Форма организации досуга в современной Японии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Форма организации досуга в современной Японии



 

Государственная культурная политика Японии на протяжении своей истории имела разные приоритеты и ориентиры для развития. Если в период Мэйдзи для нее было характерно принижение собственной традиционной культуры и копирование западных образцов, то в период американской оккупации японцы научились ценить свое культурное наследие. С другой стороны, в то время культурное наследие японцев выступало в роли памятника, иначе говоря, прошлое не актуализировалось в настоящем. Подобная неполноценность японской традиционной культуры была снята современной культурной политикой в условиях глобализации, позволившей культурным артефактам участвовать в формировании настоящего и будущего японской нации.

Японцы часто ощущают себя в не совсем обычной ситуации, исповедуя одновременно две религии (и даже больше). Ийтоко-дори существенно способствует процессу принятия жителями Японии наиболее подходящих и доступных пониманию частей разных, а иногда и противоположных систем религиозных ценностей; и эта практика давно и широко распространилась в Японии. В наши дни число японцев, которые не во всем согласны с некоторыми постулатами ийтоко-дори, не превышает половины процента всего населения.

Благодаря процессу ийтоко-дори наиболее эффективные западные технологии были привезены в Японию и укоренились здесь, пройдя этапы модернизации и усовершенствования и став собственно японскими. Это в огромной степени способствовало модернизации страны. С другой стороны, промышленники, похоже, мало задумывались о последствиях технологических заимствований, и в результате разрушение окружающей среды в Японии приняло столь угрожающие масштабы, что многие критики стали предсказывать приближение серьезных экологических катастроф. Итак, хотя японцы стремились к заимствованию различных достижений западной культуры, особенно в сфере науки и бизнеса, они не отдавали себе отчет в том, что слепое использование технологий (разновидность несбалансированного ийтоко-дори) приведет ко многим проблемам в обществе и окружающей среде. К проблемам, которые стоят перед страной сегодня.

Последствия процесса заимствования можно проиллюстрировать и на примере этических ценностей Японии, сформировавшихся под влиянием двух сосуществующих национальных религий. С одной стороны, в Японии практически отсутствует религиозная нетерпимость. Если японцы подвергаются воздействию новых идей, они не отбрасывают их бесповоротно, так как способны к ийтоко-дори, благодаря которому лучшее из нового заимствуется и используется в интересах страны. Именно поэтому, когда новая религия - христианство - дошла до Японии, население было готово скорее воспринять ее заповеди, чем просто отвергнуть новое учение.

В любой дискуссии о моральных ценностях христиане и мусульмане ссылаются в своих аргументах на божественное учение (Библия, Коран), и некие абсолютные ценности всегда служат аргументами их разногласий. Но в Японии понятие этических ценностей размыто и варьируется вместе с изменением взглядов людей и в зависимости от контекста, в котором проходит дискуссия. В результате долгой истории ийпюко-дори японцы способны в короткие сроки и без особых затруднений изменять свои взгляды, что делает японское общество в целом весьма рациональным.

В соответствии с этим в японской традиции свободное время представляет собой неотъемлемую часть ежесуточного баланса жизненного времени и находится во взаимозависимых отношениях с двумя остальными его частями. Одной из них является физиологически необходимое время, или время, которое затрачивается на поддержание существования индивида, как биологической единицы и содержанием которого служат сон, прием пищи, гигиенический уход за собой. Эта часть ежесуточного баланса жизненного времени относительно мало подвержена колебаниям в ту или другую сторону. Наконец, третья часть - это рабочее время, или время, которое затрачивается на поддержание существования индивида как социальной единицы и содержанием которого служит участие индивида в общественном производстве с целью получения дохода, расходуемого на приобретение различных товаров и услуг. К рабочему времени статистика относит также время учебы и работы в домашнем хозяйстве. Физиологически необходимое время и рабочее время образуют в совокупности так называемое «обязательное время», время, расходование которого следует считать вынужденным. Человеку, однако, приходится мириться с этим расходованием, он не в состоянии уклониться от него попросту в силу потребности оставаться человеком.

В том, что этот мотив диктует линию поведения субъектов спроса на продукцию индустрии досуга, убеждают выявившиеся со второй половины 80-х годов особенности потребления свободного времени.

Первой такой особенностью следует считать вхождение в состав потребителей свободного времени практически всего населения страны. Динамичная деятельность, ориентированная на проведение досуга, перестала быть привилегией верхушки общества, она «демократизировалась», захватила самые различные, весьма далекие друг от друга прослойки. У семей с самыми низкими доходами рост расходов, связанных с использованием свободного времени, опережал рост всех их потребительских расходов в большей степени, чем это имело место у семей с самыми высокими доходами.

Второй особенностью является стремительное увеличение числа широко используемых способов проведения досуга.

Третью особенность потребления свободного времени олицетворяют поворот к крупномасштабности и популяризация дорогостоящих видов проведения досуга. Так, наблюдается увеличение продолжительности туристических путешествии и повышение в их общем количестве доли выездов за пределы Японии. В спортивном досуге все большее распространение получают игра в гольф, катание на лодках и яхтах, на водных лыжах, т. е. такие его виды, которые требуют определенной предварительной подготовки и довольно сложной технической оснастки (и то, и другое, разумеется, обходится недешево.

Насколько разнообразны способы использования свободного времени, настолько разнообразна по своему составу и индустрия досуга. Внутри этой отрасли имеются и производства, предназначенные полностью или в своей преобладающей части для снятия усталости и восстановления работоспособности потребителя, и производства чисто или почти чисто развлекательного характера. Один из входящих в индустрию досуга производства принадлежат к числу времясберегающих, т. е. как бы растягивающих лимиты свободного времени, вроде посреднических служб, организующих путешествия, другие к числу времяпотребляющих, т. е. насыщающих использование свободного времени реальным содержанием. Подобно остальным системным отраслям, индустрия досуга воплощает в себе неразрывное единство сфер материального производства и производства услуг.

Индустрия досуга - это группа производств, специализирующихся на функции удовлетворения потребностей в использовании свободного времени и выпускающих различные виды продукции, которая предназначена для выполнения этой функции.

Однако когда дело доходит до выяснения обобщенных количественных показателей, характеризующих эту отрасль, упомянутое разнообразие создаст поистине непреодолимые трудности. Чтобы представить себе эти трудности, касающиеся главным образом самой сути понятия «досуг» и порождающие значительные расхождения, скажем, в оценке разными авторами масштабов рынка индустрии досуга, достаточно привести хотя бы следующие примеры.

Огромных размеров в современной Японии достигли расходы фирм на приемы. Целая сеть предприятий общественного питания в буквальном смысле слова существует благодаря этим расходам. Выручка этих предприятий не учитывается при определении масштабов рынка индустрии досуга, по-видимому, на том основании, что в данном случае «досуг» представлен преимущественно в виде «продолжения работы». Напротив, в общую выручку индустрии досуга включается выручка от продажи легковых автомобилей, поскольку они являются средством совершения туристических путешествий. Эксплуатация легковых автомобилей в деловых поездках, следовательно, игнорируется. Такая же неоднозначность использования присуща спиртным напиткам, табачным изделиям, книгам, журналам и газетам, радиоприемникам, телевизорам, магнитофонам, проигрывателям и другим товарам. Поэтому любой вариант подсчета масштабов рынка индустрии досуга способен дать лишь более или менее приближенное представление об их действительных размерах.

Доминирующее положение среди них занимает туризм, давший 23,4% общей выручки индустрии досуга. За ним следуют коммерческие увеселения - 13,6%, далее спорт (9,5%) и, наконец, зрелищные увеселения (3,5%). По доле предприятий туризм и коммерческие увеселения также сохраняют лидерство (соответственно 19,7 и 4,8%), и последующие места занимают зрелищные увеселения (1,2%) и спорт (0,8%). Этот порядок, особенно в части, касающейся соотношения удельных весов выручки, довольно точно отражает итоги развития каждой из названных суботраслей на протяжении всего периода высоких темпов экономического роста. Но прежде, чем охарактеризовать эти итоги, полезно остановиться на некоторых особенностях развития предприятий и предпринимательства в индустрии досуга, особенностей, повторяющих и миниатюре процессы, типичные для экономики страны в целом.

Первая особенность заключается в том, что во всех перечисленных суботраслях индустрии досуга безраздельно господствует двойственная структура, т. е. сочетание горстки крупных предприятий с громадным количеством мелких, многие из которых строятся на мелкотоварной основе. Так, лишь около половины гостиниц и двух третей кинотеатров оформлены в качестве корпоративных организаций, причем до 85-90% их общего числа располагают только одним действующим объектом. Компании, контролирующие сеть гостиниц или кинотеатров, представляют собой редчайшее исключение. Главная причина этого - слабость финансовой базы. Не более 2% компаний, функционирующих в гостиничном обслуживании и в области зрелищных увеселений, обладают акционерным капиталом, размер которого превышает 100 млн., иен, а от четверти до трети их коллег по обеим субостраслям довольствуются акционерным капиталом, не достигающим и миллиона иен. В сущности, так же дифференцируются эти компании по размерам годовых доходов. Половина гостиничных компаний получает в год менее 1 млн. иен и чуть больше 80% - до 5 млн. иен. Основная масса компаний, управляющих театрами и кинотеатрами, имеет годовой доход в пределах от 1 до 5 млн. иен. У подавляющего большинства остальных компаний суботрасли зрелищных увеселений соответствующий показатель ниже 1 млн. иен. Крайне малы и штаты работников почти всех предприятий в рассматриваемых суботраслях индустрии досуга. В 70-80% гостиничных компаний и компании зрелищных увеселений занято не более 20 человек и в 95-97% компаний- не более 100 человек. Свыше тысячи работников занято всего в 5 гостиничных компаниях и в 7 компаниях зрелищных увеселений. Вторая особенность - высокая степень диверсифицированности управления предприятиями, которые производят услуги, связанные с использованием свободного времени. Стремление в преобладающей массе мелких предприятий охватить по возможности более широкий набор производимых услуг непосредственно вытекает из особой чувствительности индустрии досуга к воздействию изменяющихся условий внешней среды, в границах которой развивается ее деятельность. Чередование времен года, смена времени суток, колебания метеорологической обстановки, развертывание или, напротив, приостановка работ по консервации или освоению природных ресурсов вблизи пунктов дислокации предприятий индустрии досуга - все это порождает настолько резкие перепады объема спроса на производимые ими услуги, что опора только па какой-либо одни из видов этих услуг грозит слишком большими опасностями. Поэтому предприятия индустрии досуга обычно стараются предлагать потребителям «пакет» услуг, рассредоточенных по времени и пространстве, с целью более равномерного распределения коммерческого риска. Направления диверсификации управления каждым отдельным предприятием, те или иные нормы комплектующей взаимосвязи между подразделениями оказывают существенное влияние на эффективность их работы. Третья особенность-сама индустрия досуга вообще и ее обращенные главным образом к производству услуг суботрасли в частности являются объектами активного проникновения со стороны многочисленных компании, как имеющих к ним, пусть и отдаленное, отношение по специфике, так и совершенно им до того чуждых. Конечно, для корпорации частных железных дорог вторжение в индустрию досуга было естественным продолжением их основного занятия. Еще в довоенные годы эти корпорации, эксплуатирующие в первую очередь пригородные линии электрички, скупили вдоль полотна крупные земельные участки и приступили к застройке их гостиницами, туристическими базами, ресторанами и прочими предприятиями индустрии досуга, и имели в пилу привлечение дополнительных контингентов пассажиров. «Побочный промысел», которым в данном случае стала деятельность корпорации частных железных дорог в области индустрии досуга, был, следовательно, попросту подчинен интересам расширения масштабов основного производства.

Другие фирмы индустрия досуга привлекает многообразными возможностями саморекламы, идеализации своего «образа», что считается важным подспорьем для форсирования сбыта основной продукции, налаживания добрососедских отношений с локальным обществом. Именно ради решения этих задач крупные пивоваренные и кондитерские компании берутся за управление ресторанами и гостиницами, автомобилестроительные компании за управление треками для автогонок, компании, выпускающие музыкальные инструменты, - за управление концертными залами, газетные, торговые компании и байки - за управление посредническими конторами по организации путешествий. Серьезным мотивом проникновения многих компаний в рассматриваемую отрасль служит и стремление к расширению во имя дополнительных прибылей номенклатуры продукции на существующей технологической базе. Металлообрабатывающие компании разрабатывают в этих целях механизмы дистанционного управления кеглями, химические компании-конструкции лодок из пластмасс, компании по выпуску холодильного оборудования - оснастку для катков с искусственным ледяным покрытием, электромашиностроительные компании - схемы парковых аттракционов. За выпуском инвентаря нередко следует и приобщение компаний этих отраслей к управлению предприятиями индустрии досуга.

В 1966 году при Министерстве просвещения было создано бюро по делам культуры, в 1968г. преобразованное в самостоятельное управление по делам культуры, основная функция которого заключалась во всестороннем долговременном планировании государственной политики в области культуры. Одна из важнейших задач управления - сохранение традиционных видов японского искусства, их пропаганде среди населения и воспитание нового поколения художников и артистов, работавших в этих жанрах. Во второй половин 60-х годов в Японии началась планомерная организация культурной работы с молодежью. Стала осуществляться широкая программа специальных театральных представлений для молодежи, в которых принимали участие лучшие театральные силы Японии. Правительство также субсидирует строительство культурных центров. В области театрального искусства важную роль в проведении официальной политики играет государственный театр «Кокурицу гэкидзе».

Управление по делам культуры взяло на себя руководство также таким крупным мероприятием, как ежегодно проводимый в Японии фестиваль искусств.

Если в первые послевоенные годы в результате процесса демократизации националистические течения, господствующие в японской культуре в предшествующий период, исчезли с поверхности, то в настоящее время положение существенно изменилось. В этом смысле наиболее характерно широкое празднование столетия «революции Мэйдзи». Все мероприятия были направлены на то что бы подчеркнуть исключительность японской нации и незыцблемость культа императора. В 1987 г. был возрожден праздник «Кэнкоку кинэнно-хи» (День основания государства) -мифический день основания японской империи. Таким образом официально утверждена версия о божественном происхождении японской нации. Лингвист и историк Кодо Сакуран, анализируя древние тексты, пишет, что прямой потомок богини Аматэрасу, Дзиммунэно, действительно стал «первым императором, основавшим новую империю Ямато».

В области просвещения националистические тенденции ярко отразила правительственная программа «Создание желательного образа человека», которая со второй половины 80-х годов начала планомерно внедряться во все участки культурной сферы. В разделе этой программы, названном «Насущные задачи японцев», содержатся следующие положения: «Всегда помнить, что мы - японцы»; «Япония находится в центре противостояния Запада - Востоку и Севера - Югу»; «Японцы должны играть существенную роль во всех делах мира, ни в коем случае не становясь гражданами мира, забывшими Японию»; «Отчетливо сознавать миссию Японии» и т.п.

Упор, который делает государство на пропаганду японского искусства, внимание к специфическим японским его видам - явление не новое, но если до середины 90-х годов подобные тенденции проявлялись в деятельности отдельных частных компаний и лиц, то во второй половине 80-х - начале 90-х годов и до наших дней это становится официальной государственной политикой в области культуры.

В Японии большую роль играет система управления культурой, все существующие формы досуга имеют свои корни в традициях и обычаях народов, и только лишь трансформируются под воздействием окружающей действительности и технического прогресса, а поскольку Япония - страна долгое время собиравшая в себе лучшие технологии со всего мира, то в досуге нашел отражение лучший мировой опыт осуществления досуговой деятельности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 1581; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.114.38 (0.011 с.)