Список использованных источников. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Список использованных источников.



Психология»

 

Санкт-Петербург

2017


 

 

Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы. – СПб.: 2017.

 

Составитель:

Рецензент:

 

Методические рекомендации предназначены для оказания студентам помощи по выполнению выпускной квалификационной работы. Пособие ад­ресовано студентам дневного, вечернего и заочного отделений. Методические рекомендации составлены на основании требований ФГОС 030301 “Психология”, др. нормативных документов.

 

 

Печатается по решению кафедр, протокол № 4 от 09.11. 2017 года.

 

 

© МИЭП, 2017.

Оглавление

Общие положения

Требования к содержанию работы

Требования к структурным элементам работы

Титульный лист.

Содержание.

Введение.

Основная часть.

Заключение.

Список использованных источников.

Приложение.

Специфика содержания основной части выпускной квалификационной работы по отдельным специальностям

Порядок выполнения работы

2.1. Ознакомление с требованиями к выполнению работы

Выбор темы

Выбор научного руководителя

2.4. Составление задания и плана-графика работы;

Предварительный обзор литературных источников

Выбор целей, задач и составление содержания работы

Работа с литературой и статистическим материалом

Написание текста работы

Наиболее типичные недостатки выпускных квалификационных работ

3. Требования по оформлению работы

3.1. Общие требования

Нумерация страниц и глав

Оформление иллюстраций и таблиц

Оформление ссылок и сносок

Оформление списка используемых источников

Оформление приложений

ПОДГОТОВКА И ЗАЩИТА ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Общий порядок предоставления материалов перед защитой

Отзыв руководителя выпускной квалификационной работы

Нормо-контроль

Доклад и иллюстративный материал к докладу

Защита выпускной квалификационной работы

ТЕМЫ выпускных квалификационных РАБОТ

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

Приложение 8

Приложение 9


Общие положения

Требования к содержанию работы

Настоящие методические указания определяют обязательные для каждого студента принципы и требования к написанию выпускной квалификационной работы, в том числе:

- единые требования к содержанию, структуре и объему выпускной квалификационной работы;

- порядок выбора и утверждения темы выпускной квалификационной работы;

- организация выполнения и защиты выпускной квалификационной работы;

- критерии оценки выпускной квалификационной работы.

Выпускная квалификационная работа (ВКР) является завершающим этапом в подготовке специалистов по психологическим специальностям. Студент при защите выпускной квалификационной работы должен раскрыть свой потенциал и показать не только те знания, которые он получил в процессе обучения, но и знания, приобретенные им в ходе самостоятельной работы.

Выпускная квалификационная работа студентов, обучающихся по специальности «психология» выполняется в форме дипломной работы.

К выполнению выпускной квалификационной работы допускаются студенты, завершившие полный курс обучения по основной образовательной программе и успешно прошедшие все предшествующие аттестации, предусмотренные учебным планом (в т.ч. все виды практик).

ВКР представляет собой студенческую научно-исследовательскую работу в рамках получаемой студентом специальности (направления). Поэтому основными требованиями к ее содержанию являются исследовательско-аналитический характер, конкретность, логичность, самостоятельность написания и качество оформления.

Цели выполнения выпускной квалификационной работы состоят в следующем:

1) систематизация, закрепление и расширение полученных в вузе теоретических и практических знаний по специальности;

2) развитие умения обобщать и критически оценивать теоретические положения, разрабатывать конкретные предложения при решении выявленных проблемных вопросов;

3) углубление необходимых для практической деятельности навыков самостоятельной и исследовательской работы, овладение современными методами исследования и компьютерной техникой;

4) определение степени подготовленности студентов к практической деятельности в условиях современной психологии.

 

В результате написания выпускной квалификационной работы студент должен показать:

1. прочные теоретические знания по избранной теме;

2. навыки получения, изучения и обработки (анализа) статистической информации для подкрепления основных положений, выводов и рекомендаций, которые использованы и формируются в работе;

3. способность к критической оценке и разностороннему рассмотрению затрагиваемых психологических проблем;

4. умение увязывать вопросы теории с практикой хозяйственных отношений;

5. делать обобщения, выводы, вносить предложения по совершенствованию психологической деятельности в рамках выбранной темы;

6. навыки наглядного представления материала и структурирования работы;

7. умение качественного оформления работы.

Общий объем выпускной квалификационной работы должен составлять не менее 60 страниц и не более 90 страниц печатного текста (без приложений).

Единые требования к работе не исключают, а предполагают творческий подход к разработке каждой темы.

Оригинальность постановки и решения конкретных вопросов в соответствии с особенностями исследования являются одним из основных критериев оценки качества выпускной квалификационной работы.

 

Требования к структурным элементам работы

 

Структурными элементами выпускной квалификационной работы (ВКР) являются:

Ø титульный лист;

Ø содержание;

Ø введение;

Ø основная часть (обзор литературы, организация и методика исследования, обсуждение полученных результатов);

Ø заключение;

Ø выводы

Ø список использованных источников;

Ø приложение [1].

Логика взаимосвязи отдельных структурных элементов работы представлена в разделе 1.2.3, с которым рекомендуется ознакомиться в первую очередь.

Титульный лист.

Первой страницей ВКР является титульный лист. На нем указываются наименование ВУЗа, название кафедры и дисциплины, название темы работы, специальность по которой обучается студент, номер группы, Ф.И.О. студента, должность, ученая степень (кандидат или доктор психологических наук), ученое звание (доцент, профессор), Ф.И.О. научного руководителя. Титульный лист должен быть оформлен по единой форме. Образец титульного листа выпускной квалификационной работы приведен в приложении 2 (прил.2).

 

Содержание.

 На следующей странице выпускной квалификационной работы размещается ее содержание. В содержании приводится перечень разделов, подразделов и пунктов работы с обязательным указанием номеров страниц, с которых они начинаются. Точка после наименования разделов, подразделов и пунктов не ставится. Пример оформления содержания приведен в приложении 1.

 

Введение.

Введение работы посвящено обоснованию выбранной темы, постановке целей и задач исследования, определению объекта, предмета и методов исследования, краткому описанию работы.

Обоснование актуальности темы работы состоит в том, что в пределах 0,5-1,5 машинописных страниц показать насущность, своевременность анализируемой в работе проблемной ситуации. Проблемная ситуация чаще всего возникает в результате обнаружения реальных обстоятельств, не укладывающихся в рамки прежних теоретических представлений. Другим вариантом проблемы является несоответствие между наблюдаемыми в какой-либо сфере психологии страны (региона) процессами, с данными характерными для других стран (регионов). При этом рекомендуется описать степень изученности рассматриваемых вопросов в отечественной и зарубежной научной литературе.

В результате обоснования актуальности темы можно сформировать основную цель исследования и определить конкретные задачи работы, которые необходимо решить в соответствии с выбранной целью[2]. Общее количество задач должно составлять 8-14, в зависимости от степени детализации цели.

Особое внимание здесь должно уделяться следующей логической зависимости, которая объединяет все части работы.

а) Цель работы должна четко отражать ее тему и, как правило, отражает проблемную ситуацию, выявленную при оценке актуальности темы (недопустимо расхождение между смыслом названия темы и целью работы). Например, если темой работы является современное состояние рынка труда, то целью работы не может являться анализ предложения труда. В данном случае, тема становиться более широкой чем цель работы, что приведет к неполному ее раскрытию в процессе написания.

б) Задачи работы должны последовательно вытекать из ее цели. Обычно это делается путем перечисления тех вопросов, которые необходимо решить, чтобы достигнуть поставленной цели. При этом, важно соблюдать логичность постановки задач (от общих (например, теоретических) вопросов, необходимо переходить к частным (например, практическим), от простых категорий (понятий, определений), к сложным (зависимости, анализ, интерпретация, рассмотрение и исследование фактических материалов).

в) Разделы, подразделы и пункты основной части работы должны последовательно раскрывать каждую из поставленных задач работы. По сути, каждый раздел или подраздел работы должен быть направлен на решение отдельной задачи, а, следовательно, и иметь соответствующее название. Поэтому к постановке целей и задач работы нужно отнестись предельно внимательно.

г) Заключение должно содержать основные выводы и рекомендации по каждой из поставленных задач работы. Как правило, заключение должно быть структурировано по пунктам, каждый из которых должен в сжатой форме представлять выводы по той или иной поставленной задаче с сохранением порядка их рассмотрения. Последние 1-3 пункта должны посвящаться заключительным положениям, которые показывают степень и глубину достижения основной цели работы.

Далее во введении определяются объект и предмет исследования. Объект – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию. Предмет – это то, что находится в границах объекта, и на чем сосредоточено исследование автора. Объект и предмет, как категории научного познания соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та часть, которая служит предметом исследования. Предмет исследования определяет тему выпускной квалификационной работы.

 Например, если объектом исследования является прибыль российских фирм, а предметом исследования – факторный анализ прибыли, то возможное название темы выпускной квалификационной работы может звучать как “Специфика факторного анализа прибыли на российских предприятиях”.

После определения объекта и предмета исследования следует продумать основные методы изучения теоретического и фактического материала, которые являются необходимым условием достижения цели работы. К основным методам исследования в рамках выпускной квалификационной работы относятся: сравнение, анализ, синтез, экстраполяция. моделирование и пр.

Общий объем введения не должен превышать 2-3 стр. машинописного текста.

Основная часть.

Основная часть представляет собой последовательное решение поставленных в работе задач. Основная часть структурируется в виде глав, а также параграфов и пунктов в их рамках. Основная часть содержит обзор литературы, организация и методика исследования, обсуждение полученных результатов;

В связи с наличием различий в формах выпускной квалификационной работы, объектах исследований и специфики методологии, характерных для отдельных психологических специальностей, требования к выполнению основной части по каждой специальности различаются между собой.

Специфичные требования по выполнению основной части ВКР размещены в разделе 1.2.8 настоящих методических рекомендаций.

 

Заключение.

Заключение представляет собой обобщение основных выводов по каждой из поставленных задач и целей работы. В нем формируются итоговые положения, выводы и рекомендации автора. Выводы пишутся кратко по пунктам (как правило, одна задача – один абзац). Иллюстративный материал в заключении не используется. Основные требования к заключению – самостоятельность формулирования выводов, связь с основным содержанием работы, логичность и лаконичность изложения.

Объем заключения составляет 2-3 страницы.

Приложение.

Приложения содержат вспомогательный материал, который неуместен для использования в основной части в силу объема или особенностей форматирования. Сюда включаются объемные таблицы, формы документов, промежуточные расчеты и т.д. Это не обязательный элемент выпускной квалификационной работы.

 

Порядок выполнения работы

 

Выполнение выпускной квалификационной работы осуществляется в рамках и в сроки общего учебного процесса выпускающей кафедры и института в целом. Условно последовательность всех работ по выполнению выпускной квалификационной работы можно разбить на три этапа: предварительный, основной и заключительный.      

Предварительный этап:

- ознакомление с требованиями к выпускной квалификационной работе;

- предварительный выбор темы выпускной квалификационной работы из списка тем, предложенных кафедрой;

- согласование с заведующим кафедрой научного руководителя;

- согласование темы с научным руководителем;

- составление задания и плана-графика работы;

- формирование приказа о назначении руководителя выпускной квалификационной работы в соответствии с выбранной темой;

- определение необходимости консультантов (консультанта) и их утверждение.

Основной этап:

- предварительный обзор литературных источников, сбор и анализ фактического материала;

- постановка цели и задач работы, составление содержания работы;

- работа с литературой и статистическим материалом, при необходимости поиск новых источников информации под поставленные в работе задачи;

- написание текста работы;

- оформление работы;

- сдача первичного варианта работы руководителю на проверку и исправление выявленных замечаний;

 

Заключительный этап:

- получение отзыва руководителя с указанием оценки;

- предварительная защита и прохождение нормо-контроля;

- получение письменной рецензии;

- оформление иллюстративного (раздаточного) материала;

- подготовка доклада;

- представление выпускной квалификационной работы на кафедру с отзывом и рецензией за 5 дней до защиты;

- получение допуска к защите у заведующего кафедрой;

- защита выпускной квалификационной работы.

Описание требований по прохождению заключительного этапа выполнения ВКР находится в разделе 4 настоящих методических рекомендаций.

2.1. Ознакомление с требованиями к выполнению работы

Для наиболее полного ознакомления с требованиями к выпускной квалификационной работе Вам необходимо внимательно ознакомиться с данными методическими указаниями. Кроме того, указанные требования – одна из тем организационного собрания, проводимого со студентами перед последним семестром обучения (до преддипломной практики). Консультации возможны и с избранным научным руководителем.

 

Выбор темы

К выбору темы необходимо подходить достаточно внимательно. Ведь тема работы отражает предмет исследования, ее содержание, определяет виды источников информации.

Основной критерий выбора темы – мировоззрение, научные и профессиональные интересы выпускника. Кроме того, тема выпускной квалификационной работы должна быть увязана с объектом преддипломной практики или родом деятельности студента при ее прохождении. Примерный перечень тем выпускных квалификационных работ разрабатывается ежегодно сотрудниками выпускающей кафедры в соответствии с изменением тематики курсов и новыми направлениями в развитии хозяйственной деятельности. Данный перечень приведен в пятом разделе методических рекомендаций.

При выборе темы, которая расходиться с примерным перечнем, студент должен представить заведующему кафедрой обоснование своего выбора в форме заявления, которое должно быть рассмотрено им в течении одной недели. При утверждении данной темы, к заявлению об утверждении темы прикладывается заявление студента с обоснованием самостоятельно выбранной темы выпускной квалификационной работы, на которой должна стоять разрешающая резолюция заведующего кафедрой. При отсутствии такого заявления, тема ВКР считается неутвержденной.

Выбрать тему работы студентам помогают следующие факторы:

- соответствие выбираемой темы получаемой специальности;

- научные и профессиональные интересы студента;

- соответствие темы интересам базы практики;

- возможность использования конкретных материалов базы практики;

- просмотр уже созданных работ в лаборатории прикладных психологических исследований на психологическом факультете;

- ознакомление с периодическими изданиями по финансовым, психологическим вопросам и смежным наукам;

- научные интересы руководителя.

По одной теме выпускную квалификационную работу (ВКР) в группе может выполнять только один студент. В исключительных случаях допускается повторение тем в рамках группы, если объекты исследований отдельных студентов различаются между собой, и первый раздел работы носит авторский характер. Различия объектов и подходов к исследованию отражаются в содержании работы.

Выбранную тему студент должен утвердить на выпускающей кафедре, для чего он заполняет заявление установленного образца (см. прил.3) и сдает его методисту в сроки, установленные деканатом, исходя из графика проведения государственной аттестации выпускников. Студенты, не сдавшие заявления о выборе темы в оговоренный срок, не допускаются к выполнению ВКР!!!

Изменение темы допускается в исключительных случаях не позднее, чем за 1 месяц до защиты выпускной квалификационной работы. Студент обязан в незамедлительном порядке, письменно поставить об этом в известность (с подробным изложением причин) научного руководителя работы и заведующего кафедрой. Заведующий кафедрой обосновывает необходимость изменения темы и доводит обоснование до руководства Института. Только после утверждения соответствующих изменений ректором можно приступить к исследованию новой темы работы.

 

Выбор научного руководителя

При написании выпускной квалификационной работы (ВКР) научным руководителем может являться один из преподавателей психологического факультета, из предложенного выпускникам списка или внешнее по отношению к вузу лицо, обладающее либо ученой степенью по психологическим специальностям, либо имеющее богатый практический опыт и занимающее руководящие психологические посты в организации.

К задачам научного руководителя относятся:

- консультации при составлении рабочего плана работы;

- составление задания, плана-графика выполнения ВКР и контроль за их соблюдением;

- рекомендация мест поиска информации и литературных источников;

- консультации по требованию студента при возникновении проблем связанных с написанием отдельных разделов работы в рамках часов, отведенных на консультирование и беседы с преподавателем;

- проверка и формирование отзыва о выпускной квалификационной работе;

- проверка качества и оформления иллюстративных материалов и доклада.

Следует четко уяснить, что задачи руководителя сводятся к направлению работы студента, помощи в формировании различных подходов к решению вопросов. Сбор материалов, выбор методов и решение поставленных в работе проблем – задача самого студента.

Закрепление научного руководителя происходит при подаче студентом заявления о выборе темы (см. раздел 2.2.), на основании которого издается соответствующий приказ по вузу.

 

2.4. Составление задания и плана-графика работы;

Задание на дипломную работу разрабатывается руководителем выпускной квалификационной работы совместно с выпускником, согласуется и утверждается выпускающей кафедрой. Задание раскрывает наименование работы, основное содержание, а также последовательность и поэтапные сроки ее написания и представления законченной выпускной квалификационной работы для защиты. Студент должен получать задание от руководителя в личном присутствии под роспись.

Форма задания приведена в Приложении 4.

Кроме задания, руководителем выпускной квалификационной работы формируется план-график ее написания, с которым студент обязан ознакомиться под роспись.

Задание и план-график утверждаются заведующим выпускающей кафедрой и предъявляются методисту факультета в сроки установленные деканатом исходя из графика проведения государственной аттестации выпускников. В дальнейшем, до момента сдачи первичного варианта ВКР научному руководителю, задание и план-график хранятся у выпускника и являются для него документами, регламентирующими этапность и содержательность работы по написанию ВКР. Исходя из выполнения плана-графика, заведующим выпускающей кафедры принимается решение о допуске (недопуске) студента к защите, о получении которого студент ознакамливается под роспись.

Форма плана-графика приведена в Приложении 5.

 

Предварительный обзор литературных источников

Подбор и изучение литературных и статистических источников является одним из наиболее важных и трудоемких этапов выполнения выпускной квалификационной работы. Необходимо просмотреть большое количество информационных материалов в той или иной степени связанных с темой работы.

Для поиска теоретической и фактической информации по теме работы целесообразно использовать:

а) библиографические ссылки, учебная, научная и статистическая информация в сети Интернет;

б) библиографические издания, которые содержат перечень описаний того, что издано на ту или иную тему (например, Государственный библиографический указатель РФ “Новая литература по социальным и гуманитарным наукам. Психология”);

в) реферативные издания, которые содержат в форме краткого изложения сведения по тем или иным изданным работам (например, реферативный журнал “Психология”);

в) электронный каталог в лаборатории прикладных психологических исследований и каталог журналов и научных изданий в библиотеке.

В результате исследования у студента должен сформироваться список возможных литературных источников, среди которых следует выделить:

- законы и законодательные акты, инструктивные письма по психологическим и правовым вопросам;

- монографии, учебники, учебные пособия, справочники по исследуемой теме;

- научные статьи, размещаемые в таких журналах как “Вестник психологии”, “Психология” и пр.;

- материалы электронных изданий, электронные версии периодических изданий, монографии в электронных библиотеках;

- сборники научных трудов и материалы научных конференций.

Работа с литературными источниками обычно начинается с исследования законодательных актов, затем учебной литературы и монографий. Далее целесообразно познакомиться с периодической литературой и электронными изданиями и затем со статистическими сборниками.

Сбор фактических данных, их критическое осмысление и обработка является важнейшим этапом в подготовке работы. Успешный подбор статистического материала во многом зависит от того, насколько студенту удалось осознать цели и задачи своей работы и насколько он сумел их детализировать.

Важно при этом, не просто приводить фактический материал, а понять в какой форме и в каком месте работы он может быть использован, для осмысления каких вопросов он необходим. Часто необходимы межстрановые или межрегиональные сравнения. Особенно ценно рассматривать статистические показатели в динамике за ряд лет. Обязательным условием здесь является использование актуальных статистических материалов удаленных от времени написания работы не более года. При этом для оценки динамики они должны в соответствующей форме сравниваться и с более ранними данными (особенно если речь идет об исторических аспектах или анализе тенденций).

Нельзя использовать в работе не интерпретируемые статистические данные, даже если они и отражают тему работы (например, в журнале забыли указать единицы измерения величин или год измерения или регион, где проводилось исследование).

За корректность подачи статистического материала отвечает только сам автор выпускной квалификационной работы.

На данном этапе выполнения выпускной квалификационной работы, исходя из найденных студентом материалов и для сохранения логической зависимости отдельных частей работы (см. п. 1.2.3), может потребоваться корректировка ее темы.

 

Написание текста работы

Собрав и исследовав литературные и статистические материалы, студент может переходить к написанию выпускной квалификационной работы.

Изложение тем и разделов должно быть последовательным и логичным. Его необходимо постоянно соотносить с последовательностью постановки задач исследования. В некоторых случаях на этом этапе сама последовательность задач подвергается изменению, если студентом вскрыты факты нелогичности изложения материала в первоначальной последовательности.

Излагать материал необходимо своими словами, не допуская прямого переноса текста из литературных источников. Произвольное сокращение слов не допускается. При необходимости сокращений, понятия вводятся в текст в полном виде, и в скобках дается их сокращение. Статистические данные целесообразно проверить на логичность и снабдить их постраничными ссылками. Любые резкие изменения данных по периодам или по межстрановым различиям необходимо уметь интерпретировать. В любом случае данные должны быть проанализированы в тексте работы.

Как правило, введение пишется после написания основной части и заключения, исключая определения объекта, предмета, целей и задач исследования. Последние нужно четко представлять до начала написания основной части.

Редактировать работу лучше спустя некоторое время, что позволяет по-новому взглянуть на нее и устранить логические, стилистические и прочие недочеты. Лучше редактировать распечатанный вариант, так как в этом случае легче представить общность состава работы и оценить соответствие и объемы наполнения каждого раздела.

После составления основной части и заключения может возникнуть потребность в некоторой корректировке темы работы и уточнении перечня использованных источников.

В процессе подготовки работы студент периодически, в соответствии с планом-графиком, консультируется с научным руководителем. При необходимости он может получить консультацию и от преподавателей кафедр, специалистов, обладающих высоким профессионализмом в области исследуемого вопроса. В этих случаях студенту оказывается содействие со стороны непосредственных руководителей работы.

Написанные главы работы (черновики) в установленные сроки представляются научному руководителю и с его письменными замечаниями своевременно возвращаются студенту на доработку. Черновики глав пишутся на одной стороне листа с широкими полями. Это делает возможным написание на полях замечаний научным руководителем, внесение собственных дополнений, поправок и облегчает подготовку нового, уточненного текста.

Первый полный вариант выпускной квалификационной работы представляется научному руководителю не позднее одного месяца до начала защиты. В соответствии с замечаниями руководителя в работу вносятся коррективы, проводится ее окончательная доработка, после чего работа оформляется для представления к защите.

 

 

3. Требования по оформлению работы

 

3.1. Общие требования

Оформление материалов выпускной квалификационной работы должно осуществляться в соответствии с действующими стандартами: ГОСТ 2.105-95 ЕСКД.“Общие требования к текстовым документам”, ГОСТ 7.32-91. “Отчет онаучно-исследовательской работе. Структура и правила оформления”. Ниже приводятся наиболее важные извлечения из указанных и других стандартов с учетом специфики их применения для выполнения выпускной квалификационной работы.        

При оформлении работы учитываются следующие _ общие требования:

- Выпускная квалификационная работа оформляется на листах белой бумаги формата А4 (210 ´ 297 мм), она должна быть сброшюрована в отдельной папке. Ксерокопии, а также не первые экземпляры работы, выполненные на пишущей машинке, не принимаются. Распечатка текста осуществляется с одной стороны листа, с обязательным соблюдением полей: слева – 30 мм, справа – 10 мм, сверху – 20 мм, снизу – 25 мм;

- работа должна быть напечатана на компьютере через 1,5 межстрочных интервала, шрифт Times New Roman Cyr, размер – 14 в текстовом редакторе Microsoft Word. При необходимости могут быть использованы редакторы Ехеl, формул и рисунков;

- в тексте не допускаются необоснованные пропуски, произвольные сокращения слов. Применяются только общепринятые сокращения (например, в т.ч., млн. чел., млн. руб.);

- в работе могут применяться общеупотребляемые в психологической печати термины в сокращенном виде. В таком случае термин один раз полностью расшифровывается. Например: финансово-промышленная группа (ФПГ) и в дальнейшем пишется сокращенно - ФПГ;

- при изложении текста выдерживается логическая взаимосвязь. Наименования частей работы полностью отвечают содержанию излагаемого в них материала;

- при перечислении элементов, признаков, группировок и т.п. применяются дефисы, цифры, буквенные обозначения.

- главы (разделы) и подразделы должны иметь заголовки. Слова “глава”, “параграф” и “пункт” не пишутся. Заголовки должны четко и кратко отражать содержание разделов.

- заголовки глав (разделов), а также слова “Введение”, “Заключение”, “Оглавление”, “Список литературы” следует располагать в середине строки без точки в конце и печатать прописными буквами, не подчеркивая, отделяя от текста двумя межстрочными интервалами. Переносы слов в заголовках не допускаются. Каждая глава, введение, заключение, оглавление, список литературы начинаются с новой страницы;

- опечатки, описки и графические неточности, обнаруженные при оформлении работы, должны быть исправлены чернилами соответствующего цвета после аккуратной подчистки или закрашивания штрихом.

Нумерация страниц и глав

Страницы работы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Номер страницы проставляется вверху по центру без точки в конце.

Титульный лист включается в общую нумерацию страниц. Номер страницы на титульном листе не проставляется.

Иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных листах, включаются в общую нумерацию страниц. Основную часть выпускной квалификационной работы следует делить на главы (разделы), подразделы, пункты и подпункты. Главы, параграфы, пункты и подпункты (кроме введения, заключения, списка использованных источников и приложений) нумеруются арабскими цифрами, например: глава - 1, параграф - 2.1, пункт - 2.1.1.

Оформление иллюстраций и таблиц

  Рисунки (чертежи, графики, схемы, диаграммы и прочие иллюстрации) и таблицы следует располагать в проекте непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице, если в указанном месте они не помещаются, а также в приложении. На все рисунки и таблицы должны быть даны ссылки в тексте выпускной квалификационной работы. Иллюстрации должны иметь названия, которые помещают под ними (см. прил. 8). При необходимости перед названием рисунка помещают поясняющие данные.

Иллюстрации и таблицы следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Номер иллюстрации или таблицы должен иметь порядковую нумерацию, например: Рис.2. (второй рисунок) или Таблица 4.  (четвертая таблица). Ссылки на иллюстрации и таблицы указывают порядковым номером иллюстрации и таблицы, например: рис. 2; в табл. 1.

Номер иллюстрации размещают под ней после сокращения “Рис.”. Далее в той же строке следует название рисунка.

Номер таблицы размещают в правом верхнем углу после слова “Таблица”. Заголовок таблицы помещается ниже слова “Таблица”, пишется с прописной буквы, точка в конце заголовка не ставится. Таблицы сопровождаются примечанием, в котором:

– указывается характер выполненной работы (“Составлено по: ”, если данные источника перенесены в таблицу без изменения, и “Рассчитано по:”, если данные источника подвергнуты обработке);

– перечисляются использованные источники.

Если таблица полностью заимствована из монографии или другого источника, то примечание не делается. Вместо него следует сделать сноску на источник так, как это делается при цитировании обычного текста. Порядковый номер сноски ставится в конце названия таблицы (см. прил. 8).

Таблицу следует размещать так, чтобы ее можно было смотреть, не поворачивая работу. Если такое размещение невозможно, то таблицу располагают так, чтобы ее можно было смотреть, повернув работу по часовой стрелке. При переносе таблицы пишут “Продолжение таблицы” с указанием номера таблицы. В этом случае названия граф нумеруются и повторяются на следующей странице.

Если данные в какой-либо строке таблицы отсутствуют, то ставится прочерк. Разделять заголовки и подзаголовки граф диагональными линиями не допускается. Если все показатели, приведенные в таблице, выражены в одной и той же единице, то ее обозначение помещается над таблицей справа. Небольшой по объему цифровой материал нецелесообразно оформлять таблицей, его следует давать в виде вывода. В выводе, в отличие от таблицы, колонки должны быть разделены не линиями, а отточиями.

Все данные в таблицах должны иметь единицы измерения, используемых данных.

 

Оформление ссылок и сносок

Ссылки и сноски являются обязательными элементами работы. Сноски (примечания) используются для лаконичного изложения своего отношения к рассматриваемому вопросу, сноски - для сообщения точных сведений об использованных источниках. Сносками сопровождают



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 46; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.227.194 (0.147 с.)