Глава 1. Общая характеристика зарубежных дидактических систем как форм организации обучения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Общая характеристика зарубежных дидактических систем как форм организации обучения



Содержание

Введение

Глава 1. Общая характеристика зарубежных дидактических систем как форм организации обучения

1.1 Зарубежные дидактические системы прошлого

1.2 Современные зарубежные дидактические системы

1.3 Зарубежные системы, отражающие тенденции развития современного отечественного образования

2. Характеристика отечественных дидактических систем и моделей обучения

2.1 Становление и развитие отечественных дидактических систем

2.2 Характеристика наиболее известных дидактических систем и авторских школ

2.3 Перспективы развития современных отечественных дидактических систем и моделей обучения

Заключение

Список использованной литературы


Введение

 

Данная работа посвящена рассмотрению дидактических систем и моделей обучения. Дидактические системы как выделенные по определенным критериям целостные образования уже давно являются объектом пристального внимания и изучения как зарубежных, так и отечественных ученых. Этой области педагогики посвятили свои труды такие ученые и мыслители как Я.А. Коменский, И.Ф. Гербарт, Д. Дьюи, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, М.Н. Скаткин и многие другие.

Изучение дидактических систем и моделей связан с основными тенденциями развития образования в мировой отечественной практике. Одна из причин: неудовлетворенность многих стран результатами школьного образования, которая привела к необходимости его реформирования. С этой целью важно выработать стратегическое направление развития системы общего среднего образования на перспективу. В связи с этим необходимо иметь конкретное представление об особенностях дидактических систем и моделей обучения, а также иметь четкие критерии того, каков должен быть учащийся на выходе из школы.

Доктор педагогических наук профессор Е.С. Полат пишет: "Общество информационных технологий, или, как его называют, постиндустриальное общество, в отличие от индустриального общества конца 19 - середины 20 веков, гораздо в большей степени заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни".

Еще недавно решить эти задачи не представлялось возможным в силу отсутствия реальных условий для их выполнения при традиционном подходе к образованию, традиционных средствах обучения, в большей степени ориентированных на классно-урочную систему занятий. За последние 10-15 лет такие условия если не созданы, то создаются в разных странах с разной степенью успешности. Это условия, которые смогут обеспечить следующие возможности:

1. Вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс, причем не пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности, применение приобретенных знаний на практике и четкого осознания, где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены;

2. Совместной работы в сотрудничестве при решении разнообразных проблем, когда требуется проявлять соответствующие коммуникативные умения;

.   Широкого общения со сверстниками из других школ своего региона, других регионов стран и даже других стран мира;

.   Свободного доступа к необходимой информации в информационных центрах не только своей школы, но и научных, культурных, информационных центрах всего мира с целью формирования собственного независимого, но аргументированного мнения по той или иной проблеме, возможности её всестороннего исследования;

.   Постоянного испытания своих интеллектуальных, физических, нравственных сил для определения возникающих проблем действительности и умения их решать совместными усилиями, выполняя подчас разные социальные роли;

Другими словами, школа должна создать условия для формирования личности, обладающей качествами, о которых говорилось выше. И это задача не только и даже не столько касается содержания образования, сколько используемых технологий обучения. Обучение как образовательное явление происходит в результате функционирования различных систем, состоящих из взаимно связанных элементов, например: Учитель - ученик - их совместная деятельность; Ученик - окружающий мир - их взаимопроникновение; Цели - принципы - содержание - формы и методы - средства обучения;

Отдельные элементы подобных систем, в свою очередь образуют новые системы или подсистемы. Обучение как многообразный процесс описывается различными системами, зависимыми от изначальных дидактических моделей.

В связи с вышесказанным, определим объект нашего исследования: изучение различных дидактических систем и моделей обучения. Предметом исследования будут особенности, характерные для различных дидактических систем и моделей. Объект и предмет нашего исследования касаются как мировой, так и отечественной педагогической практики и теории. Определим цель нашей работы - это изучение и анализ дидактических систем и моделей обучения. Вышеназванная цель предполагает решение следующих задач:

1. Охарактеризовать зарубежные дидактические системы прошлого.

2. Рассмотреть основные положения новой дидактики.

.   Охарактеризовать зарубежные системы, оказавшие влияние на отечественную педагогику

.   Произвести анализ отечественных дидактических систем и моделей обучения

5. Рассмотреть современные отечественные дидактические системы

6. Определить перспективу развития дидактических систем и моделей в современном российском образовании.

Данные задачи решаются в рамках отдельных глав. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

дидактическая система авторская школа


Заключение

 

Рассмотрев дидактические системы и модели обучения, мы делаем следующие выводы:

Исследователи выделяют следующие дидактические системы: традиционную, педоцентрическую и современную. Каждая из этих дидактических систем на определенном этапе играла ведущую роль.

Зарубежные дидактические системы Гербарта (традиционная) и Дьюи (педоцентрическая) в свое время давали неплохие результаты, но ни одна из этих систем не отвечала требованиям быстротекущей жизни. Современные зарубежные дидактические системы и модели обучения обеспечивают активную познавательную и исследовательскую деятельность учащихся и отличаются между собой социальными, религиозными, общественно-экономическими и иными основаниями. Школа является средством подготовки детей к жизненному самоопределению.

Отечественная дидактика развивалась и развивается в сопряжении с мировыми теориями обучения, некоторые из них оказали и продолжают оказывать существенное влияние на характер обучения в российских школах. Дидактические системы Монтессори, Вальдорфской школы, основанные на природосообразности, личностно-ориентированном подходе и творческой направленности обучения, во многом отражают принципы современной отечественной дидактики, однако они не нашли широкого применения в России. Советский период дидактики характеризуется достаточно общей и единообразной системой обучения, в которой совершенствовались отдельные дидактические и методические направления.

В конце 20 века явно обострилось несоответствие между результатами, которые давало образование и насущными потребностями времени. В современной России существует множество дидактических систем, моделей обучения и авторских школ. Анализируя дидактические системы и авторские школы, мы обнаружили различия в целевой направленности применяемых систем обучения и разделили их в соответствии с доминирующей ориентацией на следующие 7 групп: личностно-ориентированные, природосообразные, культуросообразные, креативные, интенсивные, оргдеятельностные, ремесленные. Также необходимо отметить, что процесс образования новых моделей и дидактических систем продолжается. Особый интерес в образовании и развитии новых моделей обучения представляет использование информационных технологий.

Перед современной дидактикой стоят те же вопросы, что стояли во все времена ее развития. В связи с ростом объема знаний человечества, появлением новых технических и технологических возможностей вечные дидактические проблемы приобретают новое звучание. Решение данной проблемы многие педагоги видят в использовании модели коллективно-группо-парно-индивидуального обучения, а также в изменении философского и методологичекого обоснования процессов обучения.

Если ставить целью дальнейшее поступательное развитие страны, то необходимо пересмотреть принципы обучения. Обучение должно быть направлено на производство "нестандартных", самостоятельно принимающих решения индивидов, которые предназначены не для того, чтобы вписаться в существующие общественные структуры, а для того, чтобы создавать новые и перестраивать старые. Для решения данной задачи требуется разумное сочетание опыта зарубежной и отечественной дидактики - современной науки об обучении, отвечающей насущным потребностям современности.


Список использованной литературы

 

1. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. - Ростов-на-Дону, 1999.

2. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. - СПб.: Питер, 2000.

.   Дубовицкая Т.Г. Контексты содержания образования и их дидактическая интерпретация // Педагогика № 10, 2003.

.   Дьяченко В.К. Новая дидактика. - М.: Народное образование, 2001.

.   Дьяченко В.К. Развивающее обучение и новейшая педагогическая технология. - Красноярск, 1998.

.   Куписевич Ч. Основы общей дидактики. - М.: Высшая школа, 1986.

.   Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. Пособие для студентов пед. вузов / под ред. Е.С. Полат. - М.: Академия, 2003.

.   Педагогика / Под ред.П.И. Пидкасистого. - М., 1996.

.   Подласый И.П. Педагогика. Новый курс. - М.: Владос, 1999.

.   Сластенин В.А., Исаев И.Ф. Общая педагогика: Учеб. пособие. - М., 2002.

.   Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика. - М: Академия, 2001.

.   Смирнова С.А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. Учебное пособие. - М., 2003.

.   Хуторский А.В. Современная дидактика. - М., 2001

.   Якиманская И.С. Развивающее обучение. - М: 1996.

Содержание

Введение

Глава 1. Общая характеристика зарубежных дидактических систем как форм организации обучения

1.1 Зарубежные дидактические системы прошлого

1.2 Современные зарубежные дидактические системы

1.3 Зарубежные системы, отражающие тенденции развития современного отечественного образования

2. Характеристика отечественных дидактических систем и моделей обучения

2.1 Становление и развитие отечественных дидактических систем

2.2 Характеристика наиболее известных дидактических систем и авторских школ

2.3 Перспективы развития современных отечественных дидактических систем и моделей обучения

Заключение

Список использованной литературы


Введение

 

Данная работа посвящена рассмотрению дидактических систем и моделей обучения. Дидактические системы как выделенные по определенным критериям целостные образования уже давно являются объектом пристального внимания и изучения как зарубежных, так и отечественных ученых. Этой области педагогики посвятили свои труды такие ученые и мыслители как Я.А. Коменский, И.Ф. Гербарт, Д. Дьюи, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, М.Н. Скаткин и многие другие.

Изучение дидактических систем и моделей связан с основными тенденциями развития образования в мировой отечественной практике. Одна из причин: неудовлетворенность многих стран результатами школьного образования, которая привела к необходимости его реформирования. С этой целью важно выработать стратегическое направление развития системы общего среднего образования на перспективу. В связи с этим необходимо иметь конкретное представление об особенностях дидактических систем и моделей обучения, а также иметь четкие критерии того, каков должен быть учащийся на выходе из школы.

Доктор педагогических наук профессор Е.С. Полат пишет: "Общество информационных технологий, или, как его называют, постиндустриальное общество, в отличие от индустриального общества конца 19 - середины 20 веков, гораздо в большей степени заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни".

Еще недавно решить эти задачи не представлялось возможным в силу отсутствия реальных условий для их выполнения при традиционном подходе к образованию, традиционных средствах обучения, в большей степени ориентированных на классно-урочную систему занятий. За последние 10-15 лет такие условия если не созданы, то создаются в разных странах с разной степенью успешности. Это условия, которые смогут обеспечить следующие возможности:

1. Вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс, причем не пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности, применение приобретенных знаний на практике и четкого осознания, где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены;

2. Совместной работы в сотрудничестве при решении разнообразных проблем, когда требуется проявлять соответствующие коммуникативные умения;

.   Широкого общения со сверстниками из других школ своего региона, других регионов стран и даже других стран мира;

.   Свободного доступа к необходимой информации в информационных центрах не только своей школы, но и научных, культурных, информационных центрах всего мира с целью формирования собственного независимого, но аргументированного мнения по той или иной проблеме, возможности её всестороннего исследования;

.   Постоянного испытания своих интеллектуальных, физических, нравственных сил для определения возникающих проблем действительности и умения их решать совместными усилиями, выполняя подчас разные социальные роли;

Другими словами, школа должна создать условия для формирования личности, обладающей качествами, о которых говорилось выше. И это задача не только и даже не столько касается содержания образования, сколько используемых технологий обучения. Обучение как образовательное явление происходит в результате функционирования различных систем, состоящих из взаимно связанных элементов, например: Учитель - ученик - их совместная деятельность; Ученик - окружающий мир - их взаимопроникновение; Цели - принципы - содержание - формы и методы - средства обучения;

Отдельные элементы подобных систем, в свою очередь образуют новые системы или подсистемы. Обучение как многообразный процесс описывается различными системами, зависимыми от изначальных дидактических моделей.

В связи с вышесказанным, определим объект нашего исследования: изучение различных дидактических систем и моделей обучения. Предметом исследования будут особенности, характерные для различных дидактических систем и моделей. Объект и предмет нашего исследования касаются как мировой, так и отечественной педагогической практики и теории. Определим цель нашей работы - это изучение и анализ дидактических систем и моделей обучения. Вышеназванная цель предполагает решение следующих задач:

1. Охарактеризовать зарубежные дидактические системы прошлого.

2. Рассмотреть основные положения новой дидактики.

.   Охарактеризовать зарубежные системы, оказавшие влияние на отечественную педагогику

.   Произвести анализ отечественных дидактических систем и моделей обучения

5. Рассмотреть современные отечественные дидактические системы

6. Определить перспективу развития дидактических систем и моделей в современном российском образовании.

Данные задачи решаются в рамках отдельных глав. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

дидактическая система авторская школа


Глава 1. Общая характеристика зарубежных дидактических систем как форм организации обучения

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 53; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.117.109 (0.03 с.)