Характеристика наиболее известных дидактических систем и авторских школ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика наиболее известных дидактических систем и авторских школ



 

В 80-х гг. прошлого века явно обострилось несоответствие между результатами, которые давало образование и насущными потребностями времени. На путях поиска альтернативы массовому традиционному образованию сложились современные дидактические системы и авторские школы. В.А. Сластенин так определяет эти понятия: авторская школа - это творческое воплощение одной или нескольких идей ("опережающее обучение", комментирование - С.Н. Лысенкова; "опорные сигналы" - В.Ф. Шаталов); дидактическая система - построение всего педагогического процесса на основе оригинальной концепции (Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, П.Я. Эрдниев и др.).

Одна из распространенных дидактических систем - это развивающее обучение, которое базируется на понятии "зоны ближайшего развития" советского психолога Л.С. Выготского. Развивающее обучение сместило образовательные акценты от изучения учениками материала по предметам на их учебную деятельность по развитию творческого мышления. Развивающее обучение стало разрабатываться с конца 50-х годов в двух научно-практических коллективах, созданных Л.В. Занковым и Д.Б. Элькониным. Рассмотрим дидактические принципы концепции Л.В. Занкова:

·   Обучение на высоком уровне трудности. Преодоление трудностей в "зоне ближайшего развития".

·   Ведущая роль теоретических знаний. Не простое изучение теории, а раскрытие материала существенных связей.

·   Высокий темп изучения материала.

·   Осознание школьниками процесса учения.

·   Систематическая работа над развитием всех учащихся.

Дидактические принципы концепции В.В. Давыдова - Д.Б. Эльконина:

К вышеперечисленным следует добавить следующие:

·   Учебная деятельность ученика нацелена не на чувственное наблюдение или эмпирическое мышление, а на абстрактно-теоретические формы мышления.

·   Основным методом обучения выступает способ восхождения мысли ученика от абстрактного к конкретному.

·   Школьники не создают понятий, образов, ценностей и норм общественной морали, а присваивают их в процессе обучения.

Данные системы имеют обеспечение учебными программами и находят широкое применение на начальной ступени школы. В связи с этим очевидно, что нет преемственности в обучении, и школьники после уроков по развивающему обучению в начальной школе попадают в систему традиционного обучения. Об отрицательной стороне данной проблемы говорят многие педагоги. Действительно, новые модели обучения, в частности, развивающее обучение, требуют изменения всей концепции образования. Хуторской А.В., анализируя дидактические системы и авторские школы, обнаружил различия в целевой направленности применяемых систем обучения и разделил их в соответствии с доминирующей ориентацией на следующие 7 групп: личностно-ориентированные, природосообразные, культуросообразные, креативные, интенсивные, оргдеятельностные, ремесленные. Рассмотрим некоторые из них.

Личностно-ориентированные системы обучения основаны на внимании учителя к личности учащегося, помогающем ребенку лучше выразить себя по отношению к изучаемому предмету. Образование общечеловеческих качеств доминирует над узкими целями учебных курсов, которые выступают средством развития личности. Личностно-ориентированные системы обучения лежат в основе "Школы жизни" Ш.А. Амонашвили, человекообразующей методики обучения литературе Е.И. Ильина, системы поэтапного обучения физике на гуманистической основе Н.Н. Палтышева.

В основе природосообразных систем обучения лежат общие с личностно-ориентированным обучением признаки с той лишь разницей, что принцип природосооборазности проявляется наиболее ярко и противоположен принципам культуросообразности, "обществосообразности". В современном отечественном образовании данные подходы реализованы в технологии природосообразного воспитания грамотности А.М. Кушнира; В классах, ориентированных на педагогику Л.Н. Толстого, школы "Эврика-развитие" (г. Томск); в Школе Свободного развития А.В. Хуторского.

Для педагогов культуросообразных систем обучение трактуется в широком смысле - как образование Человека Культурного. Творчество детей имеет ярко выраженную внутреннюю мировоззренческую направленность, то есть любые продукты обучения рассматриваются и оцениваются с позиции личностного культурного созидания учащихся. К данным системам принадлежат Русская школа И.Ф. Гончарова, Школа диалога культур С.Ю. Курганова и В.С. Библера и др.

Поиск путей совершенствования обучения, в основе которого лежат ассоциативные теории, направлен на выявление путей и условий развития познавательной самостоятельности, активности и творческого мышления учащихся. В этом отношении показателен опыт педагогов-новаторов: укрупнение дидактических единиц усвоения (П. М Эрдниев, Б.П. Эрдниева), интенсификация обучения на основе принципа наглядности (В.Ф. Шаталов, С.Д. Шевченоко и др.), опережающее обучение и комментирование (С.Н. Лысенкова), повышение воспитывающего потенциала урока (Е.Н. Ильин, Т.И. Гончарова и др.), совершенствование форм организации обучения и взаимодействия педагогов и учащихся на уроке (И.М. Чередов, С.Ю. Курганов, В.К. Дьяченко и др.), индивидуализация обучения (И.П. Волков и др.). Ассоциативным теориям обучения, которые изначально не ориентированы на развитие творческого потенциала учащихся, противостоят теории, опирающиеся на деятельностный подход.

В последние годы активно ведутся разработки новых моделей обучения, построенных на информационных технологиях. Они дают возможности для реализации тенденций развития постиндустриального общества в современных дидактических системах. В основном информационные технологии обучения существую пока в виде проектов, но недалек тот день, когда возникнут конкретные модели обучения на основе использования компьютера и сети Интернет. По мнению Е.С. Полата, приоритет, как и в традиционной школе, останется за самостоятельными видами познавательной деятельности. Широкое использование различных источников информации, включая информационно-образовательные ресурсы Интернет, станет привычным делом.

Насущной необходимостью сегодняшней дидактики при многообразии дидактических систем и моделей является научная систематизация опыта. Поиск путей совершенствования образования многими исследователями связывается с использованием категории "контекст", что означает соединение, сцепление, некое целое, связывающее и объясняющее явления, факты, события.

Теоретический анализ содержания образования позволяет исследователям выделить в его структуре следующие контексты: социокультурный (образовательный текст), дидактический (учебно-педагогическое взаимодействие, образовательная среда) и контекст личностной значимости. Социокультурный аспект представляет собой совокупный общественно-исторический опыт, накопленный человечеством и выступающий предпосылкой и результатом становления человека и личности как субъекта социальных отношений. Особенности реализации социокультурного контекста представлены в целом ряде работ (Н.В. Бордовская, А.А. Реан, Н.Б. Крылова, И.С. Якиманская и др.)

Педагоги Н.В. Бордовская и А.А. Реан, рассматривая модели обучения в социокультурном аспекте, выделяют следующие образовательные модели:

·   Модель образования как государственно-ведомственной организация, как самостоятельное направление в ряду других отраслей хозяйства.

·   Модель развивающего обучения (В.В. Давыдов, В.В. Рубцов) - организация образования как особой инфраструктуры через широкую кооперационную деятельность образовательных систем разного ранга.

·   Традиционная модель как модель систематического академического образования (Ж. Мажо, Л. Кро, Ж. Капель, Ч. Финн и др.)

·   Рационалистическая модель (П. Блум, Р. Ганье, Б. Скиннер) предполагает такую организацию, которая прежде всего обеспечивает усвоение знаний.

Таким образом, сегодня в Росси существует множество дидактических систем, моделей обучения и авторских школ. Анализируя дидактические системы и авторские школы, мы обнаружили различия в целевой направленности применяемых систем обучения и разделили их в соответствии с доминирующей ориентацией следующим образом: личностно-ориентированные, природосообразные, культуросообразные, креативные, интенсивные, оргдеятельностные, ремесленные. Процесс образования новых моделей и дидактических систем продолжается. Особый интерес в образовании и развитии новых моделей обучения представляет использование информационных технологий.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 59; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.193.158 (0.005 с.)