З апомните произношение буквы Е в следующих словах 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

З апомните произношение буквы Е в следующих словах



Е как [ э] Е как [ е] Е как [э] и как [е]
адекватный альтернатива анестезия антенна атеизм ателье аутентичный безе [би] бижутерия бизнес бизнесмен бизнесвумен бифштекс бутерброд генезис генетика геодезия дельта демарш денди детектив декор деноминация декольте детектор диспансер идентичный индекс кашне кодекс компьютер кузен лазер майонез менеджер модель модерн патетический потенциальный пюре регби рейтинг стресс тенденция тендер тостер сервис берет брюнет дедукция декларация декоративный декоратор демократ крем компетенция лотерея музей панель пионер претензия рейд рейс реликвия темперамент терапевт терапия (иглотерапия) термин терминатор фанера шинель энергия   агрессия аннексия артерия бактерия бассейн гангстер девальвация дезодорант декада декан демонтаж дефис дизайнер игрек интерпретация кратер критерий лайнер нейлон Одесса пантера сейф сессия стратегия тезис темп тембр термоядерный террорист федерация хорей термос фешенебельный экспресс    

    

 Запомните произношение букв Е ( печатной ) в следующих словах

Е как [е ] Е как [ ё ] Е как [ е] и как[ ё]
акушерка атлет афера бесхребетный блеф бытие всплеск гололедица гренадер забредший леска опека одновременный оседлый сие смиренный современный пекло приведший хребет амёба вишнёвый гололёд гравёр жёлоб жёрнов запёкший клёст (клесты) никчёмный новорождённый одноимённый остриё осётр осуждённый отымённый платёж свёкла шофёр недоумённый платёжеспособный белёсый и белесый блёклый и блеклый головёшка и головешка желчь и жёлчь манёвр и маневр пересёкший и пересекший поблёкнуть и поблекнуть околесица и околёсица  

 

       Обратите внимание на ошибки, обусловленные влиянием просторечия:

- ошибки, вызванные вставкой лишних звуков, например:

правильно – неправильно

инцидент - инциНдент

прецедент - прецеНдент

будущий – будуЮщий

интриган – интриганТ

компетентный - компеНтентный

констатировать – констаНтировать

компрометировать - компромеНтироватть

заклеймённый - заклеймЛённый

пирожное – пирожЕное

пельмени – пелЕмени

почерк – поДчерк

- ошибки, связанные с пропуском звуков, например:

правильно – неправильно

троллейбус – тролЛЕбус

флюорография – флюРОграфия

противень – проТЬвень

индивидуум – индивиДУм

- ошибки, связанные с явлением опрощения, т.е. когда слово произносится не так, как правильно, а как проще, например:

правильно – неправильно

дуршлаг – ДРУшлаг

грейпфрут – греЙФРут

скрупулёзный – сКУРпулёзный

Азербайджан – АзеБАРжан

- ошибки, обусловленные взаимодействием соседних звуков, например:

правильно – неправильно

крыжовник – кРУжовник

макулатура – мУкулатура

пуловер – ПОЛУвер

табуретка - ТУБАретка

    

       Запомните произношение следующих аббревиатур

Буквенные аббревиатуры Звуковые аббревиатуры
ФСБ [эф-эс-бэ] - Федеральная служба безопасности ФРГ [эф-эр-гэ] – Федеративная Республика Германия КГБ [ка-гэ-бэ] – Комитет государственной безопасности ГИБДД [гэ-и-бэ-дэ-дэ] – Государственная инспекция США [сша] – Соединенные Штаты Америки вуз[вус] – высшее учебное заведение ООН [оон] – Организация Объединенных Наций загс [закс] – запись актов гражданского состояния МИД [мит] – Министерство иностранных
Буквенные аббревиатуры Звуковые аббревиатуры
безопасности дорожного движения СБДД [эс-бэ-дэ-дэ] – Служба безопасности дорожного движения дел СМИ [сми] - средства массовой информации
СНГ [эс-эн-гэ] – Содружество независимых государств НХЛ [эн-ха-эл] – Национальная хоккейная лига МВД [эм-вэ-дэ] – Министерство внутренних дел ВМФ [вэ-эм-эф] – военно-морской флот НЛО [эн-эл-о] – неопознанный летающий объект КПД [ка-пэ-дэ] – коэффициент полезного действия ЭВМ [э-вэ-эм] – электронно- вычислительная машина ЖСК [жэ-эс-ка] – жилищно-строительный кооператив ГЭС [гэс] – гидроэлектростанция ТЭЦ [тэц] теплоэлектроцентраль МХАТ [мхат] – Московский Художественный театр ГУМ [гум] – государственный универсальный магазин ГОСТ [гост] – государственный стандарт РОЭ [роэ] – реакция оседания эритроцитов

 

 

  Запомните произношение [шн] вместо орфографического ЧН:

а) в женских отчествах на -ична: Ильини[шн]а, Лукини[шн]а, Фомини[шн]а;

б) в отдельных словах, которые надо запомнить: коне[шн]о, пере[шн]ица, праче[шн]ая, пустя[шн]ый, двое[шн]ик, оче[шн]ик, скворе[шн]ик, яи[шн]ица, подсве[шн]ик;

     в) в некоторых словах с сочетанием чн, гдев соответствии с нормой возможно двоякое произношение: порядо[шн]о и порядо[чн]о;

г) в отдельных случаях различное произношение сочетания чн служит для смысловой дифференциации слов: серде[чн]-ый удар — серде[шн]ый друг, копее[чн]ый (двухкопее[чн]ая монета) – копее[шн]ая душа.

 

 

1. 1. 2. Выполните тест

Задания Варианты ответов
1.Ударение падает на первый слог во всех словах   а) августовский, баловать, воры б) втридорога, заговор, иконопись в) ломоть, наискось, искра  
2. Верно указано произношение слов подсвечник и  ФСБ в ряду …   а) подсве[чн]ик и  [фэ-эс-бэ] б) подсве[шн]ик и [фэ-эс-бэ] в) подсве[шн]ик и[эф-эс-бэ]
3. В каком ряду ударение во всех словах падает на последний слог слова?   а) свекла, средства, цыган б) фарфор, мастерски, начата в) звонит, дефис, туника г) досуг, апостроф, экскурс
4. Укажите, в каком ряду согласный перед е во всех словах произносится твердо а) идентичный, бактерия, рейс б) терапевт, майонез, сервис в) бутерброд, рейтинг, индекс
5. Под ударением произносится звук [о] во всех словах ряда …   а) современный, опека, безнадежный б) осужденный,  афера, маневры в) недоуменный, свекла, шофер
6. В каком ряду во всех словах буква о в первом предударном слогепроизносится как [о]? А) оазис, торнадо, бомонд б) бокал, сомбреро, хоккей в) профессор, отель, форпост
7. Укажите, в каком ряду допущена ошибка в произношении.   а). р[э]йтинг, ЛФЗ [эл-эф-зе], [дру]шлаг б) ла[зэ]р, про[ти]вень, флю[оро]графия в) пе[ль]мени, шин[е]ль, пиро[жн]ое
8. Ударение падает на второй слог во всех словах ряда…   а) ходатайство, оптовый, процент б) генезис, квартал, красивее в) агрессия, каталог, пиала
9. Определите, в каком ряду верно указано произношение всех слов   а) т[е]рмин, дерм[ат]ин, р[о]яль б) п[олу]вер, гренад[е]р, б[о]а в) зап[ё]кший, интриган, cкворе[шн]ик

 

     1. 1. 3.Проверьте правильность ответов

   1 - б; 2 - в; 3 – б; 4 – в; 5 – в; 6 – а; 7 – а; 8 – а; 9 – в.

 1.2. Лексические нормы

1.2. 1. Подготовьтесь к выполнению теста: прочитайте и запомните правила использования слова в связи с его лексическим значением

Правила выбора слова

П равило Типичные ошибки
1.Слово должно использоваться в том значении (в прямом или переносном), которое оно имеет и которое зафиксировано в толковых словарях русского языка. Употребление слова в несвойственном ему значении: Задуманные мероприятия обречены на процветание.
2. Используя слово, необходимо учитывать не только само значение, но и его стилистические характеристики. Подобные характеристики в словарях обозначены специальными пометами, такими, как: устарелое (устар.), книжное (книжн.), разговорное (разг.)и др. Нарушение этого правила ведет к оскудению и засорению языка. Сегодня подобные явления связывают с неоправданным использованием в речи жаргонизмов, вульгаризмов, а также заимствованных слов: - Не могу сказать, но что-то напрягает меня в этой ее одежде. - Ну и напрасно! У неё замечательный look (= вид).
3. Многозначные слова должны использоваться в речи только в одном (в прямом или переносном) значении. Столкновение разных значений слова в одном контексте может стать приемом создания комического. Такое обыгрывание значений многозначного слова называется каламбуром (шутка, основанная на комическом использовании значений одного слова или слов - омонимов, сходных по звучанию, но разных по значению) Небрежное отношение к многозначности выбранного слова может породить неясность высказывания: в контексте может проявиться совсем другое значение выбранного слова, которое вовсе не было предусмотрено автором: Молодая была уже не молода. (Слово молодая реализуется здесь в двух значениях: 1) женщина любого возраста только что вступившая в брак; 2) юная, не достигшая зрелого возраста.) Рост фигуристок стимулируется при помощи показательных выступлений.   (Слово рост реализует сразу два своих значения: 1) размеры человека или животного в высоту; 2) совершенствование каких-либо качеств в процессе чего-либо).
П равило Типичные ошибки
4. Не путать слова, близкие по звучанию. Иногда такие слова различаются лишь стилистически, например: табурет ( спец. ) – табуретка ( разг .), обнять – объять (книжн., устар.). Их принято называть вариантами одного и того же слова и использовать как стилистические синонимы. Но есть другие слова, которые близки по звучанию, но различны по значению. Такие слова называются паронимами. Использование паронимов в одном и том же контексте недопустимо, например: не всегда правильно употребляются глаголы предоставить и представить. Глагол предоставить означает «дать возможность воспользоваться чем-либо» (предоставить квартиру, отпуск, должность, слово и т.д.), а глагол представить имеет значение «передать, дать, предъявить что-либо кому-либо» (представить отчет, справку, факты, представить к награде, на соискание премии   и т. д.)
5. Избегать многословия, или речевой избыточности, которая может проявляться в использовании лишних слов даже в короткой фразе. Многословие может принимать такие формы, как: - плеоназм (от греческого pleonasmos - излишество), т.е. употребление близких по смыслу и потому лишних слов: Упал вниз, главная суть, бесполезно пропадает, 12 рублей денег.   Часто плеоназмы появляются при соединении синонимов: мужественный и смелый, только лишь, в конечном итоге; - тавтология (от греческого tauto – то же самое, logos - слово) – повторное обозначение другими словами уже названного понятия. Явная тавтология возникает при повторении однокоренных слов: Мы с трудом решили эту трудную задачу;   скрытая – при соединении иноязычного и русского слова, дублирующих друг друга: Необычный феномен, памятные сувениры, впервые дебютировал.

Правила сочетания слов

Правила лексической сочетаемости фактически базируются на одном условии: при употреблении слова в речи необходимо еще учитывать его способность соединяться с другими словами. Соединение слов в словосочетания на основе их лексического значения имеет ряд ограничений.

1. Одинаковые по значению слова (синонимы) могут по-разному соединяться с другими словами, например: принято говорить истинный друг, но подлинный документ; любить родину, отечество, отчизну, но разлучаться с родиной, а не с отчизной, отечеством

2. Сочетанию слов может препятствовать их смысловая несовместимость, которая возникает вследствие того, что одно из слов употреблено в несвойственном ему значении, например: нельзя сказать фиолетовый апельсин, облокотиться спиной, вода горит.

Смысловая несовместимость может появиться и в том случае, когда слово было использовано без учета ограничений в его лексическом значении. Так, при употреблении глаголов причинять/ причинить, необходимо помнить, что в их значении производить / произвести, служить / послужить причиной чего-нибудь есть ограничение - чего-нибудь (неприятного), поэтому правильно говорить причинять горе, причинять неприятности, но нельзя сказать причинять радость, причинять удовольствие.

Нарушение лексической сочетаемости может быть продиктовано сознательным стремлением автора удивить слушателя (читателя) необычным соединением слов. Тогда несочетаемость слов становится средством создания комического эффекта, лежащего в основе различных шуток, например: Мы достигли зияющих вершин. Трудно поощрять чужие недостатки, но еще труднее поощрять чужие достоинства.

3. С проблемой лексической сочетаемости связано и правильное использование фразеологизмов. Фразеологизмы - это сложные по составу языковые единицы, имеющие устойчивый характер: ломать голову, сгущать краски, кот наплакал и т.д.. Многие фразеологизмы можно заменить одним словом, например: раскинуть умом – подумать, пятое колесо в телеге – лишний.

Для фразеологизмов характерно:

- постоянство лексического состава (т.е. большинство фразеологизмов не допускают включения новых слов: нельзя сказать еще ниже потупить печальный взор вместо потупить взор). Не может быть также оправдано и сокращение фразеологизма, например: Успехи этого студента желают лучшего (правильно: … оставляют желать лучшего). Нельзя допускать искажение лексического состава фразеологизма: Не мудрствуя долго (правильно: …лукаво) или замена предлога: ставить точки на И (правильно: … над И), семи пядей на лбу (правильно: …во лбу);

- устойчивость грамматического строя (т.е. в них обычно не меняются формы слова: нельзя сказать бить баклушу вместо бить баклуши).

- точность и определенность значения (т.е. фразеологизм обладает цельным значением, которое не складывается из значения слов, входящих в него). Для характеристики фразеологизма используется термин идиоматичность (смысловая неразложимость, слитность, неделимость выражения на отдельные компоненты) Это значит, что фразеологизм нельзя понять, исходя из значения его компонентов. Примером могут служить выражения, в состав которых входят одни и те же слова, как то: синий чулок (женщина, всецело поглощенная книжными и научными интересами)и синяя птица (прекрасная, но недостижимая мечта, символ счастья, удачи).

Невнимательное отношение к правилам использования фразеологизма ведет к его дефразеологизации (семантическому распаду), что в свою очередь формирует ошибку в речи.

 1. 2. 2. Выполните тест

Задания Варианты ответов
1. Речевая ошибка допущена в предложении… а) Проявлять лишнее любопытство к чужим делам считается крайне неприличным. б) Обычай – деспот меж людей. в) Он имел паблисити известного политика.
2. Укажите, в каких случаях паронимы реальный – реалистический  употреблены правильно. Дайте не менее двух ответов. а) Строители располагали реалистическими данными погодных условий на весь период работ.
  б) Удачно найденные аксессуары помогли артисту создать выразительный реалистический образ. в) В основе многих его рассказов угадываются реальные  события, реальные дела и чувства современников. г) Картины художников – передвижников знаменуют важный этап в становлении нового более реального искусства.
3. В предложении «Директора лицея скоропостижно сняли с должности» лексическая ошибка классифицируется как … а) плеоназм б) смысловая неточность в) тавтология г) употребление слова в   несвойственном ему значении
4. Данное высказывание оценивается лингвистами как языковая игра. Укажите, с какой целью автор использует этот приём: а) не быть скучным б) устранить двусмысленность в) решить содержательные задачи г) продемонстрировать высокую культуру речи
Задания Варианты ответов
5. Синоним к фразеологизму как снег на голову является фразеологизм… а) души не чаять б) на скорую руку в) ни в зуб ногой г) откуда ни возьмись  
6. Укажите, в каких случаях паронимы деловой – деловитый употреблены неправильно. Дайте не менее двух ответов. а) Светло-серый костюм с широкими плечами придавал ей строгий деловитый вид. б) Полина деловитым взором оббежала комнату, где ей предстояло жить. в) Деловой молоденький инженер Карцева работала расторопно и толково, помогая упаковывать станки. г) Между книгами попадались письма и бумаги, большей частью делового характера.  
7. Речевая ошибка допущена в предложении… а) Каждый гражданин своей страны должен знать, как зарождалась его родина, какие переломы судьбы её сопровождали. б) Тайга всегда, даже лютой зимой, наполнена жизнью. в) В старину по городам и деревням России бродили группы самодеятельных артистов, худо-бедно зарабатывавших себе на хлеб. г) Нынешняя зима словно подарок: снегопады, метели, легкий мороз.    
Задания Варианты ответов
8. Следующая словарная статья может быть помещена в …..словаре. Океан, - а, м. 1. Весь водный покров Земли, окружающий материки и острова. Мировой океан. 2.Водное пространство, а) толковом б) этимологическом в) фразеологическом г) орфографическом
омывающее материк или нахо-дящееся между материками. Северный Ледовитый океан. 3.перен. Неизмеримая масса чего-нибудь. Океан знаний. Океан страстей.  
9. Нет смысловой избыточности во фразе… а) призвать к совместному сотрудничеству б) строительство не должно замирать на мёртвой точке в) это ведущий лидер нашей партии г) привлечь внимание к этому факту
10. Значение фразеологизма авгиевы конюшни соответствует выражению… а) простой выход из трудной ситуации; б) суматоха, полная неразбериха; в) грязь, беспорядок в делах; г) быть забытым, бесследно исчезнуть
11. Условия, нарушающие лексическую сочетаемость слов… а) нарушение целостности устойчивых словосочетаний б) смысловая несовместимость в) орфоэпические нормы литературного языка г) различия в грамматической природе слов
12. Паронимы обсудить – осудить употреблены правильно в предложениях… Дайте не менее двух ответов. а). Как ни бедна была та или иная семья, справить праздник она стремилась как можно лучше, чтобы люди не обсудили. б). Мы втроём обычно копошимся на кухне, детально обсуждаем, что приготовить на обед и ужин. в). Самоотверженный поступок одноклассника ребята осуждали. г). По этому делу были осуждены ни в чём не повинные люди..
Задания Варианты ответов
13. Речевая ошибка допущена в предложении… а). То ли шелест колоска, трепет ветерка, то ли гладит волосы тёплая рука. б). Застывший пруд блестел как зеркало. в). Его язык остолбенел от страха. г). Что-то с нами происходит в период увядания природы и долгих проливных дождей.
14. Значение «разоблачить кого-либо» имеет фразеологизм… а) курить фимиам б) сорвать маску в) петь дифирамбы г) портить обедню
15. Укажите, каким словарём вы не воспользуетесь при выборе варианта… йОгурт – йогУрт поделка – подделка фальшивый – искусственный ветряной –ветровой а) орфоэпическим б) этимологическим в) словарём синонимов г) словарём паронимов
16. Лексическая сочетаемость намеренно нарушена в выражениях… а) первая премьера б) преобладающее большинство в) очевидное – невероятное г) ночная серенада
17. Нормы сочетаемости слов нарушены в выражениях… Дайте не менее двух ответов. а) оправдать доверие б) плеяда учёных в) пьеса прошла с большим интересом г) облокотился спиной  

1. 2. 3. Проверьте правильность  ответов

 1 –а; 2 – б, в; 3 – г; 4 – а; 5 – г; 6 – а, б; 7 – а; 8 – а; 9 – г; 10 – в;11 – б; 12 – б, г; 13 – в;14- б; 15 – б;16 – в; 17 – в, г.

Грамматические нормы

Морфологические нормы

1. 3.1.1.Подготовьтесь к выполнению теста: прочитайте и запомните трудные случаи выбора морфологических форм в группах слов разных частей речи

 1.Трудные случаи выбора вариантов форм существительного



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 85; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.22.107 (0.026 с.)