Спрос. Функция спроса. Закон спроса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Спрос. Функция спроса. Закон спроса



ЛЕКЦИЯ.

Спрос и предложение

Чем больше количество товара, которое необходимо продать, тем ниже должна быть назначаемая на него цена, или, другими словами, величина спроса возрастает при снижении цены и уменьшается при повышении цены товара.

Рассматривая закономерности, связанные с изменением спроса, прежде всего, нужно помнить следующее правило.

Необходимо различать изменение спроса (функции спроса) и изменение объема спроса. Объем спроса меняется тогда, когда изменяется только цена данного товара. Функция спроса меняется тогда, когда изменяются факторы, которые раньше принимались за постоянные.

Графически изменение объема спроса выражается в «движении по кривой спроса» (рис.4.2).

Рис.4.2.

 

Изменение же функции спроса выражается в «движении самой кривой спроса», в ее смещении (рис.4.3).

Рис. 4.3

 

С изменением цены с Р 1 до Р 2, когда все факторы, кроме цены, постоянны, потребитель движется вниз по кривой спроса, увеличивая количество покупаемого товара с QD 1 до QD 2 (рис.2.2). Изменение же спроса (например, сдвиг кривой спроса D 1 D 1 вправо в положение D 2 D 2 на рис.2.3) показывает, что потребители покупают больше продукции при каждой цене. Так при той же цене P 1 будет покупаться уже количество товара, равное QD 2 > QD 1.

Эффект престижного спроса

Это явление иногда называют по имени известного американского экономиста и социолога «ЭФФЕКТОМ ВЕБЛЕНА». Этот эффект, впервые описанный Т.Вебленом, означает покупку товаров особого рода по особым престижным ценам, что свидетельствует о высоком положении, статусе покупателя.

Престижная цена – цена на изделия очень высокого качества, обладающие какими-то особыми непревзойденными свойствами или признаками, это цена уникальных товаров.

В разряд престижных чаще всего попадают дорогостоящие товары, изделия известных фирм. Чем выше цена на данные товары, тем выше спрос на них. Правда, и здесь есть пределы.

Задача производителя – попытаться выделиться, сделать свой товар уникальным, как бы «расщепить» единую кривую спроса. Если ему это удается, возникает особый спрос именно на его уникальный товар. Кривая спроса смещается вправо от кривой спроса «массового товара».

Нарушается ли закон спроса? Нет! Грамотный производитель, воздействуя опять же на вкусы и предпочтения потребителей, отклоняет кривую спроса от ее нормального вида. Если потребители перестанут воспринимать товар как уникальный, особенный, кривая спроса вернется в исходное положение. Именно на «расщеплении» единой кривой спроса построена стратегия многих фирм. Более того, не “расщепляя” кривую спроса, в настоящее время многие производители просто не могут выжить. Этот эффект лежит в основе неценовой конкуренции.

Вопросы для самоконтроля

К Теме «Спрос, факторы, влияющие»

Что такое платежеспособный спрос?

Между какими факторами устанавливает взаимосвязь закон спроса?

Е) увеличение цены на один из взаимодополняющих товаров приведет к росту спроса на другой.

ЛЕКЦИЯ.

Спрос и предложение

Спрос. Функция спроса. Закон спроса

Стоимость есть потребительская оценка относительного полезного эффекта данного вида блага. В этой оценке заключены интересы потребителей в данном товаре, или СПРОС на какой-нибудь товар.

Спрос – это отражение потребностей людей в том или ином товаре, их желание его купить.

Однако, любой товар нужен не вообще, а по приемлемой цене, т.е. по цене до определенной границы. С учетом бюджетных ограничений потребителя приходится говорить не об абсолютном спросе вообще, а о платежеспособном спросе.

Платежеспособный спрос – это отражение потребностей людей в том или ином товаре, подкрепленных доходом (покупательной способностью) потребителя.

Такое определение спроса означает, что потребитель не только хочет, но и может купить этот товар.

Спрос выражается в денежной форме и определяется количеством потребителей, согласных купить товары и услуги по определенным ценам.

С чего начинается путь потребителя к автомобилю, если ему захотелось его купить. Догадаться нетрудно: с анализа цен. Будущий покупатель узнает цены на разные автомобили, на одинаковые автомобили в разных магазинах, сравнивает цены и потребительские качества разных моделей. Нелишне узнать и цены на бензин, запасные части. Надо подумать о покупке гаража. Кроме того, необходимо пристально взглянуть на собственные доходы и прикинуть, сколько времени нельзя есть и пить, чтобы накопить деньги на приглянувшегося «железного коня». Иногда анализ последнего фактора (дохода) приводит к отказу от предполагаемой покупки или изменению ее сроков.

Функция спроса (demand function) – это взаимосвязь между спросом на товар и определяющими его факторами.

Эта функция может быть представлена в виде:

 

 

где QDA – объем спроса (demand) на товар А в единицу времени; Р A – цена (price) товара А; Р B,..., Р Z – цены других товаров; неценовые факторы – доход и уровень благосостояния покупателя, его субъективные вкусы и предпочтения; мнение покупателей о своих перспективах; мода, сезонность потребности, удовлетворяемой данным товаром.

Объем спроса – это то количество товара, которое покупатель готов приобрести при данных условиях в течение определенного промежутка времени (день, месяц, год и т.д.).

Для формирования спроса потребителей на тот или иной товар необходимо уметь воздействовать на них так, чтобы создать у них потребность в данном товаре, сделать так, чтобы у них возникло неодолимое желание его купить.

Теперь допустим, что все факторы, кроме первого, в данном выражении неизменны, являются постоянными. Тогда объем спроса будет реально зависеть только от изменения одного фактора – ЦЕНЫ. Таким образом, осуществляется переход от общей функции спроса к функции спроса от цены:

Цена спроса – это максимальная цена, которую согласен заплатить потребитель при покупке данного количества товара.

Каждый потребитель имеет свою цену спроса на тот или иной товар. Графически зависимость цены спроса от количества товаров выражена в виде кривой спроса.

Кривая спроса (demand curve) показывает, какое количество товара (QD,) потребители приобрели бы при различных уровнях цены (Р) (рис.4.1).

Рис.4.1.

Как видно из графика, при нормальных условиях возрастание цены приводит к уменьшению спроса на товар. Данную ситуацию можно выразить в виде закона спроса (law of demand).

Чем больше количество товара, которое необходимо продать, тем ниже должна быть назначаемая на него цена, или, другими словами, величина спроса возрастает при снижении цены и уменьшается при повышении цены товара.

Рассматривая закономерности, связанные с изменением спроса, прежде всего, нужно помнить следующее правило.

Необходимо различать изменение спроса (функции спроса) и изменение объема спроса. Объем спроса меняется тогда, когда изменяется только цена данного товара. Функция спроса меняется тогда, когда изменяются факторы, которые раньше принимались за постоянные.

Графически изменение объема спроса выражается в «движении по кривой спроса» (рис.4.2).

Рис.4.2.

 

Изменение же функции спроса выражается в «движении самой кривой спроса», в ее смещении (рис.4.3).

Рис. 4.3

 

С изменением цены с Р 1 до Р 2, когда все факторы, кроме цены, постоянны, потребитель движется вниз по кривой спроса, увеличивая количество покупаемого товара с QD 1 до QD 2 (рис.2.2). Изменение же спроса (например, сдвиг кривой спроса D 1 D 1 вправо в положение D 2 D 2 на рис.2.3) показывает, что потребители покупают больше продукции при каждой цене. Так при той же цене P 1 будет покупаться уже количество товара, равное QD 2 > QD 1.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 55; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.211.134 (0.01 с.)