Международная конвенция по борьбе с подделкой денежных знаков 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Международная конвенция по борьбе с подделкой денежных знаков



Когда во второй половине 20-х г. г. во Франции был отмечен небывалый наплыв фальшивых банкнот, государство опасалось значительных экономических потерь. Это событие явилось одной из причин, побудивших Францию выступить в Лиге наций с предложением о заключении многостороннего соглашения по борьбе с подделкой денежных знаков.

В 1929 году в Женеве была заключена Международная конвенция по борьбе с подделкой денежных знаков[19] и подписан Протокол к ней. В ее составлении приняли участие 26 стран, в том числе СССР. Международная конвенция по борьбе с подделкой денежных знаков состоит из 28 статей. В них изложены основные начала международно-правового сотрудничества в борьбе с фальшивомонетничеством, определены виды уголовных преступлений, относящихся к категории фальшивомонетничества.

Государства-участники взяли на себя обязательства в борьбе с фальшивомонетничеством не делать различий между подделкой собственных и иностранных денежных знаков и ценных бумаг и с одинаковой строгостью наказывать преступников. Фальшивомонетничество объявлялось экстрадиционным международным уголовным преступлением, поэтому все государства — участники Конвенции должны оказывать помощь заинтересованным странам в розыске и возвращении скрывшегося за границу изготовителя, сбытчика денежных знаков или их соучастников.

Наиболее важным, во многом отличающим Конвенцию от других универсальных международных договоров, является положение, закрепляющее принцип международного рецидива фальшивомонетничества (ст. 6). В Конвенции (ст. 12) определен орган — центральное бюро, который должен вести в рамках национального законодательства дознание по делам подделки денежных знаков. При этом центральное бюро должно быть в тесном контакте: а) с эмиссионными органами, b) с милицейскими (полицейскими) властями внутри страны, c) с центральными бюро других стран. На эти органы возложены функции централизации всех сведений, могущих облегчить розыск случаев подделки денежных знаков, предупреждение и пресечение их. Центральные бюро различных стран должны взаимодействовать непосредственно между собой, регулярно обмениваться необходимыми сведениями о новых выпусках денежных знаков, производимых в стране, об изъятии и аннулировании денежных знаков.

Выработанные Женевской конвенцией универсальные правила оказали значительное влияние на развитие международного сотрудничества в борьбе с фальшивомонетничеством, реально угрожающим экономической безопасности государств, прежде всего европейских. В немалой степени Конвенция повлияла на процесс унификации норм уголовного законодательства о фальшивомонетничестве, совершенствования международной практики борьбы с этим преступлением.

В послевоенный период еще около 50 стран присоединились к Женевской конвенции 1929 г. Первая конференция по борьбе с фальшивомонетничеством была проведена в Женеве в 1931 г. Всего же с 1931 по 1995 г. в рамках требований статьи 12 Женевской конвенции проведено восемь международных конференций по координации деятельности государств, крупнейших банков и эмиссионных учреждений в борьбе с подделкой денежных знаков.

В 1932 году к этой Конвенции присоединился Советский Союз. Необходимость международного сотрудничества в борьбе с этими преступлениями привела к заключению в 1929 г. Женевской конвенции по борьбе с подделкой денежных знаков. Государства-участники взяли на себя обязательства в борьбе с фальшивомонетничеством не делать различия между подделкой собственных и иностранных денежных знаков и ценных бумаг и с одинаковой строгостью наказывать преступников. Оно объявлялось экстрадиционным международным уголовным преступлением.

Поэтому все страны — участники конвенции должны оказывать помощь заинтересованным странам в розыске и возвращении скрывшегося за границу изготовителя, сбытчика денежных знаков или их соучастников. С 1931 по 1995 г в рамках требований ст. 12 Женевской конвенции проведено восемь международных конференций по координации деятельности государств, крупнейших банков и эмиссионных учреждений в борьбе с этими преступлениями.

К денежным знакам Конвенция относит только находящиеся в обращении бумажные деньги и металлические монеты.

Государства-участники договорились строго наказывать:

1) все обманные действия по изготовлению или изменению денежных знаков, каков бы ни был способ, употребляемый для достижения этого результата;

2) сбыт поддельных денежных знаков;

3) действия, направленные к сбыту, ввозу в страну или получению, или добыванию для себя поддельных денежных знаков при условии, что их поддельный характер был известен;

4) покушения на эти правонарушения и действия по умышленному соучастию;

5) обманные действия по изготовлению, получению или приобретению для себя орудий или иных предметов, предназначенных по своей природе для изготовления поддельных денежных знаков или для изменения денежных знаков (ст. 3). К уголовной ответственности привлекаются граждане данной страны и лица, проживающие на ее территории, виновные как в подделке внутренних денежных знаков, так и иностранной валюты.

В соответствии со ст. 12 Конвенции дознание по таким делам ведется в рамках национального уголовного судопроизводства особо созданным Центральным Бюро, которое работает в контакте с банковскими учреждениями, полицией и подобными органами других стран. Это позволяет централизовать в масштабе государства все сведения, могущие облегчить розыск, пресечение и профилактику этих преступлений. В настоящее время все вопросы международного сотрудничества в рассматриваемой сфере международных отношений возложены на Интерпол.

В то же время целый ряд положений Конвенции устарел, а ее текст требует существенных изменений. В первую очередь это относится к расширению понятия «денежных знаков». Сегодня распространены подделки векселей, аккредитивов, чеков, знаков почтовой оплаты и других ценных бумаг. Однако в Конвенции такие деяния преступными не считаются. То же самое можно сказать о подделке денежных знаков, не находящихся в обращении, и о вывозе фальшивых денег за границу. Эти пробелы Конвенции вынуждены восполнять национальные нормы уголовного законодательства, а также двусторонние соглашения.

 Данной Конвенцией были установлены основные принципы борьбы с фальшивомонетничеством и предусмотрены карательные меры к лицам, занимающимся изготовлением фальшивых денег, независимо от того, затрагивает ли это национальную денежную систему или денежную систему других стран. На России, как правопреемнице СССР, лежит обязанность унифицировать национальное законодательство по этому вопросу, обеспечить координацию деятельности органов по борьбе с фальшивомонетничеством, обеспечить обмен информацией по выявленным случаям изготовления и сбыта фальшивых денег.

Сотрудничество в борьбе с фальшивомонетничеством, осуществляемое на основе международного договора универсального характера, имеет неоспоримое преимущество, так как оно нацелено на вовлечение в эту деятельность возможно большего числа государств, что позволяет государствам - участникам максимально использовать имеющийся международный опыт Конвенции 1929 г. в борьбе с этим преступлением.

 

Заключение

Тенденция распространения фальшивомонетничества представляет реальную угрозу для экономической безопасности государств. В этой связи создание эффективной системы противодействия этому социальному злу, все более приобретающему глобальные масштабы, является первостепенной задачей для всех стран.

Сложившаяся в нашей стране практика профилактики фальшивомонетничества ориентирована преимущественно на деятельность правоохранительных органов. Она явно нуждается в реформировании на основе имеющегося международного опыта. Острота проблемы, связанной со значительным распространением фальшивомонетничества на территории государств бывшего Союза ССР в условиях "прозрачности" границ, настоятельно рекомендует развивать региональное сотрудничество государств — участников Содружества Независимых Государств в борьбе с подделкой денежных знаков.

Важный элемент в профилактике фальшивомонетничества — хорошо организованное и постоянное оповещение населения о признаках, свидетельствующих о подлинности денежных билетов и иных платежных средств.

Таким образом, Российской Федерации, необходимо совершенствовать и развивать как договорно-правовой, так и организационно-правовой механизм в борьбе с фальшивомонетничеством.

В России остро стоит вопрос о проблеме экономической безопасности, в связи с этим регулярно разрабатываются методы пресечения криминала в экономической сфере. Эффективно работает Управление по экономическим преступлениям, Служба Безопасности, создана Ассоциация международного сотрудничества “Безопасность предпринимательства и личности". На нынешнем этапе особую важность приобретают такие аспекты правоохранительной деятельности, как:

1) проблемы участия представителей органов юстиции в разработке новых документов, направленных на предупреждение преступности и борьбу с ней;

2) совершенствование обмена опытом, научно-технической информацией и мониторинга изменений в последних достижениях науки и техники с тем, чтобы нормы законодательства соответственно реагировали на эти изменения и нововведения.

Подводя итог настоящей работе, я хочу высказать твердую уверенность, что Россия, совершенствуя свое законодательство, укрепляя и развивая добрососедские отношения со всеми государствами мира и обеспечивая себе все более достойное место в мировом сообществе в XXI веке, сумеет стать одним из наиболее процветающих государств мира.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Международная конвенция по борьбе с подделкой денежных знаков (Женева, 20 апреля 1929г.)

2. Постановление Пленума Верховного Суда «О судебной практике по делам об изготовлении или сбыте поддельных денег или ценных бумаг» от 28.04.1994

3. Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ) от 13.06.1996 N 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996)

4. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Общая часть/Под общей ред. Ю. И. Скуратова и В. М. Лебедева. М., 1996.

5. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации/Отв. ред. А.И. Бойко. – Ростов–на–Дону, 1996.

6. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Особенная часть/Под общей ред. Ю. И. Скуратова и В. М. Лебедева. – М.,1996.

7. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации/Отв. ред. В.И. Радченко. – М., 1996.

8. "История государства и права" под редакцией Чистякова О.И. и Мартисевича И.Д., М., 1985г.

9. История Древнего мира/Под ред. Н.Ф,Колесницкого. – «Просвещение, М. 2006 г.

10. М. Томашевская «Историки античности» в 2-х томах – издательство «Правда», М.1989г.

11. История государства и права зарубежных стран. Часть1. Под ред. Проф. Крашенинниковой Н.А. и проф. Жидкова О.А. – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА-М,1998.

12.  В. Панов «Международное уголовное право», М., 2000г.

13. Тарасов А. Фальшивомонетчики в России. М., 2004 г.

14. Шаталов А. С., Вакян А. З. Фальсификация, подделка. – М.: Лига Разум,                  2007 г.

15. Галенская Л. Н., «Междунардная борьба с преступностью». М., 1999г

16. Родионов К. Интерпол: вчера, сегодня, завтра. М.: Международные отношения, 1990.

17. Шенаев В.Н. Денежная и кредитная система России. - М., 1998.

18. Ларичев В.Д. Мошенничество в денежно-кредитной сфере // ДиК.1996, №9, с. 69-730

19. Лютов В.В. О борьбе с фальшивомонетничеством // ДиК.,1994, №9, с.32-40.

20. Ляпунов Ю. И. Об обратной силе уголовного закона // Законность, 1996, №4.

21. Машин В.П. Организованная преступность. Финансовые стороны // Вестник   МВД РФ, 1996. № 3, с. 14-17.

22. Алексеев А.Х. борьба с новыми видами преступлений в сфере экономики // Вестник МВД РФ, 1997, №4, с. 28-30.

23. Васильев Н.М. Фальшивые деньги в России: история и современность // ФиК,1994, №4, с. 72-75.

24. Конюшкин И. Проблемы квалификации мошенничества // Уголовное право, 2000, №2, с. 26-27.

25. http://www.rosbalt.ru – Сайт Росбалт

26. http://polbu.ru - Библиотека "Полка букиниста"

27. http://www.money.dmd.ru – Сайт Деньги и информация

28. http://www.сbr.ru – Сайт Центрального Банка России

29. http://www.newasp.omskreg.ru – Электронный учебник «Теневая экономика и экономическая преступность»

30. http://www.interpol.org - официальный WWW сервер Интерпола

 


[1] "История государства и права" под редакцией Чистякова О.И. и Мартисевича И.Д., М., 1985г.

[2] История Древнего мира/Под ред. Н.Ф,Колесницкого. – «Просвещение, М. 2006

[3] М. Томашевская «Историки античности» в 2-х томах – издательство «Правда», М.1989г.

[4] История государства и права зарубежных стран. Часть1. Под ред. Проф. Крашенинниковой Н.А. и проф. Жидкова О.А. – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА-М,1998.

[5] См. http://www.money.dmd.ru – Сайт Деньги и информация

[6] См. http://www.zbr.ru – Сайт Центрального Банка России

 

[8] См. http://www.newasp.omskreg.ru – Электронный учебник «Теневая экономика и экономическая преступность»

[9] Тарасов А. Фальшивомонетчики в России. М., 2004 г.

[10] Шаталов А. С., Вакян А. З. Фальсификация, подделка. – М.: Лига Разум, 2007 г.

[11] См. http://www.newasp.omskreg.ru – Электронный учебник «Теневая экономика и экономическая преступность»

[12] См. http://www.money.dmd.ru – Сайт Деньги и информация

[13] Международная конвенция по борьбе с подделкой денежных знаков (Женева, 20 апреля 1929г.)

 

[14] Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ) от 13.06.1996 N 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996)

 

[15] Панов В. «Международное уголовное право», М., 2000 г.

 

 

[16] Галенская Л. Н., «Междунардная борьба с преступностью». М., 1972г.

[17] В. Панов «Международное уголовное право», М., 2000г.

[18] см. http://www.interpol.org - официальный WWW сервер Интерпола

 

[19] Международная конвенция по борьбе с подделкой денежных знаков (Женева, 20 апреля 1929г.)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 151; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.151.153 (0.026 с.)