Специальность 31.05.01 Лечебное дело 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специальность 31.05.01 Лечебное дело



Приложение 1 к РПД Б1.В.01  Педагогика

Специальность 31.05.01 Лечебное дело

Квалификация Врач-лечебник

Форма обучения – очная

Год набора – 2019

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ

ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

1. Кафедра Педагогики
2. Направление подготовки 31.05.01 Лечебное дело
3. Квалификация Врач-лечебник
4. Дисциплина Б1.В.01  Педагогика
5. Форма обучения очная
6. Год набора 2019

I. Методические рекомендации

1.1. Методические рекомендации по организации работы обучающихся во время проведения лекционных и практических занятий

В ходе лекционных занятий студенту необходимо вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание изучаемой дисциплины, научные выводы и практические рекомендации, положительный опыт в ораторском искусстве.

Желательно оставить в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки, подчеркивающие особую важность тех или иных теоретических положений. Рекомендуется активно задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций.

В ходе подготовки к семинарским (практическим) занятиям следует изучить основную и дополнительную литературу, учесть рекомендации преподавателя и требования рабочей программы.

 

1.2. Методические рекомендации по подготовке к семинарским (практическим занятиям)

При подготовке к практическим занятиям следует подготовить конспект ответов по рассматриваемой тематике, тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на занятие. Следует продумать примеры с целью обеспечения тесной связи изучаемой теории с реальной практикой. Можно дополнить список рекомендованной литературы современными достоверными источниками, не представленными в списке рекомендованной литературы.

 

1.3. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся

Самостоятельная работа студентов (далее – СРС) – планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное (аудиторное) время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия (возможно частичное непосредственное участие преподавателя при сохранении ведущей роли студентов). Целью СРС является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками, опытом творческой, исследовательской деятельности, развитие самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровней.

При самостоятельной работе с книгой необходимо подобрать литературу, научиться правильно ее читать, вести записи. Для подбора литературы в библиотеке используются алфавитный и систематический каталоги. Важно помнить, что рациональные навыки работы с книгой позволяют экономить время и повышают продуктивность работы. Правильный подбор учебников рекомендуется преподавателем, читающим лекционный курс. Основные приемы работы с учебной литературой можно свести к следующим:• составить перечень книг, с которыми следует познакомиться; • перечень должен быть систематизированным (что необходимо для семинаров, что для экзаменов, что пригодится для написания курсовых и дипломных работ, а что выходит за рамками официальной учебной деятельности, и расширяет общую культуру);• обязательно выписывать все выходные данные по каждой книге (при написании курсовых и дипломных работ это позволит экономить время);• определить, какие книги (или какие главы книг) следует прочитать более внимательно, а какие –просто просмотреть;• при составлении перечней литературы следует посоветоваться с преподавателями и научными руководителями, которые помогут сориентироваться, на что стоит обратить большее внимание, а на что вообще не стоит тратить время. Все прочитанные книги, учебники и статьи следует конспектировать, но это не означает, что надо конспектировать «все подряд»: можно выписывать кратко основные идеи автора и иногда приводить наиболее яркие и показательные цитаты (с указанием страниц). Непременным правилом чтения должно быть выяснение незнакомых слов, терминов, выражений, неизвестных имен, названий. Студенты с этой целью заводят специальные тетради или блокноты.

 

1.4. Методические рекомендации по организации учебных дискуссий

 

Дискуссия - это публичное обсуждение или свободный вербальный обмен знаниями, суждениями, идеями или мнениями по поводу какого-либо спорного вопроса, проблемы. Ее существенными чертами являются сочетание взаимодополняющего диалога и обсуждения-спора, столкновение различных точек зрения, позиций. Дискуссию рассматривают как метод интерактивного обучения и как особую технологию. Темой дискуссии может быть не любой вопрос, а лишь такой, который допускает различные толкования и оценки, тесно связан с современной жизнью, лично значим для обучаемого. В профессиональном обучении дискуссия применяется в тех ситуациях, когда обмен знаниями, мнениями и убеждениями может привести к новому взгляду на профессиональную деятельность, какое-либо явление, окружающих людей, а также для изменения моделей поведения, организации интенсивной мыслительной и ценностно-ориентирующей деятельности обучающихся, развития навыков межличностного взаимодействия и обеспечения обратной связи. Чтобы дискуссия была эффективной, участникам необходимо обладать определенными базовыми знаниями. Это могут быть знания, переданные посредством инструкции, или полученные ранее, относящиеся к опыту, приобретенному до начала занятия, или опирающиеся на информацию, изложенную во время занятий. Принципами организации дискуссии являются содействие возникновению альтернативных мнений, путей решения проблемы, конструктивность критики, обеспечение психологической защищенности участников.

Технология дискуссионного общения включает в себя четыре существенных взаимосвязанных компонента: мотивационный (готовность, желание принять участие в дискуссии); познавательный (знание о предмете спора, проблемная ситуация); операционно-коммуникативный (умение вести спор, отстаивать свою точку зрения, владеть способами осуществления логических операций); эмоционально-оценочный (эмоциональные переживания, потребности, отношения, мотивы, оценки, личностный смысл). Дискуссионный метод помогает решать следующие задачи: обучение участников анализу реальных ситуаций, а также формирование навыков отделения важного от второстепенного и формулирования проблемы; моделирование особо сложных ситуаций, когда даже самый способный специалист не в состоянии единолично охватить все аспекты проблемы; демонстрация, характерная для большинства проблем многозначности возможных решений. Приемы введения в дискуссию: предъявление проблемной производственной ситуации; постановка проблемных вопросов; демонстрация видеосюжета; ролевое проигрывание проблемной ситуации; анализ противоречивых высказываний по обсуждаемой теме; альтернативный выбор (участникам предлагается выбрать одну из нескольких точек зрения или способов решения проблемы).

Требования к выбору проблемы дискуссии: проблема обсуждения в ходе дискуссии должна соответствовать возрасту обучающихся, накопленному ими жизненному опыту; проблема дискуссии должна опираться на имеющиеся у участников дискуссии знания, умения, опыт творческой и эмоциональной ценностной деятельности; спор должен быть основан на главных вопросах, нести в себе существенные противоречия (дискуссия - спор по существу). Мотивационный (подготовительный) этап связан с подготовкой дискуссии. На этом этапе наиболее важным является стимулирование интереса к проблеме - предмету спора. С этой целью подбираются яркие способы изложения позиции двух спорящих сторон, отрывки и цитаты из книг, содержащие элементы спора. Особенности организации дискуссии: дискуссия обеспечивает активное, глубокое, личностное усвоение знаний (лекция является более экономичным способом передачи знаний, дискуссия может иметь гораздо более долгосрочный эффект; активное, заинтересованное, эмоциональное обсуждение ведет к осмысленному усвоению новых знаний, а так же заставить человека задуматься, изменить или пересмотреть свои установки); во время дискуссии осуществляется активное взаимодействие обучающихся (активное участие в дискуссии раскрепощает обучающихся, развивает коммуникативные навыки, формирует уверенность в себе; как правило, дискуссии подразумевают высокий уровень вовлеченности группы, но почти всегда имеются участники, которые проявляют пассивность, не желая присоединяться к обсуждению); обратная связь с обучающимися (дискуссия обеспечивает видение того, насколько хорошо группа понимает обсуждаемые вопросы, и не требует применения более формальных методов оценки. Она также предоставляет членам группы шанс проверить свои убеждения и установки, подвергая их испытанию). Этапы проведения дискуссии: мотивационный (начало дискуссии); содержательно-операционный (организация пространства, установка правил ведения дискуссии, структурирование и регулирование дискуссии); оценочно-рефлексивный (завершение дискуссии). Любая дискуссия предполагает умение пользоваться гипотезой, доказательством и опровержением как приемами познавательной деятельности. Гипотеза должна отличаться простотой, обладать доказательной силой, опираться на ранее полученные знания, содержать предположения, которые можно проверить.

 

1.5. Методические рекомендации по подготовке к сдаче зачета/ экзамена

Приступая к подготовке к зачету/ экзамену, студенту необходимо внимательно ознакомиться с тематическим планом занятий, списком рекомендованной литературы.

Вопросы, выносимые на зачет/ экзамен, приведены в рабочей программе курса. Билет содержит два теоретических вопроса (на экзамене), 1 теоретический вопрос (на зачете). Зачет/ экзамен проходит в устной форме. Обязательным условием успешной подготовки и сдачи зачета/ экзамена является работа по самообразованию, усвоение программного материала на аудиторных занятиях. Всегда следует стремиться, не только записать лекцию, но и понять ее содержание. Основной формой освоения, углубления и закрепления учебного материала являются практические занятия. Именно в процессе подготовки к практическим занятиям, активных выступлениях на них, студент накапливает основную массу знаний. Ключевым звеном подготовки к практическому занятию является изучение рекомендованной литературы. На экзамен можно выносить только вопросы, которые отражены в программе курса. Поэтому в процессе освоения материала необходимо постоянно сверяться с программой курса, самостоятельно изучать вопросы, которые не выносятся на практические занятия, а в случае затруднений обращаться за консультациями к преподавателю. В период подготовки к зачету/ экзамену рекомендуется равномерно распределить вопросы программы курса и повторять учебный материал, используя учебник, конспект лекций, план-конспект выступлений на практических занятиях. Особое внимание следует уделить рекомендованным вопросам для самоконтроля. Оставшиеся неясными вопросы следует задать на консультации.

 

II. Планы практических занятий

Практическое занятие № 1-2

План

1. Ценностные (аксиологические) характеристики педагогической деятельности.

2. Понятие, виды, компоненты педагогической деятельности.

3. Общая характеристика педагогической профессии.

4. Профессионально важные качества личности педагога. Педагогическая профессиограмма.

5. Педагогические способности и умения.

6. Профессиональная педагогическая компетентность.

Вопросы для самоконтроля:

1. Раскройте соотношение понятий «компетенция» и «компетентность».

2. Какие компоненты включает понятие «гуманистическая направленность личности педагога»?

Задания для самостоятельной работы:

1. Составьте глоссарий: гуманизм, гуманистический идеал человека, инварианты педагогические, система образования, система педагогическая, традиции базисные педагогические, умения педагогические, педагогическая деятельность, профессионально-педагогическая направленность, компетентность общекультурная, компетентность учителя профессиональная, компетенция социальная.

2. Изучив рекомендованную литературу, подготовьте сочинение эссе «Каким я представляю современного учителя».

Литература: [1], [2], [5], [6].

Практическое занятие № 3-4

План

1. Понятие о профессиональном педагогическом общении.

2. Функции педагогического общения.

3. Структура педагогического общения.

4. Стили педагогического общения и педагогического руководства.

.

Вопросы для самоконтроля:

1. Понятие и функции речевого поведения

2. Невербальные средства в управлении педагогическим общением

3. типология педагогических конфликтов

4. Роль авторитета учителя в педагогическом общении

Задание для самостоятельной работы

1. Представьте схематически структуру педагогического общения

Литература: [1], [2], [5], [6].

 

Практическое занятие № 5-6

План

1. Понятие поликультурной компетенции педагога.

2. Толерантность: понятие, виды, критерии.

3. Формы проявления дискриминации в образовательном учреждении и стратегии их профилактики и преодоления в педагогической деятельности в поликультурном и полиэтническом классе.

Вопросы для самоконтроля

1. Какова роль национально-психологических особенностей в адаптации ребенка (школьника) к новой культурной среде?

2. Какие культурные факторы влияют на образовательные возможности школьника, на его учебу и отношения с одноклассниками и учителями? Приведите примеры.

3. Почему многокультурное образование необходимо школьникам и доминирующей культурной группе и доминируемой?

4. Если учитель и ученик в классе имеют одну и ту же этническую идентичность, имеют ли они право разговаривать на своем языке в присутствии остальных учеников?

5. В чем преимущества и недостатки билингвизма? Существует ли связь между лингвисизмом и успехами ученика в учебе? Почему «да» или почему «нет»?

6. Как учитель может определить, дискриминирует ли он своих учеников на основе родовых различий?

Задания для самостоятельной работы:  

1. Разработать стратегию повышения толерантности и сокращения культурной дистанции в одной из ситуаций проявления дискриминации в школьном классе:

Ситуация 1. Представьте, что в вашем классе появился ученик из семьи мигрантов. Составьте программу сокращения культурной дистанции между ним и остальными ребятами. Составьте список культурных характеристик, отличающих ученика-мигранта от основной массы учащихся. Обсудите в группе, что общего может быть у него с представителями других меньшинств в классе (школе).

Ситуация 2. Представьте, что Вас (или близкого Вам человека) оскорбили словами, имеющими отношение к какой-либо черте Вашей (его) этнической группы. Каким образом можно разрешить данную ситуацию, не прибегая к физической силе и оскорблениям?

Ситуация 3. Представьте, что в вашем классе появился ученик, говорящий на диалекте (сибирском, рязанском и др.). Разработайте стратегию, способную помочь новичку и остальным учащимся обогатить свой опыт мультикультурного поведения.

2. Попытайтесь описать свою культуру и определить, к чему Вы более толерантны, а к чему менее. К каким жизненным вопросам или к какому явлению Вы могли бы повысить свою толерантность?

3. Проведите анализ школьного учебника, чтобы выявить в нем примеры стереотипов и предубеждений по поводу отдельных культур. Попробуйте определить, нормы какой культурной группы нашли отражение в учебнике в большей степени; в меньшей степени; не нашли отражение совсем. Разработайте стратегию включения в содержание учебника культуры отсутствующей группы.

Литература: [1], [2], [5], [6].

Практическое занятие № 7-8

План

1. Объект и предмет педагогики

2. Функции педагогики

3. Связь педагогики с другими науками

4. Структура педагогической науки

5. Основные категории педагогики

6. Педагогика как наука и искусство

Задания для самостоятельной работы:

1. Составьте глоссарий основных понятий педагогики

2. Обоснуйте, почему педагогика является наукой и искусством

3. Напишите сочинение на тему «Что я знаю о педагогике»

Литература: [1], [3], [5], [6].

Практическое занятие № 9

Исследования

План

1. Понятие и уровни методологии педагогики.

- Философский уровень.

- Общенаучный уровень.

- Конкретно-научный уровень.

- Технологический уровень.

2. Философские основания педагогики (прагматизм, неопозитивизм, неотомизм, экзистенциализм, бихевиоризм, материализм и др.).

3. Методологические принципы педагогики: аксиологический, антропологический, деятельностный, культурологический, личностный, полисубъектный, системный, этнопедагогический и др.

4. Цель и задачи педагогической деятельности (понятие; факторы, влияющие на формулировку цели; виды педагогических задач).

5. Методы педагогического исследования. Валидность методов исследования.

6. Логика педагогического исследования.

Основные понятия: педагогическая антропология; методологические параметры исследования (актуальность исследования, проблема исследования, цель исследования, объект исследования, предмет исследования, гипотеза исследования, задачи исследования, методологическая основа исследования, методы исследования, научная новизна исследования, теоретическая значимость исследования, практическая значимость исследования; наблюдение, эксперимент).

Вопросы для самоконтроля

1. К какому уровню методологии педагогики Вы отнесете философию? педагогическую антропологию? методологические принципы педагогики? Методы и технологии педагогического исследования?

2. Что входит в понятийный аппарат научного исследования?

3. Охарактеризуйте философские течения, выступающие методологическими основаниями педагогики.

4. Педагогический эксперимент: виды, этапы проведения.

Задания для самостоятельной работы:

1. Запишите в глоссарий определения следующих понятий: апробация, верификация, гипотеза, задачи педагогического исследования, методика педагогического исследования, объект педагогического исследования, предмет педагогического исследования, проблема педагогического исследования, цель педагогического исследования, педагогическое исследование, методология, парадигма, критерии качества педагогического исследования, актуальность, новизна, теоретическая и практическая значимость исследования, методы педагогического исследования, методы изучения педагогического опыта, методы теоретического исследования, математические методы, наблюдение, эксперимент.

2. Заполните таблицу 1 «Методологические основания педагогики».

3. Для выступления на практическом занятии подготовить сообщение на тему «Антропология как методологическая основа педагогики».

Таблица. Методологические основы педагогики

  Прагматизм, неопрагматизм   Позитивизм неопозитивизм Экзистенциализм   Неотомизм   Бихевиоризм, необихевиоризм Диалектический Материализм
Представители            
Характеристика            

Литература: [1], [3], [5], [6].

Практическое занятие № 10

Тема 7: Образование как педагогический процесс и социокультурный феномен

План

1. Образование как способ вхождения человека в мир науки и культуры.

2. Свойства современного образования: гуманизация, гуманитаризация, дифференциация, диверсификация, стандартизация, многовариантность, многоуровневость, фундаментализация, компьютеризация, информатизация, индивидуализация, непрерывность.

3. Модели образования.

Вопросы для самоконтроля:

Охарактеризуйте понятия: культура, соотношение образования и культуры, образование, социокультурные функции образования, свойства образования, модели образования,

 образование как система.

 

Задания для самостоятельной работы:

Индивидуальная защита проекта «Модель образования». Студент по желанию выбирает одну из предложенных моделей:

- модель образования как государственно-ведомственная организация;

- модель развивающего образования;

- традиционная модель образования;

- рационалистическая модель образования;

- феноменологическая модель образования;

- неинституциональная модель образования.

Проект защищается по схеме:

- цель образования в модели;

- сущность построения модели;

- преимущества и недостатки модели;

- собственная оценка модели.

Литература: [1], [3], [5], [6].

План

1. Понятие и сущность целостного педагогического процесса

2. Цели и задачи педагогического процесса

3. Функции целостного педагогического процесса

4. Движущие силы педагогического процесса

5. Структурные компоненты педагогического процесса

Вопросы для самоконтроля:

1. Охарактеризуйте структуру педагогического процесса.

2. Проанализируйте компоненты целостного педагогического процесса.

3. Дайте характеристику личностно ориентированного подхода в целостном педагогическом процессе.

 

Задания для самостоятельной работы:

1. Разработайте собственные условия построения целостного педагогического процесса, подготовьтесь к их аргументированной защите.

Литература: [1], [3], [5], [6].

 

Приложение 1 к РПД Б1.В.01  Педагогика

Специальность 31.05.01 Лечебное дело

Квалификация Врач-лечебник

Форма обучения – очная

Год набора – 2019



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 114; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.67.26 (0.072 с.)