Разделение властей как принцип организации и деятельности правового государства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Разделение властей как принцип организации и деятельности правового государства.



В современном понимании сущность принципа разделения властей сводится к объективной необходимости правовой структуризации государственной власти, предполагающей разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, что, впрочем, не лишает государственную власть её основного качества - целостности и единства.

Каждый государственный орган, осуществляющий одну из трёх функций государственной власти, взаимодействует с другими государственными органами. В этом взаимодействии они ограничивают друг друга. Такая схема взаимоотношений часто называется системой сдержек и противовесов. Она представляет единственно возможную схему организации государственной власти в демократическом государстве. Именно система сдерживания позволяет каждой ветви власти удерживаться в отведенной ей сфере и не создавать угрозы свободе и демократии в государстве.

Какими бы ни были разными варианты механизма действия принципа разделения властей теория в основе определяет следующее его содержание: законодательная власть обладает верховенством, поскольку она устанавливает правовые начала государственной и общественной жизни, основные направления внутренней и внешней политики страны, а, следовательно, определяет, в конечном счёте, правовую организацию и формы деятельности исполнительной и судебной властей. Главенствующее положение законодательных органов в механизме правового государства обуславливает высшую юридическую силу принимаемых ими законов, придаёт общеобязательный характер нормам права, выраженных в них. При этом верховенство законодательной власти не носит абсолютного характера. Пределы её действия ограничены принципами права, естественными правами человека, идеями свободы и справедливости. Она контролируется народом и специально создаваемыми конституционными органами, с помощью которых обеспечивается соответствие принимаемых в стране законов действующей конституции.

Исполнительная власть в лице своих органов занимается непосредственной реализацией правовых норм, принятых законодателем. Её деятельность должна быть строго основана на законе и осуществляться в рамках закона. Акты, издаваемые исполнительными органами и государственными должностными лицами, носят подзаконный характер и не должны противоречить законам. Исполнительная власть в том случае носит правовой характер, если она является подзаконной властью, действует на началах законности. Она подотчетна и подконтрольна представительным органам государственной власти и высшему должностному лицу (президенту), если таковое имеется. Именно контролем со стороны названных органов достигается сдерживание исполнительной власти. Кроме того, если речь идёт о правовом государстве, исполнительная власть находится также под контролем народа: каждый гражданин может обжаловать любые незаконные действия исполнительных органов и должностных лиц в судебном порядке.

Судебная власть призвана охранять право, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их не совершал. Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами. Никто не может присвоить себе функции суда. В своей правоохранительной деятельности суд руководствуется только законом, правом и не должен зависеть от субъективных влияний законодательной или исполнительной власти. Независимость и законность правосудия выступают важнейшей гарантией прав и свобод граждан, правовой государственности в целом. С одной стороны, суд не может присваивать себе функции законодательной или исполнительной власти, с другой стороны его важнейшей задачей является организационно-правовой контроль за нормативными актами этих властей. Судебная власть, таким образом, выступает сдерживающим фактором, предупреждающим нарушение правовых установлений, и, прежде всего конституционных, как со стороны законодательных, так и исполнительных органов государственной власти, обеспечивая тем самым реальное разделение властей.

Таким образом, разграничение единой государственной власти на три относительно самостоятельные и независимые отрасли предотвращает возможные злоупотребления властью и возникновение тоталитарного управления государством, не связанного правом. Каждая из этих властей занимает своё место в общей системе государственной власти и выполняет свойственные только ей задачи и функции. Равновесие властей поддерживается специальными организационно-правовыми мерами, которые обеспечивают не только взаимодействие, но и взаимоограничение полномочий в установленных пределах. В то же время они гарантируют независимость одной власти от другой в пределах тех же полномочий. Следует отметить, что принцип разделения властей является одним из принципов правового государства и эффективно действовать может только в связке с ними, важнейшими из которых являются принцип законности, взаимная ответственность государства и личности, реальность прав личности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 56; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.237.255 (0.004 с.)