Принципы организации и деятельности государственного аппарата. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы организации и деятельности государственного аппарата.



К принципам организации и деятельности госаппарата относятся:

Принцип законности. Конституционный принцип законности пронизывает всю правовую систему, он распространяет свое действие и на правотворчество, и на правоприменение. Целью реализации принципа законности в деятельности органов государственной власти (правотворческих и правоприменительных) является строгое и неукоснительное соблюдение ими действующего законодательства.

Принципа разделения властей сводится к объективной необходимости правовой структуризации государственной власти, предполагающей разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, что, впрочем, не лишает государственную власть её основного качества - целостности и единства.

Поскольку существуют три основные функции государственной власти - законодательная, исполнительная и судебная, каждая из этих функций должна исполняться самостоятельно соответствующим органом государственной власти. Каждый государственный орган, осуществляющий одну из трёх функций государственной власти, взаимодействует с другими государственными органами. В этом взаимодействии они ограничивают друг друга. Такая схема взаимоотношений часто называется системой сдержек и противовесов. Она представляет единственно возможную схему организации государственной власти в демократическом государстве.

Для государств, имеющих федеративное государственное устройство, характерно использование принципа федерализма, т.е. разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти федерации и органами государственной власти ее субъектов. Суть данного принципа состоит в том, что в вопросах формирования государственных органов федерация и ее субъекты самостоятельны. Федерализм предполагает такую государственную систему, которая обеспечивает самостоятельность обоих уровней власти, их возможности контролировать друг друга и осуществлять самоконтроль.

Доминирующее положение в этой сис­теме занимают исключительные полномочия федерации, совместные полномочия федерации и ее субъектов, основные принципы законода­тельных и исполнительных функций субъектов федерации при исклю­чительной законодательной юрисдикции федеральных органов власти. Следует отметить, что превалирующее положение федеральных органов государственной власти следует рассматривать не как право возвышаться над региональной властью, а как право осуще­ствлять общегосударственные функции от имени государства и нести ответственность перед народом.

Важнейшим принципом организации и деятельности государственного аппарата является принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ.

Исходя из Конституции РФ, федеральные органы законодательной власти вправе регулировать предметы совместного ведения с той степенью детализации, с какой они сочтут это необходимым, а федеральные органы исполнительной власти - самостоятельно осуществлять полномочия по предметам совместного ведения. Отсутствие конституционных рамок деятельности федеральных органов власти в сфере совместного ведения ведет к фактической централизации власти при сохранении формальных устоев федерализма.

Следует заметить, что, несмотря на различие функций и порядка формирования, основной целью деятельности всех ветвей государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной), всех органов федерального и регионального уровней является обеспечение и защита прав, свобод и законных интересов человека и гражданина. В этом смысле все государственные органы образуют единую систему.

Принцип единства системы органов государственной власти закреплен в ч. 3 ст. 5 Конституции РФ где указано, что система государственной власти является единой. Государственная власть как система характеризуется наличием внутренней структуры, которая отражает координационные и субординационные связи, складывающиеся между государственными органами на федеральном и региональном уровнях.

Конституционный принцип приоритета прав и свобод человека также нашел свое закрепление в Конституции РФ. В главе 1 закреплено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью (ст. 2), а в главе 2 указывается: «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения». А далее уточняется: «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими» (ст. 17 - 18).

В числе принципов организации и деятельности органов государственной власти в России являются также коллегиальность и единоначалие.

Коллегиальность (от лат. collegium - союз) означает «принцип управления, при котором руководство осуществляется группой лиц, обладающих равными правами при решении вопросов (коллегией), каждый из которых несет персональную ответственность за определенную сферу деятельности».

Вопросы, связанные с коллегиальностью и единоначалием как принципами формирования и функционирования органов исполнительной власти в Российской Федерации, приобретают особую актуальность в современное время.

Коллегиальность способствует всестороннему обсуждению вопроса, анализу различных точек зрения, в процессе обсуждения которых принимаются наиболее правильные и авторитетные решения. Она присуща коллегиальным органам исполнительной власти в Российской Федерации, к которым относятся, в частности, Правительство Российской Федерации, правительства российских регионов и ряд других структур федерального и регионального уровня, входящих в единую систему исполнительной власти.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 45; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.219.217 (0.004 с.)