Дискреционная фискальная политика. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дискреционная фискальная политика.



Тема: Фискальная политика

. ■■■

 

1. Фискальная политика: основные понятия.

Дискреционная фискальная политика.

Автоматическая (недискреционная) фискальная политика.

4. Проблемы фискальной политики и оценка ее эффективности.

 

 

1. Фискальная политика: ее основные понятия.

 

Потребительские, инвестиционные и внешнеторговые решения предпринимателей, домохозяйств и государства основываются на частном интересе и результат их решений может привести как спаду производства и инфляции, так и к процветанию экономики.

Правительство является регулятором экономической активности в обществе. Правительственные решения относительно расходов и взимания налогов должны быть скорректированы так, чтобы повлиять на равновесный ЧВП для увеличения общественного благосостояния.

Государственные расходы и решения в области налогов в совокупности составляют фискальную политику государства.

Фискальная политика:

1. Правительственная программа действий в отношении закупок товаров и услуг, трансфертных платежей, объемов и видов налогов.

2. Правительственная политика, определяющая расходы правительства и налоговые ставки.

3. Использование расходных и налоговых функций правительства для достижения макроэкономических целей.

 Фискальная политика может как благотворно, так и достаточно болезненно воздействовать на стабильность национальной экономики. Если правительство использует меры фискальной и (или) денежной политики,

пытаясь приблизить объем выпуска продукции к его потенциальному уровню и

поддержать стабильность цен, то такая политика называется стабилизационной фискальной политикой.

Ста билизационная фискальная политика представляет собой действия

правительства по контролю над экономической ситуацией с целью

максимально приблизить объем ВВП   к его потенциальному уровню и

поддержать низкие и стабильные темпы инфляции.

Фискальная политика ограничения деловой активности,напротив, направлена на уменьшение реального объема ВНП по сравнению с его

потенциальным уровнем.

При изучении фискальной политики, с целью облегчения анализа, примем некоторые упрощения:

1. Государственные расходы не влияют на объем потребления и инвестиций, т.е. правительственные закупки не будут вызывать никаких сдвигов графиков потребления и инвестиций.

2. Чистый экспорт равен нулю т.е. мы рассматриваем закрытую экономическую систему.

3. Налоговые доходы правительства целиком формируются за счет личных подоходных налогов, величина которых постоянна.

4. Уровень цен в экономике постоянен.

Фискальная политика не является панацеей от всех бед, но она

представляет собой важную часть любой экономической программы. В каждой стране фискальная политика вступаем в игру сразу, как только в экономике начинает разворачиваться депрессия.

Различают дискреционную и недискреционную (автоматическую)

фискальную политику

Дискреционная фискальная политика.

 

Автором дискреционной фискальной политики является Джон Кейнс, который считал, что целью фискальной политики является регулирование совокупного спроса. Для Д. Кейнса дискреционная фискальная политика имела

смысл   как инструмент смягчения макроколебаний, создающих циклическую безработицу и инфляцию.

Д искреционная фискальная политика - сознательное регулирование государством налогообложения и государственных расходов с целью воздействия на реальный объем национального производства, занятость, инфляцию и экономический рост.

Очевидно, что основными инструментами дискреционной фискальной политики являются государственные расходы и налогообложение. Рассмотрим

поочередно их воздействие на равновесный ЧВП.

Рис.1. Государственные расходы и равновесный ЧВП.

Государственные расходы подобно инвестициям обладают эффектом мультипликации.

Мультипликатор государственных расходов показывает, насколько возрастает равновесный ЧВП в результате.

Следовательно, государственные расходы в случае своего роста, подобно инвестициям, могут вызывать значительный рост равновесного объема ЧВП.В случае же сокращения государственные расходы приводят к значительному сокращению равновесного ЧВП.

Воспользуемся  вторым методом. В результате утечки сбережений и импорта из потока «доходы-расходы» происходит падение потребления произведенного ЧВП. Этот разрыв, однако, может быть покрыт инъекциями инвестиций и экспорта в поток «доходы-расходы».

Следовательно, включая величину государственных расходов в наш анализ, уровень равновесного ЧВП теперь определяется в точке, где величина сбережений домохозяйств плюс импорт компенсируется величиной, которую предприниматели намерены инвестировать плюс экспорт и плюс государственные расходы (S+M=I+X+G). Равновесный ЧВП определяется теперь в точке пересечения указанных графиков.

 

 

I, G, S, X, M              (S+M)

 


                  Е2          (I +G +X)

 

    Е1

                                            (I+X)

 

 

 


    ЧВП1 ЧВП2      ЧВП

 

Сокращение (увеличение) государственных расходов вызывает сокращение (увеличение) инъекций в поток «доходы-расходы» и кратное сокращение (увеличение) равновесного ЧВП.

Бюджет полной занятости.

Бюджет полной занятости.

 

Во всех наших рассуждениях в качестве показателя финансового положения правительства использовался дефицит государственного бюджета. Однако, величина дефицита государственного бюджета не является основным показателем эффективности фискальной политики правительства, поскольку величина дефицита может изменяться по иным, не зависящим от фискальной политики причинам.

Предположим, что в течение года происходит сокращение

потребительских, инвестиционных расходов или чистого экспорта, вызывая ращение ЧВП. Правительство не принимает никаких фискальных мер: и государственные расходы и ставки налогов постоянны. Очевидно, что по мере

сокращения ЧВП, сокращаются и налоговые поступления. Следовательно, при

неизменных государственных расходах возникает дефицит государственного бюджета. Этот циклический дефицит государственного бюджета никоим

образом не связан с фискальной политикой правительства.

Следовательно, экономистам потребовалась такая концепция

государственного бюджета, которая отражала бы только изменения,

происходящие благодаря действиям фискальной политики. В связи с этим экономисты ввели понятие бюджета полной занятости (БПЗ).

Бюджет полной занятости (БПЗ) определяется уровнем бюджетного избытка (положительным сальдо государственного бюджета) или дефицита (отрицательное сальдо государственного бюджета), который мог бы иметь

место, если бы в экономике существовала полная занятость.

 

Государственные расходы; налоги 

        чистые налоги

 


                                                             государственные расходы

 

 


О   ЧВП1                     ЧВП0         ЧВП

Рисунок 7: Фактический бюджет и бюджет полной занятости.

 

На графике величина государственных расходов постоянна, чистые налоги растут по мере роста ЧВП. При полной занятости уровень выпуска продукции равен ЧВП0. Как показано на рисунке государственный бюджет ройной занятости будет находиться в избытке. Однако фактический объем выпуска продукции гораздо меньше - всего ЧВП1, поэтому фактический бюджет будет дефицитным.

Зная, что государственный бюджет имеет место дефицит, можно говорить, что фискальная политика правительства являлась стимулирующей (низкие налоги и высокий уровень государственных расходов, стимулирующие совокупный спрос). Однако на самом деле бюджет находится в дефиците из-за низкого ЧВП. Если экономика находилась в состоянии полной занятости, то бюджет был бы в избытке. Следовательно, фискальная политика на самом деле была сдерживающей, потому что уровень ЧВП в стране не соответствовал ЧВП полной занятости, что породило низкие налоговые поступления и дефицит государственного бюджета.

Рисунок 8: Фискальная политика в чистом виде.

 

Рассмотрим более реалистичный вариант фискальной политики, учитывая при этом эффект вытеснения. Пусть совокупный спрос, за счет стимулирующей фискальной политики смещается из положения АД1 в положение АД2. Однако за счет эффекта вытеснения часть частных инвестиций может быть вытеснена с рынка и совокупный спрос не достигнет величины АД2, а всего лишь АДЗ.

 

Уровень цен

АД1 АД3 АД2 АS

 

 

 

 


0 ЧВП1 ЧВП3 ЧВП2    ЧВП

Рисунок 9: Фискальная политика и эффект вытеснения.

 

Следовательно равновесный ЧВП1 не достигнет состояние ЧВП2, а остановится на уровне ЧВПЗ. Следовательно эффект вытеснения значительно ослабляет действия меры фискальной политики.

Перейдет к еще более реалистичному варианту: построим кривую

предложения,  включающую  переходный  участок.   По-прежнему

стимулирующая фискальная политика увеличивает совокупный спрос и

смещает кривую АД1 в положение АД2. Наличие промежуточного участка кривой совокупного предложения приводит к тому, что часть прироста

совокупного спроса рассеивается в боле высоких ценах, и в результате прирост

ЧВПуменьшается, а уровень цен поднимается с Р1 до Р2. Следовательно, прирост государственных расходов будет частично компенсирован

приращением потребительских, инвестиционных  и чистых экспортных

расходов.

 

Уровень цен           AS

         
 


    АД1 АД2

Р2

Р1

 


                   

Рисунок 10: Фискальная политика и инфляция.

 

5. Фискальная политика в открытой экономике.

• Шоки, имеющие корни за рубежом. Каждая экономика подвержена действие непредвиденных международных шоков совокупного спроса, которые могут сократить ЧВП и обесценить мероприятия фискальной политики. Например. В экономике ожидается спад. Правительство страны проводит стимулирующую фискальную политику увеличивает государственные расходы и снижает налоги, но так, чтобы не вызвать инфляцию. Если экономика торговых партнеров данной страны начинает бурно развиваться, то это ведет к увеличению данной чистого экспорта. В результате совокупный спрос данной страны может вырасти слишком быстро, результатом чего и станет инфляция спроса.

• Эффект чистого экспорта. Этот эффект действует через международную торговлю, подрывая эффективность фискальной политики. Например, в данной стране проводится стимулирующая фискальная политика, которая приводит к более высоким процентным ставкам. Такие процентные ставки привлекают финансовый капитал из-за рубежа, где процентные ставки остаются на прежнем уровне. Вследствие этого чистый экспорт данной экономики уменьшается и стимулирующая фискальная политика будет отчасти нейтрализована.

6.Фискальная политика и совокупное предложение. Экономисты отмечают, что фискальная политика в состоянии изменить совокупное предложение. Пусть в экономической системе установилось равновесие при ЧНП1. Пусть уровень безработицы в этой точке считается высоким, поэтому проводится стимулирующая фискальная политика (сокращение налогов и рост государственных расходов). Вследствие этого совокупный спрос увеличивается с AД1 до АД2. Этот сдвиг кривой совокупного спроса увеличивает равновесный ЧВП1 до ЧВП2 и уровень цен до Р2. Снижение налогов перемещает кривую совокупного предложения AS1 к AS2, что сокращает инфляцию и вызывает дальнейший рост ЧВП.

 

 

Уровень цен   АS1

АД1  АД2

 

Р1                            AS2

 

 


    ЧВП1 ЧВП2 ЧВП3 ЧВП

Рисунок 11: Фискальная политика и кривая совокупного предложения.

 

 

Тема: Фискальная политика

. ■■■

 

1. Фискальная политика: основные понятия.

Дискреционная фискальная политика.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 55; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.119.199 (0.035 с.)