При президенте Российской Федерации». При президенте Российской Федерации» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

При президенте Российской Федерации». При президенте Российской Федерации»



ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

 

Институт права и национальной безопасности

кафедра теории государства и права им. Г.В. Мальцева

      УТВЕРЖДЕНА Решением кафедр теории государства и права им. Г.В. Мальцева Протокол от «12» мая 2020 г. № 9  

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

 

Б1.Б.04 Правоведение

(индекс, наименование дисциплины (модуля), в соответствии с учебным планом)

 

 

38.05.02 Таможенное дело

 (код, наименование направления подготовки (специальности)

 

Таможенные платежи и валютное регулирование

 (направленность(и) (профиль (и)/специализация(ии)

 

Специалист

(квалификация)

 

Очная

(форма(ы) обучения)

 

 

Москва, 2020 г.


Авторы – составители:

Заведующая кафедрой теории государства и права им. Г.В. Мальцева, доктор юридических наук, доцент Лукьянова Е.Г.

Профессор кафедры теории государства и права им. Г.В. Мальцева, доктор юридических наук, доцент Прокопович Г.А.                                 

Профессор кафедры теории государства и права им. Г.В. Мальцева, доктор юридических наук, доцент Калинин А.Ю.                                 

Доцент кафедры теории государства и права им. Г.В. Мальцева, кандидат юридических наук Юртаева Е.А.                                 

Доцент кафедры теории государства и права им. Г.В. Мальцева, кандидат юридических наук Габрелян Э.В.                                 


СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
2. Объем и место дисциплины в структуре образовательной программы
3. Структура и содержание дисциплины
4. Материалы текущего контроля успеваемости обучающихся и фонд оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине
5. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
6. Учебная литература, учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся по дисциплине, ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»
       6.1. Основная учебная литература
       6.2. Дополнительная учебная литература
       6.3. Учебно-методическое обеспечение обучающихся самостоятельной работы
       6.4. Нормативные правовые акты
       6.5. Ресурсы ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»
 
7. Материально-техническая база, информационные технологии, программное обеспечение и информационные справочные системы

 

 


1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы

1.1. Дисциплина обеспечивает овладение следующими компетенциями с учетом этапа:

 

Код компетенции Наименование компетенции Код этапа освоения компетенции Наименование этапа освоения компетенции
УК ОС-5 Способность выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни УК-5.1   Способность осознанно выстраивать свою образовательную траекторию и расставлять приоритеты при планировании учебной деятельности.    

 

 

1.2. В результате освоения дисциплины у студентов должны быть сформированы:

 

ОТФ/ТФ (при наличии профстандарта) / трудовые или профессиональные действия Код этапа освоения компетенции Результаты обучения

 

 

УК-5.1

 

на уровне знаний: - знать основные правовые понятия; - знать основные государствоведческие понятия; - знать основные характеристики (систему, источники, институты) отраслей публичного права (конституционного, уголовного, административного); - знать основные характеристики (систему, источники, институты) отраслей частного права (гражданского, семейного, трудового).
на уровне умений: - уметь использовать правовые и государствоведческие знания для решения личных, профессиональных и общественных проблем; - уметь определять и квалифицировать правомерный  или неправомерный характер действий или бездействий субъектов права, а также правовой и неправовой характер общественных явлений.
на уровне навыков: - иметь навыки работы с нормативными правовыми актами, судебными решениями и иными правыми актами; - иметь навыки выявления и решения коллизий и пробелов в праве, толкования права, решения иных вопросов, возникающих в процессе применения права.

 

2. Объем и место дисциплины в структуре образовательной программы

Объем дисциплины:

объем дисциплины по учебному плану – 3 з.е. (108 а.ч.);

количество часов на контактную работу с преподавателем:

контактная – 34 а.ч.;

аудиторная – 32 а.ч., из них лекционные занятия – 16 а.ч., практические – 16 а.ч.;

консультация – 2 а.ч..;

самостоятельная работа – 38 а.ч.;

контроль - 36 а.ч.

 

Форма промежуточного контроля – экзамен.

Место дисциплины в структуре образовательной программы:

дисциплина осваивается в 1 семестре на 1 курсе.

3. Структура и содержание дисциплины

Структура дисциплины

 

№ п/п

 

 

Всего

 

Контактная работа обучающихся с преподавателем
по видам учебных занятий

СР

СР

Л/ЭО, ДОТ ЛР/ ЭО, ДОТ ПЗ/ ЭО, ДОТ КСР
Тема 1 Понятие и сущность права 8 2   2 2 2 О, З, Т
Тема 2 Правовое сознание, правовая культура и правовой нигилизм 6 2   2 0 2 О, З, Т
Тема 3 Нормы права в системе социальных норм 6 0   0 2 4 О, З, Т
Тема 4 Формы (источники)  объективного права 8 1   1 3 3 О, З, Т
Тема 5 Правовое отношение и реализация права 6 1   1 2 2 О, З, Т
Тема 6 Правонарушение и юридическая ответственность 8 1   1 3 3 О, З, Т
Тема 7 Понятие, сущность и функции государства 10 2   2 3 3 О, З, Т
Тема 8 Механизм государства 8 1   1 3 3 О, З, Т
Тема 9 Форма (устройство) государства 10 1   1 5 3 О, З, Т
Тема 10 Государство и гражданское общество. Личность и государство   6 0   0 3 3 О, З, Т
Тема 11 Система права   6 1   1 2 2 О, З, Т
Тема 12 Основы публичного права 12 2   2 4 4 О, З, Т
Тема 13 Основы частного права 12 2   2 4 4 О, З, Т

Промежуточная аттестация

             

Всего:

108 16   16 36 38  

 

Содержание дисциплины

Тема 11. Система права.

Понятие системы права. Элементы системы права. Институты права. Отрасли права. Публичное и частное право. Материальное и процессуальное право. Юридический процесс и юридическая процедура. Процедурные нормы. Международное и внутригосударственное право. Континентальная и англосаксонская правовые семьи.

 

Вопросы к опросу

1. Сущность (идея) права. Право как единство начал свободы, справедливости и формального равенства.

2. Принципы и аксиомы права.

3. Право в субъективном и объективном смыслах. Признаки права.

Задача

С использованием полученных знаний подготовьте письменный ответ- обоснование сущности права как равной и справедливой меры свободы личности. Используйте теоретические и эмпирические аргументы.

Ключ к задаче. Правильный ответ предполагает приведение теоретических (логических) аргументов: дедуктивных выводов, ценностного обоснования, отсылки к авторитету и др., а также эмпирических фактов, подтверждающих утверждение, что сущность права раскрывается через начала свободы, справедливости и формального равенства.

 

Тесты

1. Соотношение субъективного и объективного права выражается в том, что:

а. объективное право первично по отношению к субъективному (+);

б. субъективное право первично по отношению к объективному;

в. субъективное право никак не связно с объективным;

г. субъективное право шире, чем объективное.

 

2. Понятием объективное право выражается:

а. совокупность действующих правовых норм (+);

б. система нормативных правовых актов;

в. совокупность все правовых явлений;

г. процессы реализации субъективных прав.

 

3. Трактовка права как «формально равной меры свободы лица в обществе» характерна для:

а. этатического позитивизма;

б. социологической школы права;

в. естественно-правовой концепции (+);

г. исторической школы права.

 

4. Конституирующая функция правовых принципов заключается в том, что:

а. на основе правовых принципов решаются конкретные юридические дела (+);

б. на основе правовых принципов формируется та или иная система правовых норм;

в. на основании принципов права толкуется закон;

г. на основании принципов права формируется правомерное поведение.

 

5. Что из указанного не является принципом права:

а. никто не может быть судьей в своем собственном деле;

б. свобода договора;

в. гуманизм (+);

г. все, что не запрещено, разрешено.

 

Литература

Кашанина, Т. В. Право: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Т. В. Кашанина, Н. М. Сизикова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 484 с. — (Бакалавр. Прикладной курс). — ISBN 978-5-534-00342-0. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/432117.

Бялт, В. С. Правоведение: учебное пособие для вузов / В. С. Бялт. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 302 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-07626-4. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/438078.

Правоведение: учебник для среднего профессионального образования / В. А. Белов [и др.]; под редакцией В. А. Белова, Е. А. Абросимовой. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 414 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10255-0. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/456507.

 

Задача

Провести социологический опрос 20 человек среди своих знакомых на предмет выявления знаний таких понятий как «право», «справедливость», «права человека» и сделать соответствующие выводы.

Ключ к задаче. Правильный ответ предполагает проведение микросоциологического опроса 20 человек с фиксацией и последующим анализом правильности ответов опрашиваемых, переведенных в процентную шкалу. Выводы по кейс-заданию должны содержать положения о степени развитости правосознания, в части правовой идеологии у опрашиваемых.

 

Тесты

1. Совокупность правовых знаний: идей, понятий, концепций, а также правовых чувств, эмоций, настроений, переживаний – это:

а. правовая культура;

б. правовое сознание (+);

в. правовая идеология;

г. правовая психология.

 

2. К видам правосознания не относятся:

а. доктринальное толкование (+);

б. обыденное;

в. доктринальное;

г. групповое.

 

3. Правовая культура – это:

а. система норм, установленных государством;

б. уровень развития в правовой организации жизни людей (+);

в. оценки, чувства и эмоции людей в отношении правовой действительности;

г. система норм регулирующая духовную сферу жизни людей.

 

 

4. Оценки, чувства и эмоции людей в отношении правовой действительности – это:

а. правовая культура;

б. правовая психология (+);

в. правовая идеология;

г. правовая сознание.

 

5. Правовой нигилизм – это:

а. антипод правового сознания (+);

б. отрицательное отношение к законодательству;

в. отрицательное отношение в демократической форме правления;

г. отрицательное отношение в федерализму. 

 

Тесты

1. Совокупность правовых знаний: идей, понятий, концепций, а также правовых чувств, эмоций, настроений, переживаний – это:

а. правовая культура;

б. правовое сознание;

в. правовая идеология;

г. правовая психология.

 

2. К видам правосознания не относятся:

а. доктринальное толкование;

б. обыденное;

в. доктринальное;

г. групповое.

 

3. Правовая культура – это:

а. система норм, установленных государством;

б. уровень развития в правовой организации жизни людей;

в. оценки, чувства и эмоции людей в отношении правовой действительности;

г. система норм регулирующая духовную сферу жизни людей.

 

4. Оценки, чувства и эмоции людей в отношении правовой действительности – это:

а. правовая культура;

б. правовая психология;

в. правовая идеология;

г. правовая сознание.

 

5. Правовой нигилизм – это:

а. антипод правового сознания

б. отрицательное отношение к законодательству;

в. отрицательное отношение в демократической форме правления;

г. отрицательное отношение в федерализму. 

 

Литература

Кашанина, Т. В. Право: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Т. В. Кашанина, Н. М. Сизикова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 484 с. — (Бакалавр. Прикладной курс). — ISBN 978-5-534-00342-0. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/432117.

Бялт, В. С. Правоведение: учебное пособие для вузов / В. С. Бялт. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 302 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-07626-4. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/438078.

Правоведение: учебник для среднего профессионального образования / В. А. Белов [и др.]; под редакцией В. А. Белова, Е. А. Абросимовой. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 414 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10255-0. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/456507.

 

      Тема № 3. Нормы права в системе социальных норм

      Вопросы к опросу

1. Понятие социального регулирования. Понятие и виды социальных норм.

2. Признаки и определение нормы права. Классификация норм права.

3. Структура нормы права. Классификация элементов правовых норм.

4. Способы изложения норм права в нормативно-правовых актах.

 

Задача

С использованием нормативных правовых актов (Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, Уголовно-процессуального кодекса РФ, Закона о полиции и др.) 1. выявить структурные элементы правовой нормы (гипотезу, диспозицию, санкцию), определить формы их выражения; 2. определить способы изложения норм права в статьях нормативных правовых актов; 3. определить видовую принадлежность правовых норм с точки зрения известных классификаций правовых норм.

Ключ к задаче. Полное и правильное решение задачи предполагает, что студент: 1. Правильно выявил структурные элементы правовой нормы (гипотезу, диспозицию, санкцию), правильно определил формы их выражения; 2. Правильно определил способы изложения норм права в статьях нормативных правовых актов; 3. Правильно определил видовую принадлежность правовых норм с точки зрения известных классификаций правовых норм.

 

Тесты

1. Общий характер правовой нормы предполагает, что:

а. норма права распространяется на все случаи одно и того же рода (+);

б. все нормы права взаимосвязаны друг с другом;

в. норма права обязательная для исполнения;

г. норма права есть формальное признание субъективного права.

 

2. Правило внешнего поведения, регулирующее общественное отношение посредством закрепления прав и обязанностей на основании принципа формального равенства – это:

а. религиозная норма;

б. правовая норма (+);

в. обычная норма;

г. моральная норма.

 

3. Элементом логической структуры нормы права не является:

а. гипотеза;

б. диспозиция;

в. санкция;

г. преамбула (+).

 

4. Часть правовой нормы, содержащая указание на обстоятельства, при наступлении которых возникают правовые последствия, называется:

а. диспозицией;

б. гипотезой (+);

в. санкцией;

г. преамбулой.

 

5. Структуру нормы права составляют следующие элементы:

а. введение и заключение;

б. описание и вывод;

в. гипотеза, диспозиция и санкция (+);

г. определение и характеристика.

 

Литература

Кашанина, Т. В. Право: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Т. В. Кашанина, Н. М. Сизикова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 484 с. — (Бакалавр. Прикладной курс). — ISBN 978-5-534-00342-0. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/432117.

Бялт, В. С. Правоведение: учебное пособие для вузов / В. С. Бялт. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 302 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-07626-4. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/438078.

Правоведение: учебник для среднего профессионального образования / В. А. Белов [и др.]; под редакцией В. А. Белова, Е. А. Абросимовой. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 414 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10255-0. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/456507.

 

 

Задача

С использованием полученных знаний объясните соотношение юридической силы Конституции Российской Федерации, законов и международных договоров Российской Федерации и принятых на их основе решений межгосударственных органов.

Ключ к задаче: правильное решение задачи предполагает анализ положений Конституции Российской Федерации, решения Конституционного Суда Российской Федерации от 14 июля 2015 г. № 21-П.

 

Тесты

1. Способ формирования (открытия) права учеными-юристами называется:

а. законодательным;

б. прецедентным;

в. обычным (спонтанным);

г. доктринальным (+).

 

2. Способ формирования (открытия) права судьями в процессе разрешения конкретных юридических дел называется:

а. обычным (спонтанным);

б. доктринальным;

в. прецедентным (+);

г. договорным.

 

3. Решение юрисдикционного или административного органа по конкретному делу, в последствии ставшее обязательным при разрешении аналогичных дел – это:

а. правовая доктрина;

б. нормативно-правовой договор;

в. правовой прецедент (+);

г. административный акт.

 

4. Юридическая сила нормативного правового акта определяется:

а. степенью общности правовых норм, содержащихся в акте;

б. сроком действия акта (+);

в. порядком принятия акта;

г. кодифицированным характером акта.

 

5. Какой из перечисленных актов является локальным нормативным правовым актом:

а. указ Президента Российской Федерации;

б. приказ о приеме на работу;

в. постановление Правительства Российской Федерации;

г. положение о премировании работников конкретного предприятия (+).

 

Литература

Кашанина, Т. В. Право: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Т. В. Кашанина, Н. М. Сизикова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 484 с. — (Бакалавр. Прикладной курс). — ISBN 978-5-534-00342-0. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/432117.

Бялт, В. С. Правоведение: учебное пособие для вузов / В. С. Бялт. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 302 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-07626-4. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/438078.

Правоведение: учебник для среднего профессионального образования / В. А. Белов [и др.]; под редакцией В. А. Белова, Е. А. Абросимовой. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 414 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10255-0. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/456507.

 

 

Вопросы к опросу

1. Признаки и определение правового отношения. Состав правоотношения.

2. Юридические факты: понятие и виды.

3. Понятие и способы (формы) реализации права.

4. Применение права: понятие и признаки, стадии, акты применения права.

5. Понятие, способы и виды толкования юридических текстов.

Задача

Привести пример правового общественного отношения, с подробным описанием его состава (структуры) и квалификацией по видам субъективных прав, составляющих содержание данного правоотношения, самого правоотношения и юридического факта, лежащего в основании данного правоотношения.

Ключ к задаче. Правильный ответ предполагает анализ любого правоотношения, например купли-продажи недвижимости между частными лицами с подробной характеристикой субъектов данного договора, их право-дееспособности; характеристикой видовой принадлежности субъективных прав (правомочий получить что-либо), юридических обязанностей (активного типа – обязанностей что-либо сделать) – частного характера; характеристикой объекта – недвижимости – наличного материального блага; описанием юридического факта, лежащего в основании данного правоотношения - договора (действия).

Могут приведены любые другие примеры правоотношений.

 

Тесты

1. Отношение между субъектами права, реализующими принадлежащие им субъективные права и юридические обязанности – это:

а. социальное отношение;

б. административное отношение;

в. правовое отношение (+);

г. законоотношение.

 

2. Возможность иметь субъективные права и нести юридические обязанности, называется:

а. правосубъектность;

б. правоспособность (+);

в. дееспособность;

г. правовой статус.

 

3. Мера свободного поведения лица, обеспеченная юридической обязанностью другого лица, называется:

а. субъективное право (+);

б. объективное право;

в. позитивное право;

г. норма права.

 

4. Жизненные обстоятельства, вызывающие возникновение, изменение и прекращение субъективных прав и обязанностей (правоотношений) – это:

а. фактические данные;

б. юридические факты (+);

в. юридические инициативы;

г. юридические события.

 

5. Форма реализации права, при которой субъектом осуществляется активная обязанность, называется:

а. использование;

б. применение;

в. исполнение (+);

г. соблюдение.

 

Литература

Кашанина, Т. В. Право: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Т. В. Кашанина, Н. М. Сизикова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 484 с. — (Бакалавр. Прикладной курс). — ISBN 978-5-534-00342-0. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/432117.

Бялт, В. С. Правоведение: учебное пособие для вузов / В. С. Бялт. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 302 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-07626-4. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/438078.

Правоведение: учебник для среднего профессионального образования / В. А. Белов [и др.]; под редакцией В. А. Белова, Е. А. Абросимовой. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 414 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10255-0. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/456507.

 

Вопросы к опросу

1. Признаки, определение и виды правонарушений.

2. Состав правонарушения.

3. Понятие и признаки юридической ответственности. Иные меры правового принуждения.

4. Принципы юридической ответственности.

5. Обстоятельства, исключающие юридическую ответственность.

Задача

С использованием судебной практики (в частности Бюллетеней Верховного суда РФ и др.) провести анализ реального преступления на предмет определения его признаков и состава.

Ключ к задаче. Правильный ответ предполагает оптимальный поиск из материалов судебной практики реального преступления и последующий анализ данного преступления на предмет иллюстрации таких признаков как 1. Противоправность, 2. Деликтоспособность субъекта, 3. Виновность, 4. Юридическая ответственность и др.; а также иллюстрации элементов состава преступления: 1. Субъекта преступления, 2. Объекта преступления, 3. Субъективной стороны, 4. Объективной стороны преступления и их элементов.

Тесты

1. Меры неблагоприятного воздействия, применяемые к правонарушителю и связанные с применением к нему дополнительных лишений личного или имущественного характера, называют:

а. мерами защиты;

б. санкциями;

в. мерами юридической ответственности (+);

г. правовосстановительными мерами.

 

2. Осознанное лицом побуждение, которым оно руководствовалось при совершении правонарушения – это:

а. цель;

б. умысел;

в. вина;

г. мотив (+).

 

3. Правонарушения подразделяются

а. преступления и проступки (+);

б. преступления небольшой, средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие;

в. проступки и действия самообороны;

г. преступление и действия самообороны.

 

4. К элементам состава правонарушения не относятся:

а. объект правонарушения;

б. субъект правонарушения;

в. наказуемость правонарушения (+);

г. субъективная сторона правонарушения.

 

5. К признакам юридической ответственности не относится:

а. принудительный характер;

б. наличие неблагоприятных последствий;

в. связь с правонарушением;

г. является восстановительной мерой (+). 

 

Литература

Кашанина, Т. В. Право: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Т. В. Кашанина, Н. М. Сизикова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 484 с. — (Бакалавр. Прикладной курс). — ISBN 978-5-534-00342-0. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/432117.

Бялт, В. С. Правоведение: учебное пособие для вузов / В. С. Бялт. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 302 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-07626-4. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/438078.

Правоведение: учебник для среднего профессионального образования / В. А. Белов [и др.]; под редакцией В. А. Белова, Е. А. Абросимовой. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 414 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10255-0. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL:. https://biblio-online.ru/bcode/456507.

 

Вопросы к опросу

1. Понятие и признаки государства.

2. Признаки и определение функций государства. Виды функций государства.

3. Задачи государства: понятие и виды.

4. Социальное государство. Концепции правового государства.

 

Задача

С использованием полученных знаний подготовьте письменный ответ- обоснование необходимости правозащитной и социально деятельности современного государства.

Ключ к задаче. Правильный ответ предполагает логическое и эмпирическое обоснование – приведение аргументов в пользу необходимости правозащитной и социальной деятельности современного государства. Должен быть приведен главный аргумент: ценностное обоснование. Студент должен показать те положительные результаты к которым ведет правозащитная и социальная деятельность современного государства – развитию общества.

 

Тесты

1. К признакам государства не относятся:

а. территория;

б. демократия (+);

в. население;

г. налоги.

 

2. Государственный суверенитет – это:

а. власть народа на всей территории государства;

б. верховенство, единство и независимость власть государства (+);

в. право нации на самоопределение;

г. основные направление реализации государственной власти.

 

3. К функции государства не относится:

а. установления правовых норм, регулирующих экономические отношения;

б. проведение шахматных турниров (+);

в. строительство дорог;

г. регулирование отношению по переопределению материальных благ. 

 

4. Функции государства – это

а. основные направления деятельности государства (+);

б. гарантирование прав и свобод человека и гражданина;

в. деятельность государства по регулированию общественных отношений;

г. поддержание законности и правопорядка.

 

5. К признакам правового государства относится:

1. разделения властей (+);

2. государственный суверенитет;

3. налоговая система;

4. подчинение государства своим законам.

 

Литература

Кашанина, Т. В. Право: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Т. В. Кашанина, Н. М. Сизикова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 484 с. — (Бакалавр. Прикладной курс). — ISBN 978-5-534-00342-0. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/432117.

Бялт, В. С. Правоведение: учебное пособие для вузов / В. С. Бялт. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 302 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-07626-4. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/438078.

Правоведение: учебник для среднего профессионального образования / В. А. Белов [и др.]; под редакцией В. А. Белова, Е. А. Абросимовой. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 414 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10255-0. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/456507.

 

 

Вопросы к опросу

1. Понятие и признаки механизма государства.

2. Принцип разделения властей.

3. Признаки и определение государственного органа.

4. Виды государственных органов.

5. Судебные, законодательные и исполнительные органы государства.

 

Задача

С использованием полученных знаний подготовьте письменный ответ- обоснование необходимости формирования модели рациональной бюрократии в современном государстве.

Ключ к задаче. Правильный ответ предполагает логическое и эмпирическое обоснование – приведение аргументов в пользу необходимости формирования модели рациональной бюрократии в современном государстве. Должен быть приведен главный аргумент: ценностное обоснование. Студент должен показать те положительные результаты к которым ведет формирование рациональной бюрократии в современном государстве – развитию всех сфер жизни общества.

 

Тесты

1. Разделение властей – это признак:

а. унитарного государства

б. правового государства (+);

в. федеративного государства;

г. социального государства.

 

2. Система государственных органов и учреждений – это:

а. механизм сдержек и противовесов;

б. механизм государства (+);

в. механизм государственного устройства;

г. механизм правового государства.

 

3. Компетенция – это

а. признак государственного органа (+);

б. признак механизма государства;

в. признак принципа разделения властей;

г. признак судебных органов власти.

 

4. Законодательным органом Российской Федерации является:

а. Федеральное Собрание (+);

б. Государственная Дума;

в. Совет Федерации;

г. Государственный Совет.

 

5. Государственные органы классифицируются по:

а. порядку формирования;

б. юридической силе;

в. территориальному принципу;

г. юридической силе (+).

 

Литература

Кашанина, Т. В. Право: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Т. В. Кашанина, Н. М. Сизикова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 484 с. — (Бакалавр. Прикладной курс). — ISBN 978-5-534-00342-0. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/432117.

Бялт, В. С. Правоведение: учебное пособие для вузов / В. С. Бялт. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 302 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-07626-4. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/438078.

Правоведение: учебник для среднего профессионального образования / В. А. Белов [и др.]; под редакцией В. А. Белова, Е. А. Абросимовой. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 414 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10255-0. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/456507.

 

 

Вопросы к опросу

1. Понятие формы (устройства) государства.

2. Форма правления: понятие и виды.

3. Форма территориального устройства: понятие и виды. Унитарное государство и федеративное государство.

4. Политический режим: понятие и виды.

 

Задача

С использованием полученных знаний подготовьте письменный ответ- сравнительную характеристику двух моделей демократии: демократии участия и плюралистической демократии.

Ключ к задаче. Правильный ответ предполагает подготовку сравнительной характеристики двух моделей демократии: демократии участия и плюралистической демократии по их признакам (характер участия народа в управлении), положительным (высокий профессионализм в плюралистической, более широкий демократизм в демократии участия) и отрицательным характеристикам (следствиям) (непрофессионализм управления в демократии участия и не высокий уровень демократизма в плюралистической модели демократии).

 

Тесты

1. Форма правления – это:

а. модель территориальной организации государственной власти;

б. порядок формирования высших органов государственной власти и их компетенция (+);

в. порядок правления монарха;

г. организация власти один в республике.

 

2. Для президентской республики не характерно:

а. наличие института роспуска нижней палаты парламента (+);

б. формирование исполнительной власти президентом;

в. избираемость президента;

г. наличие права вето президента.

 

3. Для парламентарий республики не характерно:

а. формирование исполнительной власти президентом (+);

б. развитая партийная система.

в. ответственность правительства перед парламентом;

г. наличие премьер министра.

 

4. Тоталитарный политический режим характеризуется:

а. наличием компетенцией органов власти;

б. наличием основного закона;

в. наличием государственного суверенитета;

г. наличием государственной идеологии (+).

 

5. Признаком федеративного государства не является:

а. разделение властей по вертикали;

б. наличие законодательства у территориальных единиц;

в. едина система налогов;

г. наличие судебной власти у территориальных единиц (+).

 

Литература



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 51; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.4.239 (0.312 с.)