Теория государства и права в системе общественных наук. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теория государства и права в системе общественных наук.



Теория государства и права в системе общественных наук.

Наука- это систематизированное знание об окружающей среде.

Науки делятся: 1. Естественные- изучаю реальность, понятия, принципы, которые не зависят от воли и сознания человека. 2. Социальные- изучают отношения, возникающие в обществе. 3. Технические- изучают искусственные средства и механизмы, создаваемые человеком для улучшения условий его жизни.

ТГП находясь в системе гуманит. наук тесно взаимод.с философией, социол., экономич. теорией, историей.

Все эти науки по отношению к ТГП являются науками более общими т.к. они изучают более общие вопросы и предметы этих наук шире, чем предмет ТГП.
Сама же ТГП по отношению к этим наукам является частной наукой т.к. предмет ТГП не выходит за рамки гос-правовых явлений. ТГП очень тесно связана с различными гуманитарными науками и в первую очередь с общими гуманитарными науками. Гуманитарные науки изучают общество, человека, социальные отношения и институты.

1. Так, с помощью философии вырабатываются мировоззренческие позиции ТГП, в результате чего последняя вооружается общей методологией познания государственно-правовой действительности.

2. Социология, напротив, более приближена к практике, так как это наука об обществе в целом, социальных процессах. Она рассм. влияние различных соц. факторов на гос-во и право, кот. не явл.ее исключительным объектом изучения.

3. Политология как наука о политике, политических процессах, политических нормах и т. д. изучает политику шире, чем юридическая наука, в том числе политические системы мира, политические партии, политическую культуру, нормы политической этики и др. тгп изуч. гос-во как элемент полит. системы, а право как способ регулир. полит. процессов и явлений.

4. Тесная связь существует между тгп и эконом. наукой, поскольку развитие госуд.-правовых явлен. во многом зависит от эконом. факторов. Поэтому тгп исп. разработки эконом.науки, кот. позволяют глубже познать гос.-правовые явления. В частности, тгп опред. пределы зависимости гос-ва и права от экономики, способы правового управл.эконом. жизнью общества.

 

Социально-исторические предпосылки возникновения государства

Предпосылки возникновения гос-ва сложились еще в первобытном общ-ве:

1)ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ

а) переход от присваивающей системы хозяйствования к производящей, б)появление частной собст-сти,в) усложн. отношений в сфере производства,присвоения и распределения частной собственности àэкономические противоречия

2)СОЦИАЛЬНЫЕ

а)запрет на  кровосмешение,б) замена полигамных отношений моногамными и появление семьи

в)утрата родовой общины соц.однородности,основанной на кровном родстве à соседская община

г)формирование новых видов соц. связи (семейных,товаро -обменных и тд.)

д)усложнение социальной структуры общ-ва

3)ПОЛИТИЧЕКИЕ

а) появление аппарата публичн. полит.власти, б) извлечение частного производ. продукта для содержания аппарата управления, в)возникновение силовых структур

4)ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ

а) переход от кочевого образа жизни к оседлому,

б)изменение х-тера территории

в) зарождается институт гражданства

5.Основные теории происхождения государства (общая характеристика)

Виды:

· По содерж.: консультирование, толкования, выступления в юр. учреждениях, ведения юр. дела.

· По проф. специализации или по субъектами осущ.: адвокатская, следственная, прокурорская, судебная, нотариальная..

· По кол-ву уполномоченных лиц, осущ. рассм. юр. дела:

- индивидуальная (единоличная),

- коллегиальная (коллективная).

· По содерж. интеллект. работы (познавательно-поисковая, организационная, реконструктивная, регистрационная, коммуникативная)

 

Понятие и сущность права.

Право –это особый социальный регулятор, реализующий свое социальное назначение по определению масштаба свободы равных субъектов путем общеобязательных формально-определенных санкционированных и защищаемых гос-ом объективных норм, воплощаемых в субъективных права и обязанностях.

В юр.науке понятие права используется в 2 значениях:

  1.объективное право (право как совокупность общеобязательных правил поведения, выраженных в системе юр.норм);

  2.субъективное право (право, принадлежащее конкретному лицу).

Признаки:

1) гос.-волевой характер, который характеризует право как выразителя гос. воли общества

2) нормативность. Право осуществляется как гос. воля в правовых предписаниях, кот.проявляются в реальной жизни в виде системы официально признаваемых, действующих в государстве юр.норм;

3) взаимозависимость права и государства, которая обнаруживается как при применении мер государственного принуждения в определенных правом случаях, так и при создании гарантированности правовых норм государством;

 4) общеобязательность – выражается в том, что все принятые в государстве правовые нормы направлены в адрес неопределенного количества лиц и обязательны для выполнения всеми под страхом наказания за их нарушение;

 5) формальная определенность. Право как общественная воля реализуется в форме официальных юридических актов, установленных государственной властью, и содержат предписания, устанавливающие границы свободы субъектов права.

6) системность и иерархичность, которая состоит в том, что нормативные акты применяют не изолированно, а в комплексе, в котором акты взаимодействуют, а также дополняют друг друга;

7) регулирующее воздействие, которое реализуется через предоставление субъектам не только некоторых субъективных прав, но и возложение на них юридических обязанностей;

Сущность и содержание права отражают основные и устойчивые свойства права. По своей сущности право – общесоциальное, так как: 1) изъявляет согласованную общественную волю; 2) призвано служить интересам всего без исключения населения государства; 3) гарантирует организованность и развитие социальных связей; 4) право является мерилом свободы и ответственности субъектов правоотношений; 5) выступает как средство удовлетворения разнообразных потребностей и интересов.

 

Соотношение права и морали.

Право и мораль играют огромную роль в регулировании общественных отношений. Их главным назначением является целенаправленное воздействие на поведение людей.

Право является системой общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих государственную волю, устанавливающихся и обеспечивающихся государством и направленных на урегулирование общественных отношений.

●Мораль (нравственность) - система исторически определенных норм, взглядов, принципов, оценок, убеждений, выражающихся в поступках людей, регулирующих их действия с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого, честного и бесчестного, поощряемого и порицаемого, благородства, совести, порядочности и других аналогичных нравственных критериев.

Единство права и морали заключается в следующем:

Содержат элементы культуры

2) являются универсальными регуляторами поведения людей, имеют способность проникать в различные области общественной жизни;(регулятивный х-тер)

3) право и мораль являются многомерными образованиями, имеющими сложную структуру, которая состоит из одинаковых и взаимодействующих между собой элементов; (системность)

4) право и мораль действуют в едином «поле» социальных отношений;

5) право и мораль служат общей цели – совершенствованию и упорядочению общественной жизни, регулированию поведения людей.

6) право и мораль являются социальными регуляторами, имея отношение к проблемам свободной воли индивида и его ответственности за свои действия. (социальный х-тер)

Тесное единство и взаимосвязь права и морали определяют и их социальное и функциональное взаимодействие, проявляющееся в следующем:

1) помогают друг другу в упорядочении общест. отношений, в формировании у людей установленной юр. и нравственной культуры;

2) правовые и моральные требования во многом совпадают: действия субъектов, осуждаемые и поощряемые правом, осуждаются и поощряются и моралью;

3) право обязывает соблюдать законы, к тому же стремится и мораль;

4) взаимодействие права и морали часто выражается в прямой идентичности их требований к человеку, в воспитании у него высоких гражданских качеств;

5) правовые нормы являются проводником морали, фиксируют и защищают моральные ценности;

6) мораль выступает в качестве ценностного критерия права. Нравственные нормы подключены ко всем этапам формирования и социального действия права. Также они выступают значимым фактором совершенствования правовой системы.

  Отличительные черты:

1) процесс формирования предписаний;

2) формы закрепления и выражения;

3) степень значимости;

4) система гарантий и санкций;

5) временной и тер-ый характер действия;

6)  связь с гос-ом.

 

Классификация НПА

1. По юридической силе нормативно-правовые акты подразделяются на: законы и подзаконные акты.
Виды законов: Конституция, ФКз, ФЗ,законы субъектов Федерации.
Виды подзаконных актов: Указы Президента РФ, постановления правительства, приказы, инструкции и положения министерств и ведомств, решения и постановления местных органов гос.власти, нормативные акты муниципальных органов, локальные нормативные акты.

2. В зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества нормативные акты разделяются на:
-нормативные акты гос. органов
-нормативные акты иных соц. структур (муницип.органов, акцион.общ.)
- нормативные акты совместного характера (госуд.органов и иных соц.структур)
- нормативные акты принятые на референдуме

3. В зависимости от сферы действия делятся на: общефедеральные, нормативные акты субъектов РФ, нормативные акты органов местного самоупр., локальные норм.акты.

4. В зависимости от срока действия норм. акты делят на: акты неопределенно длительного действия, временные нормативные акты.

5. По субъекту правотворчества, т.е. кто является инициатором данного НПА:

государственный орган; общественные организации; народ (референдум).

По сфере их распространения:

федеральные НПА; акты субъектов РФ; акты муниципальных органов; локальные правовые акты организаций, учреждений и т.п.

 

ЭТАП

§ принятие решения о подготовке проекта норм.акта;

§ формирование рабочей группы и разработка концепции проекта;

§ подготовка его текста;

§ предварительное обсуждение;

§ согласование содержания проекта норм. акта с различными организациями;

§ предварительное утверждение.

ЭТАП

§ внесение проекта норм. акта в правотворческий орган и принятие его на рассмотрение;

§ обсуждение проекта;

§ принятие и подписание норм. акта;

§ официальное оглашение, доведение до сведения адресатов.

Журнальный

а)хронологический- по дате принятия

б)алфавитно предметный- рубрики по алфавиту

в)системно-предметный- тематико-предметный –отделение массива законод-ва на конкретные отрасли, подотрасли и институты

2.Карточный -создание ряда карточек, т.е целой сист-мы

3.Автоматизированный(используется наиболее активно)- можно занести безграничный объем инфы, быстрое получение информации

Элементы:

-субъект –лица, наделенные провосубъектностью и реализующие в рамках ПО субъект.права и юрид.обязанности

Всех субъектов можно разделить на 3 группы:

1.Физ. лица- отдельные индивиды

2.Организации - гос. органы,гос. учреждения,гос. предприятия,органы МС, общественные объединения, хозяйственные организации.

3.Социальные общности- складываются из наций,народа, народности, населения региона, трудового коллектива.

Основных групп объектов:

1.материальные блага (вещи, имущество, ценности)

2.нематериальные личные блага (честь, жизнь, здоровье)

3.духовные блага (произведения литературы, искусства, живописи, музыки)

4.услуги и их результаты (строительство дома, ремонт электроприборов, перевозка)

5.ценные бумаги и официальные документы (облигации, акции, лотерейные билеты, деньги)

Юридические (специальные).

К материальным относятся жизненные интересы и потребности людей, под влиянием которых они вступают в соответствующие пра­воотношения. В самом широком смысле под материальными предпо­сылками понимается система социально-экономических, культурных и иных обстоятельств, обусловливающих объективную необходимость правового регулирования тех или иных общественных отноше­ний. К материальным предпосылкам можно отнести также наличие объекта правоотношения (то, по поводу чего лица вступают в данные юридические связи), не менее двух субъектов (ибо само с собой лицо вступить в правоотношение не сможет), и соответствующее поведение участников правоотношений.

К юридическим предпосылкам относятся:

· норма права;

· правосубъектность;

· юридический факт (как реальное жизненное обстоятельство). Без названных предпосылок правоотношение невозможно.

 

Особенности:

1. в большей мере проявляются в виде отрицательных льгот (освобождение от выполнения отдельных обязанностей — уплаты налогов, пошлин, свидетельский иммунитет и т. п., освобождение от ответственности).

2. цель- обеспечение выполнения м/н, гос. и общ. ф-ций, служебных офиц. обяз-ей.

3. круг лиц четко определен нормами м/н права, Конст. и законах.

4. весьма многообразны

Виды:  

1. в зависимости от природы реализуемых ими функций-  м/н, гос-ые и общ-ые;

2.  в зависимости от сферы их осуществления — на межгос-ые и внутригос-ые;

3.  в зависимости от их характера — на материально-правовые (освобождение долж. лиц Совета Европы от обложения налогами окладов и вознаграждений, выплачиваемых Советом Европы) и процессуально-правовые (неприкосновенность депутатов)

4. в зависимости от объекты обеспечения  — на личную неприкосновенность, неприкосновенность служебных и жилых помещений, неприкосновенность имущества, служебной переписки, архивов и т.д.

 

Уровни:

Первый уровень - обыденное правосознание- свойствен основной массе общ-ва, формируется на базе повсед. жизни гр-н в сфере прав.регул-ия.

Второй уровень - профессиональное правосознание- складывается в ходе спец. подготовки, в процессе осуществления практ. юрид. деят-ти.

Третий уровень - научное, теоретическое правосознание- характерно для исследователей, научных работников, занимающихся вопросами прав. регул-ия общ. отн-ий.

Виды правосознания:

1.По степени общности:

- Индивидуальное - складывается под влиянием, как внеш., так и внутр. факторов

 - Групповое - правовые представления и чувства тех или иных социальных групп, классов, слоев общества, профессиональных сообществ

- Массовое - характерно для нестабильных, временных объединений людей (митинги, демонстрации)

- Общественное - правосознание макроколлективов (население страны, континента, исторической эпохи).

2.По глубине отражения:

- научное (доктринальное) - наиболее адекватно отражает фактическое положение дел в правовой сфере

- профессиональное - близко к научному, суждение о праве юристов ценность их мнений в доказательности, компетентности, убедительности.

- обыденное -  первичный уровень правосознания, знания субъекта о праве формируются под влиянием повседневной жизни

 

Виды:

ПК общ-ва определяется уровнем правосознания и прав. активности общ-ва, степенью прогрессивности и эффективности юрид. норм.

ПК соц-ой группы может отличаться в зависимости от характера этой группы.

ПК личности формируется прежде всего образованием, которое человек получает, и образом жизни, который ведет.

* Из правовой культуры каждого человека в совокупности формируется правовая культура социальных групп и правовая культура всего общества.

Уровни:

Обыденный уровень - характеризуется отсутствием системных правовых знаний и юридического опыта; ограничен повседневными рамками жизни.
Профессиональный уровень - складывается у практикующих юристов, свойственна более высокая степень знания и понимания правовых проблем, задач, целей, а также проф. поведения.
Доктринальный уровень - опирается на знание всего механизма прав. регул-ия, а не отдельных его направлений.

 

Виды:

Регулятивная- решаются индивид. конкр. управлен. дела и вопросы организ, хозяйст, соц-культур, оборонного, внутр и внешнеполит хар-ра, реализуются права и законные интересы гр-н, гос.органов, предприятий, учреждений и орг-ий в сфере гос. упр-ия.

Правоохранительная- направлена на охрану урегулированных юрид. нормами управл. отн-ий, их неприкос-ти

Стадии:

1. уст-ие факт.обст-в юрид.дела- вкл. в себя различные события, которые отн-ся к прошлому, подтверждаются док-ми, т.е. матер. и нематер. следами прошлого. Требования к док-м: относимость - для анализа принимают только знач. док-ва для данного дела; допустимость- должны использоваться только те док-ва, кот. получены в соотв. с офиц.требованиями сбора док-в; полнота- уст-ие всех без исключения обст-в, имеющих значение для дела.

2. выбор и анализ прав. нормы, подлеж.применению

3. принятие решения по юрид.делу и его юрид.оформлению.

 

Способы устранения:

1.принятие нового актавзамен коллизирующих или отменаодного из противоречащих друг другу актов.

2.разработка коллизионных норм и принципов,уст-иъ юрид.приоритеты

3.судебный порядокрассмотрения споров в коллизионных ситуациях

4.судебные толкования

5. опротестованиеактов органами прокуратуры в уст-ом порядке

6. согласительно-примирительныепроцедуры

7. введение временных или специальных режимов- включение приостановление действия какого-либо акта или функц-ия отд. органа или долж. лица

Конкуренция норм – это ситуация, когда общественно опасное деяние подпадает под признаки нескольких уголовно-правовых норм, хотя совершено одно преступление.

При конкуренции обе правовые нормы запрещают то или иное поведение. При коллизии возникает прямое противоречие между нормами, когда одна из них запрещает, а другая, наоборот, разрешает то же самое поведение.

 

Признаки:

-субъект действует в пределах юрид. предписаний, соблюдая их требования

-сознательно-волевой хар-р - правомерное поведение- выражение совокупности осознаваемых индивидом мотивов, целей, осознания наступления возможных неблагопр. последствий выраженных в форме юрид.ответ-ти

-соц-ая полезность правомерного поведения

- представляет собой совокупность внеш. и внутр. стороны деят-ти индивида

Виды:

1.по степени соц-ой полезности:

Необходимое- отличается повышенной соц-ой значимостью, необходимо в силу того, что затрагивает жизненно-важные устои об-ва

Желательное- не имеет столь высокой значимости, однако, благотворно влияет на развитие и функ-ие социума, в силу этого гос-во заинтересовано в стимулировании 6

Соц-допустимое- не затрагивает сущ=х интересов, не приносит сущ-ой пользы, но не яв-ся соц.вредным

2.в зависимости от соц.значимости:

Соц.-активное- основывается на восприятии прав. норм, как наиб.целесообр., по сравнению с др.соц. регуляторами, ориентирами поведения, высокая степень организ-ти и дисцип-ти личноти

Традиционное/обычное- основывается на убеждениях и принципах, сформ-ся у личности в результате воздействия комплекса факторов: воспитание, влияние соц-ой среды, образование и т.д., лицо реализует право в силу того, что жить в соотв. с правом означает жить правильно

Конформистское- предполагает реализацию права по принципу: делаю, как все или б-во, яв-ся следствием приспособления личности к внеш. обст-м

Маргинальное- правомерное поведение, основанное на страхе наказания, угрозы принуждения и негат.санкций, кот.яв-ся факт.единст.обст-м удерж-м маргинала от совершения правонарушения.

 

Гарантии:

А. Общие гарантии- экономические, политические, идеологические, социальные, общественные

Б. Специальные юрид.гарантии.

Специальные юридические гарантии- этосовокупность уст-ых законод-ом способов и средств, направленных па предупреждение, устранение и пресечение правонарушений, на охрану и обеспечение прав и свобод личности, других субъектов права.

Виды:

1. средства выявления правонарушений- деят-ть прокуратуры, Конст.Суда и т.д., цель-пресечение и устранение последствий правонарушений

2. меры защиты- возмещение вреда, взыскание алиментов и т.д.

 3.правосудие

 4.юридическая ответственность- результативность юрид.ответ-ти определяется неотвратимостью наказания, а не его жестокостью.

5.меры пресечения- обыск, задержание, приостановление работы и т.д.

6. средства предупреждения правонарушений.

 

Теория государства и права в системе общественных наук.

Наука- это систематизированное знание об окружающей среде.

Науки делятся: 1. Естественные- изучаю реальность, понятия, принципы, которые не зависят от воли и сознания человека. 2. Социальные- изучают отношения, возникающие в обществе. 3. Технические- изучают искусственные средства и механизмы, создаваемые человеком для улучшения условий его жизни.

ТГП находясь в системе гуманит. наук тесно взаимод.с философией, социол., экономич. теорией, историей.

Все эти науки по отношению к ТГП являются науками более общими т.к. они изучают более общие вопросы и предметы этих наук шире, чем предмет ТГП.
Сама же ТГП по отношению к этим наукам является частной наукой т.к. предмет ТГП не выходит за рамки гос-правовых явлений. ТГП очень тесно связана с различными гуманитарными науками и в первую очередь с общими гуманитарными науками. Гуманитарные науки изучают общество, человека, социальные отношения и институты.

1. Так, с помощью философии вырабатываются мировоззренческие позиции ТГП, в результате чего последняя вооружается общей методологией познания государственно-правовой действительности.

2. Социология, напротив, более приближена к практике, так как это наука об обществе в целом, социальных процессах. Она рассм. влияние различных соц. факторов на гос-во и право, кот. не явл.ее исключительным объектом изучения.

3. Политология как наука о политике, политических процессах, политических нормах и т. д. изучает политику шире, чем юридическая наука, в том числе политические системы мира, политические партии, политическую культуру, нормы политической этики и др. тгп изуч. гос-во как элемент полит. системы, а право как способ регулир. полит. процессов и явлений.

4. Тесная связь существует между тгп и эконом. наукой, поскольку развитие госуд.-правовых явлен. во многом зависит от эконом. факторов. Поэтому тгп исп. разработки эконом.науки, кот. позволяют глубже познать гос.-правовые явления. В частности, тгп опред. пределы зависимости гос-ва и права от экономики, способы правового управл.эконом. жизнью общества.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 36; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.147.190 (0.092 с.)