Сущность, движущие силы, противоречия и логика процесса обучения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность, движущие силы, противоречия и логика процесса обучения



Обучение – это процесс совместной целенаправленной деятельности педагога и учащихся, в ходе которой осуществляется образование, воспитание и развитие личности.

 

Обучение – процесс, протекание которого подчиняется определённой логике, а значит, поддаётся изучению, управлению и прогнозированию. Процесс обучения иначе называют учебным или дидактическим процессом.

 

Социальная направленность обучения проявляется в том, что обучение выступает одним из оптимальных способов социальной адаптации человека, т.е. подготовки человека к жизни в обществе.

 

Сущность обучения можно выразить через следующие признаки современного дидактического процесса:

- двусторонний характер процесса (преподавание – учение);

- совместная деятельность учителя и ученика;

- руководящая роль педагога;

- специальная планомерная организация всего процесса;

- соответствие учебного процесса закономерностям возрастного развития учащихся;

- воспитание и развитие в процессе обучения.

Движущие силы процесса обучения основаны на его противоречиях. Процесс обучения, ввиду его сложности и многогранности, очень противоречив. Движение, т.е. протекание учебного процесса, достигается за счёт постоянного разрешения возникающих противоречий.

Противоречия процесса обучения проявляются между возникающими в ходе обучения познавательными и практическими задачами, которые требуют от учащихся решения, и имеющимся у учеников уровнем знаний, умений и навыков, умственного развития и ценностных отношений. Каждый раз, сталкиваясь с задачей, для решения которой требуется освоение новых знаний и опыта, ученик с помощью педагога вынужден преодолевать эти противоречия

 

Противоречие становится движущей силой обучения, если…

а) оно осознаётся как требующее разрешения;

б) разрешение противоречия является посильным для ученика данного уровня развития;

в) данное противоречие является закономерным звеном в системе противоречий, требующих постепенного разрешения.

 

Структура процесса – это построение процесса обучения, единство, взаимосвязь и взаимодействие его отдельных компонентов (И. Ф. Харламов):

1. - целевого (поставленные цели и задачи образования, воспитания и развития учащихся);

2. - мотивационно- (мотивы преподавания и учения, потребность в передаче и восприятии знаний и опыта);

3. - содержательного (содержание образования);

4. - деятельностного- (образовательные технологии);

5. - эмоционально-волевого (познавательные интересы и ответственность в учебном процессе);

6. - контрольно-регулировочного (контроль протекания учебного процесса, его коррекция);

7. - оценочно-результативного (объективная оценка результатов обучения на основе сопоставления полученного результата с целевым компонентом).

 

А. Функции обучения

Основные функции обучения:

v образовательная,

v воспитательная,

v развивающая.

Эти функции исторически закрепились за процессом обучения, их выполнение обеспечивает полноценное развитие и успешную социализацию личности учащихся.

 

Образовательная функция заключается в формировании знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности.

 

Воспитательная функция связана с формированием у учащихся нравственности, эстетических представлений и вкусов, системы взглядов на мир, способности следовать социальным нормам поведения.

 

Развивающая функция состоит в том, что в процессе обучения происходит развитие ребёнка во всех направлениях: развивается его речь, мышление, эмоционально-волевая, мотивационно-потребностная и сенсорно-двигательная сферы личности.

 

Проблема единства и взаимосвязи функций обучения состоит в том, что для формирования у ученика базовой культуры личности, для его гармоничного развития учебный процесс должен осуществляться таким образом, чтобы его функции были неразрывны, реализовывались во всех компонентах обучения: в комплексе задач урока, в содержании учебного материала, в системе методов, приёмов, форм и средств обучения и т.д.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 235; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.66.178 (0.004 с.)