Современная система охраны, изучения и использования археологического наследия Волгоградской области 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современная система охраны, изучения и использования археологического наследия Волгоградской области



 

В настоящее время в комплексе государственных преобразований, переживаемых российским обществом, выдвинулась законотворческая деятельность по формированию новой правовой системы Российского государства, затрагивающая и область правого регулирования отношений, связанных с охраной и использованием памятников истории и культуры. Основа и большая часть имеющегося на данный момент нормативно-правового массива в сфере охраны, сохранения и использования историко-культурного наследия была сформирована в условиях социалистического государства, а те дополнения последних постперестроечных лет лишь конкретизировали отдельные положения старого законодательства, либо восполняли определенные его пробелы, связанные с организацией охраны недвижимых объектов историко-культурного наследия в новых условиях.

На сегодняшний день основным законом, регулирующим деятельность в области охраны и использования памятников истории и культуры, является Федеральный закон от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" в нескольких редакциях, последняя из которых опубликована в 2008 году.

На региональном уровне действует Закон Волгоградской области от 1 июля 2009 г. N 1908-ОД "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Волгоградской области" и Постановление главы администрации Волгоградской области от 8 июля 2002 г. N 528 "Об утверждении границ охранных зон памятников археологии, расположенных на территории Волгоградской области".

Однако существующее законодательство не в состоянии решить ряд проблем, связанных с охраной, сохранением и популяризацией археологического наследия, как в регионе, так и в стране в целом.

В отношении большинства археологических памятников в области зоны охраны установлены, однако ни паспорта, ни охранные обязательства собственников не выдавались. Значительное количество памятников бесхозно или находится в аварийном состоянии, установлены случаи фактической утраты памятников археологии.

Во многом сказывается отсутствие достаточного финансирования. Частично эту проблему специалисты предлагают решить путем включения археологических памятников в список объектов культурно-познавательного туризма. Культурно-исторический туризм может стать одной из статей доходов регионального бюджета, что сделает возможным увеличить финансирование мероприятий, связанных с охраной и сохранением археологических памятников в области. Развитие данного направления также в значительной степени способствует и популяризации археологического наследия.

Попытки принятия целевых программ "Развития туризма в Волгоградской области" предпринимались неоднократно, однако широкой реализации не получили.

Шарапов Д.Ю. в своих работах подчеркивает, что ресурсы культурно-исторического наследия Волгоградской области лишь в незначительной степени используются в развитии туристической отрасли.

Еще одной серьезной проблемой в области являются нелегальные раскопки. Разграбление памятников археологии приняло в Волгоградской области большие масштабы. Для борьбы с "черными" копателями в 2009 году в администрации региона создано специальное управление, в задачи которого входит охрана и мониторинг исторических памятников.

Стало значительно проще решать судебные проблемы, связанные с грабежами памятников. Создается база данных, выстраивается определенная вертикаль.

Однако до сих пор, вред, причиняемый кладоискателями, без преувеличения огромен. Собираемый ими материал имеет историческую ценность в комплексе с другими артефактами, вне комплекса подобные находки теряют часть научной информации. Многие уникальные в археологическом отношении памятники гибнут безвозвратно, такие раскопки ведутся тайно, без составления какой-либо документации.

Серьезно страдают от "черных" археологов Царевское, Водянское, Терновское, Мечеткинское городища, дворцовый и могильный комплексы около села Колобовка. Очень сильно повреждают нелегальные археологи и многочисленные курганы.

Противодействие расхищению археологических ценностей России в настоящее время - одна из наиболее актуальных задач в сфере сохранения историко-культурного наследия страны. Чтобы определить конкретные меры по нормализации ситуации необходимо, прежде всего, проанализировать, почему малоэффективны существующие правовые нормы, регулирующие отношения в этой области.

Реальное применение существующего законодательства для преследования за браконьерские раскопки затруднено целым рядом обстоятельств. Во-первых, отсутствие учётной документации на археологические объекты (на учёте состоит меньшая часть памятников) и неясности с определением их границ лишают специалистов возможности доказать факт разрушения памятника истории и культуры самовольными раскопками - при всей его очевидности. Во-вторых, несмотря на обилие древних вещей, циркулирующих на антикварном рынке, факт происхождения их из браконьерских раскопок, как правило, не может быть доказан, если участники этих раскопок не схвачены за руку непосредственно в котловане.

Не меньший вред археологическим памятникам наносит и природная стихия. В результате размыва берегов водохранилищ продолжает разрушаться Водянское городище (Дубовский район), селище Терновское, поселения Ураков бугор, Песчаное, Камышинское 1, 2 (Камышинский район).

Немалым источником угрозы для археологических памятников является строительство: древние курганы уничтожаются при прокладке дорог, газопроводов и прочее. Большое количество уникальных памятников археологии уничтожаются вследствие элементарной распашки в сельской местности и ведения хозяйственной деятельности. Игнорирование установленной Законом обязанности отчасти способствует тому, что территория около 85 процентов объектов археологического наследия ежегодно повреждается бесконтрольной распашкой земель и используется в активном севообороте. Запахивается территория Царевского городища, памятника всероссийского значения.

Значение сохранения культурного наследия для населения Волгоградской области выражается не только экономическими величинами. В первую очередь, объекты культурного наследия ценны тем, что они являются памятниками давно ушедших времен, материализованной историей, ставшей частью повседневной жизни современных людей. Популяризация объектов культурного наследия в широких слоях общества важна для воспитания патриотизма, знания своей истории, уважения к духовным ценностям, ко всему многообразию культурных традиций народов Волгоградской области.

Еще одним важным условием успеха в области сохранения культурного наследия является активное участие населения. Использование современных средств массовой информации, стимулирование частных и общественных проектов должно быть направлено на активное вовлечение в эту деятельность представителей всех слоев населения.

Основными задачами для работы в этом направлении является воспитание культурного менталитета населения области, а также борьба с бытовым вандализмом.

Для осуществления задачи требуется выработка ряда мероприятий, таких как, усиление воспитательной и просветительной работы в сочетании с комплексом правоохранительных мер, широкая информация общественности об опасностях, грозящих наследию, а также о мерах, принимаемых для его сохранения.

Усиление государственного надзора за исполнением законодательства целесообразно дополнить институтами широкого общественного контроля, в частности, практикой общественных экспертиз и обсуждений.

В целях популяризации культурного наследия Волгоградской области необходимо пробуждать активность жителей области, профессиональной общественности в сборе и передаче информации, поддерживать общественные инициативы по постановке на учет новых объектов, проведению историко-культурных экспертиз. Комплексный подход к популяризации культурного наследия включает широкий спектр форм:

·   различные научные, научно-популярные и справочно-информационные издания;

·   выступления в средствах массовой информации;

·   организация научно-практических конференций всех уровней;

·   организация тематических выставок;

·   развитие сети небольших муниципальных, ведомственных и частных музеев.

Недостаточная эффективность как федерального, так и регионального законодательства в области охраны, изучения и использования археологического наследия делает необходимым создание в самом ближайшем будущем полноценной правой системы в сфере охраны культурного наследия, учитывающей реалии современной российской действительности и накопленный отечественный и зарубежный опыт.

Однако проблема сохранения культурного наследия имеет комплексный характер. Огромную роль здесь играет политика, право, экономика, мораль, решимость сохранить культурное наследие, исследовать его и передать следующему поколению в преумноженном и обновленном виде.

История охраны историко-культурного наследия России насчитывает более трех веков - в этот период формировалось охранное законодательство, создавалась государственная охранительная система, вырабатывались основные методические принципы охраны памятников.

Современные отечественные исследования разрабатывают новые методические подходы к охране историко-культурного наследия, в том числе археологического, которые соответствуют международному уровню. Российское культурное наследие только тогда станет полноправной частью наследия мирового, когда российское общество осознает необходимость сохранения своего национального достояния и в стране будет создано действенное охранное законодательство.


Заключение

 

60-е гг. ХХ в., заложив основы современной волгоградской археологической школы, одновременно привели к уничтожению многих памятников археологического наследия. Поспешность проводившиеся в зонах затопления раскопок вела к тому, что раскапывались только самые значительные памятники, археологические раскопки преобладали над археологическими разведками, накопление артефактов отставало от их осмысления и научного анализа, документация по некоторым экспедициям составлялась с нарушениями, что приводило к обесцениванию научной значимости находок. Многие памятники, такие как Водянское городище, оказались в зоне береговой эрозии, другие, как Мечетное городище или палеолитическая стоянка Сухая Мечетка были застроены современными кварталами Волгограда, притом первый и последний памятники по сей день являются памятниками федерального общенационального значения.

В современной волгоградской археологии, по мнению А.С. Скрипкина, наступил момент, когда новые раскопки должны вестись только с охранными целями - если памятник находится на грани уничтожения, потому что, с одной стороны совершенствуется методика археологических раскопок, и лучше сохранить памятник для будущего; с другой - если наша степь лишиться курганов - это обеднит ее традиционный культурный ландшафт.

С годами антропогенное влияние на археологические памятники только усиливается. Мы хотим продемонстрировать несколько типичных фотографий, на которых видны разрушения человеком археологических памятников (на одном из памятников построена высоковольтная линия, другой был наполовину снесен экскаватором, третий - Сухая Мечетка, застроенная гаражами).

Выход из этой ситуации - совершенствование законодательства и формирование эффективной системы охраны археологического наследия. Однако, как показывает наше исследование, Волгоградская область значительно отстает от многих соседних регионов в сфере охраны археологического наследия. Во-первых, до сих пор не закреплены зоны охраны вокруг уже поставленных на учет памятников, во-вторых, в 80-е гг. ХХ в. было обследовано лишь 16 из 33 районов Волгоградской области на предмет выявления археологических памятников, далеко не все выявленные памятники были поставлены на охрану, а сейчас эти сведения давно устарели. Список памятников остается неизменным с 1997 г., хотя ежегодно археологами выявляются или раскапываются не один десяток новых.

Черные археологи и кладоискатели имеют в Волгоградской области свои сайты и прокуратура за последние 10 лет не возбудила не одного дела по факту незаконных археологических раскопок.

Земли на территории Волгоградской области, в отличие от соседней, например Саратовской области, передаются в частную собственность без предварительной археологической разведки, что вновь, как и до революции, делает их недоступными для ученых.

Развал старой советской системы, которая сочетала в себе государственный контроль и общественную инициативу по охране памятников, пусть и не во всем эффективной, но вполне жизнеспособной, до сих пор не привел к формированию новой системы в новых общественно-экономических и политических реалиях. Закон Волгоградской области по охране культурного наследия, являясь калькой с федерального закона, так и не оброс подзаконными актами, которые сделали бы его действенным.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 142; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.47.221 (0.014 с.)