Субъективная сторона административного проступка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Субъективная сторона административного проступка



 

Субъективная сторона административного проступка проявляется в психическом отношении лица к совершенному им противоправному деянию и включает в себя три элемента (вину, мотив и цель), где вина всегда является обязательным элементом состава.

Законодательство об административной ответственности не дает понятие вины, но указывает его в качестве обязательного признака административного проступка в ст. 9 КоАП и дает определение умышленных и неосторожных проступков (статьи 10 и 11 КоАП). В науке административного права вину определяют как психическое отношение лица к совершенному им деянию и его последствиям, которое проявляется в форме умысла или неосторожности.

О наличии умысла в действиях правонарушителя можно говорить только в том случае, если лицо, совершившее противоправное деяние, сознавало противоправный характер своего действия или бездействия, предвидело его вредные последствия и желало их (прямой умысел) или сознательно допускало наступление этих последствий (косвенный умысел).

Например, только умышленно могут быть совершены такие административные проступки: самовольное сенокошение и пастьба скота, самовольный сбор дикорастущих плодов, орехов, грибов, ягод (ст. 70 КоАП), самовольное занятие жилого помещения (ст. 151 КоАП), заведомо ложный вызов спецслужб (ст. 183 КоАП) и другие правонарушения.

Неосторожность присутствует в действиях правонарушителя в том случае, если лицо, совершившее противоправное деяние, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия или бездействия, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение (самонадеянность) либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть (небрежность). Например, в форме неосторожной вины могут быть совершены такие административные проступки: утрата паспорта по небрежности (ст. 198 КоАП); утрата учетно-воинских документов по небрежности (ст. 211 КоАП).

Цель — это факультативный элемент субъективной стороны состава административного проступка, под которым следует понимать тот результат, которого хочет достигнуть правонарушитель. Иногда законодатель указывает на наличие цели в самой статье Кодекса об административных правонарушениях, придавая тем самым ему обязательный характер. В таких правонарушениях для наличия состава административного проступка необходимо, кроме других элементов и признаков состава, установить цель противоправного деяния. Например, деяния: 1) с целью сбыта (ст. 422 КоАП); 2) в корыстных целях (статьи 132 КоАП); 3) с целью наживы (ст. 157 КоАП); с целью извлечения неконтролируемой государством прибыли (ст. 160-2 КоАП); 4) с целью причинения вреда деловой репутации или имуществу другого предпринимателя (ч. 3 ст. 164-3 КоАП); 5) с целью провокации неповиновения законному требованию работника полиции (ст. 1857 КоАП); 6) без цели сбыта (ст. 44 КоАП); 7) с целью, которая противоречит интересам государства, нарушает общественный порядок и посягает на честь и достоинство граждан (ст. 1483 КоАП) и другие.

Мотив также является факультативным элементом субъективной стороны состава административного проступка и определяется как побуждение, побудительная причина правонарушения. В качестве квалифицирующего признака мотив не указывается в статьях Особенной части Кодекса об административных правонарушениях, однако учитывается при индивидуализации административной ответственности. Например, совершение правонарушения под влиянием сильного душевного волнения либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств, рассматривается в качестве обстоятельства, смягчающего административную ответственность (п. 3 ст. 34 КоАП).

 

 

Вывод

Субъективная сторона административного правонарушения — это психическое отношение субъекта (физического лица) к противоправному действию или бездействию и его последствиям. Обязательный признак субъективной стороны — вина субъекта административного правонарушение.

Только наличие всех предусмотренных законом признаков состава административного правонарушения в том или ином деянии является единственным основанием наступления административной ответственности за его совершение.


Заключение

 

Для административной ответственности присущ всеобщий характер (правила пожарной безопасности, строительные правила и т.д.), который проявляется в следующем: во-первых, во всеобщей обязательности правил, несоблюдение которых влечет административную ответственность, во-вторых, ответственность за административные правонарушения возникает перед государством, которое устанавливает полномочия органов (должностных лиц) по рассмотрению дел об этих правонарушениях и наложению взысканий. Своей всеобщностью административная ответственность сходна с уголовной и отличается от дисциплинарной, а также гражданско-правовой, в которой ответственность наступает, главным образом, перед субъектом договорных и внедоговорных гражданско-правовых или трудовых отношений.

Административную ответственность можно рассматривать также как систему материальных и процессуальных правоотношений, поскольку ее возникновение и реализация осуществляются в определенных правовых рамках, которые устанавливаются юридическими нормами, реализуемыми в соответствующих правоотношениях. Нередко мы видим, что материальные и процессуальные правоотношения административно-правового характера сливаются, образуя единое целое, например штраф на месте совершения административного правонарушения. Здесь нет самостоятельного и отдельного административного процесса, отмечается так называемый усеченный процесс ввиду очевидности и простоты самого характера административного правонарушения.

Административная ответственность применяется более широко, чем уголовная или дисциплинарная. Так как административные правонарушения совершаются чаще, чем преступления и дисциплинарные проступки. В связи с этим необходимо постоянно совершенствовать и обновлять законодательство об административной ответственности.

К административной ответственности привлекают множество органов (должностных лиц), которым такое право предоставлено законодательством, все они являются субъектами исполнительной власти, реализуя которую, налагают административные взыскания на виновных.

Развитие рыночных отношений повлекло за собой признание юридических лиц субъектами административной ответственности, что было сделано сперва в различных законах, а затем и в КоАП. Исходя их этого, по нашему мнению, необходимо включить статьи об административной ответственности юридических лиц в КоАП, т.к. он является основным актом, устанавливающим административную ответственность.

Вообще, субъектами административной ответственности могут быть физические лица, должностные лица и юридические лица.

На наш взгляд, в законодательстве должно быть дано четкое определение понятия должностного лица, обязательное для всех отраслей права.

При установлении административной ответственности необходимо четко учитывать принципы административной ответственности, субъекты, которые произвели правонарушение, а также обстоятельства, ограничивающие, освобождающие и смягчающие административную ответственность.

Итак, цель административной ответственности состоит в воспитании нарушителя в духе уважения к закону, предупреждении совершения в дальнейшем административных правонарушений. Оказываемое в результате привлечения к административной ответственности воздействие на правонарушителя выражается в том, что государство, в лице полномочного органа, налагающего взыскание, осуждает нарушителя, совершившего противоправное деяние.

 

 

Доцент кафедры АП

подполковник полиции                                                              Д.К. Медведев

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 55; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.1.239 (0.007 с.)