Предсоревновательные (предигровые) и соревновательные (игровые состояния 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предсоревновательные (предигровые) и соревновательные (игровые состояния



27. Различают три вида таких состояний:

1. Состояние боевой готовности, которое характеризуется оптимальным уровнем эмоционально-волевого напряжения. Для данного состояния характерны общий эмоциональный подъем, бодрость, воодушевление, внутренняя собранность, стремление к достижению победы, уверенность в своих силах, обострение процессов восприятия, внимания, мышления, памяти, воображения и представления.

2. Стартовая лихорадка – характеризуется преобладанием процессов возбуждения, что проявляется в сильном волнении, неустойчивом эмоциональном состоянии, в отсутствии сосредоточенности, в рассеянности, импульсивности, раздражительности. Внешне данное состояние проявляется  в дрожании рук и ног, потливости, в различных позывах, повышенной речевой активности и т.п. В таком состоянии вероятность достижения высокого результата снижается, однако он может быть еще довольно высоким.

3. Стартовая апатия – наихудшее предстартовое состояние, когда уровень психического напряжения резко падает. Наблюдается сонливость, отсутствие желания участвовать в игре, упадок сил, неверие в свои силы, резкое ослабление процессов восприятия, внимания, мышления, скованность движений и замедленность реакций, состояние угнетенности, необщительности, снижения мышечного тонуса, бледность лица, изменение ритма дыхания, отдышка, появление холодного пота, сухости во рту и т.п. Чаще всего стартовая апатия является следствием острого перенапряжения в предсоревновательной ситуации. Такое состояние не позволяет спортсмену не только вскрыть резервные возможности, но и реализовать даже достигнутый уровень подготовленности.

Имеется также множество промежуточных состояний.

 

28. Примерный перечень рекомендаций по регуляции предсоревновательных и соревновательных состояний:

 

1. У футболиста должен быть интерес к игре. Если его нет, нужно возбудить этот интерес, либо изолировать игрока от команды.

 

2. Формула состояния «боевой готовности» - «хочу – могу – должен».

 

3. Оптимальное  волнение перед игрой – необходимый компонент хорошего результата.

 

4. Нельзя допускать чрезмерного волнения, за ним может наступить «яма» апатии.

 

5. Нарушение техники во время разминки – это, скорее всего, следствие напряженности. Корректировать технику в этом случае не стоит.

 

6. Снижение значимости - самый общий принцип воздей­ствия на спортсмена в эмоциогенной ситуации соревнований.

 

7. Тренер ни при каких обстоятельствах не должен проявлять волнения, сомнения по поводу выступления спортсмена в соревнованиях. Малейшая неуверенность, раздражительность, неспокойный тон, неоправданная суетливость тут же воспринимаются спортсменом и негативно влияют на его состояние. Психическое напряжение в период соревнований ис­пытывает не только спортсмен, но и тренер (бывает, что тренер даже больше). Но спортсмен ни в коем случае не должен этого заметить.

8. Отношения и манера общения тренера со спортсменом во время соревнований должны быть обычными либо более мягкими. Содержание и форму своих обращений к спортсмену необходимо контролировать тщательнее обычного. Тренер должен быть настроен оптимистически, уверенно, в общении быть легким, раскованным.

 

9. То, что было полезно для мотивации тренировочного процесса, может оказаться вредным в соревновательной обстановке. Всякого рода «накачки», заострение значимости выступления должны быть своевременны. Они допустимы лишь в крайних случаях подавленности спортсмена и то непосредственно перед стартом.

 

10. Нельзя раздражаться по поводу каких-либо нарушений в технике исполнения упражнений, необычности поведения спортсмена, недостатков в организации соревнований или по какой-то иной причине.

 

11. Не следует успокаивать спортсмена фразой: «Не волнуйся!» или требованием «Возьми себя в руки, ты же спортсмен!» Целесообразней говорить «Спокойно!» и даже «Волнуйся!», напомнив ему, что волнение перед стартом - это помощник спортсмена.

 

12. Если есть необходимость дать какие-либо указания в отношении действий или поведения спортсмена, то фразы должны быть краткими и понятными. Неопределенные выражения, указания на поиск вариантов лучше исключить. В некоторые моменты растерянности, неуверенности спортсмена жесткий, авторитарный приказ может оказаться вполне оправданным, особенно если он отдан в манере, не оставляющей никаких сомнений в правильности и необходимости именно этих, а не каких-либо других действий.

 

13. Оценивать действия спортсмена необходимо спокойным тоном, лучше, если среди оценок будут преобладать положительные. Заняться анализом ошибок лучше, когда страсти улягутся, через день-два после соревнований.

 

14. В период соревнований тренер не должен быть озабочен, чрезмерно внимателен или назойлив в своем стремлении помочь спортсмену, особенно перед сном.

 

15. Спортсмен должен быть уверен, что хорошо подготов­лен, но не завышать оптимальный уровень самооценки.

 

16. Тренер должен позаботиться о том, чтобы спортсмен в период соревнований не вступал в контакт с людьми, не понимающими его предстартового состояния.

17. Одна из задач тренера - профильтровать информацию о противниках и выдать спортсмену только то, что пойдет ему на пользу. Избыток сведений не менее вреден, чем их недостаток.

 

18. Торжественное открытие, парад, знамена, марши, цветы создают праздничную атмосферу, воодушевляют спортсменов. Но некоторых все же перевозбуждают. Их тренер должен знать. То же касается наблюдений за ходом спортивной борьбы, переживаний за своих товарищей. Что одному на пользу - другому может идти во вред.

 

19. Спортсмен должен знать, что сильнейший враг будущего результата - это мысли о нем. Особенно контрастные («Покажу результат - будет...», «Не покажу - ой, что будет!..»). Для большинства мысли о результате в конкретной и лаконичной форме полезны только перед самым стартом.

 

20. Выступление, мнение, оценка, обещание руководителя являются хорошими мотивами в тренировке и соревнованиях. Но только в том случае, когда они своевременны и дозированы.

 

21. Каждому знакомо, какой силой обладает слово врача, его мнение о нашем здоровье. С каждым годом врач в команде становится все более автори­тетной фигурой. Врач должен знать спорт, его задачи, специфику. Даже очень хороший врач, но далекий от спорта, может, не желая того, навредить.

 

22. Заблуждается тот тренер, который в массажисте видит специалиста, воздействующего только на мышцы, на тело спортсмена. «Что-то у тебя сегодня мышцы жесткие», - говорит массажист спортсмену, растирая его за 10-15 минут до оревнования. Что это, глупость, безграмотность? А может быть, злой умысел? Такого массажиста нельзя близко подпускать к спортсмену.

 

23. Для психического состояния спортсмена небезразличен и такой фактор, как культура обслуживания. Если спортсмен мечется в поисках раздевалки, медпункта, туалета, если кого-то нет вовремя на рабочем месте, а обслуживающий персонал в общении не проявляет должного такта - все это не способствует накоплению нервно-психического потенциала спортсмена к моменту старта.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 136; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.107.90 (0.006 с.)