Глава 1. Вчера: четыре всадника Откровения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Вчера: четыре всадника Откровения



 

Семь Церквей и семь печатей

       Будем считать, что семь Церквей – это семь последних периодов в жизни Церкви, следующие один за другим после того, как Агнец начал распечатывать книгу, бывшую в деснице Сидящего на престоле (Откр. 5, 1). Начало каждого периода соответствует снятию каждой следующей по порядку печати.

       Сказано: «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один; но как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого: ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, - так будет и пришествие Сына Человеческого». (Мф. 24, 36-39)

Откровение делает наглядным, почему никто не знает дня и часа. Кто же посмеет взять книгу из руки Сидящего на престоле, Бога? Один только Христос, Сын Божий. И когда Он взял ее, тогда уже и остальные понимают, что наступил последний, завершающий период истории мира.

       Святые при этом радуются великой радостью и благословляют Бога и Агнца (Откр. 5, 8-14), ибо все они чаяли этого времени и радуются скорому прекращению беззаконий и соблазнов и близкому Воскресению мертвых, наступлению Царства Небесного.

       Сколько будет продолжаться этот последний период? Господь оставил ясное указание: «как было во дни Ноя, так будет». Ной строил ковчег 120 лет:

       «Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери, тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал. И сказал Господь: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками сими, потому что они плоть; пусть будут дни их СТО ДВАДЦАТЬ ЛЕТ. … И увидел Господь Бог, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их было зло во всякое время; и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем. И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил … земля растлилась пред лицем Божиим, и наполнилась земля злодеяниями. И воззрел Господь Бог на землю, и вот, она растленна, ибо всякая плоть извратила путь свой на земле. И сказал Господь Бог Ною: конец всякой плоти пришел пред лице Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли. Сделай себе ковчег из дерева гофер;...» (Быт. 6, 1-14)

       Апостол Петр, напоминая христианам о пришествии Христа, также приводит в пример времена Ноя: «Ибо мы возвестили вам силу и ПРИШЕСТВИЕ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА, не хитросплетенным басням последуя, но быв очевидцами Его величия. Ибо Он принял от Бога Отца честь и славу, когда от велелепной славы принесся к Нему такой глас: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. И этот глас, принесшийся с небес, мы слышали, будучи с Ним на святой горе. И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, … Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель. И многие последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении. И из любостяжания будут уловлять вас льстивыми словами; суд им давно готов, и погибель их не дремлет. Ибо, если Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания; и если не пощадил первого мира, но в восьми душах сохранил семейство Ноя, проповедника правды, когда НАВЕЛ ПОТОП НА МИР НЕЧЕСТИВЫХ; и если города Содомские и Гоморрские, осудив на истребление, превратил в пепел, показав пример будущим нечестивцам, а праведного Лота, утомленного обращением между людьми неистово развратными, избавил (ибо сей праведник, живя между ними, ежедневно мучился в праведной душе, видя и слыша дела беззаконные) - то, конечно, знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания, а наипаче тех, которые идут вслед скверных похотей плоти, презирают начальства, дерзки, своевольны и не страшатся злословить высших, … Ибо, произнося надутое пустословие, они уловляют в плотские похоти и разврат тех, которые едва отстали от находящихся в заблуждении. Обещают им свободу, будучи сами рабы тления; ибо, кто кем побежден, тот тому и раб. Ибо если, избегнув скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого. Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди. Но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья идет валяться в грязи. … Прежде всего знайте, что в последние дни явятся наглые ругатели, поступающие по собственным своим похотям и говорящие: где обетование пришествия Его? Ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, всё остается так же. Думающие так не знают, что вначале словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою: потому ТОГДАШНИЙ МИР ПОГИБ, БЫВ ПОТОПЛЕН ВОДОЮ. А НЫНЕШНИЕ НЕБЕСА И ЗЕМЛЯ, СОДЕРЖИМЫЕ ТЕМ ЖЕ СЛОВОМ, СБЕРЕГАЮТСЯ ОГНЮ НА ДЕНЬ СУДА и погибели нечестивых человеков. Одно то не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день. Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию. Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, СТИХИИ ЖЕ, РАЗГОРЕВШИСЬ, РАЗРУШАТСЯ, ЗЕМЛЯ И ВСЕ ДЕЛА НА НЕЙ СГОРЯТ. Если так всё это разрушится, то какими должно быть в святой жизни и благочестии вам, ожидающим и желающим ПРИШЕСТВИЯ ДНЯ БОЖИЯ, В КОТОРЫЙ ВОСПЛАМЕНЕННЫЕ НЕБЕСА РАЗРУШАТСЯ И РАЗГОРЕВШИЕСЯ СТИХИИ РАСТАЮТ? Впрочем мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда». (2 Петр. 1,16 – 3,13)

Итак, второй, послепотопный мир погибнет так же как первый, допотопный. Но погибнет не в водном, а в огненном потопе. Итак, история Ноя есть образ истории человечества перед Вторым Пришествием. И многие пророки говорят об уничтожении мира огнем:

«Ибо вот, придет Господь в огне, и колесницы Его - как вихрь, чтобы излить гнев Свой с яростью и прещение Свое с пылающим огнем. Ибо Господь с огнем и мечом Своим произведет суд над всякою плотью, и много будет пораженных Господом». (Ис. 66, 15-16)

«Слушайте, все народы, внимай, земля и все, что наполняет ее! Да будет Господь Бог свидетелем против вас, Господь из святаго храма Своего! Ибо вот, Господь исходит от места Своего, низойдет и наступит на высоты земли, - и горы растают под Ним, долины распадутся, как воск от огня, как воды, льющиеся с крутизны». (Мих. 1, 2-4)

«Все истреблю с лица земли, говорит Господь: истреблю людей и скот, истреблю птиц небесных и рыб морских, и соблазны вместе с нечестивыми; истреблю людей с лица земли, говорит Господь. … Близок великий день Господа, близок, и очень поспешает: уже слышен голос дня Господня; горько возопиет тогда и самый храбрый! День гнева - день сей, день скорби и тесноты, день опустошения и разорения, день тьмы и мрака, день облака и мглы, день трубы и бранного крика против укрепленных городов и высоких башен. И Я стесню людей, и они будут ходить, как слепые, потому что они согрешили против Господа, и разметана будет кровь их, как прах, и плоть их - как помет. Ни серебро их, ни золото их не может спасти их в день гнева Господа, и огнем ревности Его пожрана будет вся эта земля, ибо истребление, и притом внезапное, совершит Он над всеми жителями земли». (Соф. 1, 2,3, 14-18)

Из Псалтири же множество можно привести примеров, особенно ярко – псалом 96: «Пред Ним идет огонь и вокруг попаляет врагов Его. Молнии Его освещают вселенную; земля видит и трепещет. Горы, как воск, тают от лица Господа, от лица Господа всей земли». (Пс. 96, 3-5)

Итак, видим, что мир ожидает огненный потоп, по образу водного потопа, бывшего при Ное.

Второй же образ – это гибель Содома и Гоморры (2 Петр. 2, 6). Так говорит и Сам Господь: «Так же, как было и во дни Лота: ели, пили, покупали, продавали, садили, строили; но в день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный и истребил всех; так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится. В тот день, кто будет на кровле, а вещи его в доме, тот не сходи взять их; и кто будет на поле, также не обращайся назад. Вспоминайте жену Лотову. Кто станет сберегать душу свою, тот погубит ее; а кто погубит ее, тот оживит ее». (Лк. 17, 27-33)

       Очевидно, что апостолы уже со слов Господа используют эти два образа – допотопного мира и Содома – для изображения последних времен: «Я хочу напомнить вам, уже знающим это, что Господь, избавив народ из земли Египетской, потом неверовавших погубил, и ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня. Как Содом и Гоморра и окрестные города, подобно им блудодействовавшие и ходившие за иною плотию, подвергшись казни огня вечного, поставлены в пример, - так точно будет и с сими мечтателями, которые оскверняют плоть, отвергают начальства и злословят высокие власти. Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: "да запретит тебе Господь". А сии злословят то, чего не знают; что же по природе, как бессловесные животные, знают, тем растлевают себя. … О них пророчествовал и Енох, седьмый от Адама, говоря: "се, идет Господь со тьмами святых Ангелов Своих - сотворить суд над всеми и обличить всех между ними нечестивых во всех делах, которые произвело их нечестие, и во всех жестоких словах, которые произносили на Него нечестивые грешники". Это ропотники, ничем не довольные, поступающие по своим похотям (нечестиво и беззаконно); уста их произносят надутые слова; они оказывают лицеприятие для корысти. Но вы, возлюбленные, помните предсказанное Апостолами Господа нашего Иисуса Христа. Они говорили вам, что в последнее время появятся ругатели, поступающие по своим нечестивым похотям». (Иуд. 1, 5-18)

       Описание состояния человечества перед концом мира находим и у апостола Павла (2 Тим. 3, 1-13; 4, 3-4). Также и слова апостола Павла из послания к Римлянам (Рим. 1, 18-32), описывающие языческий мир, следует отнести к последним временам, так как это описание начинается со слов: «Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою». (Рим. 1, 18)

       Общим во всех этих описаниях (допотопного мира при Ное, Содома и последних времен) является чрезвычайное развитие страстей:

       похоти плоти, сластолюбия («потому что они плоть», «всякая плоть извратила путь свой», «идут вслед скверных похотей плоти», «невоздержны … сластолюбивы … обольщают женщин, утопающих во грехах, водимых различными похотями», «блудодействовавшие и ходившие за иною плотию … оскверняют плоть», «сквернили сами свои тела», «исполнены блуда»);

       похоти очей, сребролюбия («оказывают лицеприятие для корысти», «покупали, продавали», «сребролюбивы», «из любостяжания будут уловлять вас льстивыми словами», «исполнены корыстолюбия»);

гордости, - особенно ярко проявляющейся в «наглом ругательстве», «непокорстве» властям земным и насмешкой над Словом Божиим, а наиболее всего насмешкой над обетованием о скором Суде над ними за их беззакония: допотопные люди 120 лет насмехались над Ноем; зятья Лота не приняли его слов всерьез и погибли (Быт. 19, 14); «где обетование пришествия Его?»; «здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые бы льстили слуху; и от истины слух отвратят и обратятся к басням»; «и не думали» - сказал Господь, не думали о конце мира, считали это нестоящей внимания мелочью. Так что в результате: «день Господень так придет, как тать ночью. Ибо, когда будут говорить: "мир и безопасность", тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут». (1-е Сол. 5, 1-3)

Многие из этих признаков всегда видны были в человечестве, но один из них есть четкое знамение времени – это содомия. Само имя говорит за себя: если узаконилось, стало обычным делом, перестало удивлять, что «мужчины разжигаются похотью друг на друга», то явно, что мир уподобился Содому, и участь его та же будет, что и у Содома.

Выводы

 

В последние времена мир будет подобен допотопному миру при Ное: ясная проповедь о конце мира будет в пренебрежении и в осмеянии; при всеобщем увлечении блудом, сребролюбием и непокорностью (мятежи, узурпация власти).

2) Также мир будет подобен Содому по чрезвычайному растлению блудом, особенно же – противоестественным блудом, который станет как бы нормой, так что и противящиеся ему будут признаваться виноватыми и достойными наказания: «И сказали [ содомляне Лоту ]: вот пришлец, и хочет судить? теперь мы хуже поступим с тобою, нежели с ними. И очень приступали к человеку сему, к Лоту» (Быт. 19, 9).

3) Этот мир ждет огненный потоп.

Снятие первой печати

«И я видел, что Агнец снял первую из печатей, и я услышал одно из четырех животных, говорящее как-бы громовым голосом: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он как победоносный и чтобы победить». (Откр. 6, 1,2)

Всадникправит конем. Всадник – образ правителя, символ правителя. Знаком скорой гибели допотопного мира был выход Ноя на проповедь. Ной был патриархом верного Богу человечества, правителем. Итак, при кончине мира признаком скорого конца, началом последних 120 лет должен быть выход на всемирную проповедь правителя, главы всего верного Богу человечества. Он должен предупредить мир о грядущем огненном потопе и призвать к его предотвращению. Одновременно он должен начать «строительство ковчега»; по указанию Божию, он начнет всеусиленно принимать меры к спасению тех, кто еще способен поверить его проповеди.

Единственный человек за всю историю человечества, который с изумляющей точностью соответствует описанию первого апокалипсического всадника, - это святой Царь Николай II.

С б о льшим основанием первым всадником Откровения может быть назван только Сам Иисус Христос. Его-то образом, образом Христа, по преимуществу и является глава верного Богу человечества, Помазанник Божий.

 

Символика белого цвета

 

Будем использовать значения некоторых слов и выражений из Полного Церковно-Славянского Словаря прот. Григория Дьяченко (1900 г.).

«Белая кость – эпитет благородного происхождения. Белый цвет, начиная от самой глубокой древности, всегда считался символом, отличительной принадлежностью всего высшего и самого божества. Так у прор. Даниила (7, 9) Божество является облеченным в одежду белую, как снег, и власы главы Его как в о лна чистая. В противоположность тому, все черное, темное, мрачное, означало всегда все низшее, не божественное, земное.

Вечная жизнь блаженных духов у всех народов в древности всегда имела символом также белый цвет. Так, в Фивах, тени умерших изображались в белом одеянии. По свидетельству Геродота, в видах такого значения белого цвета, погребались и умершие в белом же одеянии. О том же обычае в древней Греции упоминает и Гомер. Пифагор убеждает своих учеников также соблюдать этот обычай.

Древнее значение белого цвета, как символа высшего существа и, отсюда, высшего состояния, проникло и в самое значение слова белый. Так у греков слово белый – “лейкос” значит также: блаженный, счастливый, приятный, радостный. У германцев слово белый – weiss – значило одно с мудростию, знанием, - ich weiss, wissen (знать). У англосаксов слово белый – white близко со словом wit – остроумие, witty – остроумный, wisdom – мудрость. В геральдике встречаемся с тем же значением белого цвета. Lamotte – le Vayer говорит: “белизна нашей лилии, наших шарфов, нашей повязки – символ нашей свободы”.

Отсюда же идет и значение белой кости, как символа высшего, царственного, даже божеского происхождения, на основании значения вообще белого цвета. Значение белого цвета сохранилось также и в названии царя русского белым царем, так как цвет белый, светлый прямо отвечал в изначальном, древнем, общераспространенном символизме понятию о святости власти, или что то же, власти, освященной происхождением от божества.

Далее, по такому же названию самого царя, и все его царство должно было прозваться святой и белой Русью. Впоследствии название Белой Руси сохранилось не везде; но название белого царя живет и до сих пор (1900 г.) широко, почти повсеместно, в памяти народов славянских.

Значение белого и черного цвета, замечаемое в человеке единично и выражающее отношение его к небу и земле, проходит постепенно по всему человеческому роду, как в союзе двух, в браке, так и в размножении этого союза семьи, родов. От человека, вступившего в брак, рождаются дети, является семья; ее составляет отец, мать и их дети. Из нескольких семей образуется род. Род составляют родоначальники и их дети; родоначальники – это старцы; дети их, - это человеки, простая чадь; старцы, убеленные сединою – это белая кость; юноши – дети их, украшенные темными волосами, - это черная кость.

Такое различие белой и черной кости явилось, по древним первобытным понятиям, для старцев, как представителей власти, и для их чад, как обязанных повиноваться, покорствовать отеческой власти, по одной из самых древних заповедей, данных человечеству. На этих старейшин, старцев, старшин переходит древнее патриархальное название белой кости; на чад же, на “людие” переносится из той же патриархальной древности прозвание черной кости, черные людие».

Отметим, что на Фаворе Господь также просиял белым цветом, причем белый цвет назван как символ света вообще: «одежды Его сделались белыми, как свет» (Мф. 17, 2). И в самой книге Откровения Господь является с волосами белыми, как снег (1, 14), на коне белом (19, 11). Воинства небесные «следовали за Ним на конях белых, облеченные в виссон белый и чистый» (19, 14). Еще: «И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля» (20, 11), «Побеждающий облечется в белые одежды» (3, 5).

 

Царь, русский царь

 

«Царь – древ.-слав. цесарь, лат. Caesar … – по мнению В. Флорентийского, слово “царь” происходит от санскр. Sar – защищать, охранять, пасти, питать; зенд. Sara – властелин, повелитель, царь.

Белый царьрусский царь. Наименование России “Белою”, а русского государя – “Белым царем” весьма древнее. О происхождении этих названий долго спорили историки и изыскатели русских древностей. Существовало мнение, что прозвали Россию “Белою”, а русских государей – “Белый царь” восточные народы, потому что в России, в XIV и XV столетиях, в великокняжеском обиходе белое платье было “в великом почтении”: даже в позднейшее время белый цвет преобладал на московских стенах (Белый город); а царские грамоты мусульманским владетелям посылались за белою печатью. Карамзин положительно утверждает, что великий князь Иоанн III первый назвал свои владения – “Россиею Белою”, т. е. великою или древнею, по смыслу этого слова в языках восточных. Впоследствии название Белой России удержалось только за частью русских областей на западе (в том числе за Смоленском), а ныне под именем Белоруссии подразумеваются только губернии Могилевская и Витебская. Следует еще отметить тот факт, что, по достоверным свидетельствам, даже китайцы (в начале XVIII века) называли русского государя – “Белый царь”. Это показывает, как давно был известен этот титул в Азии». (сл. прот. Григория)

Значение слова Россия

«Росс – русский народ. Русь – русская земля. Слово рос в смысле главы властителей, царя, употреблялось у славян-алан в глубочайшей древности. У восточных славян, как свидетельствует арабский писатель Ибн-Даст, царь их назывался Хакан-Русь.

Этот способ для выражения мыслей о главенстве Руси между мужами-властями употреблялся у славян в самой глубокой древности. Евреи и греки этот способ выражения вполне понимали и усвоили его себе для выражения идеи местного царя у варварских народов вообще и у скифов, т. е. у славян, в особенности. Пророк Иезекииль, а за ним и LXX толковников формулу Хакан-Русь передают почти с буквальной точностью, Иезекииль выражением: нэси рош, а LXX толковников выражением: архон Рос. Не можем не обратить, по этому поводу, особенного внимания на известные места у пророка гл. 38, ст. 2 и гл. 39, ст. 1, 2. В них говорится о Гоге страны Магога, верховном или главенствующем князе. В таком именно значении еврейских слов: гог эрец гамагог нэси рош, - “Гог страны Магога, князь верховный, или князь-глава”, согласны лучшие еврейские комментаторы. С. Каген в своем переводе библии по поводу слова нэси рош – князь глава – говорит, что оно значит собственно главенствующий, верховный князь, le prince chef, prince superieur. Так же точно переведено оно и в известной английской Библии King’s James’а: the chief prince …». (сл. прот. Григория)

Итак, Росс – означает собственно Царь, глава, главный князь. Таким образом, «Россия» – означает «страна Царя». Заметим, что «русый» в нашем языке означает «светлый», что также отвечает белому цвету коня первого всадника Окровения.

 

Лук, как оружие Царя

 

Рассмотрим здесь толкования двух мест из псалмов, 7-го и 44-го.

«Бог судитель праведен и крепок, и долготерпелив, и не гнев наводяй на всяк день, аще не обратитеся, оружие Свое очистит, лук Свой напряже и уготова и. И в нем уготова сосуды смертные, стрелы Своя сгараемым содела». (Бог - судия праведный, [крепкий и долготерпеливый,] и Бог, всякий день строго взыскивающий, если кто не обращается. Он изощряет Свой меч, напрягает лук Свой и направляет его, приготовляет для него сосуды смерти, стрелы Свои делает палящими.) (Пс. 7, 12-14)

По толкованию свт. Иоанна Златоуста: «если Бог праведен, то, конечно, Он желает наказать неправедных; если Он крепок, то, конечно, может сделать это. Но в чем, скажешь, Его человеколюбие, если Он судит по правде? Во-первых, в том, что Он не вдруг посылает наказание, а больше всего – что Он прощает все грехи в купели возрождения (при крещении); во-вторых, в том, что подает и покаяние. Если ты представишь, что мы грешим каждый день, то особенно увидишь, как неизреченно величие Его человеколюбия. Это самое выражая, пророк и говорит: Бог судитель праведен и крепок и долготерпелив. Ты недоумеваешь: почему Он не наказывает, если и может и желает? Знай, говорит пророк, что Он долготерпелив и не гнев наводяй на всяк день. Чтобы кто-нибудь из неразумных не подумал, будто Бог не наказывает по безсилию, он показывает причину замедления: потому что долготерпение Божие велико и безмерно. Он долготерпит для того, чтобы привесть тебя в покаяние; а если ты от этого врачевства не получишь никакой пользы, то Он и пошлет наказание. … Поэтому, чтобы слышащие, что Бог долготерпелив, не сделались еще более безпечными, пророк присовокупляет: “аще не обратитеся, оружие Свое очистит, лук Свой напряже и уготова и. И в нем уготова сосуды смертныя, стрелы Своя сгараемым содела”. …

Пророк, желая человекообразными выражениями потрясти душу слушателей, говорит: “лук Свой напряже и уготова и”, чем и устрашает слушателя, и вместе показывает долготерпение Божие и гнев Его. Он не сказал пустил (стрелу), но: напряже и уготова, т. е. готов пустить. … Здесь меч, лук, стрелы означают наказание и мучение. Затем словами: напряже и уготова, пророк выражает замедление и задержку наказания, впрочем задержку не продолжительную, но готовую окончиться. А сосудами смертными называет он стрелы. Как орудия, необходимые для земледелия, называются земледельческими, так и причиняющие смерть он называет орудиями смертными. Далее объясняя, какие именно разумеет он смертные орудия, прибавляет: “стрелы Своя”, выражая быстроту наказания, когда хочет этого Бог. … Бог устрашает и усиливает наказания на словах, дабы они не исполнились на самом деле. Для того Он натянул лук, для того приготовил его, положил стрелы, приготовился наказать, чтобы не приступить к наказанию … Все, желающие совершить наказание, не только не говорят о том, но даже скрытно нападают, чтобы имеющие подвергнуться наказанию, узнав о том, не могли предостеречься. Но Бог поступает не так, а совершенно напротив: Он и предсказывает, и отсрочивает, и устрашает словами, и принимает все меры, чтобы не привести угрозы в действие. Так Он поступил с ниневитянами … натянул лук, изострил меч, приготовил стрелы, а удара не нанес … слова пророка (Ионы) суть лук, стрела и меч изощренный, когда он говорит: “еще три дни, и Ниневия превратится” (Ион. 3, 4). Но этой стрелы Он не спустил, потому что она не для того была приготовлена, чтобы спустить, но чтобы отложить ее. Воины вооружаются, чтобы наказать; а Бог – не так, но для того, чтобы, вразумив людей страхом, удержать руку Свою от наказания. И родители, когда не хотят наказывать детей, словами сильнее выражают гнев; так и Он, когда не хочет наказывать, внушает сильнейший страх словами … не будем ни отчаиваться в спасении, - потому что Он долготерпелив, ни предаваться безпечности, - потому что Он праведен; здесь Он показывает великое долготерпение, а там непользующихся этим предаст наказанию на самом деле».

Добавим толкование архиеп. Иринея (Толковая Псалтирь): «сими словами подтверждает, что Бог хотя и не всегда гневается и угрожает, однако иногда изливает гнев, и наводит злая, которыми угрожал. “Аще не обратитеся”, глаголет, сиречь, аще не премените нрава, и не покаетеся, “оружие Свое очистит”, … и не точию меч изострит, но и лук напряжет, и уже “напряже и уготова и”. Употребляет подобие меча и лука, дабы показать, что Бог поражает иногда близ, иногда издалече. Ибо когда вина законопреступника тяжкая и явная есть, или злодей близко преследует праведного, тогда поражает мечем близ; а когда намереваемое зло отдаленно, и как бы сокровенно есть тогда, издалече пускает стрелы, и оными поражает нападателя. Дабы не возмнил кто, что стрелы Божия удобно отразить или избежать их возможно: того ради нарицает стрелы оныя сосудами смертными, сиречь, орудиями смертоносными, соделанными из вещества загарающегося, каковы бывают стрелы молниины, которые с непонятною скоростию, и с великою силою все проникают в миг, так что предупредить или избежать их никак не возможно».

       Псалом 44 вообще весь посвящен Царю: «глаголю аз дела моя цареви (песнь моя о царе)» (ст. 2):

«Препояши меч Твой по бедре Твоей, Сильне, красотою Твоею и добротою Твоею. И наляцы, и успевай, и царствуй истины ради и кротости и правды, и наставит Тя дивно десница Твоя. Стрелы Твоя изощрены, Сильне: (от них) людие под Тобою падут, в сердце враг Царевых». (Препояшь Себя по бедру мечом Твоим, Сильный, славою Твоею и красотою Твоею, и в сем украшении Твоем поспеши, воссядь на колесницу ради истины и кротости и правды, и десница Твоя покажет Тебе дивные дела. Остры стрелы Твои, [Сильный], - народы падут пред Тобою, - они - в сердце врагов Царя.) (Пс. 44, 4-6)

В буквальном смысле псалом этот посвящен Соломону, сыну царя Давида, и сочинен на случай его бракосочетания. Выпишем сначала этот более буквальный смысл (Толковая Псалтирь архиеп. Иринея): «Здесь похваляется Соломон, во-первых, от храбрости воинския, которая страх врагам наносит; во-вторых, от добродетелей, которыми приобретается почтение от подданных. Ибо царь и своих защитить не возможет, если не будет врагам страшен; и воюя противу внешних, мало успеет, ежели внутреннее благосостояние царства не будет управляемо по правилам правосудия и справедливости. Таким образом Давид, во-первых, желает сыну своему Соломону, чтоб меч, которым он будет препоясан, послужил ему знамением как воинския доблести против врагов, так знамением почтения, воздаваемого от своих. К сему присовокупляет, что слава его, которою процветать будет, никогда не увянет, но будет долговременна и вечна. Во-вторых приступает к добродетелям, которые наипаче просиявают при мирном и спокойном состоянии, нарицая оныя переносным словом истинными подпорами царства, или еще выразительнее, коньми и колесницами, на высоту возносящими царя, противополагая оныя не токмо суетным пышностям, которыми цари земные кичатся, но и тем порокам, которыми другие по большей части уважение себе приобресть тщатся, употребляя вместо правосудия, милости, кротости, - гордость, высокомерие, лютость, хищение, неправду и насилие. Сего ради сам Соломон в Притчах глаголет: “Милость и истина сохранение царю, и обыдут престол его в правде” (Прит. 20, 28). В последнем члене 5-го стиха пророчествует Давид Соломону, что он во всех предприятиях счастливый будет иметь успех, ежели с воинскою доблестию соединит добродетель правосудия и кротости: ибо которые цари с слепым порывом устремляются на все, те хотя на краткое время и страшны бывают, но страх сей мгновенно исчезает, одна токмо кротость заставляет трепетать от руки храбрых. В 6-м стихе обращается опять к воинской силе, предвозвещая, что “стрелы царевы” так будут изощрены, что пройдут “в сердца враг царевых”; которыми словами означает, что стрелы оные достигнут и сущих в отдалении врагов, ежели бы покусились они воспротивиться владычеству его. В каковом разуме полагает и оные слова: “людие под тобою падут”, которыми предсказывает, что не токмо ближние сопротивные народы, но и отдаленные под ногами его падут, аки бы вкратце сказал, что все те, которые дерзнут поколебать благосостояние царства его, бедственно погибнут: ибо царь довольно найдет стрел в руках своих, чтобы усмирить дерзость их».

Святитель Иоанн Златоуст дает таинственное истолкование этого псалма, как относящегося к Иисусу Христу: «Говоря об учителе, - а таков смысл слов: “излияся благодать во устнах Твоих”, - пророк внезапно изображает нам вооруженного Царя, … Потом к этому вооружению присовокупляет красоту, представляя Его то вооруженным, то прекрасным: “красотою”, говорит, “Твоею и добротою Твоею”; а далее – стрелком: “стрелы”, говорит, “Твоя изощрены, Сильне”; и опять – победоносным и торжествующим: “людие”, говорит, “под Тобою падут в сердцы враг Царевых”; наконец этого самого воина, царя, стрелка, победителя, представляет намащенным благовониями: “смирна”, говорит, “и стакти и касиа от риз Твоих” (ст. 9).

Что общего между оружием и благовониями, между мечем и намащением, между ратоборством и учением, между луком и украшением? Последние – знаки мира, а первые – войны и сражения. Кто же этот мирный и вместе воинственный, источающий благовония и вместе облекшийся в оружие, исходящий из великолепных чертогов и вместе истребляющий тысячи врагов и производящий такие поражения? Как мы разрешим это недоумение?

Если верно узнаем, что и об Отце Его говорится то же. Так и Отца пророк в другом месте представляет вооруженным, когда говорит: “аще не обратитеся, оружие Свое очистит, лук Свой напряже, и уготова и, и в нем уготова сосуды смертныя” (Пс. 7, 13). Видишь одинаковую Их власть. Как там говорится: “оружие Свое очистит”, не по чьему-либо повелению, но Сам Собою, так и здесь: “стрелы Твоя изощрены, Сильне, людие под Тобою падут в сердцы враг царевых”. Потом, желая выразить, что Господь совершает все собственною силою, пророк говорит: “наставит Тя дивно десница Твоя” (ст. 6). Ты не от кого-нибудь другого, говорит, получаешь силу, но Сам в Себе довольно имеешь ее.

И Сам Бог мира (покоя), послушай, что говорит ученикам: “не приидох воврещи мир на землю, но меч” (Мф. 10, 34), и еще: “ огня приидох воврещи на землю, и что хощу, аще уже возгореся” (Лк. 12, 49). …

Здесь, мне кажется, двоякий смысл: или пророк говорит о пленении иудеев, покорении и разрушении их города, или в переносном смысле называет стрелами силу слова (евангельского). Подлинно, быстрее стрелы это слово прошло по всей вселенной и коснулось сердца прежних врагов Царя, не для того, чтобы умертвить их, но чтобы привлечь их к Себе, как случилось и с Павлом. Не погрешит, кто назовет стрелою слово, которое, сшедши с неба, коснулось сердца прежнего врага и сделало его другом.

“Людие под Тобою падут”. Видишь ли успех войны, примирение бывших прежде противниками, научение их, оглашение? Это падение и подпадение под власть Его служит для всех основанием и источником возвышения, потому что Он покорил их Себе, освободив от гордости, тщеславия и бесовского заблуждения.

Другой пророк представляет Его обагренным кровию и говорит: “кто сей пришедый от Едома, червлены ризы Его от Восора?” (Ис. 63, 1) … при самой чувственности выражений, пророк возводит мысль к предметам безтелесным. На вопрос “почто червлены ризы”, Он отвечает: “Я истоптал точило один” (ст. 2-5), выражая легкость победы и то, что Он не имел никого Своим помощником, что Он силен Сам по Себе. Как там сказано: “наставит Тя дивно десница Твоя”, так и здесь: “Я истоптал точило один”. …»

Необходимо подчеркнуть, что здесь приведены богодухновенные истолкования богодухновенных же псалмов. То есть, Тот же Самый Дух Святой, Который вдохновил царя и пророка Давида написать псалмы, вдохновил и свт. Иоанна Златоуста и архиеп. Иринея написать это истолкование псалмов. Тот же Дух Святой, знающий и содержание псалмов и их истолкование (точнее сказать, собственно, написавший и псалмы и истолкование их), вдохновил и св. Апостола Иоанна Богослова использовать образ лука в книге Откровения. Поэтому мы нисколько не ошибемся, если применим вышеизложенное объяснение этого образа к 1-му всаднику Откровения.

Итак, можно выделить следующие основные значения образа лука, как оружия Царя:

1) долготерпение, отсрочка наказания, уже готового, но откладываемого в ожидании покаяния грешников;

2) способность разить на дальнем расстоянии, и по времени (через долгий срок), и по пространству (самые отдаленные народы), неотвратимость, смертоносность наказания, его огненная крепость;

3) добродетели вообще, в особенности же кротость и смирение, выражающиеся в прощении обидчиков; добродетели-то (истина, кротость, правда) и есть оружие Царя, опора Его Царства;

4) евангельская проповедь, слово, проходящее по всей вселенной, касающееся сердец прежних врагов и через покаяние превращающее их в друзей, подданных Царя;

5) победоносность Царя-Христа, вооруженного «луком» добродетелей, причем победы Он достигает пролитием Своей Собственной крови.

       Суммируя, можно сказать, что лук в руках Царя – это: победоносная евангельская проповедь по всей вселенной, исполненная кротости и смирения, зовущая к покаянию; ради этого покаяния и готовое уже наказание откладывается на долгий срок, причем покаявшимся даруется полное прощение и спасение, а непокаявшимся угрожается страшным, неотвратимым, огненным наказанием, от которого не укроет никакая удаленность по расстоянию или долгота прошедшего времени.

Лук с наложенной на него стрелою образует крест. Итак, лук означает собой СЛОВО КРЕСТНОЕ (1 Кор. 1, 18), слово о претерпевшем за нас и от нас Крест Искупителе, кротко и смиренно простившем нас, и ожидающем нашего покаяния и обращения к Нему. Ради этого покаяния Он не наказывает нас, но только угрожает непокаявшимся огненной погибелью.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 69; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.63.87 (0.063 с.)