Маркетинговое исследование предприятия ооо «эфко» 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Маркетинговое исследование предприятия ооо «эфко»



Маркетинговое исследование предприятия ООО «ЭФКО»

Общая информация об Эмитенте.

История компании начинается с XIX века. В 1897 году в слободе Алексеевка был построен завод по производству кориандрового и анисового масла, которое использовалось крупнейшими мировыми производителями душистых веществ. В советские времена сфера деятельности не менялась, Алексеевский ордена «Знак Почета» эфиромаслоэкстракционный комбинат входил в концерн по производству парфюмерно-косметических изделий, синтетических душистых веществ и эфирных масел (Союзпарфюмерпром).

В 1992 году комбинат был приватизирован и на его базе образовано открытое акционерное общество«ЭФИРНОЕ» (ОАО «ЭФКО»).

В 1994 году основными акционерами ОАО «ЭФКО» стала новая команда единомышленников,поставившая для себя цель стать ведущей компанией масложировой отрасли. Предприятие получилоновый импульс для эффективного развития: было модернизировано и расширено производство,выстроена новая система управления, освоен выпуск новой продукции.

Расположение ОАО «ЭФКО» в зоне возделывания высокомасличного подсолнечника, вековые традиции производства растительных жиров (в слободе Алексеевка в начале XIX века крепостным крестьянином Бокаревым впервые в России было получено подсолнечное масло) в совокупности спроведенными маркетинговыми исследованиями рынка, прогнозом его развития, во многом обусловили выбор основного вида деятельности - производство и бутилирование подсолнечного масла.

В 1996 году ОАО «ЭФКО» выходит на рынок подсолнечного масла с собственным брэндом «Слобода».

Впервые в России была применена технология вымораживания. Создается собственная сеть дистрибуции – Торговые дома в различных регионах России (Москва, Воронеж, Новосибирск, Екатеринбург) в рамках программы формирования вертикально-интегрированной группы компаний«ЭФКО».

В 1997 году запущена линия по экстракции растительного масла бельгийской фирмы De Smet -европейского лидера в производстве оборудования данного типа.

В августе 1998 года начал работу цех по производству майонеза марки«Слобода».

Следующим этапом развития стало строительство в 1999 году еще одного производственного цеха, который первый в России начал производить дезодорированное масло методом физической рафинации. В состав группы компаний «ЭФКО» вошли два молокозавода, 4 элеватора, принято решение об инвестировании и реформировании ряда колхозов Белгородской области, создана управляющая компания группы – ЗАО «АПИК ЭФКО».

В 2000 году начал работу цех по расфасовке сливочного масла. Также в 2000 году принято решение о строительстве завода по производству специализированных промышленных жиров и маргаринов, и в октябре был заключен контракт с De Smet на поставкуоборудования. В мае 2001 года началось строительство нового завода ООО «ЭФКО-Слобода» - 100%дочерней компании ОАО "ЭФКО". Инвестиции составили около 30 млн. долларов США. В конце мая2002 года осуществлен запуск нового завода.

В ноябре 2001 запущен цех по производству кетчупа, увеличены мощности по производству майонеза.

В настоящее время ОАО "ЭФКО" входит в состав производственного комплекса группы компаний «ЭФКО».

Сырьевая база.

При производстве подсолнечного масла основным элементом затрат является сырье – подсолнечник.

Управление данным элементом затрат на различных стадиях возделывания семян во многом обуславливает конкурентные преимущества перерабатывающих предприятий.

ОАО «ЭФКО» обеспечивает загрузку своих производственных мощностей сырьем за счет:

закупок подсолнечника в рамках программы авансирования собственных сельхозпроизводителей,

сезонных закупок у производителей в Белгородской, Ростовской, Воронежской, Курской, Тамбовской, Липецкой и Волгоградской областях,

закупок сырого масла у первичных переработчиков подсолнечника.

Объемы переработанного сырья ОАО «ЭФКО» за 1998-2002 гг.

На реализацию сырьевой программы по обеспечению производства семенами подсолнечника в 2003 году группа компаний "ЭФКО" планирует направить 1 193 млн. руб.

Производство подсолнечника

По официальным данным ГКС России урожай подсолнечника в 2002 году составил 3,63 млн. тонн в первоначально оприходованном весе. Было убрано 90,3% посевных площадей (3 716 тыс. га из 4 113 тыс. га). Средняя урожайность по фактически убранным площадям - 0,98 тонн/га, а по общей посевной площади - 0,88 тонн/га.

Статистические наблюдения за период с 1997 по 2002 год демонстрируют рост интенсивности производства подсолнечника в России за счет увеличения урожайности. Что в свою очередь, повышает привлекательность производства подсолнечника для сельскохозяйственных производителей. Высокая рентабельность этой культуры на фоне низких цен на зерно позволяет предполагать расширение посевных площадей под подсолнечник в 2003 году.

Данные о площадях сева подсолнечника, его урожайности и валовых сборах по РФ и регионам основным продуцентам в 1997-2002 г.г. представлены в нижеследующих таблицах.(2)

 

Учитывая повышенную влажность в период уборки, рефракция (потери по влажности и сорности) может превысить среднестатистические показатели предыдущих лет и составить порядка 12%. Вместе с тем, по мнению экспертов ежегодно в России скрывается от учета не менее 20% урожая. Потери полностью компенсируются неучтенными объемами.

На основании официальных данных по валовому сбору эксперты оценивают на текущий сезон профицитный баланс подсолнечника: ресурсы подсолнечника оцениваются в 3,68 млн. тонн (0,05 млн. – начальные запасы и 3,63 млн. – урожай).

Совокупное потребление предполагается в пределах 3,60 млн. (3,30 млн. – переработка, 0,20 млн. – экспорт и 0,10 млн. – прочее потребление). Конечные запасы, таким образом, должны составить 0,08 млн. тонн.

Производство подсолнечника

По официальным данным ГКС России урожай подсолнечника в 2002 году составил 3,63 млн. тонн в первоначально оприходованном весе. Было убрано 90,3% посевных площадей (3 716 тыс. га из 4 113 тыс. га). Средняя урожайность по фактически убранным площадям - 0,98 тонн/га, а по общей посевной площади - 0,88 тонн/га.

Статистические наблюдения за период с 1997 по 2002 год демонстрируют рост интенсивности производства подсолнечника в России за счет увеличения урожайности. Что в свою очередь, повышает привлекательность производства подсолнечника для сельскохозяйственных производителей. Высокая рентабельность этой культуры на фоне низких цен на зерно позволяет предполагать расширение посевных площадей под подсолнечник в 2003 году.

Данные о площадях сева подсолнечника, его урожайности и валовых сборах по РФ и регионам - основным продуцентам в 1997-2002 г.г. представлены в нижеследующих таблицах.(№2).

Учитывая повышенную влажность в период уборки, рефракция (потери по влажности и сорности) может превысить среднестатистические показатели предыдущих лет и составить порядка 12%. Вместе с тем, по мнению экспертов ежегодно в России скрывается от учета не менее 20% урожая. Потери полностью компенсируются неучтенными объемами.

На основании официальных данных по валовому сбору эксперты оценивают на текущий сезон профицитный баланс подсолнечника: ресурсы подсолнечника оцениваются в 3,68 млн. тонн (0,05 млн. – начальные запасы и 3,63 млн. – урожай). Совокупное потребление предполагается в пределах 3,60 млн. (3,30 млн. – переработка, 0,20 млн. – экспорт и 0,10 млн. – прочее потребление). Конечные запасы, таким образом, должны составить 0,08 млн. тонн.

Экспорт

Подсолнечник является биржевым товаром, цена на который тесно связана с ценами и конъюнктурой мирового рынка. Кроме того, цены на внутреннем рынке и объемы экспорта зависят от агроклиматических условий конкретного сезона, размера посевных площадей, а также конкуренции среди покупателей подсолнечника. Существенное влияние на развитие и нынешнее положение на рынке подсолнечника оказывает экспортно-импортная политика, проводимая государством в отношении масложировой отрасли.

Динамика валового сбора и экспорта семян подсолнечника в 1998-2001 гг. в России представлена ниже.

 

Мировой рынок подсолнечника

В настоящее время Россия укрепила свои позиции на мировом рынке по производству семян подсолнечника, став одним из крупнейших его продуцентов.

В мире отмечается рост потребления подсолнечного масла и шрот. Лидирующими мировыми производителями семян подсолнечника являются Аргентина, Россия и Украина. Их суммарное производство составляет около 45% от мирового. Другими крупными производителями семян подсолнечника являются Китай, Индия, Франция и США. Основными потребителями подсолнечного масла и шрота являются ЕС, Восточная Европа и Индия. Согласно прогнозу Минсельхоза США, в 2002/03 потребление подсолнечного масла и шрота в мире по сравнению с предыдущим годом увеличится на 9% до 17,8 млн. тонн.

Таким образом, в части обеспечения подсолнечником отечественной промышленности мы отмечаем следующие тенденции в сезоне 2002-2003 гг.:

- профицитный баланс сырья по сравнению с сезоном 2001-2002гг.;

- незначительный рост цен на подсолнечник;

- повышение урожайности подсолнечника, что во многом обусловлено повышением культуры и агротехнологии его возделывания.

В среднесрочной перспективе, в результате ввода в действие новых мощностей по переработке, неизбежен рост спроса на подсолнечник, что потребует увеличения посевных площадей и урожайности. Существенное увеличение посевных площадей, однако, вряд ли возможно, так как подсолнечник является «неудобной» для севооборота культурой и сильно истощает почву.

В складывающейся ситуации более эффективным является улучшение технологии возделывания подсолнечника и повышение его урожайности. Это под силу реализовывать только наиболее крупным отечественным агропромышленным холдингам, обладающим значительными финансовыми ресурсами для реализации сырьевой программы и мощностями для хранения запасов сырья.

Импорт масла

Россия традиционно являлась импортером растительных масел, прежде всего рафинированных дезодорированных.

В 1998 году было импортировано более 60% потребленного в России дезодорированного масла. С

1999 года эта доля значительно снизилась, что было связано как с уменьшением привлекательности импорта после финансового кризиса 1998 года, так и с наращиванием производства (прежде всего подсолнечного масла) отечественной масложировой промышленностью. Еще в 2000г. Лидирующее положение на российском рынке растительного масла занимали компнании-импортеры, лидерами рынка выступали «Олейна» (Швейцария) и Molinos «Идеал» (Аргентина).

В 2002 году Россия импортировала 1,1 млн.т. растительного масла. На сегодняшний день доля импортных бутилированных масел на рынке сократилась до 40% (с учетом видов масел, которые не производятся у нас в стране – оливковое, пальмовое и др.). Крупнейшими поставщиками подсолнечного масла (основную долю занимает фасованное масло) на российский рынок являются Аргентина (в основном рафинированное дезодорированное масло) и Украина (сырое и нерафинированное подсолнечное масло).

Местные производители еще не способны полностью удовлетворить растущий спрос. И, прежде всего, это касается рафинированных масел. Поэтому импорт бутилированного масла, на наш взгляд, останется стабильным, как и в последние несколько лет. В ценовом плане импортная продукция также остается достаточно конкурентоспособной.

И, тем не менее, по мнению многих специалистов и участников рынка, с увеличением доли присутствия российских производителей на рынке, импорт бутилированного масла на российском рынке постепенно будет сокращаться.

Экспорт масла

В 2002 г. Россия сократила экспорт растительных масел по сравнению с 2001г. В основном это произошло за счет подсолнечного масла, вывоз которого сократился до 77,8 тыс. тонн против 117,6 тыс. тонн в 2001г. Однако, несмотря на это, с начала сырьевого сезона 2002/03 темп отгрузок существенно опережает аналогичный показатель в 2001г. За сентябрь – декабрь 2002г. Вывезено порядка 49 тыс. тонн в сравнении с 11 тыс. тонн за соответствующий период 2001г. В связи с описанными выше тенденциями изменения конъюнктуры рынка в сезоне 2002-2003 г. мы ожидаем рост объема продукции, поставляемой на экспорт, уровень которого прогнозируется на уровне (150 тыс. тонн).

В структуре экспорта основной объем (99 %) приходится на сырое масло, полученное путем прессования и экстрагирования и не прошедшее остальные стадии переработки. Такое масло не пользуется спросом на европейских рынках и вывозится в основном в страны Ближнего Востока для дальнейшей переработки. Основными импортерами российского масла (прежде всего сырого) являются Алжир, Казахстан Египет, и Турция.[2]

Резюмируя вышесказанное, мы утверждаем, что рынок подсолнечного масла достаточно динамичен, и ситуация на нем может меняться от года к году в зависимости от валового сбора подсолнечника в сельскохозяйственном году, экспортно-импортной политики, политики в области сельского хозяйства.

Однако следует отметить ряд тенденций, по которым развивался и будет развиваться рынок в среднесрочной перспективе:

- начало доминирования на рынке очень влиятельных российских компаний, что повлекло за собой снижение в структуре потребления доли импортных масел и захват ее маслами отечественного

- создание вертикально-интегрированных холдингов, групп, укрупнение бизнеса.

- повышение спроса на рафинированное дезодорированное масло и повышение его доли в структуре потребления

- рост объемы производства у крупнейших производителей отрасли

- концентрация отрасли, при которой 7-8 маркам будет принадлежать около 70-80% рынка, на рынке останутся крупнейшие производители, имеющие возможности по финансированию сырьевых программ, национальную торговую марку и дистрибьюторскую сеть российского масштаба.

Российский рынок майонеза

Соус майонез в настоящее время является одним из самых распространенных промышленно изготавливаемый соусов в России.

Рынок майонеза является одним из самых стабильных. Послекризисное падение объема в 1999 году составило 4% по сравнению с 1998 годом. Этот показатель - один из самых низких среди пищевых продуктов.

В 2000 году началась стабилизация рынка майонеза, рост составил 13% по сравнению с 1999 годом.

За 2001 год майонеза было произведено на 25% больше чем в 2000 г. В 2002 году темпы роста производства несколько замедлились, что обусловлено не только частичным насыщением рынка, но и уходом с масложирового рынка компаний, которые не выдерживают конкуренции по качеству и терпят убытки из-за малых производственных мощностей. Объем производства майонеза составил 317 тыс. тонн, что на 5% больше чем в 2001г. Общее увеличение потребления происходит как за счет увеличения платежеспособного спроса, так и за счет роста интенсивности потребления.

Аналитики оценивают емкость рынка майонеза в 350 тыс. тонн в год или около 40 млн. долл. в месяц.

Производство майонеза в России в разрезе основных производителей в 2002 году

 

В настоящее время среднедушевое потребление майонеза в России составляет 2,3 кг в год (1,7 кг в 1997г.). Майонез входит в рацион 92% совершеннолетнего населения России, при этом 64% населения употребляют этот продукт раз в неделю или чаще. Таким образом, рост емкости рынка возможен за счет увеличения интенсивности потребления. В среднесрочной перспективе аналитики прогнозируют увеличение рынка майонеза на 2% в год.

Основным сырьем для производства майонеза является подсолнечное масло.

Принимая во внимание основные тенденции на рынке подсолнечного масла в 2003 году, эксперты не ожидают падения рентабельности производства майонеза и высоких скачков цен.

В настоящее время в России на долю 20 крупных предприятий приходится около 80% рынка майонеза, что является положительным явлением, характерным для стран с развитой рыночной экономикой.

Условно участников российского рынка майонеза можно поделить на три группы.

Первая группа – традиционные масложировые комбинаты, которые остались еще с советских времен (в каждом крупном российском городе существует масложировой комбинат, который и обеспечивает в том или ином объеме данный регион своей продукцией, имея ограниченную систему дистрибуции).

Вторая группа – международные корпорации (Юнилевер), третья группа – новые отечественные производители. Последние две группы, как правило, проводят высокобюджетные рекламные кампании и используют отлаженную систему дистрибуции. Общенациональную систему дистрибуции имеют только пять компаний: «ЭФКО», Юнилевер, Петросоюз, НМЖК, Балтимор. Отсутствие отлаженной системы дистрибуции будет в ближайшее время основным тормозящим фактором в развитии производителей.

Структура потребительского рынка майонеза РФ в 2000–2002 гг.

 

Одним из важнейших стратегических направлений деятельности крупных российских компаний – производителей продуктов питания на рынке является формирование собственного брэнда, эта тенденция характерна и для рынка майонезов.

По данным аналитиков, импортные майонезы сегодня занимают не более 3% отечественного рынка майонеза против 25% в 1998г. В 2002 г. импорт майонеза составил примерно 10 тыс. тонн. В качестве основных импортных брэндов класса «премиум» на отечественном рынке выступают Heinz и Hellmanns.

В настоящий момент 50% рынка - это продукция жировых комбинатов, ориентированная на локального потребителя, как правило, это разновидности майонеза «Провансаль». 15% - продукция мелких местных производителей, обычно более низкого качества и цены. Брэндированная продукция занимает оставшиеся 35%. Основные национальные марки: Ряба – 3,5%, Слобода – 9%, Моя семья – 8% рынка, Calve – 7%. В последние годы наблюдаются смещении потребительских предпочтений с продукции местных комбинатов на национальные марки. Еще в 2000 году на долю майонезов «Провансаль» приходилось 85% рынка. По данным последних маркетинговых исследований, при выборе майонеза цена отходит на второй план, на первое место выходит качество продукта. На цену в 2000 году ориентировались 39 % целевой аудитории, в 2001 году – 33 %, в 2002 году – 30 %.

Таким образом предпочтение отдается более качественной продукции.

Следует отметить, что жировые комбинаты, имеющие в своем составе большие мощности по производству майонеза, в настоящее время представляют высокий интерес для инвесторов.

В течение последнего времени в информационных бюллетенях агентств с информацией о смене акционеров, укрупнении бизнеса фигурировали такие компании как НМЖК, МЖК, Самарский жировой комбинат, Евдаковский жировой комбинат. Компания «Юг Руси» в конце 2002г. запустила линию по производству майонеза, Русагро приобрела Краснодарский масложировой комбинат.

При этом отрасль может быть интересна не только для внутренних инвесторов, желающих укрупнить изнес и убрать конкурента, но и для внешних, поскольку рентабельность масложирового производства достаточно высока и достигает 30%.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

- рынок майонеза близок к насыщению и рост емкости рынка более 2% в год возможен только при увеличении частоты его потребления;

- крупные жировые комбинаты по-прежнему будут увеличивать долю рынка за счет ухода с рынка мелких производителей и укрупнения бизнеса;

- объем импорта достаточно низок и рост его в среднесрочной перспективе не прогнозируется;

- происходят значительные изменения в структуре потребления, покупатель при выборе продукта все больше предпочтения отдает высококачественной брэндированной продукции, цена продукта отходит на второй план;

- удержание на рынке значительной доли и дальнейший рост игроков возможен только при наличии общероссийской сети и узнаваемой торговой марки.

Себестоимость

Как видно из представленной ниже таблицы, наибольшую часть в составе затрат ОАО «ЭФКО» составляют материальные затраты – 73,0 % за 2001 год и 70,4 за 2002 год. Определяющее влияние на себестоимость продукции оказывает стоимость основного сырья – подсолнечника, цена на который в течение 2001 - 2002 гг. имела динамику роста.

Структура затрат ОАО «ЭФКО» по итогам 2001 г. и 2002 г.

Прибыль

Чистая прибыль за 2002 г. составила 137 161 тыс. рулей, что на 19 740 тыс. руб. больше, чем в 2001 году. Для сопоставимости показателей чистая прибыль за 2002 год рассчитана таким же способом, как за 2001 г., то есть сумма прибыли не уменьшена на сумму превышения норматива суточных и расходов из чистой прибыли, составивших в 2002 году - 154 тыс. рублей и 18 126 тыс. рублей.

Сумма прибыли за 2002 год также не была уменьшена на сумму резерва по сомнительным долгам, составившего 50 300 тыс. руб.

Снижение прибыли обусловлено ростом прочих операционных и внереализационных расходов, в частности процентных, рост которых составил порядка 100 млн. руб., поскольку средний размер кредитного портфеля группы компаний «ЭФКО» в среднем увеличился на 500 млн. руб.

Мы оцениваем, что в 2003 г. чистая прибыль ОАО «ЭФКО» составит порядка 200 млн. рублей. Таким образом, компания работает прибыльно, поддерживая приемлемый уровень рентабельности.

Комплекс маркетинга и сбыта.

Комплекс маркетинга и сбыта представляет собой сеть торговых домов, расположенных в 10 регионах России и единый маркетинговый центр подразделение управляющей компании ЗАО «АПИК ЭФКО».

Поддержание высоких темпов роста невозможно без наличия на рынке сильной торговой марки. «ЭФКО» владеет рядом торговых марок, самой известной из которых в настоящее время является торговая марка подсолнечного масла и майонеза «Слобода». Закрепившись на рынке как крупнейший российский производитель рафинированного дезодорированного масла, ОАО «ЭФКО» использует узнаваемость торговой марки «Слобода» для продвижения своего нерафинированного масла, новых видов майонеза, сливочного масла, кетчупа, мягкого масла.

Напрямую ОАО «ЭФКО» реализует колхозам шрот (на условиях предоплаты) и поставляет на экспорт незначительное количество кориандра.

Сбыт товара в крупнейших городах России осуществляется торговыми домами группы компаний «ЭФКО» через розничную сеть соответствующего региона.

На более мелких локальных рынках сбыт осуществляется путем поставки постоянным клиентам компании. 11 торговых домов «ЭФКО» реализуют более 99% объема выпуска продукции в 10 регионах России.

За 2002 год выручка торговых домов составила более 2 852 млн. руб. В таблице приведена структура поступлений по всем Торговым домам Группы компаний.

Реализация продукции компании через сеть торговых домов позволяет наиболее полно контролировать процесс доведения товара до конечных потребителей, обеспечивая высокий уровень дистрибуции и поступление регулярной информации с местных рынков. Условия поставок продукции в торговые дома предусматривают предоставление рассрочки платежа (до 10 - 30 дней) в зависимости от длины товаропроводящих путей.

Торговые дома работают только с продукцией ОАО «ЭФКО» и других предприятий группы компаний «ЭФКО». На основе информации по остаткам товара на складах и динамики реализации торговых домов корректируются ценовые условия поставок.

Наиболее значимыми регионами сбыта (по объёмам продаж) являются Москва, Екатеринбург (с Пермью, Челябинском, Тюменской областью), Воронеж (с Белгородской, Курской, Орловской, Тамбовской областями), Санкт-Петербург, Новосибирск (с Омском, Красноярском, Кемеровской областью, Абаканом, Иркутском). Данное распределение сложилось исторически, т.к. работа в этих зонах ведётся с момента создания компании.

На московский рынок ОАО «ЭФКО» поставляет майонез и фасованное подсолнечное масло через ТД «Белогорье» и разливное масло через ТД «ЭФКО-Слобода» (около 750 т в месяц). 70% продукции реализуется оптом через 10 крупных оптовиков («Седьмой континент», "Копейка", «Второй дом», «Омега», «Стройкомплекс Т», «Аэроникс» и др.), 20% - в розницу и 10% поставляется в ближайшие регионы: Тулу, Рязань, Калугу и др. При поставках оптовикам Торговые дома контролируют дальнейшее присутствие продукции в торговых точках.

Для розничных продаж Торговыми домами заключены дилерские соглашения более чем с 250 крупными магазинами и супермаркетами, куда Торговые дома поставляют продукцию собственным автотранспортом. Если до 2000 г. продукция поставлялась оптовикам и крупным магазинам только по предоплате, то в настоящее время ряд крупных оптовиков и сетевых магазинов получают отсрочку не более 7 дней, что связано, в первую очередь, с растущей конкуренцией на данном рынке.

В настоящее время, для продвижения продукции завода спецжиров ООО «ЭФКО-Слобода» в регионах расположения Торговых домов работают технологи компании, решающие вопросы адаптации продукта для местных предприятий пищевой промышленности. Разработка рецептур идет совместно с Научно- исследовательским институтом хлебопекарной промышленности, Московским Государственным институтом пищевых производств, Воронежской технологической академией, что также способствует развитию отечественной отраслевой науки.

Маркетинговые исследования активно формируют сбытовую производственную политику всей группы компаний «ЭФКО» с 1998 года.

Маркетинговый Центр, входящий в состав ЗАО «АПИК ЭФКО» (г. Москва), регулярно проводит исследования мирового и российского рынка подсолнечника, зерновых, всех видов растительных масел, майонеза, кетчупов, специализированных растительных жиров, отслеживает конъюнктуру и цены на все виды продукции, сопоставимые с продукцией, выпускаемой предприятиями Группы компаний, динамику экспорта и импорта, а также факторы, которые могут повлиять на их изменения, деятельность конкурентов.

Исследования используются как научная основа для оперативного принятия управленческих решений и единой стратегии группы компаний «ЭФКО» по продвижению своей продукции на рынок.

При этом маркетологи ставят перед собой в первую очередь задачу правильного позиционирования своей продукции и узнаваемости торговой марки среди конкурентов, рассчитывая несколько вариантов цены реализации в зависимости от спроса на продукцию.

Компания позиционирует цену своей продукции немногим ниже по сравнению с российскими аналогами и импортными рафинированными маслами. При этом учитываются сезонность продаж и особенности каждого локального рынка сбыта. В

1997-1998 гг. ОАО «ЭФКО» привязывала цены на свою продукцию к курсу доллара США.

В настоящее время компания ориентируется на цены ближайших конкурентов – масло «Олейна» и «Золотая семечка», уменьшенные на 3-5%.

Торговые дома активно выполняют маркетинговую функцию в регионах: самостоятельно управляют товарными потоками и осуществляют мониторинг в рамках своей зоны ответственности, согласованной с головной компанией.

Приоритетным рынком сбыта для продукции ОАО «ЭФКО» был выбран Московский регион, который характеризуется более высокими, чем в среднем по стране, доходами населения и требованиями к качеству продукции. На него приходится наибольший объем продаж, и, по оценкам экспертов ОАО «ЭФКО», подсолнечное масло «Слобода» в Москве сейчас занимает около 25% рынка.

По рекомендациям маркетологов ОАО «ЭФКО» поддерживает оптимальное соотношение между выпуском нерафинированного и рафинированного масла (сейчас оно составляет 1 к 4), расширяет спектр представленной продукции.

В 2002 г. группа «ЭФКО» пополнила свой продуктовый ряд новым видом майонеза под торговой маркой «Нежка» - низкокалорийным майонезом с длительным сроком хранения. Майонезы торговой марки «Нежка» позиционируется как более дешевые и полезные для здоровья вследствие невысокого содержания калорий по сравнению с традиционными провансалями.

Продуктовый ряд данной торговой марки расширен мягкими маслами завода спецжиров, в планах маркетологов – маргарины.

В 2002 году группа вышла на рынок с новым продуктом – специализированные жиры на основе пальмового и подсолнечного масла.

В 2002 году на продвижение торговых марок ОАО «ЭФКО» затратило около 50 млн. рублей, в 2003 году данные затраты планируются на таком же уровне.

Устойчиво высокий уровень расходов на рекламу, обусловлен необходимостью активного продвижения продукции завода спецжиров на рынок.

При этом следует отметить, что группа компаний «ЭФКО» не проводит активных рекламных компаний на телевидении, в отличие от «Олейна», «Злато» и других торговых марок, основным маркетинговым каналом по продвижению продукции на рынок является эффективно построенная сеть дистрибуции,обеспечивающая присутствие торговых марок «ЭФКО» во всех регионах России.

В целом, несмотря на острую конкурентную борьбу в масложировой отрасли, группе компаний «ЭФКО» по-прежнему удается удерживать лидирующие позиции своих торговых марок, регулярно выходить на рынок с новыми продуктами.

Комплекс транспорта и логистики

В настоящее время, учитывая объемы, географию деятельности, в Группе компаний произошло становление еще одного комплекса – комплекса транспорта и логистики. Основной задачей данного комплекса является координация деятельности автомобильного и железнодорожного транспорта, отдела отгрузок, централизованных складов хранения сырья, материалов и готовой продукции, доставка сырья и материалов на элеваторы и производственные цеха, готовой продукции торговым домам. Объемы перевозок ежемесячно требуют 230 вагонов и 450 специализированных автомобилей, заключено 80 договоров с юридическими лицами и 175 - с частными предпринимателями.

Созданная структура комплекса транспорта и логистики позволяет полностью обеспечивать управление грузопотоками группы компаний «ЭФКО».

Комплекс строительства

Поддержание стабильного развития структуры "ЭФКО", постоянное наращивание производственных мощностей требует оперативного возведения новых и реконструкции старых производственных и хозяйственных помещений. В состав Группы компаний входят специализированные строительные подразделения, составляющие комплекс строительства и решающие задачи:

создания новых промышленных объектов;

ремонта и реконструкции действующих заводов, цехов, бытовых и вспомогательных помещений;

строительства и ремонта сельскохозяйственных сооружений;

строительства социально-бытовых объектов.

В состав строительного комплекса группы компаний "ЭФКО" входят строительные компании ОАО «Промгражданстрой» и ОАО «ПМК «Союзпарфюмерпром», расположенные в городе Алексеевка и имеющие давний опыт сотрудничества с Группой компаний. В структуру "ЭФКО" они были интегрированы летом 2001г.

Сферу деятельности комплекса можно разделить на строительство промышленных объектов и на строительство объектов, не задействованных непосредственно в производстве.

Стратегические партнеры и основные конкуренты группы компаний «ЭФКО».

Одним из критериев успеха группы компаний "ЭФКО" на рынке является доверие и надежность партнеров. Группа компаний успешно сотрудничает со многими российскими компаниями.

Крупнейшими поставщиками сырья и материалов являются ООО «ПАК Престус», ЗАО «ГОТЭК», ООО «ИСРАТЭК», ООО «Славника», ООО «ИБЕРИКА», группа «ОГО», ОАО «Гаммахим», ООО «СИТИ КОМПАНИ», ОАО «Сеймовская птицефабрика», ООО «Курант-Зерно».

Накоплен большой опыт в работе с поставщиками сельскохозяйственной техники, крупнейшими среди которых являются ООО «Мировая техника», ООО «ФИНТЕЛ ГРУПП», фирма «Cadl S.A.».

Ведущими зарубежными партнерами в области поставки технологического оборудования являются бельгийская фирма «De Smet», фирма «Лауденберг», фирма «ENFLEX», фирма «Peter Binder & Co GmbH», фирма «SASIB Beverage MS SpA».

В качестве основных конкурентов на рынке фасованного подсолнечного масла по таким критериям как цена, качество, система распределения товара, рекламная поддержка, имидж товара можно выделить следующие компании: «Юг Руси» (торговая марка «Золотая семечка»), «Русская бакалея» (торговая марка «Злато»), «Цереол» (торговая марка «Олейна»), «Молинос Рио де ла Плата» (торговая марка «Идеал», «Girol»).

На рынке майонеза основными конкурентами компании «ЭФКО» являются компания «Юнилевер» (торговая марка «Calve», «Delmy» «Hellmans»), компания «Петросоюз» (торговая марка «Моя семья», «Мечта хозяйки»), Московский жировой комбинат (торговая марка «Россиянка»), Нижегородский масложировой комбинат (торговая марка «Ряба», «Заправский»), Жировой комбинат г.Екатеринбург.

Такие компании как «Юнилевер», «Петросоюз», «Демиург», «ЕвроОйл», «Родос» являются крупнейшими конкурентами на рынке мягкого масла, на рынке специализированных жиров – группа компаний «Инфорум», «Новые масла и технологии», «Союз», «Союзснаб», «Петроимпорт», «Унигра», «Орхус Олие», Нижегородский масложировой комбинат, ОАО «МЖК Краснодарский».

Итоги исследования.

Подводя итоги маркетингового исследования, я могу сказать, что компания «ЭФКО» удерживает стабильное положение на рынке масложировой продукции.

У этой компании большой аграрный комплекс, который обеспечивает всем необходимым сырьем для производства.

Кроме того, рост компании обеспечивается за счет:

развитую розничную сеть в различных регионах,

широкий ассортимент и качество товара,

применение передовых технологий, постоянно развивающийся комплекс строительства,

инвестиции,

маркетинговые исследования рынка потребителей,

реклама.

Глава 3. Предложения по повышению маркетинговой деятельности ООО»ЭФКО».

Кроме всех положительных сторон, я хотела бы обратить внимание на факторы риска:

Риск снижения темпов роста экономического развития страны (влияние – высокое, вероятность – умеренная)

Потребление растительных жиров высокого качества и продуктов на их основе напрямую зависит от уровня благосостояния населения, определяемого уровнем экономического развития страны, объемом ВВП и показателями индивидуального потребления на душу населения. В случае неблагоприятных изменений в российской экономике и снижение уровня потребления предприятия Группы компаний могут столкнуться с уменьшением емкости рынка и снижением продаж.

Факторы, нивелирующие риск: благоприятные прогнозы развития экономики России в 2003 г. Так, наиболее пессимистический прогноз роста ВВП, данный Международным валютным фондом в ежегодном докладе World Economic Outlook, в 2003 г. составляет 4,9%. Помимо этого, необходимо учитывать, что Группа компаний более 80% поставок осуществляется в регионы с наиболее развитой экономикой.

Рост импорта масложировой продукции (влияние – высокое, вероятность – умеренная).

В настоящее время уровень развития масложировой промышленности России, несмотря на бурно развитие конца 1990-х гг., все же отстает от зарубежного, прежде всего, по технологическом развитию. Крупные транснациональные корпорации, владеющие значительным числом компаний, том числе и на территории России, ввозят растительные масла как сырьевой материал, так и готову масложировую продукцию из-за границы, снижая тем самым емкость рынка для российских компаний.

Факторы, нивелирующие риск: значительные объемы инвестиций в модернизацию и расширении производства, создание конкурентоспособных продуктов, внедрение новых технологий позволяю производить группе компаний "ЭФКО" продукцию мирового качества, заменяя импортные аналоги.

Также одним из основных рычагов государственной протекционистской политики является введение импортных пошлин.

Риск снижения объемов банковского финансирования (влияние – высокое, вероятность – умеренная)

Успешная реализация стратегии ОАО «ЭФКО» и всей Группы компаний в течение последних 5 лет потребовала значительного увеличения его оборотных средств, которое финансируется за счет банковских кредитов. Банковские заимствования представляют собой краткосрочные кредитные линии, которые постоянно возобновляются. Группа компаний «ЭФКО» может столкнуться с трудностями в исполнении своих обязательств по кред<



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 120; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.55.14 (0.005 с.)