Тенденции развития механизмов партнерства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тенденции развития механизмов партнерства



В целом представляется существенным подчеркнуть наметившуюся в мировом сообществе тенденцию к самому серьезному методологическому осмыслению института государственно-частного партнерства. Характерно при этом, что постепенно складываются и нормативные требования в части расчетных обоснований эффективности проектов партнерства. Это предлагается делать на некоторой модернизированной методической и расчетной основе.

В основу расчетных обоснований закладывают определенное развитие традиционных приемов инвестиционного анализа и бизнес-планирования. Те, как известно, используют специализированные пакеты прикладных программ (как, например, CAMFAR или ТЭО-Инвест) c фигурирующими в них традиционными критериями эффективности типа чистого приведенного дохода (Net Present Value – NPV) и внутренней нормы рентабельности (Internal Rate of Return – IRR).

В новых подходах предлагается изменить взгляд на выбор продолжительности и этапов проектного анализа, распространив период оценки на весь срок партнерских соглашений. Также предлагается применить интегрированный подход для оценки эффективности во взаимодействиях государственного собственника с консорциумом компаний, вовлекаемых в партнерство на всем длительном интервале времени его подготовки и реализации.

В соответствии с таким подходом понятие строгой оптимизации трансформируется в многовариантный интегральный анализ так называемой ценности партнерства (Value for Money, или VfM-анализ). Безусловно, здесь перед специалистами по недвижимости, проектному анализу и государственному и муниципальному управлению открывается обширное поле для совместных исследований и разработки нормативных рекомендаций. Полезным при этом, по-видимому, будет и обращение к еще не забытым идеям и методам отечественной практики по комплексной оценке народнохозяйственной эффективности[60].

Представляется важным также осмысление мировой практики планомерного повышения требований к качеству объектов градостроительной инфраструктуры, предоставления услуг населению и непосредственно к качеству рабочего пространства офисных зданий и помещений органов государственного и муниципального управления. Характерно, что ставшие уже привычными концепции устойчивого развития (sustainable development) целенаправленно дополняются нормативными требованиями улучшения окружающей среды и качества обслуживания, используемых материалов, конструирования рабочего пространства с максимальным использованием естественного освещения и т.д. (так называемое «зеленое строительство – здоровая среда обитания» - Greening). Все это, естественно, ведет к определенному удорожанию строительства и неоднозначно оцениваемым финансовым и социальным результатам на этапах функционирования построенных по таким нормативам объектов. И это также должно включаться в новые концепции и инструменты VfM-анализа ценности проектов партнерства.

Следует подчеркнуть, что указанные тенденции (при анализе и оценках партнерских отношений и их материализующих проектов), тенденции движения в направлении нестрогих оптимизационных решений, использования качественных критериев интегрального социально-экономического характера, в общем-то, не представляется случайным. Здесь ключевую роль играет корневая сущность партнерства как института, в принципе выходящего за рамки традиционных стандартов, фиксированных норм и количественных критериев.

На рис. 6.6 приведена схема, иллюстрирующая концепцию сочетания при партнерских взаимодействиях вполне конкретной нормативной правовой базы (левая часть схемы) и некоторой дополнительной системы, регулирующей отношения в более широком пространстве, нежели только правовые нормы и положения.

Предложенное расширение носит системный характер и произведено для того, чтобы отразить в партнерских отношениях нормы и положения социально-культурного плана, как, например, доверие, этика и т.п. (правая часть схемы). Аргументами в пользу такого расширения послужили следующие мотивы:

· известные из мировой практики многообразные формы и механизмы деловых взаимодействий государственных и частных организаций, трактуемые как партнерство, реально опираются на совокупности поведенческих концепций, в определенном смысле, шире известных и традиционно применяемых законодательных норм и стандартов, в частности, положений договорного (хозяйственного) права, при этом, конечно, не нарушая их;

· проведенные социологические исследования формулируют конструктивные методологические выводы о взаимосвязи механизмов социально-культурных и экономических взаимодействий хозяйствующих субъектов в развитых сообществах (и даже говорят о первенстве социально-культурного компонента).

Примечание

     На схеме рис. 6.6 следует обратить внимание на принципиальные различия в части ответственности партнеров при нарушении положений правового и социально-культурного характера.

     В первом случае это ответственность, влекущая за собой судебные решения из области административного, уголовного и т.д. права, финансовые, имущественные и иные конкретные санкции.

     Во втором случае это моральная ответственность, например, типа негативного общественного мнения, потери доверия партнера. Рассмотрим более детально приведенные выше аргументы.

 

Примеры форм и механизмов PPP & REP партнерства

(1) PPP – партнерство:  Приватизация в первой половине 90х годов всего жилого фонда Министерства обороны Великобритании, принесшая в бюджет около 1.6 млрд фунтов стерлингов, была проведена по схеме частной финансовой инициативы с последующим использованием механизмов обратной аренды SL. В документах приватизации были согласованы:

· требования со стороны министерства по качеству и срокам предоставления необходимых объемов жилья военным в аренду и

· гарантии на правительственном уровне долгосрочного и стабильного государственного заказа на эти цели.

     Обратим внимание на то, что соглашение носит стратегический характер, определяя долгосрочные планы взаимодействий партнеров государственного и частного сектора и, таким образом, высокую степень доверия между ними.

 

(2) PPP –партнерство: Департамент социальной защиты Великобритании передал по схеме партнерства 700 объектов площадью более 15 млн м² консорциуму частных компаний сроком на 20 лет. Одним из условий соглашения, наряду с требованиями качественного предоставления социальных услуг населению, было сохранение рабочих мест для 90 тыс. сотрудников департамента, ранее работающих на этих площадях.


 

 

 

 

     Рис. 6.6. Два компонента партнерских отношений:

                        - социально - культурная база сотрудничества,

                        - нормативная правовая база реализации конкретных

                        проектов.

 

 


(3) REP - партнерство: Торговая корпорация Sainsbury выручила 335 млн фунтов стерлингов от продажи по схеме SL (то есть, с долгосрочной обратной арендой всех проданных объектов) 25 супермаркетов специально созданной для этого оффшорной компании.

 

(4) REP –партнерство: Банк Abbey National продал в конце 2000 года банку Mapeley Columbus по схеме REP-партнерства портфель недвижимости из 1300 объектов за 500 млн фунтов стерлингов. Характерным для этой сделки было то, что комбинированная с ней схема обратной аренды SL предусматривала в партнерском соглашении различные сроки аренды для различных объектов: от 18 лет до одного года. Это отражало долгосрочную политику банка-продавца по географическим изменениям своей активности. Банк-покупатель демонстрировал этой сделкой свою стратегию и долгосрочные планы в части профессионального управления портфельной недвижимостью таких масштабов и предоставления качественных аутсорсинговых услуг.

 

     Следует обратить внимание на стратегический, комплексный характер партнерских взаимодействий с обеих сторон. Период времени, масштабы сделок, гарантии добросовестного следования духу договоренностей, - все это нуждается в глубоком осмыслении, обосновывающих расчетах и доверии друг к другу в течение всего длительного периода жизненного цикла партнерства. Блок-схемы, представленные на рис. 6.7 и 6.8, иллюстрируют этот тезис на примере, с позиций одного из участников партнерства – государственного собственника.

     На рис. 6.7 можно проследить параллельные процессы преобразований стратегических намерений, договоренностей, планов партнеров в долго- и среднесрочные документы о формах и механизмах реализации. Эти процессы протекают, многократно обновляясь, в продолжение всего жизненного цикла партнерства. Этот процесс реализуют в логической последовательности: от рамочных документов, определяющих общие стратегические намерения партнеров и вплоть до возможного разнообразия конкретных документов правового, договорного характера. В их числе: арендные договоры, совместные предприятия, инвестиционные проекты и иные формы хозяйственных взаимодействий, предусмотренные гражданским законодательством.

     Блок-схема рис. 6.8 иллюстрирует концепцию обобщения государственным (или иным крупным корпоративным) собственником своих партнерских отношений на множестве взаимодействий.

     По такой схеме можно, например, формировать систему мониторинга партнерских отношений, их состояния и динамики развития: от рамочных до конкретных документов хозяйственных взаимодействий, структурируя их по отраслям, регионам, механизмам реализации, а также иным

       Рис. 6.7. Стратегия, жизненный цикл и механизмы                            реализации     партнерства.

     Рис. 6.8. Система информационной поддержки на                                      множестве партнерских взаимодействий.


признакам, в том числе социально-культурного характера.

     О социальном компоненте в современных взаимодействиях             хозяйствующих субъектов

     В этом контексте представляют интерес выводы известного американского социолога Ф. Фукуямы. Красной нитью в серии его исследований проводится следующий тезис: «Закон, договор, экономическая целесообразность являются необходимым, но отнюдь не достаточным базисом стабильности и благосостояния в постиндустриальный век. Они должны опираться на такие вещи, как взаимодействие, моральные обязательства, ответственность перед обществом и доверие, которые, в свою очередь, живут традицией, а не рациональным расчетом. В современном обществе все эти вещи не становятся анахронизмами, но наоборот, они залог его успешного развития»[61]. Этот тезис детально проанализирован и иллюстрирован разнообразными примерами из предпринимательской практики стран - признанных лидеров и новых развивающихся экономик. При этом обосновывается и следующий важный тезис о том, что взаимное доверие имеет вполне конкретную экономическую значимость.

     Основная организационно-экономическая альтернатива успешного развития рассматривается в работах Ф. Фукуямы на паре структур: крупные корпорации – сетевые организации малого бизнеса, построенные на базе быстро прогрессирующих современных информационных и телекоммуникационных технологий. Показано, что оба типа структур, несмотря на различные принципы их менеджмента, нуждаются, наряду с правовыми, в дополнительных, социально-культурных нормах и положениях для эффективного регулирования деловых взаимодействий. Утверждается, и весьма основательно, что доверие и связанный с ним социальный капитал общества обеспечивают такое необходимое сочетание, что общества с высоким уровнем доверия получают серьезные преимущества в своем прогрессе. Существенно также, что в числе факторов влияния и обеспечения развития выше названной пары структур выделяется важная роль государства, в том числе в условиях отсутствия или недостаточного доверия между взаимодействующими хозяйствующими субъектами и государством.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 82; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.24.134 (0.021 с.)