Общие принципы общения с пострадавшими 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общие принципы общения с пострадавшими



 Общаться с людьми, пережившими эмоциональное потрясение, достаточно сложно. Вступая в контакт с пострадавшим, первое, что необходимо сделать, это дать понять человеку, что вы здесь, чтобы помочь. Несомненно, в каждом конкретном случае существуют свои особенности построения общения с пострадавшими. Но существует ряд общих принципов, которые позволяют осуществлять его более эффективно.

Работа с временно изолированным человеком, включает в себя два этапа:

- работа с «жертвой» в течение аварийно-спасательных работ;

- работа с «жертвой» после ее извлечения.

Общие принципы общения с пострадавшими:

1. Речь специалистов строится в побудительном наклонении, используются короткие и четкие фразы.

2. В речи не должно быть сложно построенных словесных оборотов, так как пострадавшим трудно будет уследить за ходом ваших мыслей. Следует избегать длинных предложений с множеством связок.

3. Необходимо избегать в речи частицы «не». Важно помнить, что пострадавшим сложно планировать свою деятельность. Поэтому, когда специалист им говорит, что не нужно делать, они не всегда могут понять, что же сейчас нужно делать. Гораздо эффективнее будет давать прямые указания.

4. Речь должна быть четкой и достаточно медленной с элементами внушения: «Помощь пришла!», «Слушай меня!». Такая речь может успокоить пострадавшего, сконцентрировать его внимание на специалисте.

5. Необходимо контролировать информацию, которая может быть случайно услышана пострадавшими. Пострадавшие могут неверно интерпретировать или придавать чрезмерное значение отдельным обрывкам фраз, словам. Важно, что пострадавший может неверно истолковать не только речь, обращенную к нему, но и обращать внимание на разговоры специалистов между собой.

6. Не нужно давать обещаний, которые вы не в состоянии выполнить. Во-первых, это накладывает на вас дополнительную ответственность. Во-вторых, в дальнейшем это может привести к трудностям: если обещание не выполнено, информация об этом может быстро распространиться среди пострадавших, сформировать у них негативное отношение к специалистам.

7. Существует запрет на фразу: «Все будет хорошо!» У многих пострадавших она способна вызвать агрессию. Бездумное использование слова "безопасность", а в момент приветствия, - расхожих фраз типа: "Добрый день","Добрый вечер/утро ".

8. Необходимо демонстрировать уверенность, контроль над ситуацией. В голосе не должны звучать неуверенность, сомнение, паника. Эти интонации может уловить пострадавший, что повлияет на его эмоциональное состояние.

9. Специалист должен осуществлять контроль над собственным эмоциональным состоянием.

Первый этап: Основы работы с «жертвой» при ведении аварийно-спасательных работ:

1. Если пострадавший находится в сознании, старайтесь удержать его в этом состоянии. Что такое потеря сознания? Это защитная реакция организма, таким образом, организм человека экономит ресурсы. Но на данном этапе необходимо, чтобы пострадавший находился в сознании и мог помочь вам его спасти.

  2. Очень хорошо, когда есть возможность поддерживать физический контакт с пострадавшим, например, держать человека за руку. Беседуя с ним, «заговаривающий», преследует определенную цель - ориентирует пострадавшего на борьбу. В задачу «заговаривающего» входит осознание пострадавшим, что он не один, что он кому-то нужен.

3. Сбор информации о пострадавшем:

- информация о нем на данный момент: «Как себя чувствует? Травмирован ли? Что болит?» Если отсутствует визуальный контакт, то целесообразны такие вопросы, как: «Кто с ним находится рядом, и в каком, предположительно, состоянии? Сколько вокруг него места?»;

- информация иного рода: «Есть ли дети? Чем занимается? Что любит?». Именно эта информация позволит вам найти для этого пострадавшего ресурс и простроить перспективу на будущее.

Информация, которую можно предоставить для категории «жертва»:

1. Информация о том, что специалисты прибыли и делают все для его спасения.

2. Информация о том, что изолированному человеку необходимо сохранять спокойствие, так как это одно из главных средств к его спасению.

Информация о том, что человек не должен принимать каких-либо усилий к самостоятельной эвакуации.

3. Информация о необходимости минимальной экономии сил, что можно достичь с помощью закрытых глаз, медленного, неглубокого дыхания через нос.

4.  Информация о том, что высвобождение может занять больше времени, чем хочется пострадавшему.

5. Комментирование действий спасателей.

Второй этап: «Общение с «жертвой» после извлечения»:

      Необходимо помнить, что после того, как вам удалось извлечь изолированного пострадавшего – ваша работа не окончена, она продолжается!

1. Передаете человека другим специалистам (медикам).

2. Даете понять пострадавшему, что он не один, что вы его не бросаете, а передаете другим специалистам, которые сделают все, чтобы ему помочь.

      Вам необходимо осуществить передачу человека другим специалистам таким образом, чтобы у него оставалась уверенность в том, что он не один, что он кому-то нужен.

       Для более высокой эффективности взаимодействия с пострадавшими возможно применение следующие техники внушения:

 - техника «Трех «да»;

- техника «Или-или».

Техника «Трех «да». Алгоритм выполнения:

1. Задайте человеку подряд три вопроса, на которые он однозначно ответит «Да».

2. Далее, вы даете установку, желаемое действие или состояние (успокойся, сейчас тебе станет лучше).

      В чем смысл данной техники? Так как человек уже три раза вам ответил «Да», то есть три раза он с вами уже согласился, то и на следуемую за этим установку – ответит положительно, осуществив ее в своем действии.

      Самое главное, выполняя данную методику, это уметь правильно задать нужные вопросы. Вопросы должны быть короткими, доступными пониманию пострадавшего, задаваться они должны уверенным тоном, а главное – подразумевать только положительные ответы.

Схема выполнения техники «Трех «да»:

 

вначале:

вопрос «Слышишь меня?» ответ: «Да»
вопрос «Видишь меня?» ответ: «Да»
вопрос «Дышишь?» ответ: «Да»
затем сразу:

установка:

успокойся

     Техника: «Или-или» - представляет собой иллюзию выбора. Например, вы предлагаете пострадавшему, находящемуся в состоянии ожидании известий о судьбе своих близких, выпить чаю (выпить лекарства). Скорее всего, он  

откажется от вашего предложения. Отказ от воды, пищи в подобных ситуациях частое, вполне естественное и объяснимое явление.

      Лучше задать вопрос по-другому, например: «Вы сейчас выпьете чаю или через 15 минут?». Таким вопросом вы лишаете человека возможности подумать о том, хочет он чая или нет. Человек, скорее всего, задумается над тем, когда он выпьет предложенный чай.

ОСТРЫЕ СТРЕССОВЫЕ РЕАКЦИИ. ОКАЗАНИЕ ДОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

            Экстренная допсихологическая помощьэто система приемов, которая позволяет людям, не обладающим психологическим образованием, помочь себе и окружающим, оказавшись в экстремальной ситуации справиться с психологическими реакциями.

     Человек, оказавшись в чрезвычайной ситуации, переживает сильное эмоциональное потрясение, ведь его привычная «нормальная» жизнь в одно мгновение изменилась.

     Находясь в таком состоянии, человек не всегда самостоятельно может справиться с сильнейшими эмоциональными реакциями, которые захлестывают его в этот момент.

     Стремление помочь – это естественное желание любого человека, вовремя протянутая рука помощи может помочь человеку справиться с самыми страшными событиями в его жизни.

      Острая стрессовая реакцияэто нормальная реакция на ненормальные обстоятельства.

  При острой стрессовой реакции наблюдаются следующие симптомы:

- эти симптомы проходят быстро (от нескольких часов до нескольких суток);

- есть чёткая временная связь (несколько минут): симптомы появляются вслед за стрессовым событием.

      К острым стрессовым реакциям относятся следующие виды:

Истерика.

Агрессия.

Психомоторное возбуждение.

Ступор.

Страх.

Апатия.

Нервная дрожь.

Плач.

Бред.

Галлюцинации.

Правила оказания допсихологической помощи:

1. Необходимо позаботиться о медицинской помощи пострадавшим. При необходимости вызовите медицинского работника. Однако помните, что не всегда медицинская помощь может быть оказана незамедлительно (ожидание медиков, пострадавший изолирован и пр.);



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 638; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.190.93 (0.012 с.)