Теоретическая часть. Фантастика как жанр художественной литературы. Виды, приемы создания фантастического 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретическая часть. Фантастика как жанр художественной литературы. Виды, приемы создания фантастического



История развития жанра фантастики в литературе

Понятие фантастического в произведении

1.3 Виды и способы создания фантастического в тексте

Практическая часть. Сравнительный анализ произведений

2.1 Элементы фантастики в произведениях Э.Т.А. Гофмана и М.А. Булгакова (на примере повести «Дьяаволиада» и «Собачье сердце»)

2.2 Элементы фантастики в произведении СМ. Шелли «Франкенштейн» и повести М.А. Булгакова «Собачье сердце»

2.3 Элементы фантастики в произведениях Г. Уэллса и М.А. Булгакова

Заключение

Библиография


Введение

 

Уж которое десятилетие фантастическое в изящной словесности вызывает споры, и хотя сейчас напряженность их спала (и дискуссии, подобные тем, что разворачивались на страницах «Вопросов литературы», уже не ведутся), но это случилось не оттого, что наконец получены ответы на вопросы, обсуждавшиеся четверть с лишним века назад. По-прежнему фантастика представляется многим явлением эстетически ущербным, а потому недостойным их просвещенного внимания. И хотя форма уничижительных отзывов о фантастике изменилась со времен «неистового Виссариона» - Белинский утверждал, что «фантастическое в наше время может иметь место только в домах умалишенных, а не в литературе, и находиться в заведовании врачей, а не поэтов», - суть их остается неизменной [11, c. 56].

Меж тем фантастика ныне - одно из самых интересных и значительных социокультурных явлений современной жизни, она пользуется любовью миллионов читателей во всем мире. Эта литература и занимающееся ею направление в литературоведении - фантастиковедение - прошли в предыдущем столетии долгий и примечательный путь.

Современная литература о фантастическом на Западе являет собой целую библиотеку. В ней отдельные стеллажи занимают работы о творчестве писателей-фантастов: о классиках фантастики - Уэллсе, Жюле Верне, Мери Шелли, Олафе Стэплдоне, Хаксли, Оруэлле, об авторах недавно скончавшихся и ныне работающих - Айзеке Азимове, Роберте Блохе, Филипе Дике, Роджере Желязны, Рэе Брэдбери, Джеймсе Грэме Балларде, Роберте Шекли, Анджеле Картер. Здесь же исследования, посвященные фантастике и философским проблемам современности, фантастическому кино и театру. И еще полки с работами, рассматривающими связи между современной фантастикой и постмодернизмом, фантастикой и феминизмом, фантастикой детской и взрослой, наконец, с книгами о фантастической литературе в разных странах мира: Испании и Латинской Америке, Югославии, Израиле, Китае, Норвегии, Польше. Болгарии, Бельгии, Канаде, Японии, Германии, Франции, Австралии и т.д.

В западном литературоведении существуют различные подходы к изучению фантастики (обычно под термином fantastic literature понимают весь спектр фантастической литературы): тематический, проблемный, историографический. Одни исследователи возводят фантастику к Лукиану; другие считают, что она зародилась вместе с романом нового времени в XVIII в.; третьи же убеждены, что ее «отцом» был американский писатель и издатель первой половины XX века Хьюго Гернсбек (на том основании, что он изучал первый в истории специализированный журнал фантастики).

Тематический подход был для некоторых авторов нередко наиболее удобным способом организации материала, потому во многих работах проблемность исследования подменялась описательством, теоретический анализ - классификаторскими схемами (классификаторство - своего рода методологическая болезнь западных исследователей фантастики еще с 1960-х гг.) [11, c. 58].

На рубеже XX-XXI вв. существенно расширился круг проблем, которыми стало заниматься фантастиковедение: природа фантастики, ее «предтечи» и генезис, связь с реалистической литературой и их взаимообогащение, граница между реалистическими и нереалистическими художественными формами, фантастическая литература и другие виды искусства (кино, живопись). И, конечно же, работы о научной фантастике и фэнтези - двух основных видах фантастической литературы XX в.

Не утихают споры по поводу таких проблем, как связь фантастики и науки и предсказание фантастикой будущего.

Однако, несмотря на явные достижения, в методологии изучения фантастики в последнее время наметился определенный кризис. Становится очевидным, что существующие подходы не позволяют в полной мере ответить на такие важные вопросы, как: в чем художественная специфика фантастики различных периодов, как эти «фантастики» соотносятся друг с другом, какова их роль в развитии литературы той или иной страны. Почему фантастика - не герметичное явление, развивающееся по каким-то собственным законам, а часть - неотъемлемая и важная - мировой культуры; литература, говорящая на своем языке о тех же проблемах, что и другие виды словесности. И где фантастика, по словам Ю.И. Кагарлицкого, «находит меру "общелитературности" своей, и необычности, и традиционности, и современности?» [27, c. 13].

Успешный поиск ответов на эти вопросы возможен лишь в том случае, если рассматривать современную фантастику как результат развития фантастического на протяжении столетий. Каждая последующая эпоха в развитии мировой литературы создает свою систему художественных образов, с помощью которых создается специфическая «эстетическая реальность» (А.И. Герцен), художественная модель, по-своему отражающая и преломляющая действительность. Это дает возможность говорить о типологическом единстве мифологической, античной, средневековой фантастики, фантастики Возрождения и романтизма. В XIX в. возникает новый вид фантастики - фантастика научная. В XX в. фантастическое играет в литературе еще более значительную роль, расширяя сферу освоения искусством действительности. Этот процесс требует привлечения новых художественных средств, не использовавшихся ранее реалистической литературой и более адекватно запечатлевающих меняющуюся реальность.

В этом смысле большой интерес представляет творчество М.А. Булгакова, в котором сочетаются традиции мировой фантастики и злободневность современной ему ситуации в стране. Это сочетание воплощается в фантастических повестях, таких как «Дьяволиада», «Роковые яйца», «Собачье сердце» и др.

В современном литературоведении исследованием художественных особенностей данных повестей занимались многие исследователи. Однако проблема связи элементов фантастики в повестях М.А. Булгакова с предшествующей традицией изучена не была.

Поэтому целью настоящего исследования является рассмотрение особенностей (традиций и новаторства) в фантастических повестях М.А. Булгакова.

В связи с поставленной целью в работе необходимо решить следующие задачи:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 256; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.70.255 (0.006 с.)