Тема 18. Способы психологического воздействия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 18. Способы психологического воздействия



 на личность

Анализ вооруженных конфликтов XX в. наглядно свидетельствует, что без профессионалов в области оказания психологического воздействия и противодействия ему невозможно успешно решать задачи в целях обеспечения информационно-психологической защиты государства. В данной главе на основе акмеологического подхода рассматриваются сущность, содержание, механизмы функционирования, сферы применения, средства, способы и приемы психологического воздействия с учетом специфики информационной войны. До недавнего времени проблемы, связанные с психологическим воздействием, исследовались на нескольких уровнях: философском, психологическом, социально-психологическом, политико-психологическом, психолого-педагогическом и др.

Возможность влиять на поведение людей, их чувства и умы путем устно-публичного изложения самых сложных мыслей, положений и идей отмечали философы и риторы античности. Важнейшие принципы и теоретические положения красноречия нашли свое отражение в философских трудах Сократа, Платона, Аристотеля и Цицерона. В это же время в ходе многочисленных войн и вооруженных конфликтов происходило формирование основ психологического воздействия на армию и население противника. В эпоху средневековья изучение методов психологического воздействия было продолжено в рамках церковной риторики и в работах их военных историков – Маврикия Стратега, Менандра, а биографов Чингисхана и других полководцев.

Значительным прорывом в области изучения закономерностей человеческого поведения и механизмов психологического воздействия явились исследования, проводимые в конце XIX – начале XX века выдающимися отечественными и зарубежными учеными С. Корсаковым, И. Павловым, В. Бехтеревым, 3. Фрейдом, К. Юнгом, А. Адлером.

В годы Первой мировой войны были заложены основы изучения психологического воздействия в рамках вооруженных конфликтов как особых условий деятельности. Работы исследователей показали, что война является ситуацией перманентной психотравматизации, воздействующей на организм человека и повышающей его чувствительность к психотравмирующим факторам и психологическому воздействию в целом.

В период между двумя мировыми войнами изучением теоретических и практических проблем психологического воздействия в особых условиях активно занимались представители отечественной психологической школы. Прежде всего, ими рассматривались условия укрепления морального фактора, средства управления им в бою, психологическое состояние солдат в боевой обстановке, причины стресса и паники.

Вторая мировая война стала мощным импульсом для дальнейшего научного анализа сущности, механизмов функционирования, объектов и методов психологического воздействия в особых условиях. Значительный вклад в изучение проблемы внесли западные теоретики, считавшие, что мероприятия психологического воздействия должны заключаться в концентрированном воздействии на эмоционально-чувственную сферу психики индивида, группы, социальной общности путем внушения определенной идеи или эмоционального заражения.

В настоящее время продолжается научный поиск в области психологии риторики, подсознательной коммуникации, нейролингвистического программирования, фоносемантики. Основные положения этих работ в сочетании с подходом к вооруженным конфликтам как особым условиям деятельности позволяют рассматривать процесс моделирования психологического воздействия в боевой обстановке не только через призму его военных, экономических, политических аспектов, но и с учетом психологических особенностей адаптации человека к необычным условиям существования, что значительно расширяет поле исследования.

Очевидно, что сегодня существует необходимость систематизации знаний о психологическом воздействии как специфическом виде человеческой деятельности на основе их междисциплинарной интеграции. Решение этой задачи возможно в рамках акмеологии – науки, изучающей факты и закономерности, механизмы и способы развития человека, включая профессиональное совершенствование, самосознание, самопознание и саморегуляцию личности.

На основе акмеологического подхода психологическое воздействие рассматривается как феномен взаимодействия и взаимовлияния личностей, личности и группы, группы и группы в акмеологической системе «психолог – коллектив – личность».

Акмеологическая система представляет множество взаимосвязанных содержательных, структурных и функциональных компонентов целей, средств, форм и методов коммуникации (психологического воздействия), а также потребностей этой сферы в соответствующих профессиональных кадрах. В качестве специалиста, обеспечивающего функционирование системы, выступает военный психолог, условиями успешной деятельности которого являются владение определенной информацией, средствами, методами и приемами психологического воздействия. Эффективность работы данной системы во многом определяется уровнем профессионального мастерства лиц, работающих в ней.

Психологическое воздействие наиболее результативно в том случае, когда в совместной работе психолог и коллектив образуют акмеологическую систему, целостность, устойчивость и стабильность которой обеспечиваются гибкой организацией и взаимодействием структурных и функциональных компонентов, высокой степенью их упорядоченности и направленности.

Таким образом, акмеологический подход позволяет сформулировать на основе интеграции данных различных наук общее представление о психологическом воздействии как феномене взаимодействия и взаимовлияния личностей и группы, а также о его сущности, содержании, структуре. Помимо этого становится возможным выявление механизмов функционирования психологического воздействия, его методов и приемов (прямое-косвенное, опосредованное-непосредственное), сложившихся в различных областях общественной практики, определение основных направлений их использования для решения профессиональных задач.

Психологическое воздействие в акмеологической системе «военный психолог – воинский коллектив – военнослужащий» рассматривается в контексте управления специфической сферой деятельности и участвующими в ней людьми в конкретной ситуации и представляет собой разновидность информационного процесса, и котором осуществляется преднамеренное воздействие на объект и целях оказания влияния на его ориентацию, намерения и действия.

Стратегия психологического воздействия выбирается в зависимости от его целей, задач, объектов и имеющихся каналов распространения информации. Результативность и эффективность воздействия зависят от того, насколько правильно определены те сферы психики, которые связаны с управлением поведением человека.

Подготовку содержательных и технических аспектов психологического воздействия целесообразно рассматривать в прямой зависимости от учета индивидуальных и социально-психологических механизмов его функционирования. Только в этом случае произойдет трансформация акта воздействия в программу поведения.

Опираясь на данные психологического исследования, можно выделить основные этапы подготовки и реализации процесса психологического воздействия. К ним, в частности, относятся: планирование; формулирование рабочих целей; изучение объекта воздействия; выбор конкретных средств, методов и приемов воздействия; разработка содержания; определение коммуникативных контуров; контроль эффективности. Следует особо подчеркнуть, что эти этапы не могут быть реализованы на практике без учета и глубоко изучения психологических особенностей объекта воздействия.

В процессе психологического воздействия на группу измененение(корректировка) поведения ее членов осуществляется через групповое сознание или групповую психику, формирование которой происходит в процессе совместной деятельности.

Объединяющим началом при анализе механизмов психологического воздействия на групповые процессы выступает информация. При организации ее подачи целесообразно учитывать эмоциональный настрой объекта и вызывать именно те переживания, которые обостряют восприятие. Вариант изменения эмоциональной сферы человека для формирования готовности к восприятию информации может выглядеть следующим образом: интерес – любопытство – удивление – недоверие – сомнение. Информация должна быть построена таким образом, чтобы способствовать разрядке эмоционального напряжения, возникающего в процессе психологического воздействия. Это способствует формированию доверия у объекта к субъекту воздействия, что в дальнейшем проявляется в готовности к получению от него подобного сообщения. Материал будет считаться усвоенным, если он трансформируется в побудителя действий и поступков.

В условиях информационной войны, являющейся новым способом ведения боевых действий, возрастает уязвимость психики человека от информационно-психологического воздействия различного происхождения. В то же время анализ войн и вооруженных конфликтов второй половины XX в. свидетельствует о том, что, несмотря на развитие разнообразных технических способов психосоматического подавления гражданского населения и личного состава вооруженных сил, традиционные средства, способы и приемы психологического воздействия не теряют своей актуальности и находят широкое применение в арсенале противоборствующих сторон.

Учитывая тот факт, что в условиях боевой обстановки психологическое воздействие представляет собой полифункциональный процесс (воздействие психогенных факторов, психотропное, психотронное, коммуникативное воздействие и т.д.) и имеет универсальную структуру и механизм функционирования, детерминированные информационным архетипом человека, средства психологического воздействия объединяются в четыре блока: вербальные; невербальные; материально-вещественные; энергоинформационные. В этой связи к способам психологического воздействия относятся: психическое заражение, внушение, убеждение.

В качестве составляющих акта психологического воздействия специалистами рассматриваются: субъект и объект воздействия, мотивация психологического воздействия, социальная перцепция, средства, способы, методы, приемы, условия психологического воздействия, эффект психологического воздействия, обратная связь.

Психологическое воздействие, направленное на обеспечение (подавление) психологической устойчивости военнослужащих на поле боя, не может осуществляться без тщательного анализа и учета психогенных факторов боевой обстановки, способных привести к профессиональной дезадаптации солдат и офицеров или разрушению их организма. Подобные угрозы по критерию реальности существования разделяются на реальные и мнимые (воображаемые), по источнику их возникновения – на объективные и субъективные.

При выработке алгоритма анализа условий боевой обстановки, в которой осуществляется воздействие на личность, группу либо защита от него, используются два метода: от общего к частному (дедуктивный) и от частного к общему (индуктивный), через технологии воздействия, которые могут быть перенесены из данной области социальной практики на другие (Информационная безопасность России, автор. колл. под ред. А.С. Уфимцева и Е.А. Ерофеева).

Проблема индивидуального психологического влияния особенно актуальна именно теперь, когда отношения людей даже в деловой обстановке уже не столь формально регламентированы. Каждый человек становится мишенью влияния множества других людей, ранее не имевших возможности на кого-либо влиять вследствие отсутствия у них соответствующего статуса и полномочий. С другой стороны, расширились возможности не только влияния, но и противостояния чужому влиянию, поэтому успех влияния стал в гораздо большей степени зависеть от индивидуальных психологических возможностей тех, кто влияет, и тех, кто испытывает влияние.

Как показывает опыт практической работы, и прежде всего группового психологического тренинга, для многих людей становится привычно безнадежным мучением поиск психологически корректных способов воздействия на других людей – будь то собственные дети, родители, подчиненные, начальники, деловые партнеры. Характерно, что для большинства актуальной проблемой является не столько то, как влиять на других людей, сколько то, как противостоять их влиянию. Субъективно гораздо большее психологическое страдание вызывает ощущение безнадежности собственных попыток преодолеть чужое влияние или отстраниться от него психологически оправданным образом. Собственная неспособность влиять на других людей переживается гораздо менее остро. Иными словами, большинству людей кажется, что методами влияния они владеют в достаточной для них степени, а вот методами противостояния чужому влиянию - явно не в достаточной.

Между тем методы влияния, осознанно или неосознанно используемые участниками группового тренинга, также далеко не всегда являются оправданными с морально-этической точки зрения, психологически безошибочными и эффективными. Трудности усугубляются еще и тем, что эти три характеристики относительно независимы друг от друга и могут встречаться в разных сочетаниях. Влияние может быть «неправедным» с морально–этической точки зрения, но в то же время, весьма искусным и сиюминутно эффективным, как, например, манипуляция. С другой стороны, оно может быть «праведным», но совершенно безграмотно, с психологической точки зрения, построенным и неэффективным.

В то же время психологическая «грамотность» построения влияния и его эффективность отнюдь не всегда оказываются на одном полюсе. Это объясняется, во-первых, тем, что сами критерии эффективности влияния являются спорными. Например, очень часто понятие сиюминутной эффективности влияния не совпадает с понятием его психологической конструктивности, т. е. его эффективности в долгосрочной перспективе. Во-вторых, психологическая грамотность означает лишь, что выполняются психологические правила. Однако грамотно написанный текст – это еще не художественное произведение, того чтобы влияние произвело требуемый эффект, оно должно быть просто грамотным, а искусным, виртуозным, артистичным.

Влияние может совершаться и тогда, когда его специально не оказывают, и оно выступает как неосознаваемый и субъективно неуправляемый феномен. Самое присутствие определенного человека зачастую приводит к тому, что на других людей начинают действовать его обаяние, его способность неосознанно заражать других своим состоянием или побуждать их к подражанию.

Все эти вопросы нуждаются в прояснении. Рассмотрим их в последовательности, которая отражает логику практической заинтересованности людей в этом предмете.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 86; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.30.232 (0.017 с.)