Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социометрическая методика (Я.Морено)
Цель. Изучение социометрической структуры школьного класса и социометрического статуса ребёнка в учебной группе. Инструкция: «Сейчас я задам тебе 4 вопроса, при ответе на каждый вопрос тебе нужно выбрать 3-х человек из вашего класса». Основные вопросы: 1) С кем бы ты пошел в поход? (Эмоциональный лидер) 2) С кем бы ты не пошел в поход? (низкостатусные) 3) К кому бы ты обратился за помощью по учебным предметам? (деловой лидер) 4) Кто бы из класса мог бы организовать на общее дело? (лидер–организатор) Предлагается делать не более 3-х выборов по всем вопросам. Подробное описание методики содержится в книге Немова Р.С. Психология Книга 3,с.382. Положение ребёнка в системе межличностных отношений (социометрический статус), определяется на основе составления социометрической матрицы по каждому вопросу. Общая схема обработка результатов: Обработка результатов заключается в составлении социоматрицы, т.е. сведение всех результатов опроса с индивидуальных социометрических карточек в общую таблицу. На ней отражаются все внутригрупповые отношения. Строится она по следующему принципу: в горизонтальных строках указывают фамилии членов группы, а вертикальные столбцы обозначают цифрами, которые соответствуют номерам тех же лиц в том же порядке. При заполнении социоматрицы считают, что фамилии обозначают тех, кто выбирает, а номера столбцов указывают на тех, кого выбирают. Заполнение социоматрицы производят следующим образом. 1.В случае использования исследователем прямого положительного непараметрического критерия (количество выборов у респондента неограниченно) на пересечении фамилии респондента и номера выбранного им члена группы (вертикальный столбец) ставится знак “+”. После того как зафиксированы все выборы, приступают к обработке социометрической матрицы: подсчитывают общее количество сделанных и полученных выборов, отмечают взаимные выборы, рассчитывают соответствующие данному типу исследования групповые и персональные социометрические индексы, строят социограмму группы. 2.В случае использования исследователем прямого положительного (отрицательного) параметрического критерия (количество выборов у респондена ограничено, учитывается очередность сделанных выборов) для проведения опроса необходимо заготовить специальные карточки, на которых записаны фамилии членов группы в алфавитном порядке.
При заполнении социоматрицы в соответствующие графы записывают фамилии тех, кто выбирал, а на пересечении с колонкой тех, кого выбирали, ставится балл "3", если он стоял первым в списке респондента, балл "2", если он был под номером два, балл "1", если он был третьим в списке. В случае, если выбор взаимный (А выбрал Б, а Б в свою очередь А), то этот выбор (независимо от балла) обводится кружком. После того как зафиксированы все выборы, приступают к их суммированию. По вертикали подсчитывается общее количество выборов, количество взаимовыборов и сумма баллов по каждому человеку в отдельности. В качестве критериев экспансивности и приемлемости члена группы в первом приближении обычно берется количество выборов, сделанных и полученных респондентом. Если они одинаковы у двух или нескольких человек, то их ранжируют по количеству набранных баллов. Пример заполнения социоматрицы:
. Социометрический статус: 7 и более положительных выборов – «звезда»; 4-6 положительных выборов - предпочитаемый (больше положительных выборов чем отрицательных); 1-3 положительных выборов(больше отрицательных выборов чем положительных ) - пренебрегаемый; только отрицательные выборы - отвергаемый; отсутствуют выборы - изолированный.
Выявленные лидеры: эмоциональный лидер - __________________, деловой лидер - ________________________, лидер - организатор _______________________; Низкостатусные учащиеся: __________________________________________ ____________________________________________________________________ Социометрический статус испытуемого ____________________ (количество положительных выборов - _______)
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 95; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.18.220.243 (0.007 с.) |