Методические указания для обучающихся. 7. 1. Методические указания для обучающегося по освоению дисциплины 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методические указания для обучающихся. 7. 1. Методические указания для обучающегося по освоению дисциплины



 

7.1. Методические указания для обучающегося по освоению дисциплины

 

Для формирования четкого представления об объеме и характере знаний и умений, которыми надо будет овладеть по дисциплине в самом начале учебного курса обучающийся должен ознакомиться с учебно-методической документацией:

- рабочей программой дисциплины: с целями и задачами дисциплины, ее связями с другими дисциплинами образовательной программы, перечнем знаний и умений, которыми в процессе освоения дисциплины должен владеть обучающийся,

- порядком проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации;

- графиком консультаций преподавателей кафедры.

Систематическое выполнение учебной работы на занятиях лекционных и семинарских типов, а также выполнение самостоятельной работы позволит успешно освоить дисциплину.

В процессе освоения дисциплины обучающимся следует:

- слушать, конспектировать излагаемый преподавателем материал;

- ставить, обсуждать актуальные проблемы курса, быть активным на занятиях;

- задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений;

- выполнять задания практических занятий полностью и установленные сроки.

При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если разобраться в материале не удалось, то обратится к лектору (по графику его консультаций) или к преподавателю на занятиях семинарского типа.

Обучающимся, пропустившим занятия (независимо от причин), не имеющим письменного решения задач или не подготовившимся к данному занятию, рекомендуется не позже чем в 2 - недельный срок явиться на консультацию к преподавателю и отчитаться по теме.

 

7.2. Организация самостоятельной работы

 

Под самостоятельной работой обучающихся понимается планируемая работа обучающихся, направленная на формирование указанных компетенций, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, без его непосредственного участия.

Методическое обеспечение самостоятельной работы при наличии обучающихся лиц с ограниченными возможностями представляется в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.

Электронный учебно-методический комплекс дисциплины Безопасность жизнедеятельности размещен в СДО «Moodle» на сайте СПбГЭУ https://de.unecon.ru/course/view.php?id=2714.

 

Виды самостоятельной работы по дисциплине представлены в таблице 7.2.1.

 

Таблица 7.2.1 – Организация самостоятельной работы обучающегося

№ темы Вид самостоятельной работы
1 2
1-17 Подготовка к проверке знаний по теме
2, 12 Подготовка к проверке знаний по теме. Подготовка к анализу конкретных ситуаций
3, 4, 5, 8, 13, 15, 16 Подготовка к проверке знаний по теме. Подготовка к решению практических задач
6, 7, 10 Подготовка к проверке знаний по теме. Подготовка к выполнению лабораторной работы
1-8 Подготовка к проверке знаний по теме. Подготовка к КТ №1
9, 11, 14, 17 Подготовка к проверке знаний по теме. Подготовка мультимедийной презентации
9-16 Подготовка к проверке знаний по теме. Подготовка к КТ № 2

 

Каждый вид СРО, указанный в таблице 7.2.1 обеспечен методическими материалами.

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

 

В преподавании дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» используются разнообразные образовательные технологии как традиционные, так и с применением активных и интерактивных методов обучения.

Активные и интерактивные методы обучения:

- традиционная лекция (тема №1, №2, №3, №4).

- проблемная лекция (тема №5-17)

- практические занятия (тема №3, №4, №5, №8, №15, №16)

- анализ конкретных ситуаций (тема №2, №12)

- презентация (тема №9, №11, №14, №17)

- лабораторные работы (тема №6, №7, №10)

Использование активных и интерактивных методов обучения позволяет обучающимся лучше усваивать материал, повышает вовлеченность в образовательный процесс.

Традиционная лекция незаменима при передаче сравнительно большого объема информации в структурированной форме. В рамках традиционной лекции рассматриваются:

- по теме 1 – основные понятия и определения, источники опасностей и объекты их воздействия, аксиомы БЖД, цели и задачи БЖД,

- по теме 2 – классификация опасностей, классификация источников опасностей, классификация причин, классификация ущерба,

- по теме 3 – понятие риска, риск события, риск поражения, риск ущерба, виды риска, методы оценки риска,

- по теме 4 – принципы обеспечения безопасности, методы обеспечения безопасности, средства обеспечения безопасности.

Проблемная лекция характеризуется проблемным изложением материала: преподаватель ставит вопрос или формулирует проблемную задачу и с помощью студентов находит ответ на вопрос. В состав методического обеспечения проблемной лекции входит перечень «проблемных вопросов».

- Тема 5 – Системный подход при анализе и управлении безопасностью, построение «дерева событий», «дерева опасностей и причин», «дерева отказов», методы анализа, сущность управления безопасностью.

- Тема 6 – Основные формы жизнедеятельности, условия труда, работоспособность, основные положения эргономики, опасные и вредные производственные факторы, производственный травматизм, охрана труда, инструктажи, нормативно-правовое регулирование в сфере охраны труда.

- Тема 7 – Физические и психофизиологические вредные и опасные производственные факторы.

- Тема 8 – Организация проведения специальной оценки условий труда. Техника безопасности и производственная санитария.

- Тема 9 – Понятия, источники и причины проявления биологических опасностей, защитные мероприятия, понятие, причины и классификация социальных опасностей, профилактика и борьба с социальными опасностями.

- Тема 10 – Механические активные (кинетические) и пассивные (потенциальные) опасности: движущиеся тела (транспортные средства, станочное и иное оборудование), высота, наклонные и скользкие поверхности и др, обеспечение безопасности при эксплуатации технических систем, включающих емкости с аномальными значениями основных параметров состояния среды, опасности, связанные с механическими колебаниями: вибрация, шум, инфра- и ультразвук, опасности, связанные с электромагнитными излучениями: электромагнитные поля радиочастот, видимый свет, инфракрасное и ультрафиолетовое излучения; лазерная техника, электрический ток как негативный фактор.

- Тема 11 – Загрязнение атмосферы, гидросферы и литосферы.

- Тема 12 – Понятие чрезвычайной ситуации (ЧС) и ее признаки.

- Тема 13 – Радиоактивные вещества и ионизирующие излучения. Вредные и ядовитые вещества, аварийно химически опасные вещества, боевые отравляющие вещества. Горение и пожар. Взрывы.

- Тема 14 – Понятие и основные причины, поражающие факторы и параметры природных опасностей.

- Тема 15 – НПА в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Опасные производственные объекты: их регистрация и лицензирование. Структура гражданской обороны объекта экономики и задачи гражданских организаций гражданской обороны. Способы и средства защиты в чрезвычайных ситуациях.

- Тема 16 – Основы организации аварийно-спасательных и других неотложных работ. Очередность, стадийность и последовательность ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Способы оказания первой помощи пострадавшим.

- Тема 17 – Понятие устойчивости объекта экономики в чрезвычайных ситуациях. Факторы, влияющие на устойчивость функционирования объекта.

Практические задачи предполагают анализ предложенных фактов и данных, выбор необходимых методов решения поставленной задачи, осуществление необходимых расчетов и аргументацию полученного ответа.

- Тема 3 – Количественное описание опасностей. Расчет индивидуального и коллективного риска. Расчет риска на рабочем риска, определение риска с использованием трехуровневой шкалы, оценка риска в зависимости от вида профессиональной деятельности.

- Тема 4 - Принципы, методы и средства обеспечения безопасности. Оценка надежности, безотказности, долговечности.

- Тема 5 – Анализ и управление безопасностью жизнедеятельности. Построение дерева событий, дерева отказов.

- Тема 13 – Техногенные чрезвычайные ситуации. Оценка радиационной и химической обстановки. Расчет времени эвакуации.

- Тема 15 – Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. Оценка зависимости интенсивности ионизирующего излучения от расстояния до источника излучения и оценка эффективности действия защитных экранов.

- Тема 16 – Оценка неотложных состояний, сердечно-легочная реанимация, транспортные положения, иммобилизация,, дисмургия.

Анализ конкретных ситуаций ‑ техника обучения, использующая описание реальных ситуаций и решения ситуационных задач: стандартных, критических, экстремальных. Метод способствует активизации обучающихся, стимулированию их успеха, подчеркиванию достижений участников. Обучающихся просят проанализировать конкретную ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные варианты решения и выбрать лучший из них.

- Тема 2 – Классификация опасностей и их источников, причин и ущерба. Таксономия опасностей.

- Тема 12 – Общие сведения о чрезвычайных ситуациях. Условия и причины возникновения ЧС на примерах природных и техногенных ЧС в России и мире.

Презентация – эффективное проведение занятия предполагает использование всевозможных иллюстративных средств, например, аудио- и видеоматериалов, фрагментов кино или изображения основных тезисов на флип-чарте, демонстрацию слайдов проектором на экране.

- Тема 9 – Биологические опасности. Социальные опасности. Представление презентаций по теме, выбранной студентом, например, социальные опасности, связанные с психическим здоровьем, с вредными привычками человека (алкоголизм, табакокурение, употребление курительных смесей, наркотиками).

-  Тема 11 – Экологическая опасности: понятие, краткая характеристика, возможные последствия (на реальном примере по выбору студента).

- Тема 14 – Природные чрезвычайные ситуации. ЧС геологического характера, ЧС гидрологического характера, ЧС метеорологического характера (на отдельных примерах по выбору студента).

- Тема 17 – Устойчивость функционирования объектов экономики в чрезвычайных ситуациях

Лабораторная работа - одна из форм организации исследовательской деятельности, такой метод обучения, при котором учащиеся под руководством преподавателя и по заранее намеченному плану проделывают опыты или выполняют определенные практические задания и в процессе их воспринимают и осмысливают новый учебный материал, закрепляют полученные ранее знания.

- Тема 6 – Характеристика основных форм и условий деятельности. Организация трудового процесса (элементы эргономики) и охрана труда. Соотнесение условий деятельности с условиями труда. Лабораторная работа №1 Основные принципы и методы эргономической оценки рабочих мест для выполнения работ сидя и стоя.

- Тема 7 – Санитарно-гигиенические и психофизиологические аспекты безопасности. Лабораторная работа №2 Оценка параметров шума, микроклимата, световой среды на рабочем месте.

- Тема 10 – Техногенные опасности. Лабораторная работа №3 Изучение электробезопасности трехфазных сетей переменного тока и расчет защитного заземления.

Тестирование – это исследовательский метод, позволяющий выявить уровень знаний, умений и навыков обучающегося по изученным ранее темам.

- Тема 6 – Тест по теме Вредные и опасные производственные факторы.

- Тема 7 – Тест по теме Расследование, оформление, учет и регистрация несчастных случаев на производстве.

- Тема 8 – Тест по теме Охрана труда.

- Тема 13 – Тест по теме Пожарная безопасность.

- Тема 16 – Тест по теме Первая помощь.

 

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

9.1 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

 

Таблица 9.1.1 – Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Библиографическое описание издания

(автор, заглавие, вид, место и год издания, кол. стр.)

Основная/ дополнительная литература

Книгообеспеченность

Кол-во. экз. в библ. СПбГЭУ Электронные ресурсы
Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие / Г.В.Лепеш [и др.]; под ред. Г.В.Лепеша.— Санкт-Петербург: Изд-во СПбГЭУ, 2019.— 193 с. — Сведения доступны также по Интернету: opac.unecon.ru. Основная 35 opac.unecon.ru.Полный текст
Безопасность жизнедеятельности: учебник / Волощенко А.Е., Прокопенко Н.А., Косолапова Н.В.; Под ред. Арустамова Э.А., - 20-е изд., перераб. и доп. — Электрон. дан. - М.:Дашков и К, 2018. - 448 с.: Основная   ЭБС ZNANIUM
Мельников В.П. Безопасность жизнедеятельности: учебник. — Электрон. дан. — Москва: КУРС: ИНФРА-М, 2019. — 400 с. Основная   ЭБС ZNANIUM
Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие / [С.Г.Плещиц и др.]; под ред. С.Г.Плещица.— Санкт-Петербург: Изд-во СПбГЭУ, 2016.— 311 с. — Сведения доступны также по Интернету: opac.unecon.ru Дополнительная 104 opac.unecon.ru.Полный текст
Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие: в 2 частях. Ч. 1 / [С.Г.Плещиц и др.]; под ред. С.Г.Плещица. – Санкт-Петербург: Изд-во СПбГЭУ, 2014. – 250 с. — Сведения доступны также по Интернету: opac.unecon.ru Дополнительная 317 opac.unecon.ru.Полный текст
Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие: в 2 частях. Ч. 2. / [С.Г.Плещиц и др.]; под ред. С.Г.Плещица. — Санкт-Петербург: Изд-во СПбГЭУ, 2015.— 241 с. — Сведения доступны также по Интернету: opac.unecon.ru Дополнительная 325 opac.unecon.ru.Полный текст
Плещиц С.Г. Экономико-логистические методы обеспечения безопасности жизнедеятельности: учебное пособие / С.Г.Плещиц, Б.К.Плоткин, П.П.Дергаль.— Санкт-Петербург: Изд-во СПбГЭУ, 2017.— 138 с. — Сведения доступны также по Интернету: opac.unecon.ru Дополнительная 105 opac.unecon.ru.Полный текст
Охрана труда: учебно-методическое пособие / И.С. Мартынов, Е.Ю. Гузенко, Ю.Л. Курганский, Д.В. Сёмин. — Электрон. дан. — Волгоград: Волгоградский ГАУ, 2015. — 76 с. Дополнительная   ЭБС ZNANIUM

 

Таблица 9.1.2 – Перечень современных профессиональных баз данных (СПБД)

 

Наименование СПБД
1. Электронная библиотека СПбГЭУ– opac.unecon.ru
2. Научная электронная библиотека eLIBRARRY ‑ https://elibrary.ru/
3. Поисковая интернет-платформа https://login.webofknowledge.com/
4. Реферативная и справочная база данных рецензируемой литературы Scopus https://www.scopus.com/
5. СПБД МЧС РФ - Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям(официальный сайт)‑ https://www.mchs.gov.ru/dokumenty
6. Научная электронная библиотека КиберЛеника – https://cyberleninka.ru

 

Таблица 9.1.3 – Перечень информационных справочных систем (ИСС)

 

Наименование ИСС
1. Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации http://docs.cntd.ru/
2. Справочная правовая система КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс СПбГЭУ или http://www.consultant.ru/)
3. Справочная правовая система «ГАРАНТ» (инсталлированный ресурс СПбГЭУ или http://www.garant.ru/)
4. Информационно-справочная система «Кодекс» (инсталлированный ресурс СПбГЭУ или https://kodeks.ru/)
5. Электронная библиотечная система BOOK.ru - http://www.book.ru
6. Электронная библиотечная система ЭБС ЮРАЙТ - https://urait.ru
7. Электронная библиотечная система IPR BOOKS - http://www.iprbookshop.ru/
8. Электронная библиотечная система ЗНАНИУМ (ZNANIUM) - https://new.znanium.com

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 55; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.205.154 (0.025 с.)