Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Монгольский способ лечения (мон-гол-мэ'и-рца-сал-'а-но)
Теплая ванна из желтой воды, молока, кумыса, вина, чая, каменной соли, полыни холодной является лучшим средством при болезнях почек, плохой крови, проникновении и распространении «желтой» лимфы по сосудам, дрожи в руках и ногах, подагре, ревматизме, отечности ног, болезнях «белых» каналов и «желтой» лимфы, болях в тазобедренных суставах и т.п.
КРОВОПУСКАНИЕ (ГТАР-ДНГОС)
Для определения хорошей и плохой крови нужно за 3 дня (до кровопускания) дать порошок, разделяющий [хорошую и плохую кровь]. Гнилая кровь и здоровая кровь находятся в состоянии, похожем на смесь молока и воды. [Поэтому необходимо назначать] отвар из трех плодов, сходный (по действию) с срин-бу-падма. Для разделения «ветра» и жара назначают отвар корней софоры желтоватой. Для разделения «слизи», «ветра» и крови - отвар корней девясила высокого. Для разделения больной крови, здоровой крови и осадка - отвар древесины бузины маньчжурской и плодов эмблики лекарственной. Для подготовки больному назначают 3, 5, 6, 7 приемов «миробалана-7» (отвар). Для непосредственного кровопускания необходимо знать сосуды, соответствующие плотным и полым органам. После процедур необходимо дать восстанавливающее лекарство. Кровопускание применяют при распространенном, путаном, инфекционном жаре, отеках, ранах, подагре, «сурья», опоясывающем лишае, «желтой» лимфе, проказе и других болезнях, обусловленных жаром, кровью и «желчью». Кровопускание противопоказано при: неврогенных заболеваниях, истощении, беременности, после родов, «белом» отеке, чахотке, недостатке «огненной теплоты», болезнях, обусловленных «слизью» и «ветром» [...].
ПРИЖИГАНИЕ (МЭ-БЦА'-СПРА-БА-БТАБ-ПА)
Прижигание рекомендуется при болезнях холода, обусловленных «слизью» и «ветром» и распространяющихся по каналам, а также при болезнях «желтой» лимфы. Противопоказано при болезнях «желчи», жара, крови, болезнях кожи, носа, ушей, глаз, рта, а также при болезнях половых органов мужчин и женщин [...].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В сочинениях по традиционной медицине монгольских авторов (XVII-XX вв.) отражен опыт медиков, опиравшихся на традиции тибетской и собственной народной медицины. Среди них особое место занимает трактат «Дзэйцхар Мигчжан» монгольского автора Жамбалдоржи. Это сочинение - своеобразное иллюстрированное фармакогностическое руководство. Расшифровка тибетских названий из указанного источника позволяет использовать эти данные для последующей работы с рецептурными справочниками, составленными в Монголии и Бурятии.
Фармакотерапия традиционной медицины Тибета и Монголии учитывала многие особенности организма человека, прежде всего характер патологического процесса, конституциальное строение, возраст больного, климатические условия и т.д. При выборе правильной модели лечения, лекарственных средств и физических методов лечения медики традиционной медицины учитывали динамику и клинические формы проявления заболевания, конструируя оптимальную композицию препаратов для восстановления гомеостаза. Современных исследователей традиционой восточной медицины интересуют прежде всего принципы составления сложных лекарственных препаратов природного происхождения. В традиционной медицине Востока лечебная эффективность многосоставных препаратов определялась четырьмя факторами: вкусом, силой действия каждого компонента, усвояемостью (действием после всасывания), суммарным эффектом всего комплекса. На начальных стадиях острых заболеваний использовались малокомпонентные, а при хронических-многокомпонентные смеси. Первые назначались по принципу коррекции системных нарушений и являлись базой для конструирования многосоставных смесей путем добавления к основному составу дополнительных ингредиентов по системно-органному и симптоматическому принципу с учетом их тропности. Проанализировав, в частности, рецептурные прописи, применявшиеся при заболеваниях печени и расстройствах «желчи», мы выделили несколько групп лекарственных средств: средства, тропные для лечения, восстанавливающие функциональную и морфологическую структуру; средства антитоксического, противовоспалительного и желчегонного действия; средства, воздействующие на функционально связанные системы и органы; симптоматические и адаптогенные средства. В традиционной медицине Монголии еще в XIX в. существовала проблема заменителей. Некоторые замены, названные нами традиционными, непосредственно обсуждаются в трактате «Дзэйцхар Мигчжан». Иногда Жамбалдоржи приводит описания и изображения разных растений или их частей, известных под одним и тем же названием. Одно из растений оказывается тибетским или индийским, тогда как другое - местным монгольским. Применение разных растений часто совпадает, но иногда различается.
Второй, более поздний, тип замены осуществлялся в процессе практической деятельности представителей отдельных медицинских школ Монголии. Эти замены письменно не зафиксированы, но легко устанавливаются опросным методом. Именно с ним столкнулись современные исследователи, изучавшие живую практику монгольских лам-медиков, что получило соответствующее отражение в публикациях (Хайдав, Чойжамц, 1965; Ламжав и др., 1971; Хайдав с соавт., 1985 и др.). Были обнаружены существенные различия в составе «лекарственной флоры», что, очевидно, указывает на эволюцию традиционной медицины монголов. Изучение разделов, посвященных лекарственным растениям, монгольских медицинских источников дает возможность сделать заключение, что в них, наряду с индийским, тибетским и китайским сырьем, даны описания лекарственных растений Монголии, которые были впервые введены в практику традиционной медицины, На основании сравнительно-сопоставительного анализа описаний клинических проявлений и соответствующих фармакотерапевтических предписаний нами оценивалась не только общая лечебная направленность того или иного препарата, но и каждого ингредиента. Это позволило нам рекомендовать отдельные растения и некоторые лекарственные сборы в виде отваров и экстрактов для химических и фармакологических исследований. Такой принцип отбора лекарственных средств для экспериментальной проверки использовался нами при анализе многих заболеваний, описанных в медицинских трактатах тибетских и монгольских авторов.
Приложение 1.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 59; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.23.30 (0.011 с.) |