Товары и их реализация в учетной политике 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Товары и их реализация в учетной политике



 

При формировании своей бухгалтерской учетной политики (далее - учетная политика) обойти вниманием вопросы учета товаров вряд ли возможно, так как бухгалтерский учет данного имущества по многим моментам предоставляет организациям определенную степень свободы. Какие вопросы бухгалтерского учета товаров нужно осветить в своей учетной политике, читатели узнают из настоящей статьи.

 

Отметим, что бухгалтерское законодательство относит товары в состав материально-производственных запасов организации, на что указывает п. 2 Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01, утвержденного Приказом Минфина России от 9 июня 2001 г. N 44н (далее - ПБУ 5/01).

Следовательно, при формировании своей учетной политики в части учета товаров организации обязаны руководствоваться нормами указанного бухгалтерского стандарта. Причем положения ПБУ 5/01 применяются организациями в совокупности с Методическими указаниями по учету материально-производственных запасов, утвержденными Приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. N 119н (далее - Методические указания N 119н).

В первую очередь в своей учетной политике организация должна привести критерии отнесения имущества в состав товаров. Обычно в качестве такого критерия закрепляется направление использования активов - в составе товаров учитываются материально-производственные запасы, приобретенные (полученные) организацией для продажи.

Затем организации следует указать, в каких единицах ею ведется учет товаров.

В соответствии с п. 3 ПБУ 5/01 единицей учета товаров могут признаваться номенклатурный номер, партия, однородная группа и так далее.

Выбор единицы учета товаров осуществляется организацией самостоятельно. При решении данного вопроса организация должна исходить из того, чтобы применяемая ею единица учета позволяла формировать полную и достоверную информацию о товарах и обеспечивала организацию надлежащего контроля над их наличием и движением. Обычно в торговых организациях учет товаров ведется по их номенклатуре.

Следующим элементом учетной политики организации должны стать оценка товаров и порядок учета их поступления.

В соответствии с п. 5 ПБУ 5/01 товары принимаются к учету по фактической себестоимости, порядок определения которой зависит от способа поступления товара в организацию.

В соответствии с п. 6 ПБУ 5/01 фактической себестоимостью товаров, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на их приобретение. В общем случае суммы налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов в фактическую себестоимость товаров не включаются.

При этом к фактическим затратам на приобретение товаров относятся:

- суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);

- суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением товаров;

- таможенные пошлины, уплачиваемые при импорте товаров;

- невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением товаров, например НДС, в условиях, если фирма не является его плательщиком;

- вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретены товары;

- затраты по заготовке и доставке товаров до места их продажи, включая расходы по страхованию. Данные затраты включают, в частности, затраты по заготовке и доставке товаров; затраты по содержанию заготовительно-складского подразделения организации; затраты за услуги транспорта по доставке товаров до места их использования, если они не включены в договорную цену товаров;

- иные затраты, непосредственно связанные с приобретением товаров.

Напоминаем, что в случае приобретения товаров за счет заемных средств проценты, уплачиваемые организацией за предоставленные в пользование денежные средства, в любом случае в фактическую себестоимость товаров не включаются, они учитываются компанией в составе прочих расходов. На это указывает п. 7 Положения по бухгалтерскому учету "Учет расходов по займам и кредитам" (ПБУ 15/2008), утвержденного Приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. N 107н (далее - ПБУ 15/2008).

Несмотря на то что из буквального прочтения норм п. 6 ПБУ 5/01 получается, что указанная норма противоречит требованию п. 7 ПБУ 15/2008, организация обязана руководствоваться именно п. 7 ПБУ 15/2008 как нормами более позднего бухгалтерского стандарта.

Не включаются в фактические затраты на приобретение товаров общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с их приобретением.

Учитывая то, что состав затрат, включаемых в фактическую себестоимость товаров, остается открытым, в их стоимости могут учитываться и иные затраты, связанные с их приобретением. Поэтому в учетной политике организация может закрепить свой состав затрат, которые участвуют в формировании фактической себестоимости товаров.

Отдельное внимание в части учета товаров нужно уделить транспортным расходам (обычно в торговле их называют транспортно-заготовительными расходами (далее - ТЗР)), которые на основании п. 13 ПБУ 5/01 у торговых фирм могут:

- включаться в фактическую себестоимость товаров;

- учитываться в составе расходов на продажу.

Понятно, что речь идет лишь о тех расходах на доставку товаров до склада организации, которые не включены в договорную цену их приобретения.

Поэтому в своей учетной политике нужно привести свой перечень расходов, учитываемых в качестве ТЗР. Обычно в их составе торговыми организациями учитываются:

- оплата транспортных услуг сторонних организаций за перевозки товаров (плата за перевозки, за подачу вагонов, взвешивание грузов и тому подобное);

- оплата услуг организаций по погрузке товаров в транспортные средства и выгрузке из них, плата за экспедиционные операции и другие услуги;

- стоимость материалов, израсходованных на оборудование транспортных средств и утепление;

- плата за временное хранение грузов на станциях, пристанях, в портах, аэропортах и тому подобное в пределах нормативных сроков, установленных для вывоза грузов в соответствии с заключенными договорами;

- плата за обслуживание подъездных путей и складов необщего пользования, включая плату железным дорогам согласно заключенным с ними договорам.

 

Обратите внимание! Расходы, связанные с доставкой (включая погрузо-разгрузочные работы) товаров транспортом и персоналом торговой организации, не включаются в состав транспортных расходов, а относятся в состав соответствующих затрат торговой фирмы - расходов на оплату труда персонала, амортизацию автотранспорта, на стоимость материалов в части ГСМ и так далее.

 

Затем нужно указать, в каких ценах торговой организацией ведется учет товаров.

Оптовые торговые организации ведут учет товаров только по покупным ценам, при этом они могут их учитывать на счете 41 "Товары":

- по фактической себестоимости;

- по учетным ценам (с использованием счета 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей).

Если оптовая организация использует второй из указанных вариантов, то в учетной политике нужно указать, что понимается под учетными ценами, кем они утверждаются, а также закрепить порядок их пересмотра. В качестве учетной цены товаров могут использоваться:

- договорные цены;

- фактическая себестоимость товаров по данным предыдущего месяца или отчетного периода (отчетного года);

- планово-расчетные цены;

- средняя цена группы товаров.

Отметим, что оптовые торговые организации обычно закрепляют в своей учетной политике положение о том, что ТЗР формируют фактическую себестоимость товаров. При этом товары учитываются на счете 41 "Товары" по учетным (договорным) ценам, а ТЗР учитываются на отдельном счете 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей", что допускается Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными Приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. N 94н (далее - План счетов бухгалтерского учета).

При этом закрепляется и порядок списания ТЗР в состав расходов на продажу при реализации товаров. Как правило, торговыми организациями для этих целей используется алгоритм списания, установленный п. 87 Методических указаний N 119н. При этом на основании п. 88 Методических указаний N 119н организация может воспользоваться правом округления списываемых отклонений ТЗР, однако использование данной возможности должно найти свое отражение в учетной политике.

Если учетная политика формируется организацией, торгующей в розницу, то она может учитывать товары не только по покупной цене, но и по продажной. Такая возможность у розницы имеется на основании п. 13 ПБУ 5/01.

Поэтому если розничная торговая организация учитывает товары по продажным ценам (с использованием счета 42 "Торговая наценка"), то это в обязательном порядке закрепляется ею в учетной политике.

Здесь же указывается, кем устанавливаются продажные цены и что является их документальным подтверждением.

Обычно для доведения покупной цены товара до его продажной цены используется реестр розничных цен, унифицированной формы которого не существует. Следовательно, розничная торговая организация должна разработать ее самостоятельно и закрепить ее использование в своей учетной политике.

 

Обратите внимание! В общем случае фактическая себестоимость товаров, по которой они приняты к учету, не подлежит изменению. Однако, если товары полностью или частично потеряли свои первоначальные качества, снизилась их рыночная цена или же они морально устарели, организация обязана на конец года создать резерв под снижение стоимости товаров.

Причем создавать резерв под снижение стоимости товаров организация может как отдельно по каждому их наименованию, так и по группам однородных либо связанных наименований товаров. Исходя из этого в учетной политике нужно отметить используемый способ создания резерва.

Помимо этого для целей создания резерва в учетной политике следует предусмотреть порог существенности, которым будет руководствоваться компания в целях исполнения обязанности по формированию указанного резерва, закрепить порядок определения текущей рыночной стоимости товаров, а также документального оформления расчета резервов.

 

Пунктом 20 Методических указаний N 119н определено, что при создании этого оценочного резерва организация должна обеспечить подтверждение расчета текущей рыночной стоимости товаров. Учитывая это, в учетной политике нужно указать, какими источниками организация пользуется для подтверждения рыночной стоимости товаров.

Напоминаем, что создание оценочных резервов рассматривается в бухгалтерском учете как изменение оценочных значений в соответствии с п. п. 2 и 3 Положения по бухгалтерскому учету "Изменения оценочных значений" (ПБУ 21/2008), утвержденного Приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. N 106н (далее - ПБУ 21/2008).

Так как изменение в оценке суммы резерва под снижение стоимости товаров влияет у организации на финансовый результат текущего периода, то признавать его в бухгалтерском учете организация будет в текущем отчетном периоде.

Информация об изменениях оценочных значений отражается не только в учете компании и ее бухгалтерской отчетности, но и дополняет содержание пояснительной записки. В ней на основании п. 6 ПБУ 21/2008 организация должна раскрыть содержание изменения, повлиявшего на бухгалтерскую отчетность за данный отчетный период.

Теперь рассмотрим аспекты учетной политики в части реализации товаров.

Основными формами продажи товаров в оптовой торговле являются продажа товаров:

- со склада организации;

- транзитом.

При транзитной реализации товаров в учетной политике следует отметить особенности документооборота реализации товаров транзитом, в частности заполнения накладной N ТОРГ-12, порядок оформления накладной на передачу и приемку товаров на ответственное хранение и снятия с него. Обязательно нужно указать, в течение какого времени документы направляются почтой в адрес конечного покупателя.

Если торговая организация является плательщиком НДС, то в своей учетной политике ей следует отразить используемый вариант начисления налога на добавленную стоимость по договорам с особым переходом права собственности.

В бухгалтерском учете начисление суммы НДС по товару, в отношении которого установлен особый переход права собственности, можно, по мнению автора, отражать с помощью двух вариантов:

Вариант 1.

Дебет 45 "Товары отгруженные", субсчет "НДС", Кредит 68 "Расчеты по налогам и сборам" - начислен НДС при отгрузке товара.

Такое начисление суммы налога с использованием обособленного субсчета счета 45 "Товары отгруженные" закрепить в учетной политике нужно обязательно, так как Планом счетов бухгалтерского учета такая корреспонденция счетов не предусмотрена.

Вариант 2.

Можно "отложить" сумму начисленного при отгрузке налога на балансовый счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами":

Дебет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", субсчет "НДС", Кредит 68 "Расчеты по налогам и сборам" - начислен НДС при отгрузке товара.

После перехода права собственности на товар от продавца к покупателю сумма налога, учтенная на счете 45 "Товары отгруженные" или 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами, субсчет "НДС", списывается в дебет счета 90 "Продажи", субсчет "Налог на добавленную стоимость".

Затем организация должна указать метод списания товаров, которым она руководствуется при их продаже. В соответствии с п. 16 ПБУ 5/01 при продаже товаров и ином выбытии их оценка может производиться одним из следующих способов:

- по себестоимости каждой единицы;

- по средней себестоимости;

- по себестоимости первых по времени приобретения материально-производственных запасов (способ ФИФО).

Отметим, что в основном применяется способ списания товаров по средней себестоимости.

Если организация работает со скидками, то в учетной политике указывается перечень скидок, предоставляемых организацией, а также условия их предоставления покупателю. Впрочем, маркетинговая политика фирмы может быть оформлена и в виде отдельного приложения к учетной политике.

Если торговая организация активно работает с подарочными сертификатами на продажу товаров, то в учетной политике следует закрепить, на каком счете ею предварительно отражается стоимость сертификата, предоставляемого покупателю на приобретение какого-либо товара на определенную сумму. Для этих целей организация может воспользоваться либо счетом 98 "Доходы будущих периодов", субсчет "Стоимость подарочного сертификата", либо счетом 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", субсчет "Авансы полученные".

По мнению автора, наиболее целесообразным является учет с помощью счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", даже при условии того, что сумма денежных средств, полученных при продаже сертификата, не подлежит возврату в отличие от аванса.

Второй вариант в силу принципа осмотрительности потребует отражения на счете 97 "Расходы будущих периодов" себестоимости товаров, которые могут быть обменены на подарочный сертификат, что представляется довольно проблематичным.

 

Обратите внимание! Организациям, применяющим контрольно-кассовую технику (далее - ККТ) в условиях работы с подарочными сертификатами, в учетной политике следует отразить положение о том, что при обмене сертификата на товар чеки ККТ выбиваются по отдельной секции, суммы по которой не учитываются в качестве внесенной в кассу наличности. Кроме того, нужно отметить, что погашенные сертификаты, приложенные к отчету по данной секции, являются причиной несовпадения сумм выручки и полученной от покупателей наличности.

 

Если имеет место розничная продажа товаров, то в учетной политике следует закрепить порядок определения валовой прибыли от продажи товаров.

В условиях применения покупных цен эта величина будет определяться по аналогии с оптовой торговлей. При этом в части оценки проданных товаров также следует закрепить используемый способ списания товаров:

- по себестоимости каждой единицы;

- по средней себестоимости;

- по себестоимости первых по времени приобретения материально-производственных запасов (способ ФИФО).

Помимо этого придется закрепить положение о том, на основании чего организация определяет информацию о проданном товаре (при рознице, как известно, накладная N ТОРГ-12 не выписывается).

При наличии специальной контрольно-кассовой техники, подключаемой к бухгалтерской программе, эта информация может быть получена из бухгалтерской программы.

Если же такой возможности нет, то необходимая информация берется:

- из журналов, куда заносится вся информация о проданном товаре;

- из реестров товарных чеков, оформляемых на каждую покупку.

Кроме того, получить необходимую информацию можно с помощью специальных ярлыков, прикрепляемых на товар и сдаваемых в бухгалтерию при его продаже.

В случае использования продажных цен в учетной политике необходимо указать, что расчет валовой прибыли осуществляется посредством расчета реализованного наложения. Алгоритм такого расчета определен Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета к балансовому счету 42 "Торговая наценка". Согласно Инструкции сумма торговой наценки на остаток непроданных товаров в организациях, осуществляющих розничную торговлю, может быть определена по проценту, исчисленному исходя из отношения суммы скидок (накидок) на остаток товаров на начало месяца и оборота по кредиту счета 42 "Торговая наценка" (без учета сторнированных сумм) к сумме проданных за месяц товаров (по продажным ценам) и остатка товаров на конец месяца (по продажным ценам).

Иначе говоря, реализованное наложение определяется по формуле:

 

ВД = (Т x П) / 100,

 

где Т - товарооборот;

П - средний процент валового дохода, определяемый как:

 

П = (ТНн + ТНп - ТНв) / (Т + Ок) x 100,

 

где ТНн - торговая наценка на остаток товаров на начало отчетного периода (сальдо счета 42 "Торговая наценка" на начало отчетного периода);

ТНп - торговая наценка на товары, поступившие за отчетный период (кредитовый оборот счета 42 "Торговая наценка" за отчетный период);

ТНв - торговая наценка на выбывшие товары (дебетовый оборот счета 42 "Торговая наценка" за отчетный период);

Ок - остаток товаров на конец отчетного периода (сальдо счета 41 "Товары" на конец отчетного периода).

 

АНАЛИТИЧЕСКИЙ УЧЕТ ТОВАРОВ

 

Основным видом активов торговых компаний являются товары, приобретенные для перепродажи. В соответствии с нормами бухгалтерского законодательства организация торговли должна вести не только синтетический учет товаров, но и их аналитический учет. О том, что такое аналитический учет товаров, где и как он ведется, мы и поговорим в настоящей статье.

 

В общепринятом значении под аналитическим учетом товаров понимается учет, который ведется в лицевых, материальных и иных аналитических счетах бухгалтерского учета, группирующих детальную информацию о товарах, внутри синтетического счета 41 "Товары".

Иначе говоря, "аналитика" по товарам представляет собой детализированный учет, на основе данных которого информация о товаре отражается на синтетическом счете в обобщенном виде.

В соответствии с нормами Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01, утвержденного Приказом Минфина России от 9 июня 2001 г. N 44н (далее - ПБУ 5/01), товары являются частью материально-производственных запасов, приобретенных или полученных организацией торговли от других субъектов хозяйственной деятельности и предназначенных для продажи. Поэтому при ведении бухгалтерского учета товаров организации торговли помимо норм ПБУ 5/01 руководствуются еще и нормами Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных Приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. N 119н (далее - Методические указания).

Аналитический учет товаров, поступающих в торговую организацию, ведется и на складах, и в бухгалтерии. При этом необходимо также учитывать специфику ответственного хранения товаров, когда отдельно учитывается свой товар, отдельно - товар на хранении.

В силу п. 239 Методических указаний аналитический учет товаров ведется бухгалтерией организации различными методами:

- в натурально-стоимостном выражении, то есть по наименованиям товаров с их отличительными признаками (марка, артикул, сорт и тому подобное);

- по количеству;

- по фактической себестоимости.

В то же время практика показывает, что самым распространенным способом является натурально-стоимостный учет товаров.

Пункт 240 Методических указаний определяет, что при ведении натурально-стоимостного учета могут использоваться сортовой или партионный учет товаров.

При сортовом методе учета (п. п. 136 - 140 Методических указаний) складской учет товаров осуществляется отдельно по каждому наименованию товара независимо от времени его поступления на склад и цены приобретения, то есть вновь поступивший товар присоединяется к уже имеющемуся аналогичному товару на складе.

Требование о документальном подтверждении каждого факта хозяйственной жизни, осуществленного экономическим субъектом, вытекает из норм бухгалтерского законодательства, а именно из ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ).

Для справки: Закон N 402-ФЗ к фактам хозяйственной жизни экономического субъекта относит сделки, события, операции, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств.

Согласно положениям Закона N 402-ФЗ коммерческие фирмы могут применять как унифицированные формы первичных бухгалтерских документов, так и самостоятельные формы. Главное, чтобы используемая ими "первичка" удовлетворяла всем требованиям ст. 9 Закона N 402-ФЗ.

Учет на складе ведет материально ответственное лицо, которое на каждое наименование товара открывает либо отдельную карточку складского учета (форма N ТОРГ-28), либо заводит отдельную страницу (или несколько страниц) в журнале учета движения товаров на складе (форма N ТОРГ-18), открываемом на один год.

Напоминаем, что Альбом унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций утвержден Постановлением Госкомстата Российской Федерации от 25 декабря 1998 г. N 132.

При этом в заголовке карточки или в журнале указываются все отличительные признаки товара (тип, марка, сорт, единица измерения, цвет, артикул, цена и так далее). Записи в карточку складского учета или журнал материально ответственным лицом заносятся на основании приходных и расходных документов.

При партионном методе учета товаров каждая новая партия товара хранится отдельно от уже имеющихся товаров и на нее материально ответственное лицо открывает отдельную партионную карту (форма N МХ-10), в которой отражаются поступление и расход товаров только из этой партии.

Форма N МХ-10 утверждена Постановлением Госкомстата России от 9 августа 1999 г. N 66 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету продукции, товарно-материальных ценностей в местах хранения". Партионная карта открывается в двух экземплярах: один является регистром складского учета на складе, другой передается в бухгалтерию. Напоминаем, что если складской учет товаров ведется партионным методом, то аналогичный учет применяется и в бухгалтерии, таково требование Методических указаний.

Каждой партионной карте присваивается свой регистрационный номер, который впоследствии проставляется на каждом расходном документе, на основании которого осуществляется отпуск товара этой партии со склада.

Записи в расходной части партионной карты осуществляются на основании расходных документов, при этом указываются дата отпуска товара, его количество в натуральных показателях, а также итоги расхода за месяц и остатки. По мере полного выбытия товара данной партии со склада материально ответственное лицо закрывает партионную карту и передает ее на проверку в бухгалтерию. Если проверка выявит расхождение между данными товара, принятыми к учету, и его расходом, то излишек товара принимается к учету, а недостача списывается в следующем порядке: в пределах норм естественной убыли недостача товаров относится в состав расходов торговой организации, сверх норм - возмещается материально ответственным лицом. То есть такая технология учета товара, по сути, предполагает проведение локальных инвентаризаций по каждой партии товара.

 

Обратите внимание! Под партией товара, как правило, понимаются однородные товары, поступившие на склад по одному транспортному документу. Указаниями по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету продукции, товарно-материальных ценностей в местах хранения, утвержденными Постановлением Госкомстата России от 9 августа 1999 г. N 66, указано, что допускается считать одной партией товара:

а) товары, поступившие одним видом транспорта (в одной автоколонне, железнодорожном вагоне, судне, барже), независимо от количества транспортных документов (железнодорожных, водных накладных, коносаментов и так далее);

б) товары одного наименования, поступившие одновременно по нескольким транспортным документам одного поставщика без расхождений по количеству и качеству.

Несмотря на то что партионный метод учета позволяет усилить контроль над товарными запасами, торговые фирмы его применяют редко, так как такая форма складского учета предполагает наличие больших складских площадей и значительно снижает оперативность управления товарными запасами.

 

Все первичные учетные документы по движению товара на складах материально ответственные лица передают в установленные сроки в бухгалтерию. Сотрудники бухгалтерской службы проверяют первичные документы на предмет правильности их оформления, а также законности совершенных операций, после чего производится таксировка, то есть определяется денежная оценка совершенных операций.

Аналитический учет (суммовой и количественный) в бухгалтерской службе ведется на основе оборотных ведомостей или сальдовым методом. Использование оборотных ведомостей для ведения аналитики может осуществляться двумя вариантами:

1) в бухгалтерии на каждое наименование товара открывается карточка количественно-суммового учета, в которой отражается движение товара на основании первичной учетной документации, сдаваемой складом. Практически учет ведется так же как на складе, с той лишь разницей, что на складе ведется количественный учет, а в бухгалтерии - еще и суммовой.

В карточках ежемесячно определяются обороты товара за месяц и его остатки на конец месяца. На основании карточек ежемесячно составляются оборотные ведомости (по каждому складу отдельно), которые затем объединяются в сводные оборотные ведомости, сверяемые с данными синтетического учета;

2) в бухгалтерии карточки количественно-суммового учета не ведутся, а итоговые данные, вносимые в оборотные ведомости, берутся сразу из первичных документов, группируемых по каждой номенклатуре товаров. Оборотные ведомости и сводные оборотные ведомости ведутся так же как в первом случае. Остатки в оборотных ведомостях сверяются с остатками, выведенными в складских карточках.

При сальдовом методе учета в бухгалтерии торговой фирмы не ведется количественный и суммовой учет движения товаров по их номенклатуре, и не составляются оборотные ведомости по номенклатуре товаров. Учет движения товаров ведется бухгалтерией в разрезе товарных групп только в денежном выражении, определяемом исходя, как правило, из учетных цен.

Бухгалтерия по каждому складу принимает от материально ответственного лица первичные документы, проверяет их, сверяет их с записями в карточках складского учета и заверяет карточку своей подписью, после чего остатки товара переносятся в сальдовую ведомость, которая составляется по той же форме, что и оборотная ведомость, разница состоит лишь в том, что в сальдовой ведомости отсутствуют данные о приходе и расходе товара.

В заключение следует отметить, что отсутствие нормального аналитического учета товаров зачастую приводит в торговых организациях к недостачам товаров, основанных на хищениях. Причем при отсутствии такого учета порой очень сложно доказать налоговым органам или органам правопорядка, что товары принадлежат торговой организации.

 

СКЛАДСКОЙ УЧЕТ ТОВАРОВ

 

Товарные запасы представляют собой основной вид активов организаций, занятых торговым бизнесом. Поэтому результаты хозяйственной деятельности любого продавца во многом зависят от грамотного ведения бухгалтерского учета товаров. В свою очередь, организация бухгалтерского учета товаров базируется на порядке ведения их складского учета, основными методами которого выступают сортовой и партионный способы учета. При этом складские операции, совершаемые с товарами на складах, также как и все иные факты хозяйственной деятельности, оформляются специальными документами, причем их состав и порядок оформления зависят от того, какой метод складского учета товаров используется торговой компанией.

 

Как известно, основным способом продажи товаров является, конечно же, продажа товаров со склада торговой организации, хотя при небольших объемах продаж товар может продаваться оптовиками и "с колес". Вместе с тем последний вариант продажи товаров скорее исключение, чем правило. В силу этого практически ни один продавец (оптовый или розничный) не может обойтись без наличия складских помещений, где хранятся товарные запасы компании. Причем чем крупнее фирма, тем большее складское хозяйство находится в ее ведении. Так, крупные торговые компании для хранения своих товарных запасов могут иметь центральные склады или базы, которые могут быть как общими, так и специализированными. Кроме центрального склада в торговой компании могут создаваться и склады, обслуживающие конкретные подразделения торговой фирмы. Каждому складу приказом по организации присваивается свой постоянный номер, который в дальнейшем указывается на всех документах, относящихся к операциям данного склада.

Нужно сказать, что складские помещения в зависимости от своего назначения подразделяются на складские помещения основного производственного и подсобного назначения. К первому типу складских помещений относится часть склада, предназначенная для приема, сортировки, хранения, комплектации, отпуска и отгрузки товаров. Зону склада, в которой выполняются логистические операции, связанные с подготовкой товаров к выдаче и отгрузке, а также их упаковка, нанесение маркировки, оформление перевозочных документов, иначе называют экспедицией. Вторая группа складских помещений представляет собой помещения для хранения упаковочных материалов, технологического оборудования, инвентаря, тары, уборочных машин, отходов упаковки и прочего.

Свое складское хозяйство торговая фирма организует самостоятельно, исходя из своих потребностей, при этом следует избегать создания излишних промежуточных складов в целях недопущения перемещения товаров с одних складов на другие.

Склад торговой организации целесообразно разделить на отдельные секции, внутри которых следует размещать товары по группам, типам, сортам, укладывая их на стеллажи, полки, в закрома, мешки, ящики и другую тару. Такое размещение товаров позволит торговой организации обеспечить возможность их быстрой приемки, отпуска и проверки их наличия. В местах хранения каждого вида товаров необходимо прикреплять ярлыки, на которых следует указывать данные о находящемся на хранении товаре: его наименовании, номенклатурном номере, единице измерения, цене и таких отличительных признаках, как марка, артикул, размер, сорт и тому подобное.

Места хранения товаров должны быть оснащены необходимым весовым оборудованием, измерительными приборами, мерной тарой для обеспечения точного измерения количества товарных запасов.

В крупных оптовых компаниях немаловажное значение имеет внедрение централизованной доставки товаров с центральных складов в соответствующие подразделения организации по заранее согласованным графикам.

Для контроля над сохранностью товаров огромное значение имеет определение в организации круга лиц, ответственных за приемку и отпуск товаров по каждому складу, за правильное и своевременное документальное оформление операций по движению товарных запасов. С заведующими складами, кладовщиками, экспедиторами и другими работниками складского хозяйства должны быть заключены в установленном порядке договоры о полной материальной ответственности.

Обращаем внимание читателей на то, что полная материальная ответственность сотрудника предполагает заключение с ним письменного договора. Причем такой договор может заключаться торговой компанией исключительно с совершеннолетними работниками, непосредственно обслуживающими или использующими имущество фирмы. Перечень должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, а также Типовых форм договоров о полной материальной ответственности утвержден Постановлением Минтруда России от 31 декабря 2002 г. N 85.

Имейте в виду, что отсутствие такого договора с материально ответственным лицом приведет к тому, что в случае недостачи товаров работник склада будет нести ограниченную материальную ответственность, предполагающую возмещение ущерба, нанесенного работодателю в размере своего среднемесячного заработка.

Если в штате организации не предусмотрена должность заведующего складом, его обязанности могут возлагаться на другого работника с обязательным заключением договора о полной материальной ответственности.

Особо следует обратить внимание на то, что увольнение или перемещение материально ответственных лиц производится только по согласованию с главным бухгалтером торговой организации. При этом освобождению материально ответственных лиц от занимаемых должностей на основании п. 258 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных Приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. N 119н (далее - Методические указания N 119н), должна предшествовать сплошная инвентаризация числящихся за ними товаров, принятых на хранение. После чего нужно оформить акт приема-передачи товаров, который подписывается работником, сдающим материальные ценности, и тем, кто их принимает на хранение. В данном акте обязательно отражаются наименование передаваемых товаров, их количество, цена за единицу, стоимость по каждой позиции, а также реквизиты (должность, Ф.И.О., подпись, дата) о сдаче и приеме товаров. Основанием для заполнения данных указанного акта являются соответствующие инвентаризационные описи, оформляемые при проведении ревизии товаров.

Акт приема-передачи товаров от одного материально ответственного лица другому подписывается главным бухгалтером торговой компании и утверждается ее руководителем, а по складам подразделений фирмы продавца - руководителем соответствующего структурного подразделения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 67; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.240.142 (0.084 с.)