Беседа «Удивительные насекомые» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Беседа «Удивительные насекомые»



В ходе беседы выявляется, что знают дети о насекомых, приводятся какие-либо занимательные факты из жизни насекомых, обобщается личный опыт и наблюдения ребят. Степень раскрытия материала зависит от педагогических целей и увлеченности ребят данной темой.

    В ходе беседы можно использовать материал информационного баннера, дидактического материала или буклетов, подготовленных для занятия.

Насекомые - самый многочисленный (по количеству видов) класс животных. Насекомые очень маленькие и беззащитные, а их окраска помогает им спрятаться от врагов.

Примерные вопросы:

1. Чем насекомые отличаются от рыб, зверей, птиц?

2. Чем похожи все насекомые?

3. Выберете и назовите насекомых на картинках.

4. Что вы знаете о пчелах? жуках? кузнечиках? и т.д.

5. Почему насекомых так много?

6. Чем питаются насекомые?

7. Какие животные питаются насекомыми?

8. Что случится, если все насекомые исчезнут?

9. Что случится, если животные перестанут питаться насекомыми?

Как устроены насекомые?

• Расскажите о трех отличительных чертах, по которым можно узнать насекомых среди множества других животных, демонстрируя картинку с изображением какого-нибудь насекомого крупным планом:

 - тело разделено на три части: голова, грудь, брюшко;

 - на груди располагается шесть ног;

 - брюшко состоит из сегментов – «HАСЕчено».

    • Раздайте детям карточки с изображением разных маленьких животных (насекомых, многоножек, червей и т.д.) и попросите доказать - насекомое или HЕ-насекомое изображено на картинке. («Я думаю, что на этой картинке изображено насекомое, потому что...»).

 

Экскурсия к природным объектам (виртуальная или реальная)

    Любая информация воспринимается детьми лучше в игровой, занимательной форме, поэтому всех участников можно разделить на две команды и провести небольшие конкурсы и игры на протяжении всей экскурсии, даже если она будет непродолжительной по времени. Все задания, желательно, подобрать в соответствии с тематикой. Ниже приведены возможные варианты заданий и элементы оформления маршрута.

Объект«Муравейник»

Кто это? У муравья 6 ног и пара коротких усиков. Насечки на теле делят его на несколько частей: голова, грудка, брюшко. Вот так выглядит муравей.

По своему общественному устройству муравьи - наиболее близкие к человеку существа на Земле.В муравьиных семьях существуют разделение труда, связи между особями и самоорганизация при решении сложных проблем. Мирмекология – наука о муравьях.

Муравьи являются общественными насекомыми, образующими 3 касты: самки, самцы и рабочие особи. Самки и самцы крылатые, рабочие особи — бескрылые. Живут семьями в гнёздах, которые устраивают в почве, древесине, под камнями; некоторые сооружают муравейники из мелких растительных частиц. Существуют паразитические виды, которые обитают в гнёздах других муравьёв, муравьи-«рабовладельцы», содержащие в своих гнёздах «рабов» — муравьёв других видов. Ряд видов приспособился к обитанию в жилищах человека. Некоторые виды ценятся за регулирование численности насекомых-вредителей, другие могут считаться вредителями.

Питаются преимущественно соком растений, падью тлей и других сосущих насекомых, в период кормления личинок — преимущественно насекомыми.

Муравьи общаются с помощью феромонов. Как и другие насекомые, муравьи воспринимают запахи своими длинными и тонкими усиками.У видов, которые добывают еду в группе, фуражир, нашедший пищу, маркирует свой обратный путь в муравейник, и по этому пути идут другие муравьи, которые также маркируют с помощью феромонов свой обратный путь в гнездо в случае нахождения еды по отмеченному маршруту. Когда источник пищи исчерпан, муравьи больше не маркируют этот маршрут, и запах постепенно рассеивается.

Муравьи используют феромоны не только для прокладывания маршрутов. Раненый муравей выделяет феромон тревоги, призывающий муравьёв издалека и заставляющий всех находящихся рядом особей атаковать врага. Некоторые муравьи используют даже «феромон пропаганды», чтобы запугать врагов и заставить их драться между собой.

Муравьиные семьи могут существовать на протяжении долгого периода времени. Королева может жить до 20 лет, рабочие особи живут от 1 до 3 лет. Самцы, однако, живут всего несколько недель.

В самом начале весны муравейник больше похож на кучу сора и старой хвои, чем на муравейник: ни одного муравья рядом не видно. Но как только сойдет снег, муравьи вылезут погреться на солнышке. После долгого зимнего сна они совсем обессилели и лежат – не шевелятся. У них даже нет сил отстреливаться от непрошенных гостей едкой муравьиной кислотой. Но пройдет еще несколько дней, и муравьи примутся за работу.

Для самостоятельного изучения одной команде предлагается рассмотреть иллюстрацию «Муравейник в разрезе» с краткими пояснениями.

Вторая команда в это время рассматривает иллюстрацию «Жизнь в улье» с кратким описанием жизни пчёл (см. далее). Время – не более 5 минут. Затем команды рассказывают то, что наиболее запомнилось, делятся впечатлениями о прочитанном, задают друг другу вопросы, обращают внимание на то, что их удивило, что было неизвестно ранее.

 

 

Муравьи - активные хищники, но вместе с тем они держат и «домашний скот». В его роли выступает тля, причем поедают муравьи не только ее саму, но и ее выделения. Муравьи пасут тлей на близко растущих растениях, оберегают их. И по первому требованию тля выделяет им излишки нектара. Чтобы «выдоить» тлю, муравей щекочет усиками ее брюшко.

В муравейнике действует своя система наказаний. К примеру, если здоровый муравей-фуражер несколько раз подряд возвращается в муравейник ни с чем, его «казнят» - убивают и самого пускают на фураж. Любопытно, что совершенно по-другому поступают муравьи с теми, кто потерял трудоспособность в результате увечья. Их кормят до тех пор, пока те в состоянии просить еду, то есть постукивать усиками по определенным участкам головы здорового муравья.

Без пагубного воздействия извне муравейник может жить вечно.
Но иногда на муравейник садится маленький жучок - ломехуза. Жучок проникает в камеру, где хранится муравьиное потомство, и откладывает туда яйца. На все попытки обитателей гнезда разобраться с чужаком он отвечает тем, что выделяет особое вещество, которое муравьи тут же слизывают и впадают в состояние эйфории. Под воздействием этого вещества они просто отходят в сторону и на время затихают.Так начинается гибель муравейника.

Рыжий лесной муравей съедает много насекомых, вредных для леса. Вокруг муравейника деревья более зеленые и более высокие, потому что муравьи оберегают их от вредителей. За день гнездо муравьев уничтожает до 100 тысяч вредных насекомых. Кроме того, эти труженики разносят семена трав и цветов. Роя подземные ходы, они рыхлят почву, перемешивают ее, обогащая органическими удобрениями. Присутствие в лесу муравьев – залог его здоровья, развития флоры и фауны.

Объект «Улей»

Пчела ярко окрашена. Как вы думаете, почему? Пчела как бы говорит: «Не подходи! Ужалю!»

Открытие пчелы как полезного насекомого и переход к разведению пчелможно отнести к числу важных событий в истории человека.

Пчелы гнездятся в дуплах, в расселинах скал, иногда в земле. На старых пасеках на юге их поселяли в соломенных ульях, на севере - в выдолбленных колодах. Теперьпочти везде пчел держат в сборных дощатых ульях.

Но где бы ни жили пчелы, устройство гнезда одинаковое: сверху вниз спускаются прикрепленные к потолку соты, разделенные узкими улочками, в которых круглые сутки копошатся пчелы.

На основании приведенных ниже данных сделайте вывод о жизни пчёл:

УДИВИТЕЛЬНЫЕ ПЧЁЛЫ По краю сотов, лениво расталкивая население гнезда, ползет толстый самец-трутень. Торжественно ходитпчелиная самка-матка, волоча длинное свое брюшко, и пчелы расступаются, давая ей дорогу. Матка - наиболее долговечная из членов пчелиной семьи, она за весь год иногда лишь трижды - и то обычно на считанные минуты – покидает гнездо: в первый раз - для учебного, ориентировочного вылета,  для ознакомления с местностью, затем при брачных полетах и, наконец, с роем, когда часть семьи переселяется. Вот пчела-сборщица, вернувшись домой со вспухшими на задних ножках цветными комочками цветочной пыльцы, поднимается на соты; перебегая от одной ячейки к другой, она отыскивает свободную и ловко, одним движением сбрасывает в нее принесенный корм. Следом сюда же подходит другая, рабочая пчела, вся в цветочной пыльце, и, уцепившись ножками за края ячейки, начинает головой трамбовать корм. Ровный гул насекомых вдруг прерывается визгливой нотой. Это четыре крыла каждой пчелы-вентиляторщицы трепещут так быстро, что проветривают улей и издают пронзительный визг, стихающий через минуту. Выбиваясь из сил, тащит из глубины гнезда труп осы пчела-санитар. Пройдя за черту летка, она, не выпуская ноши, поднимается в воздух и отлетает прочь. Вот другие пчелы - уборщицы - веерами крыльев подметают дно улья, которое безукоризненно чисто и блестит, как натертое. Если направить в улей струю клубящегося дыма, то тысяч сорок-пятьдесят живущих здесь пчел бросаются к сотам и припадают к медовым ячейкам. Этот инстинкт издавна закреплен у пчел. Почуяв дымный запах,они заправлялись медом для бегства из опасного района.  

Пчела не бывает «маленькой», «растущей». Она рождается сразу взрослой, сформированной. Молодость ее проявляется лишь в том, что она еще не отлучается из гнезда: свидетельство зрелости – первыйвылет.

В полете пчелиное крыло делает за минуту больше двадцати пяти тысячвзмахов, за секунду - четыреста сорок.

Возвращаясь в улей, рабочая пчела на лету продолжает щеточками счищать с тела и ножей (правой - с левой стороны, левой - оправа) пыльцу, которуюона на лету же спрессовывает и укладывает в особые углубления на задних ножках.Округлые комочки пыльцы (обножка) висят по бокам пчелы наподобие настоящих корзиночек и в старых детских сказках пчела с обножкой часто изображалась заботливой хозяйкой, спешащей с рынка с двумя корзинкамипродуктов.

Пчеле приходится иной разподнимать в воздух еще большие тяжести: вылетая из улья с трупом трутня,она несет почти две десятых грамма, то есть вдвое больше, чем весит сама.

В каждом уголке гнезда жизнь кипит, но суматоха на сотах, если терпеливо присмотреться к ней, перестает казаться беспорядочной. В конце концов, становится понятно, что тысячи четырехкрылатых насекомых в этомскопище связаны какими-то взаимными отношениями.

Пчелиная семья беспрерывно бодрствует. Поиски и сбор корма, выкормка личинок, доставка воды в улей иливыпаривание влаги из нектара, строительство сотов, уборка гнезда или его обогрев - семье всегда что-нибудь требуется. Одни работы ведутся только днем, другие - в основном ночью, третьи - круглые сутки. Многие процессы чередуются, некоторые идут одновременно. При этом все в улье делается только рабочими пчелами, за исключением кладки яиц, которая производится маткой. Но матка, отложив яйцо в ячейку, этим и ограничивает свою заботу опотомстве.

По аналогии можно познакомить ребят и с другими объектами тропы: «Бабочка», Кузнечик», «Паук» и др.

«Счастье подобно бабочке,чем больше ловишь его, тем больше оно ускользает.Но если вы перенесете свое внимание на другие вещи,оно придет и тихонько сядет вам на плечо»

А где дом у бабочки? У муравья дом - …(муравейник). У пчелы - …(улей). Нет у бабочки дома. Дом для нее – каждая шелковистая травинка, каждое дупло, каждая удобная ветка. Да и зачем ей дом, если живет она всего две недели. И если за такое короткое время ей надо узнать мир.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 158; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.14.63 (0.011 с.)