Надзор за исполнением органами фсб законов РФ осуществляют генеральный прокурор РФ и уполномоченные им прокуроры. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Надзор за исполнением органами фсб законов РФ осуществляют генеральный прокурор РФ и уполномоченные им прокуроры.



Сведения о лицах, оказывающих или оказывавших органам ФСБ содействие на конфиденциальной основе, а также об организации, о тактике, методах и средствах осуществления деятельности органов ФСБ в предмет прокурорского надзора не входят.

Что делать в неотложных случаях (например, во время теракта)?

Борьба с терроризмом (вот тут разночтения: в законе – прокурора, а Володарский сказал – судью):

В неотложных случаях, когда имеется угроза непосредственная, то можно проводить контрразведывательные мероприятия без получения судебной санкции, надо поставить суд в известность в течение 24 часов, а ещё через 24 часа необходимо получить санкцию суда. Если разрешение не дал, то скачанная информация удаляется и не может выступать в качестве доказательства. (Володарский)

В самом законе же сказано, что сотрудники органа по борьбе с терроризмом при угрозе террористического акта или поимке лица, подозреваемого в причастности к террористическому акты, могут беспрепятственно входить в жилое помещение, приостанавливать оказание услуг связи, ограничивать использование сетей связи и средств связи. В течение 24 часов после этого орган по борьбе с терроризмом обязан уведомить об этом прокурора.

Борьба с преступностью:

Деятельность органов федеральной службы безопасности в сфере борьбы с преступностью осуществляется в соответствии с законодательством об оперативно-розыскной деятельности, уголовным и уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, а также настоящим Федеральным законом.

Обязанности и права ФСБ (их очень много, из них нам нужно знать только эти):

· Выявлять, предупреждать, пресекать и раскрывать преступления, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законодательством РФ к ведению органов ФСБ, а также осуществлять розыск лиц, совершивших указанные преступления или подозреваемых в их совершении;

· Выявлять, предупреждать и пресекать административные правонарушения, возбуждение и/или рассмотрение дел, о которых отнесены КоАП к ведению органов ФСБ;

В 2015 г введены нормы о возможности применения оружия, т.е. расширение силовых полномочий, однако они строго регламентированы определенной процедурой (необязательно знать).

Требования, предъявляемые к кандидатам на должность сотрудника ФСБ:

· Гражданство РФ:

· Способность выполнять возложенные на него обязанности, для которой необходимо наличие определенных личных, профессиональных, психологических качеств, достижение определенного возраста, наличие соответствующего образования, состояния здоровья.

Квалификационные требования к уровню образования, стажу, профессиональным знаниям и навыкам устанавливаются руководителем федерального органа власти в области обеспечения безопасности или уполномоченными им должностными лицами;

Требования, препятствующие назначению:

1. Наличие гражданства иностранного государства;

2. Наличие судимости, в том числе снятой или погашенной, если в их отношении прекращено уголовное судопроизводство за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, вследствие акта об амнистии или в связи с деятельным раскаянием;

3. Членство в политических партиях и иных общественных объединениях, преследующих политические цели, или участие в их деятельности и некоторые другие;

Негласность проявляется в наличии внештатных сотрудников:

Органы ФСБ могут привлекать отдельных лиц с их согласия к содействию в решении возложенных на органы ФСБ обязанностей на гласной и негласной основе, в том числе в качестве внештатных сотрудников. Такие лица имеют право получать вознаграждение, т.е. они имеют чисто материальную заинтересованность, они также должны заключать контракт о конфиденциальном сотрудничестве с органами ФСБ.

Однако запрещается использовать конфиденциальное содействие на контрактной основе депутатов, судей, прокуроров, адвокатов, несовершеннолетних, священнослужителей и полномочных представителей официально зарегистрированных религиозных организаций.

Следственный комитет РФ:

Отпочковался от прокуратуры, поэтому во многом копирует ее. Похожая структура организации, территориально-предметного устройства. Однако есть определенные отличия:

1. Прокуратура – ряд полномочий по созданию, контролю делят Президент РФ и законодательная власть; СК РФ – был создан по инициативе Президента РФ, поэтому все полномочия, в т.ч. кадровые, сконцентрированы в его руках. Он осуществляет руководство деятельностью СК РФ, утверждает Положение о СК РФ и устанавливает штатную численность СК РФ, в том числе численность военных следственных органов СК РФ;

2. Из ведения прокуратуры были выведены следственные функции. Теперь основной задачей СК РФ является оперативное и качественное расследование преступлений в соответствии с подведомственностью, установленное уголовно-процессуальным законодательством, остальные функции СК РФ носят дополнительный характер, вытекают из основной функции. К таким вспомогательным функциям относятся (можно не учить, просто некоторые, чтобы быть в курсе):

· Осуществление процессуального контроля деятельности следственных органов СК РФ и их должностных лиц;

· Организация и осуществление в пределах своих полномочий выявления обстоятельств, способствующих совершению преступлений, принятие мер по устранению таких обстоятельств;

· Осуществление международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства;

· Обеспечение законности при приеме, регистрации, проверке сообщений о преступлениях, возбуждении уголовных дел, производстве предварительного расследования, а также защита прав и свобод человека и гражданина и др.;

Принципы деятельности СК РФ (по сути те же, что и в прокуратуре; некоторые принципы перекликаются с принципами судебной системы):

1. Принцип единства – СК РФ является единой централизованной системой следственных органов и учреждений СК;

2. Принцип централизма – СК РФ действует на основе подчинения нижестоящих руководителей вышестоящим и Председателю СК;

3. Принцип независимости – СК РФ осуществляет полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций (законодатель не хочет сказать, что СК также независим, как и судья, так как все же отчетность перед начальством есть; поэтому по факту запрет на вмешательство носит декларативный характер, отчетность все равно есть; в том числе Председатель СК РФ отчитывается перед Президентом РФ);

4. Принцип неприкосновенностиособый порядок привлечения к уголовной ответственности, однако все равно таких особых гарантий, как у судей, нет. Проверка сообщений о совершенном сотрудником СК преступлении, возбуждение в отношении него уголовного дела (за исключением случаев, когда он был застигнут на месте преступления) и производство расследования – исключительная компетенция следственных органов СК. Сотрудник СК, в отношении которого возбуждено уголовное дело, на период производства расследования отстраняется от должности, однако за время отстранения ему выплачиваются денежное содержание и доплаты. Не допускается задержание, привод, личный досмотр руководителя следственного органа СК и следователя, досмотр их вещей и используемых ТС, за исключением случаев, когда это предусмотрено ФЗ для обеспечения безопасности других лиц, а также в случае задержания на месте преступления (таким образом, существует подследственность, так как привлечение к уголовной ответственности осуществляет сам СК, что выступает дополнительной гарантией невмешательства в его деятельность);

5. Принцип гласностиСК РФ действует гласно в той мере, в какой это не нарушает права и свободы человека и гражданина, не противоречит требованиям законодательства РФ об уголовном судопроизводстве, о государственной и иной охраняемой законом тайне (таким образом, гласность не является абсолютной – например, она ограничена тайной следствия);

6. Принцип деидеологизации и деполитизациисотрудники СК не могут являться членами политических партий и общественных объединений, преследующих политические цели и принимать участие в их деятельности; создание и деятельность объединений, преследующих политические цели, и их организаций в следственных органах и учреждениях СК РФ запрещается. Сотрудники СК РФ не вправе совмешать свою основную деятельность с иной деятельностью на возмездной основе, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности. При этом такая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором или законодательством РФ;

Обязательность исполнения требований сотрудников СК (рамочный характер, более конкретный список в УПК) (полномочия похожи на полномочия прокуратуры в сфере общего надзора):

Сотрудник СК при осуществлении процессуальных полномочий вправе:

1. Входить в жилые и иные предназначенные гражданам помещения, на принадлежащие им участки при совершении преступления, преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступления, либо наличии достаточных данных полгать, что совершилось или совершится преступление;

2. Беспрепятственно входить на территорию и в помещения, занимаемые федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, а также предприятиями, учреждениями и организациями и иметь доступ к их документам и материалам;

3. Требовать от руководителей и должностных лиц органов, предприятий, учреждений и организаций предоставления необходимых документов, материалов и иных сведений; производства документальных проверок, ревизий, исследований и т.д., привлекать к участию в них специалистов;

4. Вызывать должностных и иных лиц для объяснения и производства следственных действий;

Требования сотрудника СК обязательны для исполнения незамедлительно или в указанный срок.

Неисполнение требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством РФ;

Система СК (напоминает территориально-предметный принцип организации прокуратуры):

1. Территориальный критерий (3 звена):

· Центральный аппарат СК (могут создаваться подразделения);

· Главные следственные управления и следственные управления СК по субъектам РФ и приравненные к ним специализированные (в т.ч. военные) следственные подразделения СК;

· Следственные отделы и следственные отделения СК по районам, городам и приравненные к ним, включая специализированные (в т.ч. военные) следственные подразделения СК;

В СК образуется коллегия в составе Председателя СК, его первого заместителя и заместителей, входящих в нее по должности, а также других лиц. Состав определяется Президентом РФ;

2. Предметный критерий:

Могут образовываться специализированный следственные подразделения СК, прежде всего военные.

Председатель СК РФ:

· Назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ;

· Ежегодно отчитывается перед Президентом РФ;

· Функции:

1) Организует работу СК;

2) Издает обязательные для исполнения приказы, распоряжения, указания и т.д.;

3) Утверждает структуру и штатное расписание центрального аппарата, следственных органов и учреждений СК;

Требования, предъявляемые к гражданам, принимаемым на службу в СК:

1. Гражданство РФ;

2. Высшее юридическое образование;

3. наличие необходимых профессиональных и моральных качеств;

4. Соответствующее состояние здоровья;

На должности следователей следственных отделов и следственных отделений СК по районам, городам и приравненным к ним подразделениям, в т.ч. специализированным, могут назначаться граждане, отучившиеся половину срока получения образования и не имеющие академической задолженности;

Существуют должности, для которых не требуется наличие высшего юридического образования;

Обстоятельства, препятствующие назначению на должность (по-моему, не надо досконально учить):

1. Признание недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

2. был осужден за преступление по приговору суда, вступившему в законную силу, имеет судимость либо имел судимость, которая снята или погашена, в отношении его осуществляется уголовное преследование либо прекращено уголовное преследование за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, вследствие акта об амнистии или в связи с деятельным раскаянием;

3. имеет заболевание, препятствующее осуществлению службы;

4. состоит в близком родстве или свойстве с сотрудником, служащим СК, если замещение должности связано с непосредственной подчиненностью одного другому;

5. выход из гражданства РФ;

6. наличие гражданства иностранного государства;

7. предоставил подложные и заведомо ложные документы при поступлении на службу в СК и др.;

устанавливаются определенные критерии в отношении возраста и стажа:

1) на должности руководителей следственных отделов и следственных отделений СК по районам, городам и приравненным к ним, в том числе специализированных, следственных отделов СК назначаются граждане не моложе 25 лет, имеющие стаж работы по юридической специальности в СК, следственных органах федеральных органов исполнительной власти, органах прокуратуры, судебных органах не менее 3 лет. Назначение производится на срок не более 5 лет, пребывание в должности более двух сроков подряд не допускается;

2) На должности руководителей главных следственных управлений и следственных управлений Следственного комитета по субъектам Российской Федерации и приравненных к ним специализированных следственных управлений и следственных отделов Следственного комитета назначаются граждане не моложе 30 лет, имеющие стаж работы по юридической специальности в Следственном комитете, следственных органах федеральных органов исполнительной власти, органах прокуратуры, судебных органах не менее пяти лет. Назначение на должность указанных руководителей производится на срок не более пяти лет, пребывание в занимаемой должности более двух сроков подряд не допускается;

Для граждан, впервые принимаемых на службу в СК, за исключением граждан, только закончивших ВУЗ, может устанавливаться испытательный срок до 6 месяцев;

Дисциплинарная ответственность:

За неисполнение или ненадлежащее исполнение сотрудником Следственного комитета своих служебных обязанностей и совершение проступков, порочащих честь сотрудника Следственного комитета, к нему применяются следующие дисциплинарные взыскания (более широкое ранжирование):

1) замечание;

2) выговор;

3) строгий выговор;

4) понижение в специальном звании;

5) лишение медалей Следственного комитета;

6) лишение нагрудного знака "Почетный сотрудник Следственного комитета Российской Федерации";

7) предупреждение о неполном служебном соответствии;

8) увольнение из Следственного комитета по соответствующему основанию;

Председатель СК имеет право применять к сотрудникам СК все виды дисциплинарных взысканий, прочие же должностные лица могут применять лишь ограниченный объем мер;

 

 

Адвокатура:

Конституционные основы: ст. 48;

Данная статья реализуется во многом благодаря профессиональной корпорации (сообществу) юристов. Эта корпорация дает гражданам гарантии того, что адвокат, выполняя возложенные на него функции, будет соблюдать определенные стандарты.

Адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката, физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию.

Адвокатская деятельность не является предпринимательской. Профессиональные юристы могут рассматривать свою деятельность в 2 аспектах:

1. Адвокат – стряпчий (основная задача – отстоять интересы клиента);

2. Адвокат – присяжный поверенный (юрист оказывает услуги клиенту, но при этом осуществляет социальную функцию, т.е. проводит правовые ценности в массы, служит в первую очередь праву);

Закон об адвокатуре дает понять, что адвокат не просто представитель клиента, но и служитель закона.

Устанавливается запрет для адвокатов на деятельность по совместительству (такие же запреты, как и судей). Исключение составляют научная, педагогическая, творческая деятельность;

Адвокат несет определенные социальные обязательства. Например, в некоторых случаях он осуществляет свои услуги фактически бесплатно, за символическую плату, получаемую от государства;Социальные обязательства также проявляются в том, что лицо, являющееся адвокатом, может быть отправлено в удаленную местность, если там не хватает адвокатов;

Таким образом, адвокат – лицо, которое в первую очередь служит праву;

Устанавливаются ограничения, которые позволяют отличать деятельность адвокатов от деятельности представителей схожих юридических специальностей (юрисконсультов, консалтинговых фирм, фрилансеров, нотариусов и др.);

Адвокат должен получить статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность. Для этого устанавливается определенный порядок получения такого статуса:

Для получения статуса устанавливаются определенные требования:

· Наличие гражданства РФ – необязательно, адвокатскую деятельность могут осуществлять как иностранные граждане, так и лица без гражданства;

· Необходимо высшее юридическое образование;

· Необходим стаж по юридической специальности – не менее 2 лет. Притом стаж считается с момента окончания ВУЗа. Вместо стажа можно пройти стажировку у адвоката. Срок такой стажировки составляет 1-2 года;

Устанавливаются обстоятельства, препятствующие получению статуса адвоката:

1. Недееспособность или ограниченная дееспособность;

2. Наличие непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленного преступления;

Процедура получения статуса адвоката:

Первый этап: лицо, отвечающее требованиям, обращается в квалификационную комиссию адвокатской палаты субъекта РФ с заявлением о присвоении статуса адвоката. К заявлению претендент прилагает необходимые документы. Затем ККАП осуществляет проверку документов и принимает решение о допуске или недопуске претендента к квалификационному экзамену. Отказ в допуске может осуществляться только по основаниям, указанным в ФЗ. Решение об отказе в допуске может быть обжаловано в суд;

Второй этап: претендент сдает квалификационный экзамен, который состоит из двух частей: письменной – теста и устной – собеседования. Претендент, не сдавший квалификационный экзамен, допускается к повторной процедуре сдачи не ранее чем через год.

Третий этап: КК в течение 3 месяцев со дня подачи претендентом заявления о присвоении ему статуса адвоката принимает решение о присвоении либо отказе в присвоении претенденту статуса адвоката. КК не вправе отказать претенденту, успешно сдавшему квалификационный экзамен, в присвоении статуса за исключением случая, когда после сдачи обнаруживаются обстоятельства, препятствовавшие допуску к квалификационному экзамену;

Статус адвоката присваивается претенденту на неопределенный срок и не ограничивается определенным возрастом. Т.е. просто так этот статус отнять нельзя;

Затем кандидат приносит присягу и с этого момента получает статус адвоката и становится членом адвокатской палаты;

Четвертый этап: после принесения присяги КК в 7-дневный срок уведомляет о присвоении претенденту статуса адвоката и принятии им присяги территориальный орган юстиции, который в месячный срок вносит сведения об адвокате в региональный реестр и выдает адвокату удостоверение.

То, что адвокаты включаются в региональные реестры, не значит, что они прикреплены к субъектам РФ. Они могут осуществлять адвокатскую деятельность на всей территории РФ без специального разрешения. То же самое относится к иностранным гражданам и лицам без гражданства, которые, в случае получения ими статуса адвоката, могут свободно осуществлять адвокатскую деятельность на всей территории РФ.

Если адвокат собирается переехать в другой субъект РФ, ему не надо заново сдавать квалификационный экзамен. Он уведомляет территориальный орган юстиции, который исключает сведения об адвокате из реестра субъекта и забирает у него удостоверение. Взамен ему выдается документ, подтверждающий статус адвоката, сведения о нем вносятся в реестр того субъекта РФ, в который адвокат переезжает, и ему выдается новое удостоверение.

Пятый этап: после этого в течение 3 месяцев адвокат обязан уведомить совет адвокатской палаты об избранной им форме адвокатского образования, т.е. о форме осуществления адвокатской деятельности.

Только после этого вся процедура считается выполненной.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 45; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.100.180 (0.055 с.)