Объективная сторона административного проступка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Объективная сторона административного проступка



Объективная сторона состава проступка - это внешнее проявление общественно опасного посягательства на объект, находящийся под охраной административно-правовых санкций. Объективная сторона административного проступка включает в себя большую группу обязательных и факультативных элементов. К ним относятся: деяние (действие или бездействие); его вредные последствия; причинно-следственная связь между деянием и последствиями; место, время, обстановка, способ, орудия и средства совершения правонарушения.

Деяние — обязательный и основной элемент объективной стороны, который проявляется в двух формах: действии и бездействии. Деяние следует рассматривать как активное поведение лица. Например, потрава посевов (ст. 104 КУоАП) или выпуск и реализация продукции, не соответствующей требованиям стандартов (ст. 167 КУоАП) могут быть совершены только в форме действия. Есть также и правонарушения, которые совершаются в форме бездействия. Например, непринятие мер к обеспечению своевременной регистрации иностранцев и лиц без гражданства (ст. 205 КУоАП); неявка по вызову в военный комиссариат (ст. 2111 КУоАП); несообщение сведений о военнообязанных и призывниках (ст. 2116 КУоАП).

Вредные последствия административного проступка — это прямой действительный имущественный вред, а также вред здоровью человека либо здоровью и жизни животного, который причиняется в результате совершения административного проступка. Особенность административных проступков проявляется в том, что они не связаны с посягательством на здоровье и жизнь человека. Однако иногда, в случаях прямо предусмотренных законодательством об административных правонарушениях, ответственность наступает за причинение вреда здоровью человека (ч. 2 ст. 154 КУоАП) либо за причинение вреда здоровью и жизни животного (статьи 89, 90 КУоАП). Вредные последствия как элемент объективной стороны состава носят факультативный характер. Например, при привлечении лица к административной ответственности за уклонение от медицинского осмотра или медицинского обследования (ст. 441 КУоАП) последствия не являются обязательным элементом состава.

В материальных составах административных проступков необходимо установить также причинную связь между деянием и его последствиями. Так, например, при нарушении требований пожарной безопасности в лесах (ч. 2 ст. 77 КУоАП) очень важно установить, что пожар в лесу и повреждение леса произошли в результате неосторожного обращения правонарушителя с огнем, а не в результате природных причин (например, попадания молнии).

Место совершения административного проступка — это описанная в законе конкретная территория, на которой совершается правонарушение. Место совершения проступка может влиять на квалификацию деяния, если оно закреплено законодателем в качестве обязательного элемента состава. Например, уничтожение или повреждение ограничительных знаков в лесах (ст. 75 КУоАП), выжигание опавших листьев в парках (ст. 771 КУоАП), нарушение правил содержания животных в зоологических парках (ст. 90 КУоАП), нарушение правил пожарной безопасности на железнодорожном, морском, речном и воздушном транспорте (ст. 120 КУоАП) и другие. В большинстве же случаев место совершения административного проступка является факультативным признаком.

Время совершения административного проступка — это определенный временной отрезок, который может носить обязательный характер для установления наличия состава проступка, если предусмотрен Кодексом Украины об административных правонарушениях. Например, нарушение правил охоты (ч. 2 ст. 85 КУоАП), нарушение тишины в общественных местах в запрещенное решением сельских, поселковых, городских советов время (ст. 182 КУоАП), нарушение порядка и сроков предоставления информации о детях-сиротах и детях, оставшихся без опеки (попечения) родителей (ст. 1842 КУоАП), и другие правонарушения. Как факультативный элемент состава административного проступка время совершения противоправного деяния может оказывать влияние на степень опасности деяния, и тогда оно учитывается при назначении административного взыскания. Например, повторное в течение года совершение однородного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось административному взысканию (п. 2 ст. 35 КУоАП) признается законодательством обстоятельством, отягчающим административную ответственность.

Факультативным элементом объективной стороны административного проступка является обстановка совершения правонарушения. Обстановка правонарушения - это совокупность взаимодействующих обстоятельств, при наличии которых совершается административный проступок. Иногда обстановка правонарушения является обязательным признаком административного проступка, без наличия которого данное деяние признать правонарушением нельзя, так как будет отсутствовать состав. Например, непредоставление в неотложных случаях транспортных средств работникам милиции и медицинским работникам (ст. 1241 КУоАП). Обычно обстановка правонарушения не является обязательным признаком административного проступка, но может учитываться при назначении административного взыскания как отягчающее (например, совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных ситуациях — п. 5 ст. 35 КУоАП) либо смягчающее ответственность обстоятельство (например, совершение правонарушения при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств — п. 3 ст. 34 КУоАП).

Средства и орудия совершения административного проступка представляют собой одушевленные и неодушевленные компоненты, которые применяются правонарушителем при совершении противоправного деяния.

Понятия «средства» и «орудия» совершения правонарушения соотносятся между собой как общее и частное. То есть орудия являются разновидностью средств совершения административного проступка.

Орудия совершения правонарушения — это те предметы материального мира, которые непосредственно участвуют в посягательстве на объект административно-правовой охраны. Например, в таком административном проступке, как стрельба из огнестрельного оружия в населенных пунктах (ст. 174 КУоАП) орудием совершения правонарушения будет выступать огнестрельное оружие. Если при этом правонарушитель передвигался по населенному пункту на транспортном средстве, то данное транспортное средство следует рассматривать не как орудие, а как средство совершения правонарушения. Также очень важно средства совершения правонарушения отличать от предмета административного проступка. Например, ст. 139 КУоАП предусматривает административную ответственность за повреждение технических средств регулирования дорожного движения. В данном случае технические средства являются предметом посягательства, а не средством или орудием совершения правонарушения.

Наибольшее юридическое значение среди факультативных элементов объективной стороны административного проступка имеет способ совершения правонарушения, под которым понимается та форма, в которой выразились общественно опасные действия, те приемы и методы, которые использовал правонарушитель для совершения административного проступка. Нередко законодательство об административной ответственности рассматривает способ совершения правонарушения как квалифицирующий признак состава. Например, ст. 185 КУоАП предусматривает ответственность за злостное неповиновение законному распоряжению или требованию работника милиции; ст. 1854 — за злостное уклонение свидетеля от явки в органы досудебного следствия; ст. 89 КУоАП — за жестокое обращение с животными; ст. 160 — за торговлю с рук в неустановленных местах и т.д.

Если способ совершения административного проступка не указан в статье Особенной части КУоАП, то он не влияет на квалификацию проступка. Однако он может учитываться в качестве обстоятельства, отягчающего административную ответственность (например, совершение правонарушения группой лиц — п. 4 ст. 35 КУоАП).

 


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 43; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.111.183 (0.006 с.)