Определите роль восточных славян в историческом развитии Древнего мира? Что сближало Русь с Европой и Азией? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Определите роль восточных славян в историческом развитии Древнего мира? Что сближало Русь с Европой и Азией?



ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Отечественная история (История) согласно федеральным государственным образовательным стандартам Министерства образования и науки Российской Федерации  направлений подготовки бакалавров включена в базовую часть гуманитарного, социального и экономического цикла. В результате изучения данной дисциплины студент должен

· знать закономерности и этапы исторического процесса, основные исторические события, факты и имена известных исторических деятелей России;

· уметь применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы гуманитарных и социальных наук в профессиональной деятельности, самореализации личности;

· владеть навыками ведения дискуссии на исторические темы.

Освоение учебной дисциплины «Отечественная история (История)» поможет сформировать у студентов следующие общекультурные компетенции:

· способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса;

· место и роль России в истории человечества и в современном мире;

· способность понимать роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе;

· готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям Российской Федерации в целом и к национальным особенностям отдельных народов в частности, быть патриотом своей страны.

Основная задача данного учебно-методического пособия – помочь студентам в изучении обширного курса в условиях значительного сокращения аудиторной учебной нагрузки и возрастания роли их самостоятельной работы над предметом, в освоении наиболее сложных проблем социально-экономического, политического и культурного развития России на различных этапах истории.

Количество и содержание тем полностью совпадает с программой учебного курса для вузов и со структурой учебников по отечественной истории (истории).

Внутренняя структура рабочей тетради стандартизирована. Каждая тема включает задания, требующие письменного ответа на поставленные вопросы; заполнение таблиц; определение сущности используемых понятий; персоналии.

 

ТЕМА 1. ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

 

Определите роль восточных славян в историческом развитии Древнего мира? Что сближало Русь с Европой и Азией?

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Ниже приведены две точки зрения на происхождение Древнерусского государства. Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется предпочтительней. Приведите не менее трёх аргументов, подтверждающих избранную вами точку зрения.

А) Государственность на Русь была принесена извне, варягами (норманнами).

Б) Древнерусское государство возникло в результате внутреннего развития общества, социальных и хозяйственных сдвигов, необходимости защищать свои земли от внешних врагов.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

--------------------------------------------------------------------------------------------------

Заполните таблицу «Основные причины формирования государственности у восточных славян

экономические политические социальные духовные
       
       
       
       
       
       

4. Объясните, по какому поводу одно из восточнославянских племён, и какое произнесло слова: «Когда повадится волк к овцам, то перетаскает всё стадо, если не убить его…» Что было следствием этих слов?

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

--------------------------------------------------------------------------------------------------

Заполните схему «Управление Древнерусским государством»


Заполните таблицу «Социальный строй Древней Руси»

  Категории Функции
Элита    
Свободное население    
Зависимое население    
Маргинальные элементы    

Какое влияние оказало православие на систему ценностей русского народа?

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Как Вы думаете, феодальная раздробленность – это специфика развития русских княжеств или закономерный исторический процесс? Свой ответ обоснуйте.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Назовите экономические и политические причины раздробленности Древнерусского государства:

экономические ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

политические ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Почему были отсрочены во времени юридическое и фактическое начало феодальной раздробленности на Руси?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Что было общего и в чем проявлялись особенности экспансии с Запада и Востока на Русь в XIII веке? Можно ли считать, что татаро-монгольское иго было более «предпочтительно» для Руси, чем возможное господство немецких феодалов?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Каковы последствия монгольского нашествия на Русь? политические ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ экономические ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ социальные ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

демографические_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

культурные______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Выделите основные этапы во взаимоотношениях Руси и Золотой Орды во второй половине XIII – XV веках. Объясните __________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Аргументы в опровержение:

1) -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

2) -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Ниже приведены исторические деятели. Выберите одного из них и укажите: время жизни и правления, не менее двух направлений его деятельности с их характеристикой, результаты его деятельности по каждому из названных направлений.

    1) Иван III; 2) Иван IV; 3) Борис Годунов; 4) Михаил Романов; 5) Алексей Михайлович ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Что такое модернизация?

_______________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Б) Укажите, что предлагали изменить представители этог8о направления в политической и социальной сфере (укажите не менее трёх положений).

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

В)

- возвышение началось при Павле I с поста командира гатчинской артиллерии, а при Александре I стал графом и докладчиком по делам Комитета министров;

- в начале XIX века при его активном участии российская артиллерия стала одной из лучших в мире;

- он был инициатором введения военных поселений, считая, что они могут улучшить армию и облегчить казне её содержание.

 

Г)

- Участвовал в войнах с Наполеоном, награждён орденами и золотой шпагой «за храбрость»;

- он собирался предложить императору компромисс: отменить крепостное право и изменить политический строй государства, а деятели его организации предоставят грамотные кадры для проведения преобразований;

- многие из единомышленников считали его диктатором, кандидатом в российские Бонапарты.

 

--------------------------------------------------------------------------------------------

 

Д)

- Получил хорошее военное образование, но не имел опыта в военных делах;

- на высшие государственные должности назначил много немецких дворян из Прибалтики, что сам объяснял так: «Русские дворяне служат государству, а немецкие – мне»;

- Н.А. Добролюбов писал о нём: «Солдат по призванию, солдат по образованию, по наружности и по внешности».

--------------------------------------------------------------------------------------------

10. Запишите определение понятий:

Государственный совет----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

«Аракчеевщина»-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Кодификация законов----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

«Теория официальной народности»--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Промышленный переворот ____________________________________

__________________________________________________________________

11. Персоналии:

Александр I -----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Николай I ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

C перанский М. М. -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Аракчеев А.А. -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

ТЕМА 6. РОССИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА

Б)

- Был сторонником умеренного либерализма, частной собственности и свободы предпринимательства (признавая при этом необходимость ограниченного государственного вмешательства в экономику);

- полагал социализм «злом, от которого гибнут нравственность, долг, свобода, личность»;

 - одним из первых его мероприятий на посту министра финансов явилось понижение выкупных платежей, которое он считал необходимым для улучшения благосостояния крестьян;

- при нём были повышены налоги - на спирт, сахар, табак, а также гербовый сбор и ряд других; увеличены таможенные пошлины на ввозимые товары. ----------------------------------------------------------------------------------------

В)

- Прошёлкарьерный путь отстатс-секретаря, управляющего делами комитета железных дорог до министр финансов;

- достиг упорядочения расходов внесением в управление финансами начал гласности, законности, большего контроля административных действий;

- приступил к обнародованию государственных росписей, которые до тех пор считались чуть ли не государственной тайной;

- при нём была сооружена железнодорожная сеть протяжённостью более 20 000 километров, давшая большой толчок хлебному отпуску и расширившая сбыт мануфактурных изделий. ------------------------------------------

Г)

- Русский учёный-механик и государственный деятель. Основоположник теории автоматического регулирования, почётный член Петербургской АН, министр финансов России;

- главными целями на посту министра считал уничтожение бюджетного дефицита и покровительство отечественной промышленности;

- был инициатором повышения прямых и косвенных налогов, что позволило начать масштабный выкуп железных дорог в казну;

- стремился решать проблемы индустриализации и финансовой стабилизации на счет сельского хозяйства, в силу чего при нём более чем в два раза вырос экспорт русского хлеба.

10. Запишите определение понятий:

Протекционизм ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Меркантилизм -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Монополия --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Синдикат ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Картель ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Трест ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Отруб ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Хутор ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

11. Персоналии:

Столыпин П.А. ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Витте С.Ю.--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Киселёв П.Д. -----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Победоносцев К.П. ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Александр III ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- ----

Николай II ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- -

 

 

ТЕМА 8. РЕВОЛЮЦИИ В РОССИИ В XX ВЕКЕ

 

В годы правления И.В. Сталина неудачи Красной Армии в начале Великой Отечественной войны объяснялись внезапным и вероломным нападением Германии на СССР. Какая другая точка зрения вам известна? Приведите аргументы в поддержку выбранной вами точки зрения?

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Ниже выделены две точки зрения на выступление Н.С. Хрущёва на ХХ съезде КПСС с докладом о культе личности И.В. Сталина. Укажите, какая из точек зрения вам представляется более предпочтительной. Приведите не менее трёх положений, которые подтверждают избранную вами точку зрения.

1) Ряд политиков – современников оценивали разоблачение Н.С. Хрущёвым культа личности Сталина как предательский шаг по отношению к истории страны, к человеку, который имел много заслуг перед народом.

2) Значительная часть общества оценивает поступок Н.С. Хрущёва как смелый шаг, позволивший людям освободиться от страха, а стране пойти по пути хоть и ограниченных, но демократических преобразований. --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

2. Сравните основные черты внутренней политики в СССР в периоды руководства Н.С. Хрущёва и Л.И. Брежнева. Покажите, что было общим (не менее двух характеристик), а что – различным (не менее трёх различий). --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Общее

   
   
   

Различия

Шестидесятники Диссиденты
   
   
   
   

4. Выделите основные события внешней политики СССР в 1945-1991 годы:

    А) Отношения с капиталистическими странами: -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

    Б) Отношения с социалистическими странами: ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

    В) Отношения с развивающимися странами: ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Отечественная история (История) согласно федеральным государственным образовательным стандартам Министерства образования и науки Российской Федерации  направлений подготовки бакалавров включена в базовую часть гуманитарного, социального и экономического цикла. В результате изучения данной дисциплины студент должен

· знать закономерности и этапы исторического процесса, основные исторические события, факты и имена известных исторических деятелей России;

· уметь применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы гуманитарных и социальных наук в профессиональной деятельности, самореализации личности;

· владеть навыками ведения дискуссии на исторические темы.

Освоение учебной дисциплины «Отечественная история (История)» поможет сформировать у студентов следующие общекультурные компетенции:

· способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса;

· место и роль России в истории человечества и в современном мире;

· способность понимать роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе;

· готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям Российской Федерации в целом и к национальным особенностям отдельных народов в частности, быть патриотом своей страны.

Основная задача данного учебно-методического пособия – помочь студентам в изучении обширного курса в условиях значительного сокращения аудиторной учебной нагрузки и возрастания роли их самостоятельной работы над предметом, в освоении наиболее сложных проблем социально-экономического, политического и культурного развития России на различных этапах истории.

Количество и содержание тем полностью совпадает с программой учебного курса для вузов и со структурой учебников по отечественной истории (истории).

Внутренняя структура рабочей тетради стандартизирована. Каждая тема включает задания, требующие письменного ответа на поставленные вопросы; заполнение таблиц; определение сущности используемых понятий; персоналии.

 

ТЕМА 1. ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

 

Определите роль восточных славян в историческом развитии Древнего мира? Что сближало Русь с Европой и Азией?

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Ниже приведены две точки зрения на происхождение Древнерусского государства. Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется предпочтительней. Приведите не менее трёх аргументов, подтверждающих избранную вами точку зрения.

А) Государственность на Русь была принесена извне, варягами (норманнами).

Б) Древнерусское государство возникло в результате внутреннего развития общества, социальных и хозяйственных сдвигов, необходимости защищать свои земли от внешних врагов.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

--------------------------------------------------------------------------------------------------



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 71; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.119.199 (0.087 с.)