Недискреционная (автоматическая) фискальная политика. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Недискреционная (автоматическая) фискальная политика.



Бюджет полной занятости.

Недискреционная фискальная политика.

 

Какуже отмечалось существует и недискриционная фискальная политика или политика автоматических (встроенных) стабилизаторов. Некоторые необходимые изменения в относительные уровни государственных расходов и налогов вводятся автоматически. Это так называемая автоматическая или встроенная стабильность.

Автоматические стабилизаторы - это такие механизмы в экономике, действие которых уменьшает реакцию ВВП на изменения совокупного спроса. Автоматический стабилизатор - любая мера, которая имеет тенденцию увеличивать дефицит государственного бюджета (или сокращать его положительное сальдо) в период спада и увеличивать его положительно сальдо уменьшать его дефицит) в период инфляции без необходимости принятия каких-либо специальных шагов со стороны правительства.

Основными автоматическими стабилизаторами являются трансфертные платежи   (пенсии, пособия, стипендии и другие социальные выплаты) и налоговые поступления.

Чистые налоги - сумма, которую частный сектор уплачивает правительствупосле учета величины всех социальных выплат, получаемых oт правительства.

Налоговая система обеспечивает изъятие такого чистого налога, который варьирует пропорционально величине ЧВП. Почти все налоги дадут рост налоговых поступлений по мере роста ЧВП. И, напротив, в случае падения ЧВП налоговыепоступления от всех этих источников будут падать.

Социальные выплаты (трансферты) - это платежи, которые осуществляются без соответствующего предоставления их получателям каких либо товаров или услуг.

Трансфертные платежи (отрицательные налоги) ведут себя прямо противоположно: они сокращаются во время экономического подъема и возрастают во время спада производства.

Автоматические стабилизаторы обладают двумя особенностями:

1. Они действуют автоматически.

2. Смягчая последствия сдвигов в совокупном спросе, они тем самым помогают стабилизировать выпуск продукции.

Тенденция налогов автоматически изымать часть каждой дополнительной денежной единицы ЧВП означает, что величина мультипликатора сокращается. Любое падение инвестиций, благодаря автоматическим стабилизаторам, ведет к сокращению выпуска продукции на меньшую величину, т.е. сокращение инвестиций будет оказывать уменьшенное влияние на экономическую систему.

Например, вместо того, чтобы изменение инвестиций оказало трехкратное (или даже большее) воздействие на ЧВП, теперь, в силу

автоматических стабилизаторов, это воздействие сократится до 1,5-2 раз.

Иными словами, встроенные стабилизаторы действуют в сторону

частичного уменьшения любых колебаний экономики, но они не могут преодолеть нарушения на 100%. Они оставляют устранение остальной части нарушений действию дискреционной фискальной и кредитно-денежной политики.

Бюджет полной занятости.

 

Во всех наших рассуждениях в качестве показателя финансового положения правительства использовался дефицит государственного бюджета. Однако, величина дефицита государственного бюджета не является основным показателем эффективности фискальной политики правительства, поскольку величина дефицита может изменяться по иным, не зависящим от фискальной политики причинам.

Предположим, что в течение года происходит сокращение

потребительских, инвестиционных расходов или чистого экспорта, вызывая ращение ЧВП. Правительство не принимает никаких фискальных мер: и государственные расходы и ставки налогов постоянны. Очевидно, что по мере

сокращения ЧВП, сокращаются и налоговые поступления. Следовательно, при

неизменных государственных расходах возникает дефицит государственного бюджета. Этот циклический дефицит государственного бюджета никоим

образом не связан с фискальной политикой правительства.

Следовательно, экономистам потребовалась такая концепция

государственного бюджета, которая отражала бы только изменения,

происходящие благодаря действиям фискальной политики. В связи с этим экономисты ввели понятие бюджета полной занятости (БПЗ).

Бюджет полной занятости (БПЗ) определяется уровнем бюджетного избытка (положительным сальдо государственного бюджета) или дефицита (отрицательное сальдо государственного бюджета), который мог бы иметь

место, если бы в экономике существовала полная занятость.

 

Государственные расходы; налоги 

        чистые налоги

 


                                                             государственные расходы

 

 


О   ЧВП1                     ЧВП0         ЧВП

Рисунок 7: Фактический бюджет и бюджет полной занятости.

 

На графике величина государственных расходов постоянна, чистые налоги растут по мере роста ЧВП. При полной занятости уровень выпуска продукции равен ЧВП0. Как показано на рисунке государственный бюджет ройной занятости будет находиться в избытке. Однако фактический объем выпуска продукции гораздо меньше - всего ЧВП1, поэтому фактический бюджет будет дефицитным.

Зная, что государственный бюджет имеет место дефицит, можно говорить, что фискальная политика правительства являлась стимулирующей (низкие налоги и высокий уровень государственных расходов, стимулирующие совокупный спрос). Однако на самом деле бюджет находится в дефиците из-за низкого ЧВП. Если экономика находилась в состоянии полной занятости, то бюджет был бы в избытке. Следовательно, фискальная политика на самом деле была сдерживающей, потому что уровень ЧВП в стране не соответствовал ЧВП полной занятости, что породило низкие налоговые поступления и дефицит государственного бюджета.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 66; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.116.50 (0.01 с.)