, спросить вопрос, предложить предложение).

Теория к заданию 6 по русскому языку: Лексические нормы.

 

ТИПЫ ЛЕКСИЧЕСКИХ ОШИБОК

ОШИБКИ ПРИМЕРЫ
1. Употребление слова в несвойственном ему значении Мы были шокированы прекрасной игрой актеров (восхищены)
2. Неразличение синонимичных слов В конечном предложении автор применяет  градацию.
3. Употребление слов иной стилевой окраски Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую  колею.
4. Неуместное употребление эмоционально — окрашенных слов и фразеологизмов Астафьев то и делоприбегает к употреблению  метафор и олицетворений.(использует)
5. Неоправданное употребление просторечных слов Таким людям всегда удается объегорить других. (обмануть)
6. Нарушение лексической сочетаемости Автор увеличивает впечатление.
7. Употребление лишних слов, в том числе плеоназм Молодой юноша; очень прекрасный
8. Употребление однокоренных слов в близком контексте (тавтология) В рассказе рассказывается о реальных событиях.
9. Неоправданное повторение слова Герой не задумывается над своим поступком. Герой (Он)даже не понимает всей глубины содеянного.

 

Теория к заданию 7 по русскому языку:

Морфологические нормы (образование форм слова).

 

Алгоритм выполнения задания 7 ЕГЭ по русскому языку:

1. Внимательно прочтите предложенные словосочетания.

2. Определите части речи выделенных слов.

3. Вспомните правило, соответствующее каждой части речи, если оно есть.

4. Действуйте методом исключения. Лучше всего начать с прилагательных, числительных, глаголов, а на "десерт" оставить существительные, так как там большее количество информации.

5. Выпишите правильное слово.

Что нужно знать:

· Падежные формы имен числительных

· Употребление собирательных числительных

· Употребление ОБА, ОБЕ

· Употребление числительных полтора, полтораста

· Образование и употребление степеней сравнения имен прилагательных

· Образование и употребление форм повелительного наклонения некоторых глаголов

· Образование и употребление именительного и родительного падежей множественного числа имен существительных

ВИДЫ ГРАММАТИЧЕСКИХ ОШИБОК

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым:

1. Сказуемое должно быть согласовано с подлежащим, а не со второстепенными членами предложения.

2.Если подлежащим является существительное мужского рода, обозначающее должность или профессию, то род сказуемого определяется из контекста.

3.Если присутствует указание на женский пол, сказуемое должно быть женского рода, в противном случае – мужского. Если подлежащим является сложносокращенное слово, род сказуемого определяется главным словом из словосочетания.

4.Местоимение «кто»и «что» употребляется с глаголом в единственном числе и мужском роде.

5.Обособленный оборот не влияет на форму сказуемого.

6.Если числительное является подлежащим и оканчивается на один, то сказуемое должно быть в единственном числе.

Примените нужное правило

- приставки, оканчивающиеся на –з, -с;
·Ы, И,Ъ на стыке морфем;
·Пол-, полу-;
·Неизменяемые приставки;
·ПРЕ, ПРИ

Задание 13 ЕГЭ по русскому языку 2019. Правописание НЕ, НИ.

«Правописание НЕ и НИ с разными частями речи»

НЕ пишется раздельно:

· с глаголами: не был, не подходил;

· c д еепричастиями: не узнав, не найдя;

· с числительным и: не раз;

· с краткими прилагательными с оттенком д олженствовани я: он не нужен, не должен, не обязана;

· со всеми словами, если при них есть или подразумевается противопоставлени е с союзом а: не глубокая, а мелкая река;

· при усилении отрицания словами далеко не, никому не, нисколько не, вовсе не, отнюдь не : вовсе не трудная задача;

· с прилагательными в сравнительной степени: не сильнее, не быстрее;

· в словах с предлогами: не с кем, не в духе, не для чего.

НЕ пишется слитно:

· в словах, которые без не не употребляются: невежа, непобедимый, ненавидеть;

· в словах, которые дают качественную характеристику предмету и которые можно заменить синонимом: неприятель- (враг), очень нездоровый (больной) вид, нездоров;

· в от глагольны х прилагательных на -мый: независимый, нелюбимый;

· в н еопределенных местоимениях: некого, нечто, несколько;

· в глаголах с приставкой недо-: недоделать, недооценить.

 

РАЗДЕЛЬНО

Имя существите льное. Можно заменить синонимом без НЕ. недруг, нездоровье,

Не друг, а враг.

Это не стул, а парта

Имя числитель ное, местоиме ние (кроме отрицательных и неопределен ных).

нЕкоторый, нЕсколько, нЕкогда

Всегда раздельно

не пять

P. S. Отрицательные и неопределенные местоимения пишутся

либо в одно слово, либо в три слова, когда у местоимения есть предлог.

Невесёлый, неинтересный

Если в качестве пояснительных слов выступают наречия меры и степени: весьма, очень, совершенно, почти, в высшей степени.

 

Если к прилагательному относятся отрицательные местоимения и наречия, начинающиеся с НИ, или слова далеко НЕ,  вовсе НЕ, отнюдь НЕ. С относительными прилагательными   (небо здесь не южное).  

НО: всегда пишутся раздельно слова не ниже, не выше, не хуже,

 не лучше, не беднее и т.д.

Всегда пишутся раздельно НЕ в сочетаниях не готов, не должен,

Примените нужное правило.

Правописание наречий

Через дефис пишутся следующие наречия:
а) образованные повторением одного и того же слова, однокоренных или синонимичных слов; Например: мало-помалу, тихо-мирно
б) имеющие приставку по- и суффиксы - ому/-ему, -и; Например: по-старому, по-летнему, по-дружески
в) имеющие приставку в-/во- и суффикс -их/-ых. Например: во-вторых, в-третьих

 

Правописание союзов

Раздельно пишутся:

· союз то есть

· составные союзы (состоящие из двух и более слов): для того чтобы, потому что, так как, так что, тогда как, в то время как и др.

Слитно пишутся:

· союз зато (по значению близок союзу но). Наример: На улице после дождя остались лужи, зато воздух стал свежее.

Союз зато следует отличать от сочетания указательного местоимения то с предлогом за. Наример: Я уважаю его за то, что он терпелив к людям.

· союзы также, тоже (являются синонимами, взаимозаменяемы, по значению близки союзу и). Наример: Сережа получил приз, мне тож е хотелось что-то выиграть.

Союзы также, тоже следует отличать от сочетаний частицы же с наречием так или с местоимением то. Наример: На праздники мама готовила жареное мясо с запечеными овощами. То же блюдо мы увидели сегодня.

· союз чтобы (имеет значение цели). Наример: Закрой окно, чтобы не было сквозняка.

Союз чтобы с ледует отличать от сочетания местоимения что с частицей бы. Наример: Я долго думала, что бы такого подарить Оле.

 

 

Задание 15 -Н- и -НН- в различных частях речи.

 

1.Правописание Н и НН в существительных

НН пишется:

1. если корень слова оканчивается на н, а суффикс начинается с н. Например: конница, бесприданница, малинник.

2. если существительное образовано от прилагательного или от причастия, имеющего нн. Например: современник, торжественность.

Н пишется:
Если существительное образовано от основы прилагательного с одним н. Например: песчаник, пряности, юность.

 

2. Правописание Н и НН в суффиксах отыменных прилагательных (образованных от имени существительного)

НН пишется:

1. в прилагательных, образованных от имен существительных и прилагательных с помощью суффиксов - енн-, -онн -. Например: революционный, временный, торжественный, здоровенный. Исключение: ветреный.

2. в прилагательных, образованных от существительных с основой на при помощи суффикса -н-. Например: длинный, туманный, чугунный, лимонный

· Прилагательные бараний, тюлений, свиной и подобные пишутся с одной н, так как они образованы от существительных с основой на н путем прибавления суффикса -j-.

· Прилагательные пряный, румяный, юный пишутся с одной н, так как это непроизводные прилагательные.

Н пишется:
Н пишется в прилагательных, образованных от существительных с помощью суффиксов - ин-, -ан-,-ян-. Например: мышиный, гусиный, водяной. Исключения: стеклянный, оловянный, деревянный.

 

Отглагольные (причастия)

 

Пиши Н

В этих словах только две морфемы: корень и окончан

юн-ый

красн-ый

румян-ый

Пиши Н Пиши НН Пиши НН Пиши Н Суффиксы -АН-, -ЯН- травяной (суффиксы -АН-, -ЯН- имеют значение из чего или для чего предмет)* -ИН- гусиный (безударный суффикс -ИН-служит для образования прилагательных от названий живого существа) Суффиксы   -ЕНН-, -ОНН- Н + -Н- письменный лекционный 1.образовано от глагола совершенного вида:  купленный, решённый. 2.Есть зависимые слова вязанный бабушкой шарф 3.есть приставка, кроме НЕ-;нарисованный 4.есть суффикс -ОВА-, -ЕВА- (но! жеваНый, коваНый);   1.оборазовано от глаг.  несов вида: плетёный 2.нет зависимого слова: чищеный, глаженый 3.нет приставки: крашеный 4.Если нет ни одного из перечисленных признаков. Искл. оловянный деревянный стеклянный безымянный Искл. ветреный (но! безветренный день, подветренная сторона), Искл. раненый (но! раненный в руку, израненный), названый, посаженый,  смышленый, приданое (но! бесприданница) Искл. брошенный, данный, лишенный, плененный,  желанный, священный,  нечаянный, невиданный, неслыханный, нежданный,  негаданный, медленный.

 

*Есть всего пять слов, в которых значение из чего или для чего предмет имеет суффикс –ЕНН-: тыквЕННый, клюквЕННый, соломЕННый, огнЕННый, обедЕННый.

 


Задание 16 по русскому языку: Знаки препинания в простом осложненном предложении (однородные члены предложения) и в сложносочиненном предложении.

 

Алгоритм выполнения задания 16:

1. Выделите основы.

2. Вставьте знаки препинания, если это потребуется.

3. Выпишите номера предложений, в которых одна запятая.

 

Однородные члены в предложении разделяются запятой, если:

1. между однородными членами нет союзов. Например: Наш путь лежит через Воронеж, Рязань, Пензу.

2. между однородными членами есть повторяющиеся союз ы: и...и, или...или, не то...не то и т.д. Например: Мы собрали и одежду, и книги, и посуду.

3. Запятая ставится перед второй частью двойного союза как…, так; не только…, но и; не столько…, сколько; насколько…, настолько; хотя и…, но; если не…, то; не только не…, а; не то чтобы…, а и др. Например: Перед нами появились не только мужественные воины, но и прекрасные амазонки.

Запятая между однородными членами не ставится в следующих случаях:

1. между однородными членами есть одиночные союзы и, или, да (в значении и). Например: Надень пальто или куртку.

2. однородные члены представляют собой фразеологический оборот с повторяющимися союзами. Например: и день и ночь, и смех и грех, и там и сям, ни то ни се, и так и сяк и т. д.

Однородные и неоднородные определения.
Однородные определения, выраженные прилагательными и причастиями и стоящие перед определяемым словом, отделяются друг от друга запятой, неоднородные – не отделяются. Например: Бестужев снял с её руки зелёную вязаную перчатку.

 

В сложносочиненном предложении между двумя грамматическими основами обычно ставится запятая.

Природа просыпается, и люди готовятся к зиме.

 

Запятая в сложносочиненном предложении не нужна

 

1.Если есть общий второстепенный член предложения

Осенью природа засыпает и люди готовятся к зиме.

2.Если есть общее для частей вводное слово, словосочетание, или предложение, частица, обособленный член предложения (сравнительный оборот). К удивлению, погода резко переменилась и наступила настоящая жара.

Да здравствует свет и скроется тьма. Дальнейшие встречи были так же приятны и беседы так же полезны, как в первый раз.

3.Если у частей сложносочинённого предложения есть общее придаточное или общая бессоюзная часть

  Когда мама вошла в комнату, 1/осколки вазы валялись на полу2/ и дети пытались их собрать3Как это часто бывает, вспоминается плохое и забывается хорошее

 

Задание 17 по русскому языку:

Знаки препинания при обособленных определениях и обстоятельствах.

 

Алгоритм выполнения задания 17:

1. Внимательно прочтите предложения.

2. Определите, есть ли вставные конструкции.

3. Выделите их запятыми, если это необходимо.

4. Запишите цифры в бланк.

1. Обособленные определения
Обособленные определения в предложении могут быть выражены:

1. причастным оборотом; Например: В дальнем краю парка, заросшего высокой травой и кустрником, находилась аллея.

2. одиночными причастиями или прилагательными; Например: Небо, хмурое и неприветливое, накрывало город.

3. прилагательным с зависимыми словами; Например: На столе я увидел книгу, похожую на древнюю энциклопедию.

 

2. Обособленные приложения

Обособленные приложения синтаксически являются определениями.
Обособленные приложения в предложении могут быть выражены:

1. именами существительными; Например: Мы, школьник и, устали от экзаменов.

2. именами существительными с зависимыми словами; Например: Петр Иванович, добрый наш друг, оказал нам помощь.

 

3. Обособленные обстоятельства

Обособленные обстоятельства в предложении могут быть выражены:

1. одиночными деепричастиями; Например: Танцуя и кружась, она смотрела на меня.

2. деепричастным оборотом; Например: Проехав несколько километров, я увидел на обочине путника.

Знаки препинания ставятся

В сложноподчинённых предложениях главная и придаточные части отделяются друг от друга знаками препинания:

1. Запятая ставится перед союзными словами (который, когда, …) и подчинительными союзами (когда, пока, едва, так как, потому что, оттого что, вследствие того что, затем чтобы, так что, хотя, несмотря на то что, как, словно, будто, точно, чем, как будто, подобно тому как, что, как, чтобы и тд). Например: Лист­вен­ни­ца может пе­ре­но­сить су­ро­вые зимы, так как она сбра­сы­ва­ет на зиму хвою.

2. Точка с запятой ставится, если части предложения значительно распространены и уже имеют внутри себя запятые или в случае, если в предложении несколько частей, например: Если бы я захотела поставить перед собой цель и добиваться её всеми правдами и неправдами; если бы я не стремилась не обижать людей; если бы не выбирала средств, идя к цели; то я была бы не я.

3. Тире может ставиться в разных случаях, например если придаточная часть стоит перед главной: Когда есть любовь – праздник в душе.

4. Запятая и тире ставятся при отделении нескольких однородных придаточных от главного, стоящего после них, например: Когда на улице непогода, когда свирепствует сильный ветер, когда идёт злой, хлёсткий дождь, - остаться дома – уже большое счастье.

Задание 20.

Ответ: 1,2,3,4

 

 

ЗАПЯТАЯ

 

 

а) между однородными членами С Онегиным он вспоминает проказы, шутки прежних лет. при отсутствии союза б) между частями ССП [Хлынулипотоки дождя], и [ запрыгал угловатый град]. при отсутствии общего второстеп. члена в) между частями СПП [ Онне пришёл на тренировку], (потому что заболел).   г) между частями БСП [ Грачиулетели ], [ лесобнажился ], [ поляопустели ].   д) для обособления определения Поляны, усыпанные берёзовым листом, были полны солнца. Офицеры, в новых сюртуках, щеголяли по бульвару. согласованное   несогласованное е) для обособления приложения Лишь я, таинственный певец, на берег выброшен грозою.   ж) для обособления обстоятельства Я плавал, борясь с волнами. Пошумев, река успокоилась. Город, несмотря на позднее время, был на ногах. Благодаря плотным занавескам, в комнате было темно. дееприч. оборот одиноч. дееприч. уступит. оборот обст-ва с предлогами благодаря, согласно, вопреки з) для обособления дополнения Кроме старого дяди, в Москве никого у меня не было. сущ. с предлогами кроме, вместо, исключая, включая е) при сравнительных оборотах На краю неба горела, как капля росы, последняя звезда. с союзами как, словно, будто, как будто, точно ж) для обособления уточняющих, пояснительных и присоединительных членов предложения Рядом, за стеной, лежат редчайшие книги. Большой, в несколько обхватов, дуб стоял у дороги. Некоторые языки, например английский, не имеют форм склонения.   ж) при обращении Василий Васильевич, прошу оставить меня в покое.   з) при вводных конструкциях Птицы, по-видимому, зябли на снегу.  

2

ТИРЕ

а) между подлежащим и сказуемым при отсутствии связки Москвастолица России.                                          Жить – Родине служить.                                                Наша задача – хорошо учиться.                                  Не навредить  – первая задача врача.                                                              Пятью пятьдвадцать пять. сущ. – сущ.            инф. – инф.            сущ. – инф.             инф. – сущ.           числ. – числ. б) на месте пропуска члена предложения в неполном предложении Мы поехали в театр, а он – домой.                                                    Всё лучшее – детям.     в) между однородными членами и обобщающим словом Дома, дороги, лесвсё было покрыто снегом.  

г) между частями БСП

 

 

 [Ввысь взлетаетсокол ] – [ жмётсяуж к земле]. противопоставление (а) [ Сырвыпал ] – [с ним былаплутовкатакова ]. быстрая смена событий [ Лес рубят ] – [ щепкилетят ]. время (когда) [ Скажешь слово ] – [ добавят десять ]. условие (если) [ Солнце дымное встаёт ] – [ будетденьгорячий ]. следствие (так что)   [ Молвит слово ] – [ соловейпоёт ]. сравнение (словно) д) между прямой речью (репликой) и словами автора «Завтра мы встретимся», - сказал отец.                                                                           -Я очень рада, - сказала жена.   е) для обособления приложения Некоторые рыбы – макрель, чирус и паламида – уходят в море.   ж) для обособления вставных предложений Булочники – их было четверодержались в стороне.  

3

ДВОЕТОЧИЕ

 

 

а) между словами автора и прямой речью Таня быстро сказала: «Не говорите о нашем разговоре».   б) между обобщающим словом и однородными членами Снег лежал везде: на склонах горы, на ветвях деревьев.  

в) между частями БСП

[Ядоверяю любящим]: [ онивеликодушны]. причина (потому что) [Произошлособытие, похожее на чудо]: [ куст шиповника расцвел в сентябре]. пояснение (а именно) [Слышу]: [внизу заиграли что-то из «Фауста»]. дополнение (что)

Теория к заданию 22 по русскому языку:

Смысловая и композиционная целостность текста. Анализ текста.

 

Алгоритм выполнения задания 22 ЕГЭ по русскому языку:

1. Выделите в каждом предложении ключевые слова, важные для понимания того вопроса, который затрагивается в данном тексте; обратите внимание на главную часть сложноподчинённых предложений.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 49; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.174.195 (0.152 с.)