Лекция 6. Клинико-психологическая помощь в реабилитации ВПФ. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 6. Клинико-психологическая помощь в реабилитации ВПФ.



Лекция 6. Клинико-психологическая помощь в реабилитации ВПФ.

                                      Нарушения внимания.

 

Под вниманием человека понимают как  способность постигать множество аспектов стимулирующих воздействий в любой из моментов времени, так и неспецифический фактор обеспечения селективности, избирательности про­текания всех психических процессов в целом (во втором случае внимание не рассмат­ривается как самостоятельный психический процесс). (Хомская)

В один и тот же момент времени человеку доступны несколько каналов внимания, что требует от него способности пере­ключать внимание с одного стимула на другие. От способ­ности человека направлять и поддерживать внимание за­висит успешность любого действия.

Виды внимания. Принято различать фиксацию внимания, переключение внимания с одного стимула на другой и поддержание вни­мания (поддержание необходимого для выполнения задания уровня внимания без признаков утомления). Эти процессы могут быть произвольными и непроизволь­ными. Произвольную фиксацию внимания на сигнале часто называют селективным вниманием, а непроизвольную — ориентировочной реакцией. В соответствии с другими классификационными прин­ципами различают общий уровень бдительности (поддержание определенного уровня чувстви­тельности к внешним событиям), фокусированное или це­ленаправленное внимание (выбор значимой информации независимо от пространственной локализации ее источ­ника) и пространственное внимание (ориентировка или преимущественное обеспечение доступа информации, поступающей из определенной части пространства).

  Нейрофизиологические механизмы внимания и взаи­мосвязь их с работой тех или иных структур мозга изучены мало. Обсуждается роль лимбико-ретикулярного комплек­са в поддержании общего уровня бодрствования или на­пряженности.

От степени восстановления внимания у боль­ных с поражениями головного мозга зависит и успех всех прочих реабилитационных мероприятий, направленных на восстановление других функциональных возможностей больного.

Нарушения внимания при поражениях головного мозга.

Нарушение концентрации внимания, неспособность гасить его ненужный фокус и повышенное внимание к малозначимым стимулам проявляются в виде повышен­ной отвлекаемости и сопровождаются импульсивностью поведения. Ухудшение поддержания внимания сопряжено с ухудшением ориентировки в новых ситуациях. Трудность переключения внимания связана со снижением возмож­ности выполнять быстро сменяющиеся действия, а также генерировать идеи (при хорошем выполнении четко струк­турированных команд). Нарушение одновременного сле­жения за несколькими объектами и распределения внима­ния между ними отражается в снижении самоконтроля за своим поведением и его последствиями. Дефицит обратной связи, в свою очередь, сказывается на возможности изме­нять свое поведение в зависимости от меняющейся ситуа­ции. Ухудшение внимания также неразрывно связанно с механизмами рабочей памяти и приводит к ее снижению. Чаще всего перечисленные расстройства сосуществуют.

Восстановление внимания.

Улучшение внимания пациентов с поражением голов­ного мозга служит базисной задачей их реабилитации, и к решению е е приступают уже в самые ранние сроки после выхода больного из комы. Восстановление внимания считается необходимым условием для того, чтобы перейти к восста­новлению возможностей абстрагирования, планирования, решения проблем.

Тренировки внимания.

Тренировки внимания разделяют на тренировки наблю­дения за внешними объектами и тренировки самонаблюде­ния (прежде всего контроля за своим поведением). Если тренировки внешнего внимания проводятся с примене­нием специально предлагаемых упражнений, то тренировки самонаблюдения проводятся in situ, в контексте реальных жизненных ситуаций. С целью тренировки внешнего внимания часто предла­гаются те же задания, что применяются и для его оценки. В специальных заданиях на внимание учитывают уровень бдительности, концентрацию внимания на альтернатив­ных объектах, разделение внимания между одновременно действующими стимулами, манипулирование материалом рабочей памяти.

Реакция

В первом варианте упражнения на экране поочередно демонстрируют разные символы и предлагают больному быстро нажимать клавишу компьютерной мыши лишь в ответ на появление одного из них, указанного в задании. Учитывается средняя скорость реакции и число ошибок.

Сканирование

Больному предлагают просмотреть состоящий из множе­ства разных абстрактных символов блок и выделить в нем знаки заданной формы. Учитывается средняя скорость выпол­нения заданий и среднее число допускаемых в них ошибок.

Лекция 6. Клинико-психологическая помощь в реабилитации ВПФ.

                                      Нарушения внимания.

 

Под вниманием человека понимают как  способность постигать множество аспектов стимулирующих воздействий в любой из моментов времени, так и неспецифический фактор обеспечения селективности, избирательности про­текания всех психических процессов в целом (во втором случае внимание не рассмат­ривается как самостоятельный психический процесс). (Хомская)

В один и тот же момент времени человеку доступны несколько каналов внимания, что требует от него способности пере­ключать внимание с одного стимула на другие. От способ­ности человека направлять и поддерживать внимание за­висит успешность любого действия.

Виды внимания. Принято различать фиксацию внимания, переключение внимания с одного стимула на другой и поддержание вни­мания (поддержание необходимого для выполнения задания уровня внимания без признаков утомления). Эти процессы могут быть произвольными и непроизволь­ными. Произвольную фиксацию внимания на сигнале часто называют селективным вниманием, а непроизвольную — ориентировочной реакцией. В соответствии с другими классификационными прин­ципами различают общий уровень бдительности (поддержание определенного уровня чувстви­тельности к внешним событиям), фокусированное или це­ленаправленное внимание (выбор значимой информации независимо от пространственной локализации ее источ­ника) и пространственное внимание (ориентировка или преимущественное обеспечение доступа информации, поступающей из определенной части пространства).

  Нейрофизиологические механизмы внимания и взаи­мосвязь их с работой тех или иных структур мозга изучены мало. Обсуждается роль лимбико-ретикулярного комплек­са в поддержании общего уровня бодрствования или на­пряженности.

От степени восстановления внимания у боль­ных с поражениями головного мозга зависит и успех всех прочих реабилитационных мероприятий, направленных на восстановление других функциональных возможностей больного.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 112; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.29.145 (0.008 с.)