Алексей Константинович Толстой 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Алексей Константинович Толстой



Содержание курса литературы в 7 классе

(третий год обучения на уровне основного общего образования)

I. Введение.

Выявление уровня литературного развития учеников. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Личность автора, его труд, позиция и отношение к героям.

II. Фольклор.

Предания.

Понятие о преданиях. «Пётр и плотник».

Былины.

Понятие о былине. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных критериев русского народа, прославление мирного труда. Микула – носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).

Урок внеклассного чтения. «Илья Муромец и Соловей-Разбойник». Бескорыстное служение родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства – основные черты характера Ильи Муромца.

Карело-финский эпос. Особенности русских былин.

Пословицы и поговорки.

Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа родного языка. Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).

III. Древнерусская литература.

Памятник древнерусской литературы «Повесть временных лет». «Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви, верности.

IV. Литература XVIII века.

Михаил Васильевич Ломоносов

Краткий рассказ об ученом. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм, признание труда, деяний на благо родины – важнейшие черты гражданина.

Гавриил Романович Державин

Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремлении...», «На птичку...», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Понимание необходимости свободы творчества.

V. Литература XIX века.

Александр Сергеевич Пушкин

Краткий рассказ о писателе. История в произведениях А.С. Пушкина. «Полтава» («Полтавский бой»), прошлое и будущее в поэме «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн...»), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Основная мысль стихотворения. Смысл сопоставления Олега и Волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.

«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о значении труда летописца для последующих поколений.

«Повести Белкина». Рассказы из цикла А.С. Пушкина.

Михаил Юрьевич Лермонтов

Краткий рассказ о поэте. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Фольклоризм литературы (начальные представления). Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца.

Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров.

Язык и стих. «Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел».

Николай Васильевич Гоголь

Краткий рассказ о писателе. Эпоха в повести «Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за родную землю. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Поэтический пафос повести. Народный характер в повести.

Особенности изображения людей и природы в повести. Литературный герой (развитие понятия).

Иван Сергеевич Тургенев

Краткий рассказ о писателе. «Бирюк». Сопоставление картины природы с главным героем в рассказе. Социально-психологическая характеристика героя. Влияние крепостничества на жизнь людей, одарённых физическими и моральными способностями от природы. Историческое значение в развитии России «Записок охотника».

Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения.

Николай Алексеевич Некрасов

Краткий рассказ о писателе. «Русские женщины», «Княгиня Трубецкая». Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. «Размышления у парадного подъезда», «Вчерашний день часу в шестом...». Боль поэта за судьбу народа. Некрасовская муза.

Урок внеклассного чтения

«Дикий помещик». Художественное мастерство писателя-сатирика в обличении социальных пороков.

Гротеск.

Лев Николаевич Толстой

Краткий рассказ о писателе. «Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Маман» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.

Антон Павлович Чехов

Краткий рассказ о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики. «Злоумышленник».

Урок внеклассного чтения

«Тоска», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А.П. Чехова. Юмор (развитие).

VII. Литература XX века.

Иван Алексеевич Бунин

Краткий рассказ о писателе. «Цифры», «Лапти», «В деревне». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых. Стихотворения и рассказы И.А. Бунина (по выбору учителя и учащихся).

Максим Горький

Краткий рассказ о писателе. «Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа.

Понятие об идее произведения.

«Старуха Изергиль»: «Легенда о Данко». Стремление человека ценою своей жизни помощь обществу. Особенности легенд.

Леонид Николаевич Андреев

Краткий рассказ о писателе. «Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев.

Андрей Платонович Платонов

Краткий рассказ о писателе. «Юшка». Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка - незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. «В прекрасном и яростном мире». Трагедия в рассказе. «Ни на кого не похожие» герои Платонова.

Борис Пастернак

Образ природы в творчестве Б.Л. Пастернака.

Федор Александрович Абрамов

Краткий рассказ о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.

Литературные традиции.

Евгений Иванович Носов

Краткий рассказ о писателе. «Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.

Юрий Павлович Казаков

Краткий рассказ о писателе. «Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характеров героев - сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.

Дмитрий Сергеевич Лихачев

«Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи. Злободневные, современные вопросы жизни.

Публицистика. Воспоминания. Мемуары (начальные представления).

Михаил Михайлович Зощенко

«Беда». Смех и горе в рассказе.

Роберт Бернс

Особенности творчества Роберта Бернса.

«Честная бедность». Представление народа о справедливости и честности.

Джордж Гордон Байрон

«Ты кончил жизни путь, герой!..» Гимн славы герою, павшему за свободу родины.

Японские хокку

Особенности жанра хокку (хайку).

О. Генри

«Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви.

Рей Дуглас Брэдбери

«Каникулы». Фантастическое и реальное в произведении Рея Брэдбери.

Планируемые результаты обучения в 7 классе

Результаты по годам формулируются по принципу добавления новых результатов от года к году. Уже названные в предыдущих годах позиции, как правило, дословно не повторяются, но учитываются (результаты очередного года по умолчанию включают результаты предыдущих лет).

       Личностные и метапредметные результаты описаны в примерной адаптированной основной образовательной программе основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития.

Предметные результаты по итогам третьего года изучения учебного предмета «Литература» должны отражать сформированность умений:

Устное народное творчество

- осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения после предварительного анализа, на основе перечня вопросов/ плана;

- выделять по наводящим вопросам нравственную проблематику преданий и былин как основу для развития представлений о нравственном идеале русского народа, формирования представлений о русском национальном характере;

- обращаться к преданиям, былинам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приемам в специально смоделированных учебных ситуациях;

- выразительно читать былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания (после предварительной словарной работы);

- пересказывать былины и предания с порой на перечень вопросов/ план, четко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народного эпоса художественные приемы после проведенной словарной работы.

Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв.

Зарубежная литература

- адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ на основе плана/ алгоритма; интерпретировать прочитанное;

- воспринимать художественный текст как произведение искусства;

- определять для себя актуальную цель чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

- выявлять по плану и после предварительного анализа авторскую позицию, определяя свое к ней отношение,

- создавать собственный текст интерпретирующего характера в формате сравнительной характеристики героев по плану/ перечню вопросов; анализа поэтического текста с порой на перечень вопросов/ план;

- сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

- работать с книгой и другими источниками информации.

Примерные виды деятельности обучающихся с ЗПР, обусловленные особыми образовательными потребностями и обеспечивающие осмысленное освоение содержании образования по предмету «Литература»

Для преодоления трудностей в изучении учебного предмета «Литература» необходима адаптация объема и характера учебного материала к познавательным возможностям обучающихся с ЗПР. В процессе занятий учитель на практической основе знакомит обучающихся с основными теоретико-литературными сведениями, не прибегая к сложным литературоведческим определениям. Подбор заданий должен максимально активизировать познавательную деятельность обучающегося с ЗПР. Необходимо неоднократное объяснение учебного материала и подбор дополнительных заданий; постоянное использование наглядности, наводящих вопросов, аналогий; использование многократных указаний, упражнений; поэтапное обобщение проделанной на уроке работы; использование заданий с опорой на образцы, доступных инструкций. Учитель должен всячески поощрять активность обучающегося с ЗПР, повышать его самооценку, укреплять в нем веры в свои силы. Для чтения и анализа следует подбирать небольшие по объему произведения (сокращенные варианты), обязательно проводить предварительную словарную работу. При работе с текстом в устном плане формировать умение работать по образцу, плану, перечню представленных вопросов, что поможет обучающимся в последующем перенести усвоенный навык на различные виды письменных работ, написание сочинений. Важно сокращать объем теоретических сведений; включать отдельные темы или целые разделы в материалы для обзорного, ознакомительного или факультативного изучения; приспосабливать темп изучения учебного материала, методов обучения, объема домашнего задания, уровня сложности проверочных и контрольных работ к возможностям обучающихся с ЗПР.

Примерные контрольно-измерительные материалы

Проведение оценки достижений планируемых результатов освоения учебного предмета «Литература» проводится в форме текущего и рубежного контроля в виде: контрольные работы, сочинения по изученным произведениям, итоговых сочинений на заданную тему, сжатого изложения, уроков – контроля направленных на оценку умения составлять устное высказывание.

Для обучающихся с ЗПР возможно изменение формулировки заданий на «пошаговую», адаптацию предлагаемого обучающемуся тестового (контрольно-оценочного) материала, использование справочной информации.

Контрольные работы в 7 класса по темам:

Контрольная работа № 1. Тема «Устное народное творчество». Контрольная работа по древнерусской литературе. 

Контрольная работа № 2. Тема «Литература X1X века». Сочинение по произведению А.С. Пушкина.

Контрольная работа № 3. Тема «Литература X1X века». Сочинение по произведению Н.В. Гоголя.

Контрольная работа № 4. Тема «Литература X1X века». Составления устного рассказа о проблемах и героях изученных произведений. 

Контрольная работа № 5. Тема «Литература XX века». Сочинение-рассуждение по тематике изученных произведений.  

Контрольная работа № 6. Тема «Литература XX века». Контрольная работа по произведениям русской литературы.

Контрольная работа № 7. Тема «Повторение». Итоговая контрольная работа.

 

Содержание курса литературы в 7 классе

(третий год обучения на уровне основного общего образования)

I. Введение.

Выявление уровня литературного развития учеников. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Личность автора, его труд, позиция и отношение к героям.

II. Фольклор.

Предания.

Понятие о преданиях. «Пётр и плотник».

Былины.

Понятие о былине. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных критериев русского народа, прославление мирного труда. Микула – носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).

Урок внеклассного чтения. «Илья Муромец и Соловей-Разбойник». Бескорыстное служение родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства – основные черты характера Ильи Муромца.

Карело-финский эпос. Особенности русских былин.

Пословицы и поговорки.

Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа родного языка. Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).

III. Древнерусская литература.

Памятник древнерусской литературы «Повесть временных лет». «Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви, верности.

IV. Литература XVIII века.

Михаил Васильевич Ломоносов

Краткий рассказ об ученом. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм, признание труда, деяний на благо родины – важнейшие черты гражданина.

Гавриил Романович Державин

Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремлении...», «На птичку...», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Понимание необходимости свободы творчества.

V. Литература XIX века.

Александр Сергеевич Пушкин

Краткий рассказ о писателе. История в произведениях А.С. Пушкина. «Полтава» («Полтавский бой»), прошлое и будущее в поэме «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн...»), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Основная мысль стихотворения. Смысл сопоставления Олега и Волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.

«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о значении труда летописца для последующих поколений.

«Повести Белкина». Рассказы из цикла А.С. Пушкина.

Михаил Юрьевич Лермонтов

Краткий рассказ о поэте. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Фольклоризм литературы (начальные представления). Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца.

Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров.

Язык и стих. «Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел».

Николай Васильевич Гоголь

Краткий рассказ о писателе. Эпоха в повести «Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за родную землю. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Поэтический пафос повести. Народный характер в повести.

Особенности изображения людей и природы в повести. Литературный герой (развитие понятия).

Иван Сергеевич Тургенев

Краткий рассказ о писателе. «Бирюк». Сопоставление картины природы с главным героем в рассказе. Социально-психологическая характеристика героя. Влияние крепостничества на жизнь людей, одарённых физическими и моральными способностями от природы. Историческое значение в развитии России «Записок охотника».

Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения.

Николай Алексеевич Некрасов

Краткий рассказ о писателе. «Русские женщины», «Княгиня Трубецкая». Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. «Размышления у парадного подъезда», «Вчерашний день часу в шестом...». Боль поэта за судьбу народа. Некрасовская муза.

Алексей Константинович Толстой

«Василий Шибанов». Сравнительная характеристика произведений А.К. Толстого «Василий Шибанов» и «Князь Михайло Репнин».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 104; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.125.171 (0.059 с.)