Нарушения внимания при поражениях головного мозга. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нарушения внимания при поражениях головного мозга.



Нарушение концентрации внимания, неспособность гасить его ненужный фокус и повышенное внимание к малозначимым стимулам проявляются в виде повышен­ной отвлекаемости и сопровождаются импульсивностью поведения. Ухудшение поддержания внимания сопряжено с ухудшением ориентировки в новых ситуациях. Трудность переключения внимания связана со снижением возмож­ности выполнять быстро сменяющиеся действия, а также генерировать идеи (при хорошем выполнении четко струк­турированных команд). Нарушение одновременного сле­жения за несколькими объектами и распределения внима­ния между ними отражается в снижении самоконтроля за своим поведением и его последствиями. Дефицит обратной связи, в свою очередь, сказывается на возможности изме­нять свое поведение в зависимости от меняющейся ситуа­ции. Ухудшение внимания также неразрывно связанно с механизмами рабочей памяти и приводит к ее снижению. Чаще всего перечисленные расстройства сосуществуют.

Нейропсихологическая оценка внимания.

При нейропсихологическом обследовании для оценки устойчивости внимания иногда используются тесты на арифметические действия, решение задач и кратковременную память, предъявляемые в условиях интерферирующих воздействий. Вместе с тем достаточно трудно определить, являются ли нарушения выполнения этих тестов следствием преимущественно расстройств внимания, памяти или дру­гих психических функций.

  Способность пациента к поддержанию уровня внимания оценивают по развивающимся со временем изменениям в качестве и количестве выполняемой им монотонной рабо­ты, внешние требования к которой остаются неизменны­ми. С этой целью, например, сравнивают продуктивность работы или число ошибок, сделанных пациентом во вре­мя выполнения первой и второй половины задания.

  Для оценки способности к произвольной фиксации, под­держанию и переключению внимания изучают различия в результатах выполнения двух вариантов одного и того же задания, требующих разного уровня произвольной кон­центрации внимания. Примером может служить Тест Струпа (Stroop Test) цветных слов. В первом варианте теста боль­ного просят как можно быстрее прочитать слова, обозна­чающие различные цвета. Во втором варианте пациента про­сят назвать цвета чернил, которыми написаны обознача­ющие различные цвета слова (цвет самой надписи и обозначаемый ею цвет не совпадают). Во втором случае пациенту необходимо дополнительное время для того, что­бы сознательно подавить неправильный, но подсказывае­мый содержанием слова ответ. Разница во времени выполнения первого и второго вариантов задания может слу­жить мерой произвольного контроля внимания.

Для оценки способности к концентрации и переклю­чению внимания также используют тесты, требующие от пациента одновременного выполнения двух заданий или быстрого переключения деятельности с одного из них на другое. Многие из подобных тестов описаны как задания для оценки исполнительных функций. Это связано с трудно­стью разграничения понятий «исполнительные функции» и «произвольное внимание».

Восстановление внимания.

Улучшение внимания пациентов с поражением голов­ного мозга служит базисной задачей их реабилитации, и к решению е е приступают уже в самые ранние сроки после выхода больного из комы. Восстановление внимания считается необходимым условием для того, чтобы перейти к восста­новлению возможностей абстрагирования, планирования, решения проблем.

Тренировки внимания.

Тренировки внимания разделяют на тренировки наблю­дения за внешними объектами и тренировки самонаблюде­ния (прежде всего контроля за своим поведением). Если тренировки внешнего внимания проводятся с примене­нием специально предлагаемых упражнений, то тренировки самонаблюдения проводятся in situ, в контексте реальных жизненных ситуаций. С целью тренировки внешнего внимания часто предла­гаются те же задания, что применяются и для его оценки. В специальных заданиях на внимание учитывают уровень бдительности, концентрацию внимания на альтернатив­ных объектах, разделение внимания между одновременно действующими стимулами, манипулирование материалом рабочей памяти.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 39; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.93.210 (0.005 с.)