Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция 6. Клинико-психологическая помощь в реабилитации ВПФ.Стр 1 из 2Следующая ⇒
Лекция 6. Клинико-психологическая помощь в реабилитации ВПФ. Нарушения внимания.
Под вниманием человека понимают как способность постигать множество аспектов стимулирующих воздействий в любой из моментов времени, так и неспецифический фактор обеспечения селективности, избирательности протекания всех психических процессов в целом (во втором случае внимание не рассматривается как самостоятельный психический процесс). (Хомская) В один и тот же момент времени человеку доступны несколько каналов внимания, что требует от него способности переключать внимание с одного стимула на другие. От способности человека направлять и поддерживать внимание зависит успешность любого действия. Виды внимания. Принято различать фиксацию внимания, переключение внимания с одного стимула на другой и поддержание внимания (поддержание необходимого для выполнения задания уровня внимания без признаков утомления). Эти процессы могут быть произвольными и непроизвольными. Произвольную фиксацию внимания на сигнале часто называют селективным вниманием, а непроизвольную — ориентировочной реакцией. В соответствии с другими классификационными принципами различают общий уровень бдительности (поддержание определенного уровня чувствительности к внешним событиям), фокусированное или целенаправленное внимание (выбор значимой информации независимо от пространственной локализации ее источника) и пространственное внимание (ориентировка или преимущественное обеспечение доступа информации, поступающей из определенной части пространства). Нейрофизиологические механизмы внимания и взаимосвязь их с работой тех или иных структур мозга изучены мало. Обсуждается роль лимбико-ретикулярного комплекса в поддержании общего уровня бодрствования или напряженности. От степени восстановления внимания у больных с поражениями головного мозга зависит и успех всех прочих реабилитационных мероприятий, направленных на восстановление других функциональных возможностей больного. Нарушения внимания при поражениях головного мозга. Нарушение концентрации внимания, неспособность гасить его ненужный фокус и повышенное внимание к малозначимым стимулам проявляются в виде повышенной отвлекаемости и сопровождаются импульсивностью поведения. Ухудшение поддержания внимания сопряжено с ухудшением ориентировки в новых ситуациях. Трудность переключения внимания связана со снижением возможности выполнять быстро сменяющиеся действия, а также генерировать идеи (при хорошем выполнении четко структурированных команд). Нарушение одновременного слежения за несколькими объектами и распределения внимания между ними отражается в снижении самоконтроля за своим поведением и его последствиями. Дефицит обратной связи, в свою очередь, сказывается на возможности изменять свое поведение в зависимости от меняющейся ситуации. Ухудшение внимания также неразрывно связанно с механизмами рабочей памяти и приводит к ее снижению. Чаще всего перечисленные расстройства сосуществуют.
Восстановление внимания. Улучшение внимания пациентов с поражением головного мозга служит базисной задачей их реабилитации, и к решению е е приступают уже в самые ранние сроки после выхода больного из комы. Восстановление внимания считается необходимым условием для того, чтобы перейти к восстановлению возможностей абстрагирования, планирования, решения проблем. Тренировки внимания. Тренировки внимания разделяют на тренировки наблюдения за внешними объектами и тренировки самонаблюдения (прежде всего контроля за своим поведением). Если тренировки внешнего внимания проводятся с применением специально предлагаемых упражнений, то тренировки самонаблюдения проводятся in situ, в контексте реальных жизненных ситуаций. С целью тренировки внешнего внимания часто предлагаются те же задания, что применяются и для его оценки. В специальных заданиях на внимание учитывают уровень бдительности, концентрацию внимания на альтернативных объектах, разделение внимания между одновременно действующими стимулами, манипулирование материалом рабочей памяти. Реакция В первом варианте упражнения на экране поочередно демонстрируют разные символы и предлагают больному быстро нажимать клавишу компьютерной мыши лишь в ответ на появление одного из них, указанного в задании. Учитывается средняя скорость реакции и число ошибок.
Сканирование Больному предлагают просмотреть состоящий из множества разных абстрактных символов блок и выделить в нем знаки заданной формы. Учитывается средняя скорость выполнения заданий и среднее число допускаемых в них ошибок. Лекция 6. Клинико-психологическая помощь в реабилитации ВПФ. Нарушения внимания.
Под вниманием человека понимают как способность постигать множество аспектов стимулирующих воздействий в любой из моментов времени, так и неспецифический фактор обеспечения селективности, избирательности протекания всех психических процессов в целом (во втором случае внимание не рассматривается как самостоятельный психический процесс). (Хомская) В один и тот же момент времени человеку доступны несколько каналов внимания, что требует от него способности переключать внимание с одного стимула на другие. От способности человека направлять и поддерживать внимание зависит успешность любого действия. Виды внимания. Принято различать фиксацию внимания, переключение внимания с одного стимула на другой и поддержание внимания (поддержание необходимого для выполнения задания уровня внимания без признаков утомления). Эти процессы могут быть произвольными и непроизвольными. Произвольную фиксацию внимания на сигнале часто называют селективным вниманием, а непроизвольную — ориентировочной реакцией. В соответствии с другими классификационными принципами различают общий уровень бдительности (поддержание определенного уровня чувствительности к внешним событиям), фокусированное или целенаправленное внимание (выбор значимой информации независимо от пространственной локализации ее источника) и пространственное внимание (ориентировка или преимущественное обеспечение доступа информации, поступающей из определенной части пространства). Нейрофизиологические механизмы внимания и взаимосвязь их с работой тех или иных структур мозга изучены мало. Обсуждается роль лимбико-ретикулярного комплекса в поддержании общего уровня бодрствования или напряженности. От степени восстановления внимания у больных с поражениями головного мозга зависит и успех всех прочих реабилитационных мероприятий, направленных на восстановление других функциональных возможностей больного.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 112; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.29.145 (0.008 с.) |