Правовой статус территориальных вод 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовой статус территориальных вод



Территориальные воды (территориальное море) — это морской по­яс, примыкающий к сухопутной территории (основного сухопутного массива и островов) и внутренним (архипелажным) водам государст­ва. Правовой режим территориальных вод определяется тем, что они находятся под суверенитетом прибрежного государства.

Женевская конвенция о территориальном море и прилежащей зо­не 1958 г. и Конвенция 1982 г. определяют специфику правового стату­са территориального моря. Каждое прибрежное государство устанав­ливает правовой режим территориального моря по своему националь­ному праву, поскольку территориальное море входит в состав государственной территории, а его внешняя граница — это государст­венная граница прибрежного государства на море.

Основой для признания за прибрежным государством права на включение территориального моря в состав его государственной тер­ритории является очевидность интересов данного государства в отно­шении защиты своих владений от нападения со стороны моря, обес­печения населения за счет эксплуатации морских ресурсов прилежа­щих районов.

Суверенитет прибрежного государства распространяется на по­верхность и недра территориального моря, воздушное пространство над ним. В территориальных водах действуют законы и правила при­брежного государства. Основное отличие режима территориальных вод от режима внутренних вод: право мирного прохода иностранных судов через территориальное море.

Впервые ширина территориальных вод была установлена в праве отдельных государств в XVII в. В то время определение ширины связывалось с пределами видимости с берега или с дальностью стрельбы береговых батарей. В 1783 г. в официальной дипломатической переписке впервые была указана конкретная ширина территориальных вод- 3 морские мили.

 Исходные линии для отсчета ширины территориальных вод определяются:

1.От линии наибольшего отлива.

2.От условной линии внутренних вод.

3.От прямых исходных (базисных) линий, соединяющих наиболее выступающие в море точки морского побережья. Этот метод применяется, если береговая линия глубоко изрезана или вдоль нее расположена цепь островов. Прямые линии соединяются условными точками; эти линии не должны отклоняться от общего направления берега, внешней границы внутренних вод, от архипелажных исходных линий.

Специфика статуса территориального моря обусловлена его значением для международного судоходства. В этой связи в морском праве разработан институт права мирного прохода через территориальные воды (ст. 14 Женевской конвенции о территориальном море, ст. 17, 19 Инвенции 1982 г.).

Проход через территориальное море представляет собой плавание с целью пересечь это море, не заходя во внутренние воды (транзитный проход), либо с целью пройти во внутренние воды или выйти из ни(мирный проход). Право мирного прохода осуществляется без предварительного разрешения компетентных властей прибрежного государства. Подводные лодки проходят через территориальное море в надводном состоянии.

Прибрежное государство вправе устанавливать морские коридоры и схемы разделения движения в территориальном море. По соображе­ниям безопасности в отдельных районах территориального моря пра­во мирного прохода может быть приостановлено. Приостановление осуществляется без дискриминации в отношении флагов, только на определенный период и с заблаговременным официальным оповеще­нием об этом.

Женевская конвенция о территориальном море и прилежащей зо­не 1958 г. предусматривает возможность делать оговорки по отноше­нию к праву мирного прохода. К Конвенции по морскому праву 1982 г. делать оговорки запрещено, но правила мирного прохода рег­ламентируются в ней подробно и детально.

Если военный корабль не соблюдает правила и законы прибрежно­го государства, игнорирует обращенное к нему требование об их со­блюдении, прибрежное государство вправе потребовать покинуть тер­риториальные воды. За ущерб или убытки, причиненные военным ко­раблем прибрежному государству, государство флага военного судна несет ответственность.

В 1989 г. были приняты Единые правила толкования норм между­народного права, регулирующих мирный проход: в соответствии с Конвенцией 1982 г. в территориальных водах, где не установлены мар­шруты движения, суда пользуются правом мирного прохода. Эти до­говоренности были прияты по инициативе США.

Прилежащие зоны

Термин «прилежащая зона» указывает на расположение этого мор­ского пространства, — оно прилегает к территориальному морю при­брежного государства. Установление прилежащих зон в истории мор­ского права связано с определением ширины территориальных вод.

В начале XVIII в. большинство государств имело трехмильную ши­рину территориального моря, которая не могла полностью обеспечить соблюдение интересов прибрежного государства. Прилежащая зона впервые была установлена Англией (1736—1876 гг. — принятие ком­плекса различных законов «о лавировании»). В XIX в. США принЯЛ1 закон о прилежащей зоне. Россия установила прилежащую зону 12 морских миль в 1909 г.

Конвенция об открытом море и прилежащей зоне 1958 г. (ст. 2) определяет, что прилежащая зона является частью открытого моря, прилежащей к территориальному морю, в которой прибрежное госу­дарство может осуществлять свой контроль. Предельная ширина принадлежащей зоны — 24 морские мили; ее внутренняя граница отсчитывается от тех же исходных линий, что и территориальное море.

В Конвенции по морскому праву 1982 г. (ст. 33) закреплено право прибрежного государства на прилежащую зону, в которой оно может осуществлять контроль, необходимый для предотвращения наруше­ний таможенных, фискальных, санитарных, иммиграционных зако­нов и правил в пределах своей территории или территориальных вод, или для наказания за нарушение этих законов и правил, совершенных в пределах его территории или территориальных вод. Установление прилежащей зоны преследует две цели:

1. Предотвращение нарушений, т.е. превентивные меры в отноше­нии судов, которые еще не вошли в территориальное море.

2. Наказание за совершение нарушений, т.е. применение юрисдик­ции к судам, побывавшим в территориальных или внутренних водах и нарушившим правила прибрежного государства.

Конвенция 1982 г. определяет прилежащую зону не как часть от­крытого моря, а именно как зону, прилежащую к территориальному морю. Установление "прилежащей зоны является правом прибрежного государства. Оно вправе предусмотреть все четыре вида прилежащих зон (таможенную, фискальную, санитарную, иммиграционную), не­которые из них, одну или ни одной.

Перечень видов прилежащих зон имеет исчерпывающий характер. В законодательстве некоторых государств предусмотрены так назы­ваемые зоны безопасности, установление которых не имеет юридиче­ского обоснования в действующем международном праве. Комиссия международного права, комментируя положения Конвенции 1982 г. о прилежащей зоне, не признала права государств на установление при­лежащей зоны безопасности, поскольку «неопределенность термина безопасность на практике может привести к произволу».

За исключением таможенных, фискальных, санитарных и имми­грационных прав контроля прибрежного государства во всем осталь­ном режим прилежащей зоны совпадает с режимом исключительной экономической зоны.

 

  Правовой режим континентального шельфа

Юридическое понятие континентального шельфа связано с его геологическим понятием. Геологическое определение: континентальный шельф — это покрытая водами окраинная часть материка (континента), т.е. его подводная окраина, которая по своему геологическому строению и рельефу продолжает прилегающую часть суши. За внешней границей подводной окраины материка располагается ложе океана (абиссальная платформа). Состав подводной окраины материка.

1. Континентальный шельф — подводное продолжение континен­та, примыкающее к суше, с постепенным уклонением дна и неболь­шой глубиной покрывающих его морских вод.

2. Континентальный склон, в который переходит континенталь­ный шельф. Резкий и значительный уклон морского дна.

3. Континентальный подъем (подножье) — возвышение, которое образуется за счет осадочных пород, соскальзывающих с континен­тального склона.

Континентальный шельф — это окаймляющая материк отмель до резкого изменения рельефа морского дна, т.е. до континентального склона. Глубина вод внешней границы континентального шельфа обычно составляет 100—200 м, иногда 1500—2000 м.

Проблема континентального шельфа появилась в международном праве, когда выяснилось, что в недрах шельфа находятся значитель­ные залежи минеральных ресурсов. В 1945 г. Президент США издал Прокламацию о юрисдикции за пределами национальных террито­рий. К 1958 г. более 20 государств приняли национальные законы о континентальном шельфе.

Женевская конвенция о континентальном шельфе 1958 г. фиксиру­ет определение континентального шельфа — это поверхность и недра морского дна районов, примыкающих к берегу, но находящихся за пределами территориального моря, до глубины в 200 м или до такой глубины, на которой имеется возможность вести разработку природ­ных ресурсов. Острова имеют свой континентальный шельф (ст. 76). Конвенция четко не установила внешней границы шельфа: ее преде­лы зависят от технических возможностей прибрежного государства.

В Конвенции 1958 г. предусмотрены суверенные права прибрежно­го государства на разведку и разработку естественных богатств шельфа (ст. 2 и 77). Эти права имеют исключительный характер, — если при­брежное государство не ведет разведку и не разрабатывает ресурсы континентального шельфа, то никакое другое государство не имеет таких прав без согласия прибрежного государства.

Покрывающие континентальный шельф воды подчиняются режи­му открытого моря — свобода судоходства, рыболовства, полетов, прокладки подводных кабелей и трубопроводов, научных исследова­ний. Права прибрежного государства на разведку и разработку ресур­сов не должны создавать помех международному судоходству, рыбо­ловству и охране живых ресурсов моря. Прибрежное государство в це­лях разведки и разработки естественных богатств вправе возводить на континентальном шельфе установки и создавать вокруг них зоны безопасности радиусом 500 м, которые на должны быть препятствием на международных морских путях.

Конвенция по морскому праву 1982 г. внесла значительные изме­нения в понятие континентального шельфа. Континентальный шельф определяется с учетом конфигурации морского дна. Основа ус­тановления его внешней границы — внешний предел подводной ок­раины материка:

1. Континентальный шельф прибрежного государства включает в себя морское дно и ресурсы подводных районов, простирающихся за пределами его территориального моря на всем протяжении естествен­ного продолжения его сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка. Такой способ установления внешней границы континентального шельфа является основным (ст. 76).

2. Государство вправе установить континентальный шельф протя­женностью в 200 морских миль от исходных линий, от которых изме­ряется ширина территориального моря, если внешняя граница под­водной окраины материка не простирается на такое расстояние.

3. Если внешняя граница подводной окраины материка простира­ется более, чем на 200 морских миль от исходных линий, от которых. Учитывается ширина территориального моря, внешняя граница континентального шельфа должна находиться либо не далее 350 мор­ских миль от исходных линий, либо не далее 100 морских миль от 2500 м изобаты (вертикальной линии, условно проложенной от поверхности вод до 2500 м глубины океана).

Если континентальный шельф примыкает к территории двух и бо­лее государств, его границы определяются на основе соглашения между ними. При отсутствии соглашения и особых обстоятельств (геогра­фических, исторических) для иной делимитации, континентальный шельф проходит по срединной линии между противостоящими государствами или по линии равного отстояния между соседними государствами. Срединные линии и линии равного отстояния находятся на одинаковом расстоянии от ближайших точек исходных лини принятых для отсчета ширины территориального моря.

Конвенция 1982 г. расширила круг прав и обязанностей прибреж­ных государств в отношении континентального шельфа: при разра­ботке естественных богатств за пределами 200 морских миль государ­ства обязаны производить отчисления и взносы натурой в пользу дру­гих государств. Взносы делаются через Орган по морскому дну, который распределяет их между государствами — участниками Кон­венции 1982 г. на основе принципа справедливости.

Данное положение Конвенции — одно из тех, которые были закре­плены в ней по настоянию развивающихся государств и оказались аб­солютно неприемлемыми для основных морских держав.

В пределах 200 морских миль воды, покрывающие континенталь­ный шельф, подчиняются режиму вод исключительной экономиче­ской зоны. За пределами исключительной экономической зоны воды континентального шельфа имеют статус вод открытого моря.

За пределами 200 морских миль и до 350 морских миль от берега прибрежное государство не может по своему усмотрению отказать другим государствам в проведении научных исследований на континентальном шельфе, за исключением тех районов, в которых это госу­дарство ведет операции по разведке природных ресурсов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 266; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.1.232 (0.014 с.)