Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Формирование и развитие культуры организации
Выделяют два аспекта организационной культуры: объективный и субъективный. Объективный аспект обычно связывается с пространством организации, ее местоположением, оборудованием, техникой, дизайном помещений и их атрибутикой, материальные символы - различные флаги, вымпелы, логотип и пр.) Субъективный аспект связан с ожиданиями работников, с их восприятием норм, ролей и ценностей организационного окружения. К нему относятся также и символы духовного плана – это мифы и легенды о героях организации, например, миф о выдающемся шахтере Стаханове породил в СССР в 30-е годы XX века стахановское движение. Это также истории о выдающихся специалистах организации, корпоративные праздники и пр., а также это обряды и ритуалы, например, посвящение первокурсников в студенты – это один из ритуалов организационной культуры вуза. Формирование организационной культуры - длительный процесс. Истоки она берет, как правило, от основателя, первого руководителя организации. Создание организации требует определенных действий и решений, которые основаны на его собственных представлениях о ценностях и надлежащих правилах. Безусловно, важнейшими источниками формирования организационной культуры являлись основатели известных фирм: Г. Форд (Форд Мотор), Стив Джобс (Эппл), У. Дисней, Билл Гейтс (Майкрософт), Павел Дуров (В Контакте) и др. Это яркие личности, оказавшие влияние на становление и развитие организационной культуры своих компаний, которые стали компаниями мирового класса. Однако трудовой коллектив организации - команда единомышленников. Развитие организации, движение персонала способствуют возникновению различных преобразований, которые могут отражаться и на организационной культуре. Основаниями для подобных изменений являются: устаревание технологий, методов работы, экономические трудности, смещение или расширение приоритетов в развитии, смена руководства. Приведем в качестве примера исторические факты. Генри Форд, например, основатель известной автомобилестроительной компании, стал легендой при жизни. Он отличался авторитарным, даже деспотическим характером, и организационная культура на его предприятиях была жестко централизованной, все более-менее значимые решения принимал он сам. Он платил очень высокую заработную плату рабочим, поддерживал семейные ценности и был уверен, что никто не позаботится о рабочих лучше, чем он сам, поэтому на своих предприятиях Форд запретил деятельность профсоюзов. Однако и ему пришлось уступить, когда забастовка рабочих, протестующих против запрещения профсоюзов, угрожала разрушить его компанию. Профсоюзы были разрешены, в авторитарно построенной компании возникли ростки демократии, высшее руководство начало прислушиваться к рабочим. Опыт показывает, что конкретная деловая культура складывается в зависимости от вида деятельности, конкретных задач, зрелости руководства и коллектива. Основные типы организационной культуры:
1. Клановая организационная культура ориентирована на организацию семейного типа, когда все работники разделяют ее ценности и цели, сплочены чувством «мы». Лидеры или главы организаций воспринимаются как воспитатели и даже как родители. Организация держится вместе благодаря преданности и традициям. Делается акцент на долгосрочной выгоде совершенствования личности, придается большое значение сплоченности коллектива и моральному климату. При этом типе организационной культуры организация поощряет бригадную работу, участие людей в бизнесе и согласие. Лидер в клановой культуре выполняет две роли: 1) помощника, улаживающего конфликты и занятого поиском консенсуса на основе "клановых" норм и правил, вовлечением людей в принятие решений и разрешение проблем; 2) наставника, заботливого и проявляющего участие к проблемам отдельных лиц. 2. Адхократическая (от лат. ad hoc — к случаю) организационная культура, в которой большую роль играет способность к решению конкретных проблем, нахождению новых решений в своей области деятельности. Такая организация — динамичное предпринимательское и творческое место работы. Ради общего успеха работники готовы на личные жертвы и риск. Лидеры в такой организации – новаторы, способные пойти на риск ради достижения общей цели. Связующее звено организации - преданность экспериментированию и новаторству, а в долгосрочной перспективе делается акцент па рост и обретение новейших ресурсов. Успех означает производство и предоставление уникальных новых продуктов или услуг, стремление лидировать на рынке. Организация поощряет личную инициативу, творчество и свободу.
3. Иерархическая (бюрократическая) организационная культурахарактеризуется единством, обеспечивающимся за счет разработки и распространения формальных процедур принятия решений, оценки, контроля и т.д. Организацию объединяют формальные правила и официальная политика. Люди следуют официальным централизованным правилам, а все процессы формализованы. Этот тип организационной культуры доминирует в организациях, ориентированных на результаты и рынок. Главная цель организации данного типа культуры - выполнение поставленной задачи, конкурентоспособность. Люди целеустремленны и соперничают между собой, а лидеры - жесткие руководители и суровые конкуренты. Связующим звеном организации становится акцент на стремлении побеждать. 4. Рыночная культура ориентирована на внешнее окружение, операции с внешними клиентами. Основная цель организации – рыночное доминирование, а персонал - средство для достижения цели. Соперничество между собой является основным мотивационным механизмом персонала. Фокус перспективной стратегии настроен на конкурентные действия, решение поставленных задач и достижение измеримых целей. Важно конкурентное ценообразование и лидерство на рынке. Стиль организации — жестко проводимая линия на конкурентоспособность. Итак, организационная культура сегодня используется как фактор повышения конкурентоспособности и эффективности производства и управления. Чем выше уровень организационной культуры, тем в меньшей степени персонал нуждается в директивах, детальных схемах и подробных инструкциях. Организационная культура позволяет ориентировать подразделения организации и отдельных работников на общие цели, мобилизовать инициативу сотрудников, обеспечивать их лояльность, облегчать общение.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 93; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.63.145 (0.005 с.) |