Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Оценка качества выполнения практических работ по экологии↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для студентов по выполнению практических работ по дисциплине ОУД. 09 Экология
Тольятти, 2017
Ф.И.О., должность
Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине ОУД. 09 Экология (для обучающихся по профессии СПО 08.01.25 Мастер отделочных строительных и декоративных работ)
Методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями ФГОС к уровню подготовки выпускника по профессии СПО 08.01.25 Мастер отделочных строительных и декоративных работ, предназначено для обучающихся, изучающих Экологию. Методические рекомендации направлены на оказание помощи обучающимся в овладении методикой и техникой проведения практических работ по Экологии, в приобретении умений и навыков практической работы с источниками экологических знаний, на развитие экологического мышления.
Содержание
Введение Методические рекомендации предназначены для выполнения практических работ при изучении дисциплины «Экология». Экология - это наука о связях живых организмов с окружающей средой. Эти связи образуют единую и очень сложную систему, которую мы называем биосферой. Современное человечество, вооруженное техникой и использующее огромное количество энергии, представляет мощную силу, воздействующую на неё. Если эти воздействия не будут учитывать природные законы и связи, установившиеся за миллионы лет, могут возникнуть катастрофические последствия. Ученые уже обеспокоены тенденцией нарастания неустойчивости биосферы, вызванной деятельностью человека. Поэтому экология в настоящее время приобретает особое значение как наука, помогающая найти пути выхода из возникающего кризиса, а экологическое образование формирует экологическую культуру и ответственность личности и общества, обеспечивая его выживание и развитие Основными целями практических занятий являются закрепление и углубление теоретических знаний, полученных на аудиторных занятиях и в ходе самостоятельной работы обучающегося, развитие самостоятельности, ответственности и организованности. Практические работы, представленные в методических рекомендациях: 1. Обучают умению изучать и оценивать состояние окружающей среды, проводить небольшие эксперименты, наблюдения, мини-исследования, решать экологические задачи; 2. Воспитывают потребность соблюдения здорового образа жизни и улучшения состояния окружающей среды, в том числе и в собственном жилье; 3. Развивают способности к целевому, причинному и вероятностному анализу экологических ситуаций; 4. Формируют общеучебные навыки работы с различными источниками информации. Практические работы реализуются с учетом возможностей образовательного учреждения. Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний студентов преподаватель обращает внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования экологической терминологии, самостоятельность ответа, речевую грамотность и логическую последовательность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей студентов, дифференцированный подход к организации работы в группе. Общие сведения Под нишей в экологии понимают место вида в пространстве. Под статусом понимают отношение к факторам среды. В природном ландшафте, где ещё не отмечено влияние современной культуры, преобладают крупные деления – лесные массивы, степи или водные пространства. Освоение человеком территорий вызывает дробление ландшафта на части. Появляются новые факторы, влияющие на облик ландшафта: включение в него, во-первых, элементов, изменяющих поверхность земли, сельскохозяйственных площадей, водоемов, автомобильных и железных дорог, отвалов пустой породы, заброшенных карьеров и прочих неудобных земель. Во-вторых, элементов, изменяющих объемно-пространственную структуру ландшафта, населенных пунктов, промышленных сооружений, сети электропередач и прочих сооружений. Эти факторы сильно изменяют природный ландшафт. Часто, неразумное использование природных богатств, приводит к обезображиванию отдельных элементов ландшафта, а порой и к полному разрушению естественного облика целых районов. Хозяйственная деятельность человека привела к появлению в природной среде планеты не свойственных ей ландшафтов; характеризуемых как антропогенные ландшафты. К ним относятся: - городские ландшафты и их компоненты, включающие жилые и индустриальные районы. Особенностью таких ландшафтов является изменение и загрязнение в результате техногенной урбанизации компонентов природных ландшафтов и условий формирования поверхностного стока, общее сокращение площадей, занятых растительностью, наличие производственных сфер, оказывающих на окружающую среду вредное воздействие; - сельскохозяйственные ландшафты, отличающиеся от природных однообразием, вследствие возделывания монокультур, когда почвы обеднены элементами питания, естественные природные сообщества угнетены; - ландшафты, образованные в результате деятельности горнодобывающих предприятий, характеризуемые изменением вертикальной планировки местности и создания карьеров, отвалов, терриконов; - ландшафты, сформированные в ходе нефтедобычи, отличающиеся изменением состава почв и грунтовых вод, а также искажением путей миграции сухопутных животных. Большая часть людей живёт в городах, поэтому находящиеся в равновесии с природой города – это цель деятельности человечества. Одной из задач в достижении этой цели является разумная деятельность в плане проектирования и организации культурных ландшафтов. Общие сведения Квартира — не только укрытие от неблагоприятных условий окружающего мира, но и мощный фактор, воздействующий на человека и в значительной степени определяющий состояние его здоровья. На качество среды в жилище влияют: - наружный воздух; - продукты неполного сгорания газа; - вещества, возникающие в процессе приготовления пиши; - вещества, выделяемые мебелью, книгами, одеждой и т. п.; - продукты табакокурения; - бытовая химия и средства гигиены; - комнатные растения; - соблюдение санитарных норм проживания (количество людей и домашних животных); - электромагнитное загрязнение и др. Концентрация загрязняющих веществ в квартирах в 2-5 раз выше, чем на улице города. Квартира как экосистема является гетеротрофной системой, похожей на город, но миниатюрный. Она существует за счет поступления энергии и ресурсов, так как главные ее обитатели – люди и животные, гетеротрофы. Автотрофы в квартире – это комнатные растения (цветы в горшках, петрушка в ящиках на подоконнике или на лоджии, водные растения и микроорганизмы в аквариумах и т.п.). Растения в квартире улучшают эстетическую и гигиеническую картину: улучшают настроение, увлажняют атмосферу и выделяют в нее полезные вещества – фитонциды, убивающие микробов. Живут в домах и лекарственные растения – алоэ, каланхоэ, лук и подобные им. Лучший очиститель воздуха в квартире – хлорофитум, а борец с микробами – герань. Продуцентами выступают автотрофные организмы, способные строить свои тела за счет неорганических соединений. Консументы - гетеротрофные организмы, потребляющие органическое вещество продуцентов или других консументов и трансформирующие его в новые формы. Редуценты живут за счет мертвого органического вещества, переводя его вновь в неорганические соединения. Классификация эта относительная, так как и консументы, и сами продуценты выступают частично в роли редуцентов в течение жизни, выделяя в окружающую среду минеральные продукты обмена веществ. Правильно организованное освещение в Вашем доме не только содействует сохранению здоровья глаз, но и создает уют комфорт в быту. Очень важно поэтому ответственно подойти к расчетам освещенности для всех помещений своего дома или квартиры, для последующего верного выбора светильников, люстр и мощности ламп для них. При оценке освещения используются несколько параметров – сила света, яркость и т.п., но основным из них будет освещенность, которая означает величину освещения поверхности, по которой распределяется световой поток. Для расчетов используется физическая величина измерения освещенности – Люкс (лк или международное обозначение lx). Один Люкс равен освещенности поверхности площадью 1 м2 при падающем световом потоке на нее излучения, равного 1 Люмен, который обозначается лм или lm и является единицей измерения светового потока. Как сделать расчет необходимого уровня освещенности Для приблизительного расчета необходимой мощности светильников рекомендована формула P= pS/N, где р- удельная мощность освещения (Ватт на 1 м2). Эта величина будет различной для каждого типа ламп и помещений, ее можно узнать из таблицы 1 S- это площадь помещения (в м2) N – количество светильников Таблица 1
В туалете и коридоре света нужно меньше, чем в гостиной. К тому же, лампы в зависимости от принципа работы так же дают разное количество света (например, галогеновая или люминесцентная лампы). Разные типы ламп из-за своих конструктивных особенностей дают различные по интенсивности и яркости световые потоки. Например, световой поток обычной лампы накаливания потребляемой мощностью 100 Ватт составляет приблизительно около 1350 Люмен, а люминесцентной мощностью 18 Ватт – около 1300 Люмен. А это говорит о пятикратной экономии на электроэнергии при использовании люминесцентных лапм при том же количестве света, как от обычных ламп накаливания. При расчетах обязательно учитывайте удаление источника света от освещаемой им поверхности. Знайте, что ее освещенность обратно пропорционально уменьшается квадрату расстояния. Например, рассчитываем для спальни площадью 10 м2 10 х на коэффициент для этого помещения 10-20 и получаем 100-200 Ватт (мощность лампы накаливания). Но не забывайте, что эта величина мощности будет относиться к одному установленному по центру потолка светильнику. Это все же упрощенный средний расчет, не учитывающий множество факторов, таких как, цвет и тон стен, пола и потолка, которые существенно влияют на восприятие человеком количество света в комнате. Так для помещений со светлыми покрытиями мебели, стен, потолка и т.д. величина в 200 Люкс при расчетах может более чем в 2 раза снижена. Определить необходимый уровень освещенности в зависимости от площади помещения вам поможет таблица 2. Таблица 2
Примечание: в таблице указаны оптимальные значения для определения требуемого уровня мощности освещения при установке ламп накаливания в качестве основного источника света в центре помещения. При установке люминесцентных ламп соответственно мощность ламп должна быть уменьшена в 5-7 раз, а светодиодных – в 10 раз. Более точно вы сможете определить по упаковке для ламп, на которой, как правило, производитель указывает, сколько ламп накаливания заменяет одна энергосберегающая. Контрольные вопросы 1. Что такое «канцерогены», и какие канцерогены могут быть в квартире? 2. Какие факторы влияют на здоровье человека и как снизить их негативное воздействие? 3. Какое влияние на организм человека оказываю гепатогенные зоны? 4. Какое освещение для человека является наиболее безопасным? Пример решения Задача 1. На основании правила экологической пирамиды определите, сколько нужно планктона, что бы в море вырос один дельфин массой 300 кг, если цепь питания имеет вид: планктон, нехищные рыбы, хищные рыбы, дельфин. Решение: Дельфин, питаясь хищными рыбами, накопил в своем теле только 10% от общей массы пищи, зная, что он весит 300 кг, составим пропорцию. 300кг – 10%, Х – 100%. Найдем чему равен Х. Х=3000 кг. (хищные рыбы) Этот вес составляет только 10% от массы нехищных рыб, которой они питались. Снова составим пропорцию 3000кг – 10% Х – 100% Х=30 000 кг(масса нехищных рыб) Сколько же им пришлось съесть планктона, для того чтобы иметь такой вес? Составим пропорцию 30 000кг.- 10% Х =100% Х = 300 000кг Ответ: Для того что бы вырос дельфин массой 300 кг. необходимо 300 000кг планктона Задачи для самостоятельного решения 1. На основании правила экологической пирамиды определите, сколько нужно зерна, чтобы в лесу вырос один филин массой 3.5 кг, если цепь питания имеет вид: зерно злаков -> мышь -> полевка -> хорек -> филин. 2.На основании правила экологической пирамиды определите, сколько орлов может вырасти при наличии 100 т злаковых растений, если цепь питания имеет вид: злаки -> кузнечики-> лягушки-> змеи-> орел. 3.На основании правила экологической пирамиды определите, сколько орлов может вырасти при наличии 100 т злаковых растений, если цепь питания имеет вид: злаки -> кузнечики-> насекомоядные птицы-> орел. 4. Какие из перечисленных организмов экосистемы тайги относят к продуцентам, первичным консументам, вторичным консументам: бактерии гниения, лось, ель, заяц, волк, лиственница, рысь? Составьте цепь питания из 4 или 5 звеньев. 5. В результате аварийного сброса сточных вод, в которых содержалось 60 г сурьмы (М сурьмы), было загрязнено пастбище площадью площадью 1000 м2 (S), глубина проникновения вод составляет 0,5 м (h). Можно ли пить молоко коров, которые паслись на этом пастбище, если на каждом звене пищевой цепи происходит накопление токсических веществ в 10-кратном размере? ПДК сурьмы в молоке 0,05 мг/кг. Решение: 1) определить массу почвы, которая была загрязнена сточными водами: M почвы= S×h×P где ρ=1000 кг/м3; 2) определить концентрацию сурьмы в почве: СП сурьмы= 6. В 1976 г. в результате взрыва танкера «Уирколо» у берегов Испании было выброшено в море 100 тыс. т нефти. Какая площадь воды (S) была при этом покрыта нефтяной пленкой, если толщина пленки (L) примерно 3 мм, а плотность нефти (p) 800 кг/м3? Решение: 1) Определить объем нефти: V= где M - масса нефти; p – плотность нефти 2) Определить площадь воды, которая была покрыта нефтяной пленкой: S= Контрольные вопросы 1. Какие правительственные и неправительственные организации занимаются экологическими проблемами? 2. Перечислите формы международного природоохранного сотрудничества. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для студентов по выполнению практических работ по дисциплине ОУД. 09 Экология
Тольятти, 2017
Ф.И.О., должность
Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине ОУД. 09 Экология (для обучающихся по профессии СПО 08.01.25 Мастер отделочных строительных и декоративных работ)
Методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями ФГОС к уровню подготовки выпускника по профессии СПО 08.01.25 Мастер отделочных строительных и декоративных работ, предназначено для обучающихся, изучающих Экологию. Методические рекомендации направлены на оказание помощи обучающимся в овладении методикой и техникой проведения практических работ по Экологии, в приобретении умений и навыков практической работы с источниками экологических знаний, на развитие экологического мышления.
Содержание
Введение Методические рекомендации предназначены для выполнения практических работ при изучении дисциплины «Экология». Экология - это наука о связях живых организмов с окружающей средой. Эти связи образуют единую и очень сложную систему, которую мы называем биосферой. Современное человечество, вооруженное техникой и использующее огромное количество энергии, представляет мощную силу, воздействующую на неё. Если эти воздействия не будут учитывать природные законы и связи, установившиеся за миллионы лет, могут возникнуть катастрофические последствия. Ученые уже обеспокоены тенденцией нарастания неустойчивости биосферы, вызванной деятельностью человека. Поэтому экология в настоящее время приобретает особое значение как наука, помогающая найти пути выхода из возникающего кризиса, а экологическое образование формирует экологическую культуру и ответственность личности и общества, обеспечивая его выживание и развитие Основными целями практических занятий являются закрепление и углубление теоретических знаний, полученных на аудиторных занятиях и в ходе самостоятельной работы обучающегося, развитие самостоятельности, ответственности и организованности. Практические работы, представленные в методических рекомендациях: 1. Обучают умению изучать и оценивать состояние окружающей среды, проводить небольшие эксперименты, наблюдения, мини-исследования, решать экологические задачи; 2. Воспитывают потребность соблюдения здорового образа жизни и улучшения состояния окружающей среды, в том числе и в собственном жилье; 3. Развивают способности к целевому, причинному и вероятностному анализу экологических ситуаций; 4. Формируют общеучебные навыки работы с различными источниками информации. Практические работы реализуются с учетом возможностей образовательного учреждения. Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний студентов преподаватель обращает внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования экологической терминологии, самостоятельность ответа, речевую грамотность и логическую последовательность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей студентов, дифференцированный подход к организации работы в группе. Оценка качества выполнения практических работ по экологии Отметка "5" Практическая работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Обучающиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических работ теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме. Отметка "4" Практическая работа выполнена обучающимися в полном объеме и самостоятельно. Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата. Использованы указанные преподавателем источники знаний. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.. Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы. Отметка "3" Практическая работа выполнена и оформлена обучающимися с помощью преподавателя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу обучающихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Обучающиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе. Отметка "2" Выставляется в том случае, когда обучающиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны преподавателя и хорошо подготовленных обучающихся неэффективны из-за плохой подготовки обучающихся.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 126; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.19.205 (0.016 с.) |