Судебные органы государственной власти в Российской Федерации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Судебные органы государственной власти в Российской Федерации



 

Суд - это орган государства, осуществляющий правосудие в форме разрешения уголовных, гражданских и административных дел в установленном законами данного государства процессуальном порядке. В современных странах деятельность судов направлена на обеспечение конституционных устоев, охрану законных прав и интересов граждан и организаций.

 В системе государственных властей судебная власть выступает главным уравновешивающим механизмом, позволяющим эффективно направлять действие законодательной и исполнительной власти в правовые рамки. Система суда включает в себя различные специфические судебные учреждения: гражданские, административные, военные и иные суды.

 Будучи независимым от других властей, суд опирается только на закон и только ему подчиняется. При осуществлении правосудия он руководствуется такими демократическими принципами, как равенство всех перед законом и судом, участие присяжных заседателей, право обвиняемого на защиту, гласность судопроизводства.

Суд среди других органов государственной власти занимает особое место. Только суд своим решением может положить конец спору истца и ответчика, только суд может признать человека виновным в совершении преступления. Суд реализует права граждан на обжалование действий должностных лиц, рассматривает материалы о некоторых видах административный правонарушений. Никакой другой орган власти не правомочен выполнять эти задачи.

 В новой Конституции РФ, принятой на всенародном референдуме 12 декабря 1993г., в рамках принципа разделения властей идея отделения судебной власти от законодательной и исполнительной нашла свое выражение в четком выделении самостоятельной главы 7 "Судебная власть", наряду с главами 4 "Президент Российской Федерации", 5 "Федеральное Собрание", 6 "Правительство Российской Федерации".

 Разделение властей означает, что каждая власть имеет монополию на свои функции и не может выполнять функции других властей.

 

В судебную систему России входят все судебные органы:

 - Конституционный Суд РФ;

 - Верховный Суд РФ и суды общей юрисдикции, в отношении которых он осуществляет в предусмотренных законом процессуальных формах судебный надзор и дает обязательные для исполнения разъяснения по вопросам судебной практики;

 - Высший Арбитражный Суд РФ и все арбитражные суды, в отношении которых он наделен полномочиями судебного надзора и дачи разъяснений по вопросам разрешения экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами.

 Совокупность указанных судебных органов РФ связана единством задач по отправлению правосудия и процессуальной формой функционирования.

 В настоящее время в соответствии с Конституцией и законодательством о судоустройстве все суды обладают некоторыми организационными и функциональными связями, что дает основание рассматривать каждое из звеньев судебной системы в качестве ее элементов.

 

Конституционный суд РФ

 

 Конституционный суд РФ - специализированный орган правовой охраны Конституции. Его деятельность в данной области имеет контрольный характер. Это определяется прежде всего тем, что он наделен правом отмены актов, не соответствующих Конституции РФ.

 В СССР долгие годы функционировала система, в которой основная роль в конституционном контроле отводилась постоянно действующему высшему коллегиальному органу государственной власти: на уровне Союза ССР - Президиуму Верховного Совета СССР, на уровне республик - Президиумам Верховных Советов республик. Данная система на практике показала свою несостоятельность.

 В мае 1990 г. в СССР начал действовать Комитет конституционного надзора СССР. По более новаторском, перспективному пути пошла Россия. В 1991 г. в ней создается Конституционный Суд. Основные вопросы его организации и деятельности были урегулированы в Законе РСФСР[14]. Принятая в декабре 1993г. новая Конституция России внесла существенные изменения в статус Конституционного Суда, его компетенцию и т. д. Она более подробно, по сравнению с прежней, закрепила организацию и деятельность данного органа. Летом 1994г. был принят, в замен старому Закону "О Конституционном Суде РСФСР", новый Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации", подробно и всесторонне урегулировавший его организацию и деятельность. Четко определен статус Конституционного Суда как составной части судебной власти, как специализированного органа конституционного контроля. Статья 1 нового Закона гласит: "Конституционный Суд Российской Федерации - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства"[15].

Основными принципами деятельности Конституционного Суда является независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправность сторон.

Конституция России наделяет Конституционный Суд правом разрешать в данной области споры о компетенции между федеральными органами всех видов государственной власти; между органами всех видов государственной власти РФ и органами всех видов государственной власти субъектов РФ и между высшими государственными органами субъектов Федерации. Споры о компетенции органов могут касаться вопросов превышения компетенции или невыполнения компетенции тем или иным органом, выполнения органом полномочий другого органа и т. д.

 

Верховный суд РФ

 

Придание Верховному Суду РФ статуса высшего судебного органа не имеет абсолютного характера, оно ограничено сферой осуществления его компетенции: дела, подсудные судам "общей юрисдикции". Следовательно, по делам о проверке конституционности законов и иных нормативных актов, а также по делам об экономических спорах Верховный Суд не является высшим судебным органом, поскольку эти дела рассматривают соответственно Конституционный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и арбитражные суды субъектов РФ.

 Перечень дел, в отношении которых Верховный Суд выступает в качестве суда высшей инстанции, не является исчерпывающим. Помимо гражданских, уголовных и административных дел, в нем упомянуты и иные дела. Способ определения путем открытого перечня отражает ведущиеся поиски наиболее совершенных форм судебной деятельности.

 В настоящее время Верховный Суд РФ действует в составе Пленума, Президиума, Судебной коллегии по гражданским делам, Судебной коллегии по уголовным делам, и Военной коллегии. Полномочия Верховного Суда определены Законом РСФСР[16], Гражданским процессуальным и Уголовно-процессуальным кодексами РСФСР. Он рассматривает дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Последние три вида производства и есть деятельность, выполняя которую Верховный Суд, как сказано в статье 126, "осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор".

 Что касается его полномочий как суда первой инстанции, то Концепция судебной реформы, одобренная парламентом 24 октября 1991 г., предлагает максимально ограничить их либо вовсе отменить. Однако необходимо сохранить право судьи, обвиняемого в совершении преступления, настаивать на рассмотрении его дела Верховным Судом РФ по первой инстанции.

 

Арбитражный суд РФ

 

 В России, как и в других странах СНГ, судебная власть в сфере, относящейся к гражданским и административным делам, осуществляется двумя самостоятельными судебными системами: судами общей юрисдикции и арбитражными судами, возглавляемыми Высшим Арбитражным Судом РФ.

 Такой дуализм не известен большинству государств "дальнего зарубежья". Его можно объяснить существованием длительное время (свыше шестидесяти лет) в бывшем СССР и РСФСР самостоятельных, независимых от общих судов органов по разрешению хозяйственных споров - государственных и ведомственных арбитражей, входивших в систему союзных республиканских органов государственного управления.

 Организация и деятельность арбитражных судов определяются в настоящее время Конституцией РФ[17], Законом Российской Федерации[18], а также Арбитражном процессуальным кодексом[19]. Система арбитражных судов республик в составе РФ, краевых, областных, городских, арбитражных судов, арбитражных судов автономной области, арбитражных судов автономных округов.

 Статья 127 возлагает на Высший Арбитражный Суд, являющийся, согласно Закону "Об арбитражном суде", высшим экономическим судебным органом РФ, выполнение нескольких функций.

 Высший Арбитражный Суд: разрешает отнесенные к его ведению экономические споры и иные дела, действуя в качестве суда первой и второй инстанции в порядке, предусмотренном для всех арбитражных судов; осуществляет судебный надзор, т. е. проверку законности и обоснованности вступившей в законную силу решений и определений арбитражных судов; дает разъяснение по вопросу судебной практики.

 К ведению Высшего Арбитражного Суда отнесено разрешение только тех экономических споров и иных дел, которые прямо предусмотрены Законом "Об арбитражном суде", Арбитражным процессуальным кодексом (статья 23), иными законодательными актами РФ, межгосударственными соглашениями и международными договорами.

 В статье 127 говорится об иных делах, рассматриваемых Высшим Арбитражным Судом. Прежде всего это споры в сфере управления. Арбитражный процессуальный кодекс (статья 22) относит к ведению Высшего Арбитражного Суда лишь те споры в сфере управления, которые возникают с участием государственных и иных органов РФ.

 Статья 127 Конституции возложила на Высший Арбитражный Суд судебный надзор за деятельностью арбитражных судов, который должен осуществляться в предусмотренных федеральным законом процессуальных, а не административных формах, так как арбитражные суды независимо и не находятся в административном подчинении Высшего Арбитражного Суда. Высший Арбитражный Суд должен осуществлять судебный надзор в стогом соответствии с правилами, предусмотренными Арбитражным процессуальным кодексом. Сущность судебного надзора состоит в проверке законности и обоснованности вступивших в законную силу решений всех арбитражных судов.

 

Большинство россиян, принявших участие в голосовании, на вопрос "Считаете ли Вы необходимым введение поста Президента в РСФСР, избираемого всенародным голосованием?" ответили положительно. 24 апреля 1991 года Верховным Советом РСФСР были приняты два закона, имевших огромное значение для утверждения президентуры в России. Это законы РСФСР "О Президенте РСФСР" и "О выборах Президента РСФСР". Примечательно, что закон "О Президенте РСФСР" закрепил статус Президента как высшего должностного лица и главы исполнительной власти.

Одновременно с Президентом РСФСР избирался и вице-президент РСФСР. Кандидатуру вице-президента РСФСР предлагал кандидат в Президенты РСФСР. Вице-президент осуществлял по поручению Президента отдельные его полномочия и заменял Президента в случае его отсутствия.

12 июня 1991 года Президент РСФСР в соответствии с Конституцией 1978 года был избран на пятилетний срок, то есть до 12 июня 1996 года. Выборы Президента РФ 1996 года характеризовали данный институт в контексте российской Конституции 1993 года. 26 марта 2000 года состоялись внеочередные демократические выборы Президента РФ, в которых приняло участие 68,88% зарегистрированных избирателей. Из одиннад-. цати претендентов на этот высокий пост россияне проголосовали уже в первом туре выборов за исполняющего обязанности Президента РФ Путина В. В., набравшего около 53% голосов избирателей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе автор описал понятие и признаки государственного аппарата, виды органов государственной власти. Подробнее рассмотрели органы законодательной, исполнительной и судебной властей. А также рассмотрел контрольно-надзорные органы государственной власти как четвёртую ветвь государственной власти.

В своей работе автор попытался отобразить наиболее существенные классификации органов государства, которые рассматривались разными авторами. Существует столько мнений по поводу разновидностей государственных органов сколько существует авторов, и каждый автор дает свою оценку этому многообразию. Автор данной работы, рассмотрев точки зрения таких авторов как Морозова Л.А., Корельский В.М., Зорькин В.Д. и др., попытался объединить существующие точки зрения.

Многообразие органов государства зачастую порождает огромную проблему разрастания сложного, громоздкого и разветвленного чиновничье-бюрократического аппарата, который и образует основу механизма государства.

Автору понравилась мысль, заложенная в учебнике "Теория государства и права" под редакцией Корельского В.Н. и проф. Перевалова В.Д.: "Бюрократия и бюрократизм стары, так же как старо государство, они неотрывны от него, во многом характеризуют его механизм (аппарат).

В понятие "бюрократия" часто вкладывается различный смысл. Для М. Вебера бюрократия — рациональная организация государственного управления, деятельности государственного аппарата на основе господства общеобязательных регламентированных процедур, исполнение которых не зависит от того, кто именно и по отношению к кому их выполняет. Все равны перед единым порядком. Унификация становится гарантией против недостатком государственных чиновников и возможности злоупотреблений. К. Маркс относился к бюрократии резко отрицательно, оценивал ее как абсолютное зло.

В отличие от бюрократического способа управления бюрократизм — болезнь, причем застарелая и общемировая. В буквальном смысле слова бюрократизм означает власть "бюро", т.е. письменного стола, конторы, "конторовластие", а по, сути дела — власть оторванного от народа аппарата. Главный ресурс бюрократов — именно власть и возможность ею злоупотреблять, извлекать выгоду из должности, из службы. В руках бюрократа этот ресурс конвертируется в другие виды капитала, материальных благ.

Основная причина живучести бюрократизма кроется в многообразии и противоречивости интересов, в возможности манипулировать ими в корыстных целях. Так, государственный интерес бюрократы могут превратить в ведомственный или местнический, ведомственный или местный — в групповой или личный, т.е. государственные задачи превращаются в канцелярские, а канцелярские задачи — в государственные. Одной из характерных черт бюрократизма является стремление к тайне, засекречиванию деятельности.

Пожалуй, самый важный закон бюрократического аппарата — сохранение и увеличение власти, ее самовозрастание. Отсюда разбухание государственного аппарата — верный признак его бюрократического загнивания.

Антиподом и самым действенным способом борьбы с бюрократизмом служит демократия. Постоянный демократический контроль за всеми звеньями государственного механизма, отчетность и сменяемость работников государственных органов, гласность и критика — надежное лекарство против этой болезни."

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Нормативно-правовые акты:

1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)

2.Закон Российской Федерации от 4 июля 1991 г. "Об арбитражном суде" (действует с 1 октября 1991 г. и от 7 июля 1993 г.)

3."Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 08.12.2020)

4. Закон РСФСР от 8 июля 1981 г. "О судоустройстве РСФСР"

5. Закон РСФСР от 6 мая 1991г. "О Конституционном Суде РСФСР".

6. Конституция Республики Татарстан от 06.11.1992 (ред. от 22.06.2012)

7. Указ Президента Российской Федерации от 10 января 1994 г. «О структуре федеральных органов исполнительной власти» //Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1994. № 3. Ст. 190.

8. Указ Президента РФ от 7 октября 1993 г. «О Конституционном суде РФ»

9. Указ Президента РФ № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации»

Литература:

10. Ленин В.И. Полн. собр. соц. Т 33. с.48.

11.Российская газета. 1993. 29 сентября.

12. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.17 с.342.

13.Ларин А.Ю. Теория государства и права. Учебник. – М. 2005.-75 с.

14. Морозова Л.А. Теория государства и права: Учебник. – М. 2002.

15. Теория государства и права: Курс лекций. 2-е изд., изм. доп. /Под ред.Матузова Н.И. и Малько А.В.- М.: 2001.-97 с.

16. Теория государства и права: Учебник для вузов. 3-е изд., изм. доп. /Под ред. и проф. Перевалова В.Д. - М.: 2007.-94 с.

17. Петров К.М. Теория государства и права. Ростов-на-Дону 2004 г.

18. Романенкова Е.Н. Теория государства и права. - М.: 2012 г.

19. Теория государства и права: Учебник для вузов. 2-е изд., изм. доп. /Под ред. Корельского В.Н. и проф. Перевалова В.Д. - М.: 2000.

20. Дыльнов Г.В. Законодательная власть в правовом государстве. — М., 1995. 7,4 п.л.

21.  Гомеров И.Н. Государство и государственная власть: предпосылки, особенности, структура. — М., 2002. - 830 с.

22.Теория государства и права:Схемы и комментарии.- 4-е изд.-М.:ИД «Юриспруденция»,2005.-72 с.

23. В.Е.Чиркин «Разделение властей: социальные и юридические аспекты»./Советское государство и право/ 1990. №8

24. Кешикова Н.В. Порядок формирования государственных органов: к теории вопроса // История государства и права. 2010. № 11.

25. Сырых В.М. Теория государства и права. М., 2010.

 

 


[1] Теория государства и права: Курс лекций. 2-е изд., изм. доп. /Под ред.Матузова Н.И. и Малько А.В.- М.: 2001.-97 с

 

[2] Ларин А.Ю. Теория государства и права. Учебник. – М. 2005.-75 с.

[3] Теория государства и права: Учебник для вузов. 3-е изд., изм. доп. /Под ред. и проф. Перевалова В.Д. - М.: 2007.-94 с.

 

[4] Теория государства и права: Курс лекций. 2-е изд., изм. доп. /Под ред.Матузова Н.И. и Малько А.В.- М.: 2001.-107 с.

[5] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.17 с.342.

[6] Ленин В.И. Полн собр. соц. Т 33. с.48.

[7] Указ Президента РФ № 1400 “О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации”

[8] Российская газета. 1993. 29 сентября.

[9] Указ Президента РФ от 7 октября 1993 г. “О Конституционном суде РФ”.

 

[10] Конституция РФ. Ст. 110

[11] Указ Президента Российской Федерации от 10 января 1994 г. “О структуре федеральных органов исполнительной власти” //Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1994. № 3. Ст. 190.

[12] Конституция РФ. Ст.116

[13] Конституции Республики Татарстан. Ст. 111, 118.

[14] Закон РСФСР от 6 мая 1991г. "О Конституционном Суде РСФСР".

[15] Комментарии к Конституции РФ. М. - 1999 г.

[16] Закон РСФСР от 8 июля 1981 г. "О судоустройстве РСФСР"

[17] Конституция РФ Ст. 118-125 и 127.

[18] Закон Российской Федерации от 4 июля 1991 г. "Об арбитражном суде" (действует с 1 октября 1991 г. и от 7 июля 1993 г.)

[19] принят Верховным Советом РФ 5 марта 1992 г., действует с 15 апреля 1992 г. с изменениями, внесенными Законом РФ от 7 июля 1993 г.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 44; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.22.169 (0.048 с.)