Основные подходы к определению «психологическая помощь». Классификация психологической помощи. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные подходы к определению «психологическая помощь». Классификация психологической помощи.



Отличия психолога-профессионала от «психолога-любителя». Особенности позиции практического психолога по отношению к клиенту.

Условно можно выделить следующие принципиальные отличия психолога-профессионала от «психолога-любителя»:

1. Наличие теоретической базы у специалиста, где главное -- систематизированные, обобщенные представления о психике и психологии. У «любителя» могут быть достаточно обширные психологические знания.

2. Опора специалиста на метод научного познания, позволяющий ему не только ориентироваться в многообразных научных проблемах, но и уметь находить их для себя там, где обыватель их просто не способен увидеть.

3. Использование специалистом специальных разработанных в психологии средств - методик. Если любитель в основном опирается на свои имеющиеся таланты, то специалист в случае необходимости как бы компенсирует возможное отсутствие у себя некоторых талантов удачно выбранной методикой.

4. Особая ответственность психолога-профессионала. Если «любитель», помогая своим знакомым, обычно берет всю ответственность «на себя», то задача профессионала более сложная - постепенно формировать чувство ответственности у консультируемых клиентов.

5. Психолог-профессионал поддерживает связь со своими коллегами, а также - с бывшими сокурсниками, преподавателями, со смежными специалистами и т.п. Естественно, всего этого лишен психолог - «любитель».

6. Наличие у психолога-профессионала документа о психологическом образовании.

7. Особый профессиональный такт и следование профессионально-этическим нормам у психолога-профессионала.

8. Способность к профессиональному развитию и саморазвитию психолога-профессионала.

9. Развитая профессиональная психогигиена труда у психолога-специалиста.

10. Важная характеристика психолога-профессионала - осторожное и критичное отношение к существующим и нарождающимся в немалых количествах новым методам, претендующим зачастую на то, чтобы считаться психологическими, но при этом базирующихся на системах представлений, таковыми исторически не являющихся и чаще всего в той или иной мере популистских в своих приложениях.

Основные принципы работы практического психолога с клиентом: принцип ненанесения ущерба испытуемому. Принцип беспристрастности психолога. Принцип осведомленного согласия. Принимай человека таким, каков он есть. Принцип конфиденциальности. Принцип профессиональной компетентности. Соблюдай меру взаимного откровения с клиентом, не позволяй ему рассказывать о себе самые сокровенные свои тайны. Не отнимай у клиента права самому отвечать за свои права и поступки.Принцип добровольности участия в психологических процедурах и т.д.

 

Задачи и формы психологической помощи. Структура процесса принятия человека человеком.

Задачи:

Помочь клиенту осознать стиль своей жизни (или отдельную ситуацию), разобраться в ней.

Помочь клиенту осознать переживаемые эмоции, не убегать от них, отдавать себе отчет в том, что происходит.

Подводить к пониманию общих существующих процессов и парадоксов жизни. Как клиент сам создает существующие противоречия? Какие у него основные иллюзии?

Помочь клиенту найти ресурсы в самом себе. Определить совместно возможности и пределы возможностей.

Гармонизация жизни клиента через понимание того, как его проблема отражается во всех измерениях (здоровье, взаимоотношения, профессиональная реализация).

Конкретные задачи психологической работы определяются характером проблем клиентом и его запросом.

Психологическая помощь разделяется на следующие формы: психокоррекция, психологическое консультирование, тренинг и психотерапия.

Психологическая коррекция: является направленным психологическим воздействием на определенные психологические структуры для обеспечения всесторонне эффективной и полноценной жизнедеятельности человека в данный момент и в дальнейшем, симулирования способности к развитию.

Психологическое консультирование – это деятельность профессионального психолога, направленная на оптимизацию психической активности консультируемого, преодоление его неприятных психических состояний, психологических затруднений, помощь в организации его самовоспитания.

Психологический тренинг. Его целями являются: личностный рост, обучение разнообразным психологическим техникам, отработка новых вариантов поведения в известных ситуациях. 

Психотерапия. В круг ее задач входят собственно лечебные, лечебно-профилактические и лечебно-реабилитационные действия.

 

Требование внутренней согласованности теории, технологии, техник, оценки эффективности при выборе концепции и осуществлении психологической помощи.

Внутренняя согласованность

В этом критерии заключено следующее условие: теория должна быть свободна от внутренних противоречий. То есть хорошая теория должна объяснять несхожие между собой феномены, следуя внутренне логичному методу. Заслуживающая внимания теория также должна состоять из положений и определений, которые последовательно согласуются друг с другом. В целом, теории личности вполне удовлетворяют этому стандарту, и в тех случаях, когда обнаруживаются противоречащие друг другу предсказания, их истоки обычно можно проследить в недопонимании исследователем исходных положений теории. Имея ряд гипотез о природе человека, вполне возможно вывести теорию личности, концепции и положения которой логично согласуются между собой.

При квалифицированном использовании того или иного метода должна быть соблюдена определенная техника. Очевидно, что это одновременно требование к качеству подготовки, опыту, квалификации психотерапевта, что не всегда учитывается. И метод аутогенной тренировки, и метод групповой психотерапии «в руках» психотерапевтов с различной степенью квалификации, естественно, дадут различные результаты.

Изучение эффективности следует проводить на гомогенном материале. Обычно же исследуют группы больных, включающие первичных пациентов и тех, кому до этого времени не помогали никакие другие методы лечения, группы амбулаторных больных и госпитализированных, с острым и затяжным течением и т. д.

Группа пациентов, создаваемая для оценки эффективности психотерапии, должна формироваться методом случайной выборки. С этической точки зрения это возможно в том случае, когда число больных превышает реальные возможности обеспечить их психотерапевтической помощью.

Оценка эффективности психотерапии не должна проводиться тем лицом, которое осуществляет лечение, здесь необходим независимый наблюдатель. Это требование очень важно, так как при этом элиминируется влияние на оценку отношения пациента к врачу; можно предполагать, что больной будет более искренне оценивать эффективность лечения.

Требование внутренней согласованности теории, технологии, техник, оценки эффективности при выборе концепции и осуществлении психологической помощи.

Основные подходы к определению «психологическая помощь». Классификация психологической помощи.

Психологическая помощь — емкое понятие, содержание которого включает в себя многообразие теорий и практик, варьирующихся от специфического применения такого метода социологических обследований, как глубинное интервью, до многообразных техник социально-психологического тренинга, понятий и методов, восходящих к медицинской психотерапии, без которых тонкая живая ткань отношений психолога-консультанта и его клиента может легко разрушиться, а сама психологическая помощь — превратиться то ли в морализаторство, то ли в простое выражение сочувствия.

Психологическая помощь классифицируется по разным показателям:

По времени действия:

- Неотложная - необходима при сложных психических состояниях, возможности суицида, случаях насилия, в ситуациях острого горя. – Продолжительная - полезна при возникновении трудных жизненных ситуаций, психологических кризисов, конфликтов.

По направленности:

- Личностно-ориентированная,направленная непосредственно на клиента, на его обращение за помощью. Здесь определяющим является активность клиента в процессе консультирования.

- Проблемно-ори­ентированная - ответ на сложившуюся или на прогнозируемую неблагоприятную для человека ситуацию.

По пространственной организации:

- Контактная, когда беседа происходит лицом к лицу клиента с психологом.

- Д дистантная, которая подразделяется на телефонную, виртуальную с помощью Интенета и письменную и допускает отсутствие прямого контакта.

По выполнению функций консультантом:

- Диагностическая заключается впостановке диагноза, составлении психологического портрета клиента.

- Диспетчерская - направление к конкретному специалисту: психотерапевту, психиатру и т. п.

- Информационная — быстрое проникновение в проблему, точность определения и понимания ее сути, информирование человека о действенных следствиях. -Коррекционная - устранение симптомов или причин дезадаптации, когда подозреваются существенные отклонения и обнаруживаются внутренние проблемы человека.

Консультативная - оптимальное разрешение «рабочих» вопросов повседневности, так называемых «нормативных» затруднений.

Терапевтическая - процесс лечения психологическими средствами расстройств и конфликтов, затрагивающих глубокие слои личности.

По количеству участников:

Индивидуальная (когда по личностным, социальным или общественным причинам групповая форма не представляется возможной).

Групповая (акцент делается на развивающей, обучающей программе или, при необходимости, социальной поддержки группы участников). По вмешательству консультанта:

Директивная - указующая, дающая советы, как жить, нравоучительная.

Недирективная - «идущая» за клиентом

 

 

2 Понятие академической, прикладной и практической психологии. Бытовая и профессиональная психологическая практика.

Академическая психология - это система теорий, методов и исследований, признанная большинством научного сообщества и утвержденная в качестве эталона экспертным сообществом государственной академии или другой научной специализированной отраслевой головной организацией. Академическая психология печатается в специальных ваковских журналах, в ней важны авторитетные ссылки, возможность защиты диссертаций и другие статусные моменты. Не академическая психология - не принятая в академическую среду или не стремящаяся туда попадать.

Фундаментальная наука - это наука ради науки. Это часть научно-исследовательской деятельности без определенных коммерческих или других практических целей. Прикладная наука - это наука, направленная на получение конкретного научного результата, который актуально или потенциально может использоваться для удовлетворения частных или общественных потребностей.

Теоретическая психология изучает психологические закономерности и в лучшем случае вырабатывает практические рекомендации общего плана для специалистов-прикладников.

Практическая психология - психология, направленная на практику и ориентированная на работу с населением: занимающаяся просветительской работой, предоставляющая населению психологические услуги и психологические товары: книги, консультации и тренинги.

Психологическая помощь может быть бытовой и профессиональной.

В первом случае психологическую помощь человек, нуждающийся в ней, оказывает себе сам, либо это делает кто-то из его окружения, кому он доверился. Роль бытовых психологов нередко вполне успешно выполняют родственники, друзья или прежде незнакомые люди, например пассажиры в купе поезда дальнего следования. «Бытовыми психологами» могут быть представители любой профессии и даже люди без какого то бы ни было специального образования, но чаще это удается людям, которым по роду их профессиональной деятельности приходится работать с другими людьми и которые обладают навыками общения: педагогам, медицинским работникам, служителям культа различных конфессий, юристам и т.д. Главными навыками «бытовых психологов» являются умения слушать и разделять чувства другого человека и уже поэтому им удается расположить собеседника к доверительному общению, к рассказу о его психологических проблемах. Суть такой помощи зачастую сводится к тому, что человек ощущает временное облегчение от проговаривания собственной проблемы, от разделения негативных чувств с другими людьми, от возможности поделиться своими психологическими трудностями с окружающими.

Профессиональная психологическая помощь оказывается только специально подготовленными профессиональными психологами или профессиональными психотера-певтами, психиатрами, если они прошли специальную психологическую подготовку.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 245; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.45.162 (0.014 с.)