Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 2. Фрески Феофана Грека.↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
Новгородская школа Для новгородской иконописи XIV века огромное значение имело художественное наследие XIII столетия. В век, когда оказались почти прерванными культурные и торговые связи с Византией, когда прекратился ввоз византийских икон, стало, естественно, легче выйти из-под византийских влияний. Это подготовило почву для широчайшего усвоения народных мотивов и народных форм, в результате чего новгородская живопись сделалась в XIII веке более примитивной, но в то же время и более полнокровной. Псковская школа Псковская иконопись имеет свое ярко выраженное лицо. Композиции псковских икон чаще всего асимметричны и малоустойчивы, рисунок неточный, но по-своему всегда выразительный, колорит густой и скорее сумрачный с преобладанием изумрудно-зеленых и темно-зеленых, почти черных тонов, плотных вишневых, красных с характерным оранжевым либо розовым оттенком, мутных синих, серовато-зеленых. Фоны чаще желтые, хотя встречаются и золотые. Широчайшее применение находит разделка одеяний с помощью тончайших золотых линий, придающих красочной поверхности мерцающий характер. В колорите с его цветовыми контрастами есть что-то порывистое, драматичное. Этому впечатлению способствует совсем особая трактовка темной коричневой карнации с резкими высветлениями и с не менее резкими бликами. Манера письма широкая и энергичная, с неравномерным распределением красочных пигментов. Художественный язык псковской иконы предельно экспрессивен. Этим он в корне отличен от гармоничного, уравновешенного языка московской иконы. Пожалуй, из всех древнерусских иконописных школ псковская была наиболее демократичной по духу и наиболее непосредственной и импульсивной по формам выражения. Московская школа Московская школа иконописи сложилась позднее новгородской, и начало ее расцвета почти совпадает с расцветом псковской школы. В московской живописи первой половины XIV века несомненно существовали, как и в позднейшее время, различные художественные течения — местные и привнесенные извне (из Византии и от южных славян). Появление в Москве Феофана Грека было для московских художников большой удачей. В его лице они соприкоснулись с мастером исключительного дарования, занесшего на Русь константинопольскую традицию. Феофан имел, несомненно, свою большую мастерскую, в которой сотрудничал с местными мастерами, и его искусство, сильное и экспрессивное, обладало в глазах москвичей неотразимым очарованием. У него были свои ученики и свои последователи, и он немало способствовал повышению качественного уровня московской иконописи. Мастера отличала энергичная, стремительная, эскизная манера письма. Хотя в колорите его фресок преобладают темные, красно-коричневые тона. Художник моделирует формы не столько тоном, сколько светом – яркими мазками белильных бликов. Такая манера письма позволяло более точно передавать объемы фигур и добиваться потрясающей экспрессии. В церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Великом Новгороде, расписанной Феофаном Греком в 1378 г., лучше всего сохранилось изображение Спаса Вседержителя (Пантократора), по традиции размещенное в зеркале центрального купола. Один из исследователей отмечал, что «космическая сила этого образа такова, что земля в целом и населяющие ее твари кажутся ничтожными. Перед ликом такого Христа ни у кого не может остаться никакой надежды на милость и спасение». На хорах этой церкви сохранились фрески седобородых монахов-старцев, отшельников, добровольно принявших обет отречения. Им чуждо безмятежное счастье, покой, они привыкли подавлять свои чувства и отчаяния. Их лица отмечены печатью страдания, сомнения и отчаяния. Глубоко посаженные глаза, гордо вскинутые брови, крепко сжатые уголки губ придают лицам особую выразительность и аскетизм. Если вглядеться в лицо старца Макария Египетского, мы почувствуем трагизм, затаенную мольбу, скорбь и надежду. Седые волосы, слезящиеся, почти слепые глаза, покрытое морщинами лицо, отчаянный, отрешенный от мирской суеты жест поднятых рук, могучий разворот плеч – все призвано передать былую мощь и твердость духа старца. Некогда он был знаменитым теологом, автором многочисленных богословских «Бесед», а теперь, уединившись от внешнего мира, по-прежнему не находит душевного успокоения. Но влияние Феофана оказалось кратковременным, поскольку Андрей Рублев очень скоро от него отошел, став поборником таких художественных идеалов, которые во многом были противоположными идеалам Феофана Грека. Идеалы Рублева были более созерцательными, более просветленными. И он сознательно отмел и византийскую переутонченность формы и те из местных архаических традиций, которые продолжали стойко держаться и изжить которые было делом нелегким. На этом пути Рублев выработал столь совершенный художественный язык, что на протяжении всего XV века его стиль сделался ведущим, а его личность оказалась овеянной ореолом столь великой славы, что его долгое время воспринимали как непревзойденный идеал иконописца. Рублёв единолично создал те традиции колористики и иконографии вообще, на которые опирается современная русская иконопись. Рублёв выбирал пастельные цвета: нежно-золотой, лёгкий голубой, дымчато-зелёный. Стоит отметить минимализм композиции и связанную с этим сверхвыразительность образов. Это — кульминация исихазма, то есть учения о сдержанности и главенстве божественной природы в человеке. Во внешне спокойных образах он мог передать целую гамму душевных переживаний и чувств. Творческую манеру художника отличали мягкость и обобщённость силуэтов, гармоничность колорита, уравновешенность композиции. С именем Андрея Рублева связывают фрески и иконостас Успенского собора во Владимире. Одно из самых выразительных и проникновенных произведений – «Спас Вседержитель», в изображении которого мы привыкли видеть суровый и грозный лик. Однако здесь его красивое и правильное лицо имеет выражение мягкой нежности, душевной доброты и мудрости. Открытый кроткий взгляд, направленный прямо на зрителя, вызывает не страх, а доверие, он полон всепрощающей любви и участия в судьбах людей. Изыскан колорит иконы, в которой использована прозрачная розовая охра, подчеркивающая плавность и мягкость спокойных линий.
Литература (3) В Средние века люди читали исключительно религиозные книги: В 1542 г. в Новгороде по повелению архиепископа Макария (с 1542 г. митрополит) началось составление Великих Четьих-Миней. Минеи – книги, предназначенные для церковной службы или чтения в течение определенного месяца. Четьи – то есть предназначенные не для богослужения, а исключительно для чтения. Однако большинство населения были неграмотными, а книги были рукописные и очень дорогие. В литературе в основном преобладало летописание, большое внимание уделяли повестям и сказаниям, например Повесть о взятии Казани, поход Ермака, Домострой Ивана Грозного и его переписка и «Хождение за три моря Афанасия Никитина». (4) Лишь в 1553г. – Иван Федоров развивает книгопечатание. В 1563 г. в Москве была устроена первая крупная типография, организатором которой был Иван Федоров. Ему помогал Петр Мстиславец. Иван Федоров родился ок. 1520 г. Всю свою жизнь он посвятил искусству создания книги. 1 марта 1564 г. из московской типографии вышла книга под названием «Апостол» выполненная с большим техническим и художественным мастерством. В «Апостоле» не было ни одной опечатки. Иван Федоров понимал огромное значение книгопечатания для распространения просвещения.
(5) Вслед за «Апостолом» он выпустил «Часовник» - основную учебную книгу Древней Руси. В 1574 г. во Львове создал «Азбуку» Книгопечатание После отъезда Ивана Федорова книгопечатание в Москве продолжалось. В 1568 г. Невежа Тимофеев и Никифор Тарасиев напечатали «Псалтырь». В 70-х гг. XVI в. Тимофеев руководил типографией в Александровой слободе. Всего в XVI в. русские печатники издали ок. 20 книг. Тираж «Апостола» 1597 г. достиг 1500 экземпляров. Уже в 1909 гАрхитектор И.П. Машков и скульптор С. Волнухин создали Памятник Ивану Фёдорову, как первопечатнику.
Архитектура (6) В архитектуре XVI в. как никогда раньше проявилось стремление ввысь, к вертикали. Самым ярким его выражением стала первый на Руси каменный шатровый храм – церковь Вознесения в Коломенском, построенная в 1532 г.
(7) Неподалеку от Коломенского, за оврагом, в селе Дьякове, в 1547 г. по приказу Ивана IV был построен храм Усекновения главы Иоанна Предтечи. Вокруг центрального столпа, имеющего вид многоярусной башни, расположены четыре восьмигранных придела. Так традиционное пятиглавие сочетается здесь с приемами башенного, столпообразного и шатрового зодчества. Звонница напоминает о псковском зодчестве. (8) Вершиной русского зодчества XVI в. явился Покровский собор. В народе его назвали храмом Василия Блаженного. Известный в народе юродивый Василий не один год жил при храме. Построен Покровский собор мастерами Бармой и Постником на Красной площади. Покровский собор – храм-памятник. Воздвигнут в память о покорении и присоединении Казанского ханства в 1552 г. Собор состоит из 9 церквей. Восемь больших и малых храмов объединены вокруг центрального, завершающегося высоким шатром. Во внешнем оформлении храма чувствуется влияние архитектуры Востока: нависающие ребристые купола, глазурные цветные звезды. Все здание вызывает радостное, живое чувство красоты. Однако, первоначально собор был белым, купола были покрыты побеленным железом, но нынешний пестрый («восточный») облик храм приобрел в XVII в. (9) Главное место среди соборов Кремля занимает Успенский собор. Строительство началось в 1472 г., но неудачно. Недостроенное здание рухнуло. У московских мастеров не было достаточного опыта возведения больших сооружений. Тогда Иван IV пригласил из Италии архитектора Фиорованти, прозванного за свое искусство Аристотелем. Аристотель Фиорованти приступил к постройке нового храма в 1475 г. Итальянскому архитектору было приказано взять за образец Владимирский Успенский собор XII века. Величавость Успенского собора в тесном единстве его частей, строгости пропорций, в могучем пятиглавии куполов. В Успенском соборе венчали государей на царство, объявляли о войнах, здесь собирались Земские соборы. (10) В 1585–1593 г. знаменитый мастер Федор Савельев (Конь) возвел укрепления Белого города: 9 км стен, 29 башен, 11 проездных ворот. Белокаменные стены были обложены кирпичом и оштукатурены. В 1596–1600 гг. Федор Конь построил укрепления Смоленска:6,5 км стен, 38 башен на расстоянии 150–160 м друг от друга. Современники считали крепость неприступной. В 1609–1611 гг. Смоленск более двух лет отбивал атаки польских войск, а в последний раз крепость оборонялась против штурма в 1812 г. (11) Успенский собор Троице-Сергиева монастыря был построен в 1559–1588 г. на вклад Ивана IV. Также явно подражает ставшему каноническим Успенскому собору Московского Кремля, но отличается от него тяжеловесной массивностью. Отделка собора совершалась при Федоре Ивановиче. Новгородская школа Для новгородской иконописи XIV века огромное значение имело художественное наследие XIII столетия. В век, когда оказались почти прерванными культурные и торговые связи с Византией, когда прекратился ввоз византийских икон, стало, естественно, легче выйти из-под византийских влияний. Это подготовило почву для широчайшего усвоения народных мотивов и народных форм, в результате чего новгородская живопись сделалась в XIII веке более примитивной, но в то же время и более полнокровной. Псковская школа Псковская иконопись имеет свое ярко выраженное лицо. Композиции псковских икон чаще всего асимметричны и малоустойчивы, рисунок неточный, но по-своему всегда выразительный, колорит густой и скорее сумрачный с преобладанием изумрудно-зеленых и темно-зеленых, почти черных тонов, плотных вишневых, красных с характерным оранжевым либо розовым оттенком, мутных синих, серовато-зеленых. Фоны чаще желтые, хотя встречаются и золотые. Широчайшее применение находит разделка одеяний с помощью тончайших золотых линий, придающих красочной поверхности мерцающий характер. В колорите с его цветовыми контрастами есть что-то порывистое, драматичное. Этому впечатлению способствует совсем особая трактовка темной коричневой карнации с резкими высветлениями и с не менее резкими бликами. Манера письма широкая и энергичная, с неравномерным распределением красочных пигментов. Художественный язык псковской иконы предельно экспрессивен. Этим он в корне отличен от гармоничного, уравновешенного языка московской иконы. Пожалуй, из всех древнерусских иконописных школ псковская была наиболее демократичной по духу и наиболее непосредственной и импульсивной по формам выражения. Московская школа Московская школа иконописи сложилась позднее новгородской, и начало ее расцвета почти совпадает с расцветом псковской школы. В московской живописи первой половины XIV века несомненно существовали, как и в позднейшее время, различные художественные течения — местные и привнесенные извне (из Византии и от южных славян). Появление в Москве Феофана Грека было для московских художников большой удачей. В его лице они соприкоснулись с мастером исключительного дарования, занесшего на Русь константинопольскую традицию. Феофан имел, несомненно, свою большую мастерскую, в которой сотрудничал с местными мастерами, и его искусство, сильное и экспрессивное, обладало в глазах москвичей неотразимым очарованием. У него были свои ученики и свои последователи, и он немало способствовал повышению качественного уровня московской иконописи. Мастера отличала энергичная, стремительная, эскизная манера письма. Хотя в колорите его фресок преобладают темные, красно-коричневые тона. Художник моделирует формы не столько тоном, сколько светом – яркими мазками белильных бликов. Такая манера письма позволяло более точно передавать объемы фигур и добиваться потрясающей экспрессии. В церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Великом Новгороде, расписанной Феофаном Греком в 1378 г., лучше всего сохранилось изображение Спаса Вседержителя (Пантократора), по традиции размещенное в зеркале центрального купола. Один из исследователей отмечал, что «космическая сила этого образа такова, что земля в целом и населяющие ее твари кажутся ничтожными. Перед ликом такого Христа ни у кого не может остаться никакой надежды на милость и спасение». На хорах этой церкви сохранились фрески седобородых монахов-старцев, отшельников, добровольно принявших обет отречения. Им чуждо безмятежное счастье, покой, они привыкли подавлять свои чувства и отчаяния. Их лица отмечены печатью страдания, сомнения и отчаяния. Глубоко посаженные глаза, гордо вскинутые брови, крепко сжатые уголки губ придают лицам особую выразительность и аскетизм. Если вглядеться в лицо старца Макария Египетского, мы почувствуем трагизм, затаенную мольбу, скорбь и надежду. Седые волосы, слезящиеся, почти слепые глаза, покрытое морщинами лицо, отчаянный, отрешенный от мирской суеты жест поднятых рук, могучий разворот плеч – все призвано передать былую мощь и твердость духа старца. Некогда он был знаменитым теологом, автором многочисленных богословских «Бесед», а теперь, уединившись от внешнего мира, по-прежнему не находит душевного успокоения. Но влияние Феофана оказалось кратковременным, поскольку Андрей Рублев очень скоро от него отошел, став поборником таких художественных идеалов, которые во многом были противоположными идеалам Феофана Грека. Идеалы Рублева были более созерцательными, более просветленными. И он сознательно отмел и византийскую переутонченность формы и те из местных архаических традиций, которые продолжали стойко держаться и изжить которые было делом нелегким. На этом пути Рублев выработал столь совершенный художественный язык, что на протяжении всего XV века его стиль сделался ведущим, а его личность оказалась овеянной ореолом столь великой славы, что его долгое время воспринимали как непревзойденный идеал иконописца. Рублёв единолично создал те традиции колористики и иконографии вообще, на которые опирается современная русская иконопись. Рублёв выбирал пастельные цвета: нежно-золотой, лёгкий голубой, дымчато-зелёный. Стоит отметить минимализм композиции и связанную с этим сверхвыразительность образов. Это — кульминация исихазма, то есть учения о сдержанности и главенстве божественной природы в человеке. Во внешне спокойных образах он мог передать целую гамму душевных переживаний и чувств. Творческую манеру художника отличали мягкость и обобщённость силуэтов, гармоничность колорита, уравновешенность композиции. С именем Андрея Рублева связывают фрески и иконостас Успенского собора во Владимире. Одно из самых выразительных и проникновенных произведений – «Спас Вседержитель», в изображении которого мы привыкли видеть суровый и грозный лик. Однако здесь его красивое и правильное лицо имеет выражение мягкой нежности, душевной доброты и мудрости. Открытый кроткий взгляд, направленный прямо на зрителя, вызывает не страх, а доверие, он полон всепрощающей любви и участия в судьбах людей. Изыскан колорит иконы, в которой использована прозрачная розовая охра, подчеркивающая плавность и мягкость спокойных линий.
Вопрос 2. Фрески Феофана Грека. Феофан Грек (около1340 — около1410) - великий византийский мастер монументальных фресковых росписей, иконописец и миниатюрист. Родился в Византии. Работал в Константинополе, Халкидоне, генуэзских Галате и Кафе (ныне Феодосия). На Русь прибыл вместе с митрополитом Киприаном. В 1370 году Феофан Грек поселился в Новгороде и в 1378 году начал работу над росписью церкви Спаса Преображения на Ильине улице. Поработав и в других русских городах, в начале 1390-х годов живописец переехал в Москву. Здесь, по предположению исследователей, он возглавил великокняжескую иконописную мастерскую, расписал несколько храмов и икон. 1. Иисус Пантократор 2. Илия Пророк 3. Даниил Столпник 4. Троица, 1374 год 5. Фреска Авель, 1378 6. Макарий Египетский. О н изображен в позе приятия благодати, открытости перед Богом. 7. Икона «Богоматерь Донская» - двухсторонняя, на обороте «Успение Богоматери». Лицевая сторона иконы (1382-1395). Государственная Третьяковская галерея (Москва) 8. «Успение Богородицы» (1392). Оборот Донской иконы Божией Матери 9. Икона «Преображение Иисуса Христа пред учениками на горе Фавор» (ок. 1403). Государственная Третьяковская галерея (Москва) Им расписаны:
БИОГРАФИЯ АНДРЕЯ РУБЛЁВА Биография Андрея Рублева содержит мало достоверных фактов. Точная дата рождения Рублева не известна, а местом рождения историки называют Московское княжество либо Новгород. Вырастал Андрей в семье иконописцев. Позже постригся в монахи, тогда и принял имя Андрей. Вместе с другими мастерами Рублев расписал Благовещенский собор, что стало подтверждением его искусному умению на тот момент. Также за свою биографию Рублев расписывал Троицкий собор, Успенский собор города Владимира. Но наиболее широка слава Рублёва была как иконописца. Он создал множество икон, хотя иконопись не была традиционной, в ней он совмещал духовную красоту и силу человека. Самой выдающейся работой Рублёва считается икона «Живоначальная Троица», изображающая трех ангелов и чащу в центре. Среди других знаменитых работ Рублёва – «Апостол Павел», «Спас из Звенигородского чина», фреска «Страшный суд» в Успенском соборе. Не все иконы и фрески сохранились до наших дней. Успенский собор во Владимире – выдающийся памятник белокаменного зодчества домонгольской Руси (1158). Икона Богоматери Владимирской «Умиление» из Успенского собора во Владимире (ок. 1408) авторство историки приписывают Андрею Рублеву Икона «Троица» (1411-1425/27) Эта икона – эталон творчества Рублёва, его авторство несомненно. Одна из прославленных русских икон.На иконе изображены три ангела. Они сидят за столом, на котором стоит чаша с головой тельца. Фигуры ангелов расположены так, что линии их фигур образуют как бы замкнутый круг. Композиционным центром иконы является чаша. Руки среднего и левого ангелов благословляют чашу. Ангелы неподвижны, они в состоянии созерцания, их взгляды устремлены в вечность. Все исследователи единодушны во мнении, что иконостас принадлежит к рублёвской эпохе и что в той или иной степени Рублёв и Даниил Чёрный участвовали в его создании. Иконостас до сих пор плохо изучен и опубликован не целиком. Благовещение хранится Благовещенском соборе Московского Кремля, датируется 1405 годом. Основа сюжета иконы – Мария узнает от ангела, что ее ребенок не простой смертный, а сын Бога. В этой иконе большое значение играет цвет. Все вокруг красное, тревожное, а плащ ангела зеленый, цвета надежды. Эта икона посвящена одному из самых больших праздников в православии – Благовещению, которое отмечается 7 апреля. Заключение Творчество Рублева отличают две традиции: византийская гармония, возвышенный аскетизм и мягкость стиля, свойственная московской живописи XIV в. Именно эта мягкость, а также сосредоточенная созерцательность выделяют его произведения среди других живописных работ того времени. Персонажи Рублева чаще всего изображены в состоянии умиротворённого покоя или молитвенного состояния. С икон Андрея Рублёва струится атмосфера тихого созерцания, благости. Эта тишина присутствует и в колорите – неярком, спокойном; и в округлостях фигур; и в гармонии линий, похожих на тихую мелодию. Всё творчество Андрея Рублёва пронизано светом. Поэтому совсем не удивительно, что искусства Рублева воспринимается как идеал церковной живописи.
Тема 13. Искусство России периода утверждения государственности (XV- начало XVII века) Вопрос 1. Система ценностных ориентаций в русской культуре конца XV- начала XVI в. (2)1.Общие условия развития культуры
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 156; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.117.113 (0.008 с.) |