Работа с литературой и статистическим материалом 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Работа с литературой и статистическим материалом



Навыки работы с литературными и статистическими источниками представляют собой навыки быстро разбираться в их структуре и сути, использовать в удобной и соответствующей теме работы форме все, что показалось студенту ценным и нужным.

Наиболее частые ошибки при этом следующие. Отсутствие целенаправленности, разбросанность в исследовании материалов, отвлечение от основной линии исследования, нерациональная форма записи прочитанного, забывание указания в этих данных самого источника и ссылок на страницы, что затрудняет в дальнейшем формирование ссылок по тексту работы.

Работу с источниками можно разделить на три основные части:

- предварительное ознакомление с источником (позволяет определить степень целесообразности дальнейшего использования его в дальнейшем с точки зрения новизны и ценности для раскрытия темы);

- чтение (в зависимости от типа источника может применяться беглый просмотр и остановка на отельных частях материала или тщательная проработка материала в целом или его отдельных частей);

- ведение записей при чтении (элемент не отделимый от процесса чтения, позволяющий сформировать в наиболее концентрированной форме основные положения и данные работы, касающиеся того или иного раздела работы);

При выполнении второй части работы с источниками необходимо постараться усвоить, а не просто прочитать или заучить прочитанное. Усвоение материала – процесс его осознания, продумывания настолько глубоко, чтобы мысли автора, объединенные с собственными мыслями, превратились в единую систему знаний по данному вопросу.

Для этого необходимо проследить логику рассуждений автора и их доказательств, установить связи между отдельными положениями, выделить главное в их обосновании. Отделить основные положения от иллюстраций и примеров.

Что касается записей, то необходимым требованием к ним является их конкретность, полнота и лаконичность. Кроме того, студент должен четко понимать в каком разделе или подразделе работы будет использован данный материал и не забывать отмечать исходящие данные источника (автор, название, год издание, название журнала, страницы где размещен материал и пр.).

Часто целесообразным является использование закладок или пометок и выделений в тексте карандашом. Если предполагается копирование материалов или их сканирование, то в процессе чтения нужно сразу выписывать или отмечать страницы текста, представляющие наибольший интерес.

Кроме того, часто требуется составление словаря терминов и понятий, что необходимо в случае наличия нескольких обозначений одинаковых понятий или сокращений.

Важнейшим моментом, при работе с информационными материалами и литературой, является фиксирование мест расположения найденной информации (отметки о названии книг, авторах, адресов сайтов и пр.) в соответствии с требованиями по оформлению сносок, ссылок и списка используемых источников (см. раздел 3). Практика составления выписок с одновременным формированием ссылок на источники первичной информации позволяет значительно сократить время работы при оформлении основной части ВКР и формировании списка используемых источников.

Написание текста работы

Собрав и исследовав литературные и статистические материалы, студент может переходить к написанию выпускной квалификационной работы.

Изложение тем и разделов должно быть последовательным и логичным. Его необходимо постоянно соотносить с последовательностью постановки задач исследования. В некоторых случаях на этом этапе сама последовательность задач подвергается изменению, если студентом вскрыты факты нелогичности изложения материала в первоначальной последовательности.

Излагать материал необходимо своими словами, не допуская прямого переноса текста из литературных источников. Произвольное сокращение слов не допускается. При необходимости сокращений, понятия вводятся в текст в полном виде, и в скобках дается их сокращение. Статистические данные целесообразно проверить на логичность и снабдить их постраничными ссылками. Любые резкие изменения данных по периодам или по межстрановым различиям необходимо уметь интерпретировать. В любом случае данные должны быть проанализированы в тексте работы.

Как правило, введение пишется после написания основной части и заключения, исключая определения объекта, предмета, целей и задач исследования. Последние нужно четко представлять до начала написания основной части.

Редактировать работу лучше спустя некоторое время, что позволяет по-новому взглянуть на нее и устранить логические, стилистические и прочие недочеты. Лучше редактировать распечатанный вариант, так как в этом случае легче представить общность состава работы и оценить соответствие и объемы наполнения каждого раздела.

После составления основной части и заключения может возникнуть потребность в некоторой корректировке темы работы и уточнении перечня использованных источников.

В процессе подготовки работы студент периодически, в соответствии с планом-графиком, консультируется с научным руководителем. При необходимости он может получить консультацию и от преподавателей кафедр, специалистов, обладающих высоким профессионализмом в области исследуемого вопроса. В этих случаях студенту оказывается содействие со стороны непосредственных руководителей работы.

Написанные главы работы (черновики) в установленные сроки представляются научному руководителю и с его письменными замечаниями своевременно возвращаются студенту на доработку. Черновики глав пишутся на одной стороне листа с широкими полями. Это делает возможным написание на полях замечаний научным руководителем, внесение собственных дополнений, поправок и облегчает подготовку нового, уточненного текста.

Первый полный вариант выпускной квалификационной работы представляется научному руководителю не позднее одного месяца до начала защиты. В соответствии с замечаниями руководителя в работу вносятся коррективы, проводится ее окончательная доработка, после чего работа оформляется для представления к защите.

 

 

3. Требования по оформлению работы

 

3.1. Общие требования

Оформление материалов выпускной квалификационной работы должно осуществляться в соответствии с действующими стандартами: ГОСТ 2.105-95 ЕСКД.“Общие требования к текстовым документам”, ГОСТ 7.32-91. “Отчет онаучно-исследовательской работе. Структура и правила оформления”. Ниже приводятся наиболее важные извлечения из указанных и других стандартов с учетом специфики их применения для выполнения выпускной квалификационной работы.        

При оформлении работы учитываются следующие _ общие требования:

- Выпускная квалификационная работа оформляется на листах белой бумаги формата А4 (210 ´ 297 мм), она должна быть сброшюрована в отдельной папке. Ксерокопии, а также не первые экземпляры работы, выполненные на пишущей машинке, не принимаются. Распечатка текста осуществляется с одной стороны листа, с обязательным соблюдением полей: слева – 30 мм, справа – 10 мм, сверху – 20 мм, снизу – 25 мм;

- работа должна быть напечатана на компьютере через 1,5 межстрочных интервала, шрифт Times New Roman Cyr, размер – 14 в текстовом редакторе Microsoft Word. При необходимости могут быть использованы редакторы Ехеl, формул и рисунков;

- в тексте не допускаются необоснованные пропуски, произвольные сокращения слов. Применяются только общепринятые сокращения (например, в т.ч., млн. чел., млн. руб.);

- в работе могут применяться общеупотребляемые в психологической печати термины в сокращенном виде. В таком случае термин один раз полностью расшифровывается. Например: финансово-промышленная группа (ФПГ) и в дальнейшем пишется сокращенно - ФПГ;

- при изложении текста выдерживается логическая взаимосвязь. Наименования частей работы полностью отвечают содержанию излагаемого в них материала;

- при перечислении элементов, признаков, группировок и т.п. применяются дефисы, цифры, буквенные обозначения.

- главы (разделы) и подразделы должны иметь заголовки. Слова “глава”, “параграф” и “пункт” не пишутся. Заголовки должны четко и кратко отражать содержание разделов.

- заголовки глав (разделов), а также слова “Введение”, “Заключение”, “Оглавление”, “Список литературы” следует располагать в середине строки без точки в конце и печатать прописными буквами, не подчеркивая, отделяя от текста двумя межстрочными интервалами. Переносы слов в заголовках не допускаются. Каждая глава, введение, заключение, оглавление, список литературы начинаются с новой страницы;

- опечатки, описки и графические неточности, обнаруженные при оформлении работы, должны быть исправлены чернилами соответствующего цвета после аккуратной подчистки или закрашивания штрихом.

Нумерация страниц и глав

Страницы работы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Номер страницы проставляется вверху по центру без точки в конце.

Титульный лист включается в общую нумерацию страниц. Номер страницы на титульном листе не проставляется.

Иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных листах, включаются в общую нумерацию страниц. Основную часть выпускной квалификационной работы следует делить на главы (разделы), подразделы, пункты и подпункты. Главы, параграфы, пункты и подпункты (кроме введения, заключения, списка использованных источников и приложений) нумеруются арабскими цифрами, например: глава - 1, параграф - 2.1, пункт - 2.1.1.

Оформление иллюстраций и таблиц

  Рисунки (чертежи, графики, схемы, диаграммы и прочие иллюстрации) и таблицы следует располагать в проекте непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице, если в указанном месте они не помещаются, а также в приложении. На все рисунки и таблицы должны быть даны ссылки в тексте выпускной квалификационной работы. Иллюстрации должны иметь названия, которые помещают под ними (см. прил. 8). При необходимости перед названием рисунка помещают поясняющие данные.

Иллюстрации и таблицы следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Номер иллюстрации или таблицы должен иметь порядковую нумерацию, например: Рис.2. (второй рисунок) или Таблица 4.  (четвертая таблица). Ссылки на иллюстрации и таблицы указывают порядковым номером иллюстрации и таблицы, например: рис. 2; в табл. 1.

Номер иллюстрации размещают под ней после сокращения “Рис.”. Далее в той же строке следует название рисунка.

Номер таблицы размещают в правом верхнем углу после слова “Таблица”. Заголовок таблицы помещается ниже слова “Таблица”, пишется с прописной буквы, точка в конце заголовка не ставится. Таблицы сопровождаются примечанием, в котором:

– указывается характер выполненной работы (“Составлено по: ”, если данные источника перенесены в таблицу без изменения, и “Рассчитано по:”, если данные источника подвергнуты обработке);

– перечисляются использованные источники.

Если таблица полностью заимствована из монографии или другого источника, то примечание не делается. Вместо него следует сделать сноску на источник так, как это делается при цитировании обычного текста. Порядковый номер сноски ставится в конце названия таблицы (см. прил. 8).

Таблицу следует размещать так, чтобы ее можно было смотреть, не поворачивая работу. Если такое размещение невозможно, то таблицу располагают так, чтобы ее можно было смотреть, повернув работу по часовой стрелке. При переносе таблицы пишут “Продолжение таблицы” с указанием номера таблицы. В этом случае названия граф нумеруются и повторяются на следующей странице.

Если данные в какой-либо строке таблицы отсутствуют, то ставится прочерк. Разделять заголовки и подзаголовки граф диагональными линиями не допускается. Если все показатели, приведенные в таблице, выражены в одной и той же единице, то ее обозначение помещается над таблицей справа. Небольшой по объему цифровой материал нецелесообразно оформлять таблицей, его следует давать в виде вывода. В выводе, в отличие от таблицы, колонки должны быть разделены не линиями, а отточиями.

Все данные в таблицах должны иметь единицы измерения, используемых данных.

 

Оформление ссылок и сносок

Ссылки и сноски являются обязательными элементами работы. Сноски (примечания) используются для лаконичного изложения своего отношения к рассматриваемому вопросу, сноски - для сообщения точных сведений об использованных источниках. Сносками сопровождаются не только цитаты, которые выделяются, кавычками, но и любое заимствованное из литературы или материалов положение. При этом допускается изложение используемого материала в собственной редакции, но с соблюдением смыслового содержания.

  При ссылке на источник в тексте в квадратных скобках указывается порядковый номер источника в списке литературы: например, [7]. В необходимых случаях при использовании цифровых данных или цитаты указываются и страницы цитируемого фрагмента текста. Например: Этот эксперимент подробно изложен в трудах В.М. Швеца [18]; По данным Института психологии РАН [11]; [8, с. 12].

При построчном подходе ссылки размещаются в нижней части страницы, отделяются от текста чертой, равной одной четверти ширины страницы, и нумеруются арабскими цифрами. Нумерация может быть единой, либо в пределах главы. Требование об оставлении свободного поля внизу страницы (25 мм.) должно соблюдаться и в этом случае. Перенос текста примечаний и сносок на следующую страницу не допускается.     Примеры постраничных сносок:

2 Общая психология: Учебник для вузов / Под ред. проф. А.Н. Петровского, - М.: Спецлит, 2007. - С.216

Ссылка на статью в журнале: Так, по мнению Ивановой Л.И., "... необходимо было бы сохранить в 2003 г. структуру школьных психологов."3

_____________________________________

3 Иванова Л.И. Психолог в школе // Психология. №1. 2003. - с. 16.

Если на одной странице несколько сносок на одно произведение, то пишут - Там же (пока на др. страницах не появится новый источник).

Если работа имеет большое заглавие, то первый раз описывается полностью, а дальше сокращенно. В ссылках на многотомное и сериальное издание кроме страниц указывают номера тома, выпуск (части), год, месяц, число.                                                             

Ссылки на иллюстрации, таблицы, формулы берутся в круглые скобки. При этом нужно писать: “в соответствии с данными таблицы 3” или (см. табл. 3).

Оформление списка используемых источников

Использованные источники располагаются в следующей последовательности:

Библиографическое описание источника выполняется в следующем порядке:

1. Автор (фамилия, инициалы), точка. Если произведение написано четырьмя авторами, они перечисляются через запятую в алфавитном порядке. Если произведение написано пятью и более авторами, то указывают первые три фамилии, а вместо фамилий остальных авторов ставят “и др.”. Например: Соловьев Г.М., Иванов С.П., Прохоров А.С. и др.

2. Название произведения (заголовок и подзаголовок) – без сокращений и кавычек.

3. Выходные данные (место издания, издательство, год издания) пишут следующим образом:

3.1. Место издания – с прописной буквы. Москва и Санкт-Петербург пишут сокращенно (М., СПб.), точка и двоеточие (М.:), а другие города – полностью, двоеточие (Минск:).

3.2. Наименование издательства пишут сокращенно, без кавычек, запятая. Например: Изд-во МГУ, Мол. гвардия, Высш. шк. и др.

3.3. Том, часть, страница – пишут с прописной буквы сокращенно (Т., Ч., С.), точка. Выпуск – с прописной буквы, сокращенно (Вып.), точка. Например: Т. 1., Ч. 3., Вып. 4.

3.4. Порядковый номер издания пишут сокращенно (изд.) – цифра с наращением. Например: 3-е изд.

3.5. Год издания (слово “год” не ставят ни полностью, ни сокращенно), точка. Например: 1990.

4. В конце библиографического описания ставят точку. Например:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 33; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.100.180 (0.025 с.)