Пути укрепления морально-психологического состояния военнослужащих 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пути укрепления морально-психологического состояния военнослужащих



Укрепление морально-психологического состояния личного состава – это процесс воздействия командиров на подчиненных в целях оказания им помощи и содействия в повышении степени нравственной стойкости, уровня психологической закалки, качества военно-профессиональной подготовки и условий военной службы. Это важное направление деятельности всех офицеров в мирное и военное время.

Укрепление морально-психологического состояния военнослужащих включает в себя организацию морально-психологической подготовки и организацию морально-психологического обеспечения деятельности войск.

Морально-психологическое состояние солдат и сержантов в конечном счете зависит от целенаправленной работы по его формированию. Дело это ответственное, требует от командира глубоких теоретических знаний и практического опыта.

     Содержанием работы по укреплению морально-психологического состояния военнослужащих непосредственно в части (подразделении) может быть: повышение психолого-педагогической компетентности офицеров; практическое ознакомление личного состава с характером задач и условий их выполнения; формирование стремления у каждого воина к качественному овладению своей специальностью; изучение уровня подготовки военнослужащих войск противника, их тактики действий, техники и вооружения; изучение нравов и обычаев местного населения; информирование о природно-климатических условиях региона и порядке действий личного состава в них; личный пример командиров и активистов; забота о быте военнослужащих; непрерывное руководство подчиненными, отдача четких команд и указаний, призывы к личному составу; воздействие на коллектив и личность в целях формирования привычек уставного поведения; формирование воинских коллективов с учетом обеспечения психологической совместимости военнослужащих; формирование и активизация у воинов широких социальных мотивов деятельности; обучение применению медикаментозных средств и др.

Рассмотрим некоторых из этих направлений деятельности офицера. Работа офицера при подготовке к бою. Как показывает боевой опыт, в процессе подготовки военнослужащих к боевым действиям можно выделить несколько направлений работы офицера по укреплению морально-психологического состояния. Одним из них является практическое ознакомление личного состава с характером задач и условий их выполнения. Деятельность в этом направлении осуществляется в ходе занятий по общественно-государственной подготовке, в ходе информирования, индивидуальных и групповых бесед. Воинам прививается чувство гордости за сопричастность к делу государственной значимости, внимание военнослужащих обращается на особенности совершения марша, порядок действий личного состава при выходе на рубеж атаки, при преследовании отходящего противника и т. д.

Другим направлением является формирование стремления у каждого воина к качественному овладению своей специальностью. Занятия необходимо строить так, чтобы ознакомить каждого воина с типичными боевыми ситуациями: действия в засаде, преодоление завалов, минированных участков и др. При проведении занятий с длительным пребыванием в поле предусматривается последовательное наращивание нагрузок и учитывается боевой опыт специалистов, накопленный в различное время. Офицер создает обстановку, схожую с той, в которой придется реально действовать механику-водителю, наводчику, снайперу, и тренирует каждого специалиста в оттачивании навыков, доведение действий до автоматизма.

Направлением работы командира может быть изучение уровня подготовки военнослужащих войск противника, их тактики действий, техники и вооружения. Командиры знакомят воинов с методами обучения военнослужащих противника, особенностями ведения ими боевых действий, приводят примеры хитрости и коварства, при этом постоянно подчеркивают высокий уровень их военно-профессиональной и физической подготовленности, формируют адекватное чувство к вероятному противнику и укрепляют уверенность у подчиненных в том, что успеха в бою добивается смелый, решительный, бдительный.

Еще одним направлением работы является информирование о природно-климатических условиях региона и порядке действий личного состава в них. Военнослужащие получают сведения о рельефе местности в районе боевых действий, возможных препятствиях при выполнении боевых приказов, о состоянии погоды и т.д. В целях адаптации к климатическим условиям офицеры учат личный состав тому, как уберечься от теплового и солнечного удара, обморожения, как соблюдать питьевой режим. Большое внимание уделяется вопросам профилактики инфекционных заболеваний. Воинам разъясняют правила гигиены, рассказывают о типичных случаях заражения личного состава из-за недисциплинированности, пренебрежения опасностью.

В период подготовки к бою идет проверка характеров. У одних военнослужащих появляется чувство усталости от возросших нагрузок, у других ухудшается настроение, они замыкаются в себе, стремятся к уединению. В этой связи особую значимость имеют индивидуальные беседы неофициального характера с новичками, проводимые офицерами и сержантами, выполнявшими ранее боевые задачи. Основной упор в них делается на показе каждому воину резервов в наращивании силы, выносливости и мастерства. В данный этот период возможны внутриличностные конфликты, воины могут проявлять малодушие и уклоняться от выполнения задач, совершать грубые нарушения воинской дисциплины и преступления. В целях их профилактики к каждому военнослужащему необходимо искать индивидуальный подход. В одном случае следует опираться на положительные качества воина, в другом – учитывать особенности национальной психологии, в частности национальной гордости.   

Рассмотренные направления работы командира позволяют ему наиболее эффективно использовать время, выделенное на подготовку к бою, в целях укрепления морально-психологического состояния военнослужащих.

Работа должностных лиц в ходе боя. Основные приемы и способы поддержания офицером высокого морально-психологического состояния в боевой обстановке можно рассмотреть по таким этапам, как: совершение марша, непосредственное ведение боя, действия в окружении, выход подразделения из боя.

Перед началом марша в район боевого соприкосновения командир обращает внимание военнослужащих на необходимость быстрого выхода в намеченный пункт, занятия выгодной позиции, организации боевого охранения и маскировки. При инструктаже командиров (старших) боевых машин обращается их внимание на оказание помощи тем солдатам и сержантам, которые впервые участвуют в бою, на поддержание оружия в готовности к немедленному открытию огня, а также на оказание психологической поддержки водителям (механикам-водителям) при преодолении водных преград, завалов, труднопроходимых участков местности, при ремонте боевой техники в условиях боя.

При выходе на исходный рубеж молодые механики-водители из-за волнения могут действовать неправильно. Поэтому офицеру, заметившему ошибочные действия подчиненного, необходимо спокойно, не повышая голоса, подсказывать, на какой передаче преодолевать препятствие, как действовать на подъеме, спуске и т.д. В процессе движения молодого механика-водителя можно подбадривать короткими фразами. 

В ходе непосредственного ведения боя для поддержания высокого морально-психологического состояния командир должен: постоянно ставить подчиненным частные задачи, обеспечивающие нанесение максимального урона противнику; указывать слабые места в тактике и способах действий противника; оперативно доводить опыт отличившихся; принимать меры психологической поддержки военнослужащих, оказавшихся в состоянии депрессии; всячески стимулировать проявления на практике взаимопомощи и взаимовыручки; в соответствующих ситуациях активно использовать короткие фразы (отдельные слова) призывного содержания в яркой, эмоциональной форме.

Для постоянного повышения чувства бдительности командиру целесообразно давать короткие сообщения о фактах боевой активности противника, разъяснять, что он может нанести внезапное поражение подразделениям, в которых низка воинская дисциплина. Положительный эффект дают в этом плане, например, тренировки в выявлении целей и определении дальности до них.

     Если позволяет обстановка, в перерывах между боями можно проводить занятия в форме «политчаса» или «часа боевого информирования». Для поднятия настроения личного состава необходимо оперативно поощрять отличившихся воинов. Командир может объявить благодарность перед строем или сообщить по цепи о представлении к поощрению старшим начальником.

Оказавшись под внезапным обстрелом противника, молодые воины ведут себя по-разному: одни приходят в состояние оцепенения, не ищут укрытия и не ведут ответный огонь; другие занимают укрытия, но ведут беспорядочную стрельбу; третьи самостоятельно оценивают обстановку, действуют смело, инициативно, но, увлекшись боем, могут проявлять неосторожность, не задумываются о выборе лучших способов для нанесения наибольшего урона противнику. Поэтому офицеры и сержанты первым помогают занять укрытие, дают им команду на открытие огня в сторону противника; вторым помогают в выборе лучшей позиции, требуют ведения стрельбы короткими очередями и доклада об израсходовании определенного количества боеприпасов; обращают внимание третьих на выбор рациональных приемов в их действиях.

Наибольшее психологическое воздействие на состояние подчиненных оказывает личный пример мужественного поведения командира. Важное значение при этом имеет способность офицера к самоконтролю, к подавлению негативных эмоций. Один из элементов самоконтроля – регуляция дыхания, другой – самоободрение.

После выполнения определенной задачи или в конце дня офицер должен обойти позиции подразделения, проверить боевое охранение и проинструктировать его состав, побеседовать с воинами, довести последние известия, вникнуть в организацию питания и отдыха подчиненных. В ночное время необходимо обеспечить постоянный контроль несения службы часовыми.

В интересах защиты личного состава от информационно-психологического воздействия противника командир разъясняет подчиненным особенности этого воздействия: правдоподобие информации, многократность повторения сведений, эмоциональность, противо-поставление солдат офицерам, дискредитация авторитета командования, внушение пораженческих настроений, извращенное толкование событий, распространение заведомо ложной информации.

При длительном пребывании в условиях боевой обстановки у воинов начинают проявляться признаки переутомления. У одних возникают сонливость, беспечность, другие, наоборот, не могут долго заснуть, перенапрягаются. Поэтому командир должен изыскать возможности для поочередного отдыха личного состава, организовать чередование сна и несения службы, использовать применение медикаментозных средств и витаминов, повышающих работоспособность.

При действиях в окружении офицер заблаговременно назначает несколько подчиненных для своего замещения, организует постоянное информирование их об обстановке, обеспечение документами, необходимыми для управления подразделениями на одну ступень выше. 

Для улучшения управления подразделениями целесообразно переподчинить те из них, которые понесли большие потери в людях. Переподчинение позволит повысить морально-психологическое состояние личного состава, вселить в воинов уверенность в благополучном выходе из критической ситуации. 

Оказавшись в окружении, командир прежде всего обязан убеждать подчиненных в том, что данная ситуация не является безвыходной. В некоторых случаях потребуется побуждать военнослужащих к наступательным действиям в целях выхода из окружения или занятия более выгодной боевой позиции. Важно акцентировать внимание на вопросах сплоченности, взаимовыручки как обязательном условии благополучного исхода событий.

На этапе выхода подразделения из боя противник стремится нанести удар в тыл. Поэтому тщательно организуются прикрытие, тыловое и боковое охранение, постоянно поддерживается готовность личного состава к отражению внезапного нападения. 

В интересах восстановления дееспособности военнослужащих, получивших психологическую травму в боевой ситуации, используются следующие средства: специальные медикаменты; массаж и самомассаж биологически активных точек; проведение индивидуальных бесед с выражением поддержки, сочувствия и ориентацией на положительный исход дела; перестановка военнослужащих в расчетах, отделениях, экипажах; доведение положительной по характеру информации и др.

Таковы некоторые направления работы командира по укреплению морально-психологического состояния подчиненных в боевой обстановке.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 208; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.216.18 (0.012 с.)