Разработка технологической стороны занятия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Разработка технологической стороны занятия



Предварительную разработку основных деталей к предстоящей деятельности обучающих и обучающихся и прогнозирование её результатов называют педагогиче­ским проектированием. Совокупность знаний о способах и средствах проведения учебно-воспитательного процесса называют «технологией учебного процесса», т. е. это кон­кретное, научно обоснованное, специальным образом орга­низованное обучение для достижения конкретной, реально выполнимой цели обучения, воспитания и развития обучае­мого. Процесс разработки конкретной педагогической тех­нологии называют процессом педагогического проектиро­вания, выражающимся в следующей последовательности:

– выбор содержания обучения, предусмотренного учебным планом и учебными программами;

– выбор приоритетных целей, на которые должен быть ориентирован преподаватель;

– выбор или разработка технологии, ориентированной на совокупность целей или на одну приоритетную цель.

В процессе разработки педагогической технологии важную роль играют формы организации учебных занятий, направленные на развитие соответствующих компетенций, на овладение знаниями, умениями и навыками, их соотно­шение по объему, чередование, а также формы контроля, способствующие закреплению полученных знаний. Основ­ными формами организации учебного процесса являются: лекция, семинар, лабораторная работа, экскурсия, самосто­ятельная работа студента, конференция, консультация (это формы, направленные преимущественно на теоретическую подготовку); практическое занятие, курсовые работы, все виды практик, деловая игра, научно-исследовательская ра­бота студента, выпускная квалификационная работа (это формы, направленные преимущественно на практическую подготовку).

После выбора формы обучения следует определиться, применение каких методов обучения оптимально для каж­дого конкретного занятия. По характеру познавательной де­ятельности обучающихся выделяют пять групп методов:

– объяснительно-иллюстративные, суть которых со­стоит в организации усвоения информации студентами: преподаватель сообщает готовую информацию разными средствами, а студенты воспринимают, осознают и фикси­руют в памяти эту информацию;

– репродуктивные методы: состоят в организации де­ятельности по воспроизведению и применению усвоенных знаний (решение типовых задач, выполнение лабораторных работ по инструкции и т. д.);

– метод проблемного изложения заключается в том, что преподаватель не просто излагает материал, а ставит проблему, раскрывает систему доказательств, показывает способ разрешения проблемы, а студенты становятся свиде­телями научного поиска (этот метод должен быть ведущим в лекционном преподавании);

– частично-поисковые методы: их цель – приблизить студентов к самостоятельному решению проблем с помо­щью выполнения отдельных этапов задания, поставленного преподавателем;

– исследовательские методы; предполагают сближе­ние методов учебной работы с методами научного исследо­вания, когда студенты полностью и самостоятельно прово­дят исследование неизвестной для них проблемы, проявляя инициативу, самостоятельность и творческий характер дея­тельности.

Разработка плана-конспекта занятия

В целом, следует отметить, что проведение аудиторных занятий представляет собой наиболее значимую составляю­щую преподавательской деятельности. В ходе любого ауди­торного занятия преподаватель должен установить контакт с аудиторией и обосновать важность изучаемой темы. Уста­новить контакт с аудиторией можно через постановку про­блемного вопроса, создание игровой ситуации и т. п. Чтобы убедить аудиторию в важности изучаемой темы, преподава­телю следует ответить на три вопроса: в чем сущность рас­сматриваемой проблемы со всеми ее противоречиями? где студенты встретятся с ней? что даст ее изучение?

На этапе сообщения учебной информации работа пре­подавателя должна быть направлена на доказательное объ­яснение учебного материала, активизацию познавательной деятельности студентов, управление процессом сообщения, восприятия и закрепления учебного материала.

В процессе проведения занятия важно уметь удержи­вать внимание и интерес обучающихся. Для этого уместно использовать следующие приемы:

– прямое включение (вовлечение) аудитории в суть рассматриваемой проблемы (постановка проблемных во­просов, создание проблемных ситуаций);

– «эффект неожиданности» – использование неожи­данной и неизвестной студентам информации, имеющей от­ношение к рассматриваемой теме;

– «провокация» – на короткий отрезок времени можно вызвать у аудитории реакцию несогласия с излагаемой ин­формацией;

– гипербола – с помощью преувеличения можно за­острить внимание аудитории на рассматриваемом предмете;

– прогнозирование – на основе реального фактическо­го материала делается попытка прогнозирования развития явлений, тенденций, процессов, ситуаций;

сопоставление различных точек зрения по рассма­триваемому вопросу;

– использование историко-логического подхода к ана­лизу рассматриваемой проблемы;

– сравнение;

– применение разнообразных средств наглядности;

– использование интересных фактов, контрольных во­просов и т. д.

 

При подготовке к занятиям и непосредственно в ходе самого занятия следует уделять особое внимание искусству устной речи. Чтобы студенты легко, удобно и результативно воспринимали сказанное преподавателем, следует учиты­вать ряд факторов:

 

Темп речи. Собственный темп речи человека соответ­ствует его темпераменту и обычно не требует того, чтобы принципиально его менять. В то же время на занятиях следу­ет стараться говорить скорее медленно, чем быстро, так как быстрый темп производит впечатление торопливости и за­трудняет понимание.

Если речь идет о важных сведениях или нужно что-то подчеркнуть, говорить стоит медленнее.

Сила звука. Сила звука должна соответствовать ус­ловиям помещения. Тихое звучание побуждает слушателя к повышенной концентрации внимания, но слишком тихая речь затрудняет понимание. Темп и силу звука используют для акцентирования внимания.

Паузы. Во время произнесения речи преподаватель должен думать о том, что скажет в следующий момент. Па­узы облегчают эту задачу. Во время пауз слушатели могут переработать сообщенную им информацию. С помощью пауз можно расставить акценты, подчеркнуть важную ин­формацию. Умение делать паузы является также условием для правильного дыхания.

Ударения. С помощью различного ударения на от­дельные слова можно изменить смысл высказывания.

Не стоит недоучитывать значение мимики, взглядов, жестов и внешнего вида.

Мимика. Под мимикой понимают выразительное дви­жение мышц лица. На занятиях выражение лица студентов сигнализирует о степени их внимания и готовности к дей­ствиям. Через выражение лица студентов преподаватель по­лучает частично информацию о том, поняли ли они учеб­ный материал или какие-то задания. Наоборот, выражение лица преподавателя сигнализирует студентам о том, как он оценивает их результат, одобряет или нет их поведение.

Взгляд. Контакт глазами (вместе с выражением лица) играет важную роль в процессе коммуникации, так как так­же служит необходимой обратной связью между партнера­ми, обмен взглядами регулирует коммуникацию.

Жесты. Движения руками служат прежде всего для иллюстрации и сопровождения речевых высказываний, они также могут показывать эмоциональное состояние говоряще­го. Жестикуляция является хорошим средством оптического подкрепления речи. Однако стереотипные жесты мало что дают для ее восприятия, так же, как и жесты, не соответству­ющие своей цели. Выступающий должен учитывать общее впечатление, производимое положением тела (например, «стойка слона» или «эффект белого медведя» – длительное покачивание тела вперед-назад или из стороны в сторону).

Внешний вид. Внешний вид определяет то впечатле­ние, которое с первого взгляда может стать решающим для того, состоится ли вообще коммуникация или нет. Через внешний вид обычно проявляется социальный статус лю­дей, их свойства характера и эмоциональное состояние.

Анализ аудиторного занятия

Психолого-педагогический анализ занятия – это про­цесс его распознавания, направленный на раскрытие сущ­ности и механизма осуществления занятия, выяснение через это путей и причин формирования именно такого конечного результата занятия и соответствия последнего его триеди­ной (образовательной, развивающей, воспитательной) цели. Умение осуществлять психолого-педагогический анализ выступает обязательным и неотъемлемым элементом про­фессиональной культуры педагога и является важнейшим средством стимулирования и творчества преподавателя в процессе самообразования, эффективным способом инди­видуальной методической работы и именно оно лежит в ос­нове обобщения и в определенной степени распространения передового и инновационного педагогического опыта.

В зависимости от места психолого-педагогического анализа занятия в профессиональной деятельности препо­давателя выделяют текущий, предварительный и итоговый виды анализа.

Текущий анализ аудиторного занятия состоит в уме­нии преподавателя по ходу занятия анализировать конкрет­ную обстановку и принимать правильные педагогические решения одновременно с ведением занятия. Способность к текущему анализу занятия является проявлением высшего уровня профессиональной рефлексии. Для достижения это­го уровня требуется регулярно проводить предварительный анализ (во время подготовки к занятию) и итоговый анализ уже проведенного занятия.

Предварительный анализ происходит на этапе подго­товки к занятию при подборе учебного материала, адекват­ного целям занятия. Он позволяет преподавателю прогно­зировать деятельность студентов во время предполагаемого занятия и их поведение на основных этапах занятия, а также их реакцию на учебный материал.

Итоговый анализ заключается в сопоставлении плана занятия с его реализацией. Он помогает выявить не только достоинства и недостатки занятия, но и осознать те факты, влияние которых не было учтено при подготовке к нему.

Составление письменного анализа занятия требует от магистранта соединения результатов текущего и итого­вого анализа. Основная цель этой работы – развитие соб­ственной наблюдательности и рефлексии. Необходимо, чтобы магистрант научился руководствоваться в своей ра­боте, в оценке ее успешности или неуспешности, в выбо­ре необходимых корректировок не только эмоциональным переживанием успешности или неуспешности, но и пони­манием того, что и почему достигает цели, а какие усилия оказываются неэффективными. Никакая цель не будет до­стигнута, если преподавателю не удалось вовлечь студен­тов в совместную деятельность, поскольку аудиторное за­нятие – это прежде всего совместная деятельность студента и преподавателя.

Анализ основных элементов аудиторного занятия про­водится в соответствии со структурой занятия и основными критериями.

Анализ целеполагания:

– полнота и комплексность определения целей занятия;

– правильность и обособленность определения обра­зовательных, воспитательных, развивающих задач занятия, их связь с заданиями темы;

– формулировка и доведение целей до обучаемых;

– оценка реальности выполнения задач на данном занятии;

– оценки дифференцирования задач работы в зависи­мости от уровня подготовленности студентов.

Анализ структуры занятия:

– характеристика типа занятия (его обоснование);

– обоснование места данного занятия в системе заня­тий темы;

– логическая последовательность и взаимозависимость структурных компонентов занятия (восприятие, осознание, применение, обобщение и систематизация усвоенного);

– целесообразность и оптимальность распределения времени между компонентами занятия;

– дидактическая завершенность каждого структурного этапа занятия.

Анализ содержания учебного материала:

– соответствие содержания занятия ФГОСу, программе, целям занятия;

– научный уровень излагаемого на занятии материала;

– генерализация содержания на основных идеях заня­тия (концентрация внимания на основных фактах, поняти­ях, закономерностях, законах в содержании материала);

– полнота, достоверность, доступность усваиваемого учебного материала;

– логика развертывания содержания учебного матери­ала, связи между блоками содержания учебного материала;

– развивающее влияние учебного материала;

– воспитательная направленность содержания занятия.

Анализ деятельности преподавателя на занятии:

– виды и характер деятельности преподавателя на занятии (организационный, развивающий, информационный, аналитический и др.);

– содержательность, доступность, логичность изложе­ния преподавателем учебного материала на занятии; инфор­мационная емкость занятия;

– соотношение заданий репродуктивного и творческо­го характера, адресуемых обучаемым; характер деятельно­сти обучаемых, организуемой преподавателем;

– уровень требовательности преподавателя, психоло­гический контакт со студентами, характер общения и со­трудничества;

– анализ развивающей деятельности преподавателя (стимулирование познавательной деятельности студентов, формирование профессиональных компетенций, развитие индивидуальных способностей);

– речь преподавателя на занятии (словарный запас, точность и языковая правильность, выразительность и об­разность, работа по семантике новых терминов и понятий, дикция, эмоциональная окрашенность речи);

– педагогическая целесообразность использования ин­новационных технологий обучения;

– рефлексивная деятельность преподавателя.

Анализ методов и методических приемов обучения:

– обоснованность и правильность выбора метода и мето­дических приемов (их соответствие содержанию, целям занятия, уровню сформированности учебной деятельности студентов);

– разнообразие методов, используемых преподавате­лем на занятии, их комплексность, эффективность;

– методы и формы закрепления знаний и умений сту­дентов (первичное, понятийное, итоговое закрепление), их эффективность; методы контроля знаний и умений студентов; уров­ня сформированности профессиональных компетенций, их корректировка; методическая целесообразность применяемых методов и форм контроля (устный, письменный, прак­тический, индивидуальный, групповой, фронтальный, те­стовый, зачеты).

Анализ деятельности студентов на занятии:

– общая оценка деятельности обучаемых на занятии; их активность, интерес, внимание, результативность на раз­ных этапах образовательного процесса;

– целесообразность и эффективность применяемых видов деятельности;

– самостоятельная познавательная деятельность сту­дентов на занятии, характеристика ее эффективности;

– проявление на занятии общенаучных, специальных и интеллектуальных умений и навыков, их результативность;

– эффективность используемых форм деятельности студентов (индивидуальных, групповых, фронтальных).

Анализ занятия завершается научно обоснованными выводами и рекомендациями, которые должны быть резуль­татом научно обоснованного анализа, аргументированы, до­казательны, конкретны и убедительны.

 

Приложение № 1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 50; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.79.59 (0.04 с.)