Произведение Л. Толстого «Детство»: автобиографические мотивы в произведении. Внутренний мир Николеньки: пути его формирования. Роль близких взрослых в формировании человека в Николиньке. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Произведение Л. Толстого «Детство»: автобиографические мотивы в произведении. Внутренний мир Николеньки: пути его формирования. Роль близких взрослых в формировании человека в Николиньке.



Литературная деятельность Льва Николаевича Толстого продолжалась около 60 лет. Он выступил как великий художник-новатор уже в первом своем печатном произведении — в повести «Детство». В образе героя трилогии в значительной степени отражены черты личности самого автора. «Детство», «Отрочество», «Юность» поэтому принято называть автобиографической трилогией. Это повести большой силы художественного обобщения. Сам образ Николеньки Иртеньева является глубоко типичным, в нем воплощены лучшие черты представителя дворянской среды, вступившего в непримиримый разлад с нею. Толстой показывает и как среда, в которой жил его герой, отрицательно влияет на него, и то, как герой пытается противостоять среде, возвысится над нею. Герой Толстого — человек сильного характера и выдающихся способностей. Создание образа такого героя было облегчено толстому тем, что он опирался на собственную биографию. Ведущим, основополагающим началом в духовном развитии Николеньки является его стремление к правде, к добру, к любви и красоте. Первоначальным источником этих высоких устремлений является образ матери, которая олицетворяла для него все самое прекрасное. В своей повести Толстой называет детство счастливой порой человеческой жизни. XV глава повести начинается словами: «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора пора детства!...». Заканчивается глава следующим образом: «Вернутся ли когда-нибудь та свежесть, беззаботность, потребность любви и силы веры, которыми обладаешь в детстве?...». Таким образом, мы видим, что детство Толстой счастливой порой человеческой жизни в том смысле, что в эту пору человек наиболее способен испытывать любовь к другим и делать им добро. Детские годы Николеньки были беспокойными, он испытал не мало нравственных страданий, разочарований в окружающих его людях, в том числе и самых близких для него, разочарований в самом себе. «Детство» начинается со сцены в детской комнате, незначительным случаем. Учитель Карл Иванович убивает муху прямо над головой спящего Николеньки, что приводит к его пробуждению и неприятным мыслям о том, что Карл Иванович злой, неприятный человек который все время хочет ему насолить. Но проходит несколько минут и Карл Иванович начинает приятно щекотать Николеньку и ребенок сам удивляется тому, что такие нехорошие мысли могли придти ему в голову. Уже этот эпизод дает основание Толстому показать, как сложен духовный мир ребенка. Автор рисует, как постепенно перед Николенькой раскрывается несоответствие внешней оболочки окружающего мира и его содержания. Николенька постепенно понимает, что люди, с которыми он встречается, не исключая самых близких и дорогих для него людей, на деле вовсе не такие, какими хотят казаться. Он замечает в каждом человеке неестественность и фальшь, и это развивает в нем беспощадность к людям. Замечая в себе эти качества, он нравственно казнит себя. Это ярко изображает глава в которой написав стих по случаю дня рождения бабушки Николенька замечает строчку в которой говорится, что он любит бабушку как мать родную. Прочитав эти слова он видит в них как бы измену по отношению матери, а с другой — неискренность по отношению к бабушке. Николеньк рассуждает так: если эта строка искренняя — значит, он перестал любить свою мать; а если он любит свою мать по-прежнему — значит, он допустил фальшь по отношению к бабушке. В результате в Николеньке развивается аналитическая способность. По Толстому это и хорошо и плохо. Подвергая все анализу, Николенька обогащает свой духовный мир, но тот же самый анализ разрушает в нем наивность, безотчетную веру во все доброе и прекрасное, что Лев Николаевич считал «лучшим даром» детства. Это особенно хорошо показано VIII главой - «Игры». Во время игры старший брат Володя наталкивает его на мысль о том, что: «Если судить по настоящему, то игры никакой не будет. А игры не будет, что ж тогда останется?» Эта последняя фраза многозначительна. Она свидетельствует о том, что настоящая жизнь (не игра) мало доставляла радости Николеньке. Настоящая жизнь — это жизнь «больших», то есть взрослых, близких ему людей. Николенька живет как бы в двух мирах — в мире детском, привлекающем своей гармонией, и в мире взрослых людей, полном взаимного недоверия. Большое место в повести занимает описание чувства любви к людям, и эта способность ребенка любить других, может быть, больше всего восхищает Толстого. Но восхищаясь этим чувством ребенка, Толстой показывает, как мир больших разрушает это чувство, не дает ему развиваться во всей чистоте и непосредственности. Чувство привязанности к Сереже Ивину так и погибает в нем оставшись не высказанным. Отношение к Илиньке Грапу раскрывает другую черту его характера, опять таки отражающее дурное влияние мира взрослых. Илинька — это мальчик из не обеспеченной семьи, что и послужило причиной насмешек со стороны ребят и к сожалению Николенька не стал исключением. К этому времени дети уже были способны проявлять жестокость. Однако Николенька испытывает стыд и чувство раскаяния. Последние главы повести, связанные с описанием смерти матери героя, подводят итог его духовному и нравственному развитию в детские годы. Николенька наблюдает за тем, как он сам и близкие ему люди переживают смерть его матери. Он устанавливает, что никто кроме простой русской женщины — Натальи Савишны, не был до конца искренен в выражении своих чувств. Эмоции которые переживают окружающие его люди вызывают у ребенка чувство сомнения, он не верит в них и сильно огорчается из за того, что сам был только мгновение полностью поглощен горем. Заключительные страницы повести овеяны грустью. Николенька находится во власти воспоминаний о матери и Наталье Савишне, уже умерших к тому времени. Он уверен что с их смертью отошли в прошлое самые светлые страницы его жизни.

Человек и природа в рассказах Д. Н. Мамина-Сибиряка. Изображение мира природа. Особенности реального и сказочного повествования. Гармоничное сосуществование человека и природы – ведущая идея автора («Емеля-охотник», «Зимовье на Студёной», «Серая шейка»).

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк не раз говорил, что "ребенок - самый лучший читатель". Для детей им написаны рассказы и сказки: "Емеля-охотник", "Зимовье на Студеной", "Серая Шейка", "Вертел", "Богач и Еремка". У Мамина-Сибиряка было свое, продуманное отношение к детской литературе. Он считал, что книги для детей формируют разум и воспитывают чувства ребенка. Видя в детях будущее человечества, писатель выдвигал в произведениях, им адресованных, глубокие социальные проблемы, в художественных образах раскрывал правду жизни. Об "Аленушкиных сказках", которые писатель придумывал для своей маленькой дочери, он сказал: "Это моя любимая книжка - ее писала сама любовь, и поэтому она переживет все остальное". Нет слов, хороши "Аленушкины сказки", но и у большинства других произведений Мамина-Сибиряка долгая и славная жизнь. Художественное наследие Мамина-Сибиряка для детей составляет более полутораста произведений: повестей и очерков, рассказов и сказок. К сожалению, лишь малая их часть известна нашим детям. Всего несколько рассказов вошли в программу начальной школы. Судьба с ранних лет связала Мамина-Сибиряка с Уралом. Недаром его часто называют "певцом Урала", открывшим целую область, ранее неизвестную. "Урал, Урал! Тело каменно, сердце пламенно... " - говорил он. Целый цикл рассказов посвящает писатель детям-труженикам. Он описывает нелегкую жизнь и раннюю смерть двенадцатилетнего кормильца семьи Прошки ("Кормилец"). Мамин-Сибиряк рассказывает о беспросветной работе мальчика Васи, отданного в ученики к сапожнику ("В каменном колодце"). Так писатель выполнял основную задачу своего творчества - готовил сознание молодого поколения к борьбе с общественным злом. Один из ранних рассказов "Емеля-охотник" открывается превосходной пейзажной зарисовкой: "Далеко-далеко, в северной части Уральских гор, в непроходимой лесной глуши спряталась деревушка Тычки". Удивительно слияние почти сказочного зачина "далеко-далеко" и ритмической напевности с реалистической точностью места действия - "деревушка Тычки". В человеческих характерах Мамин-Сибиряк в первую очередь подмечает то, что роднит простого человека, труженика, с природой. Близость к природе определяет поведение охотника Емели, оставившего в живых олененка.

«Зимовье на Студеной». Много сказочного и в рассказе "Зимовье на Студеной", особенно в описаниях природы ("Ходит ветер по Студеной, наметает саженные сугробы снега, завывает в лесу, точно голодный волк, избушка Елески совсем потонула в снегу"). Ритмичность, применение инверсий, сравнения, эпитеты - все продумано, все создает живость, одухотворенность повествования. Мамин-Сибиряк всегда тщательно продумывает структуру своих произведений для детей. В них, как правило, невелик круг действующих лиц. Сюжет развивается плавно и неторопливо. Вставные эпизоды имеют тесную связь с сюжетом. Например, воспоминания о молодости старика Елески или эпизод о первой встрече Лисы и Серой Шейки. Композиционная прозрачность и стилистическая ясность произведений помогают Мамину-Сибиряку, не снижая идейной остроты, воспитывать в детях любовь к родине, к народу-труженику. «Аленушкины сказки». Детям дошкольного возраста адресованы "Аленушкины сказки", над которыми Мамин-Сибиряк работал с 1894 по 1897 г. Они представляют собой произведения подлинной детской литературы. Это гуманистическая книга, в которой органично сочетаются нравственные и общественные идеи. Аллегория сказок связана с перенесением социальных явлений в мир птиц, зверей, рыб. Например, "Сказка про храброго Зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост" начинается как будто традиционно, с хвастовства Зайца: "Никого я не боюсь! - крикнул он на весь лес - Вот не боюсь нисколько, и все тут!" Но трусом оказался не столько хвастунишка, сколько сам страшный Волк. "Когда Заяц упал на него, ему показалось, что кто-то в него выстрелил. И Волк убежал. Мало ли в лесу других зайцев можно найти, а этот был какой-то бешеный... " С начала и до конца сказку пронизывает один мотив - "надоело бояться", "надоело прятаться". Условный мир зайцев и волков иносказательно отражает взаимоотношения слабых и сильных в мире и уязвимость тех, кто держит слабых в страхе. Главное - поверить в себя: "С этого дня храбрый Заяц начал сам верить, что он действительно никого не боится". Эта мысль четко воплощена в конфликте и в системе художественных образов персонажей сказки. В "Аленушкиных сказках" образы, композиция, стиль, язык тесно связаны с целями воспитания разума ребенка, с задачами пробуждения общественного сознания ("Умнее всех"; "Сказочка про Воронущку - черную головушку и желтую птичку канарейку"; "Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу"). Сказки Мамина-Сибиряка по-настоящему детские, и их цели и задачи осуществляются с учетом особенностей восприятия дошкольников. Аллегория и антропоморфизм сказок Мамина-Сибиряка сродни народным детским сказкам. Заяц трусоват, Кот плутует, Воробей озорничает. В то же время животные разговаривают, действуют подобно людям; с ними происходят необычайные, удивительные события. "Аленушкины сказки" занимают особое место в творчестве Мамина-Сибиряка. Они были сначала рассказаны писателем дочери во время ее болезни, а потом подготовлены для издания. Посвящение сказок маленькой Аленушке определило лиризм, задушевность и колыбельную интонацию: "Баю-баю-баю... один глазок у Аленушки спит, другой - смотрит; одно ушко у Аленушки спит, другое - слушает. Спи, Аленушка, спи, красавица, а папа будет рассказывать сказки". Стиль этой присказки Мамина-Сибиряка близок к народным. Писатель тщательно работал над сказками, используя богатство русской народной речи, отшлифовывал в них свой стиль, который современники метко назвали "Маминслог". Язык детских произведений Мамина-Сибиряка свеж и колоритен, полон пословицами и поговорками, остроумными и меткими присловьями. Так, спесивость и зазнайство Индюка в сказке "Умнее всех" подчеркиваются в диалоге его с обитателями птичьего двора. Когда Индюк требует, чтобы его признали самым умным, ему отвечают: "Кто же не знает, что ты самая умная птица!" Так и говорят: "Умен, как индюк". Ирония этой характеристики понятна дошкольникам. Таким образом, "Аленушкины сказки" - превосходный образец творчества для маленьких, они прочно вошли в чтение уже не одного поколения детей. Правдивое слово писателя-демократа учило любить свою страну, уважать трудовой народ, охранять родную природу. Особое значение для нравственного воспитания он придавал книге, называя ее то "живой нитью, которая выводит ребенка из детской комнаты и соединяет с остальным миром", то "окном в мир, неудержимо манящим к себе светом настоящего знания и настоящей науки". А "настоящим знанием" считал он близость к народной жизни, к родной природе - именно это стало основным предметом его творчества для детей. Как не вспомнить Музгарку из впечатляющего рассказа "Зимовье на Студеной", - рассказа, по которому снят кинофильм и сделаны диапозитивы. «Емеля – охотник». Много лет прожили Блеска Шишмарь с Музгаркой в далеком зимовье на реке Студеной. Их обязанностью было встречать и провожать редкие обозы богатых купцов, вывозивших в город с Печоры дорогую рыбу - семгу. Умирает от старости Музгарка. Завывание зимней пурги еще больше усиливает горе, постигшее одинокого старика. "Ходит ветер по Студеной, наметает саженные сугробы снега, завывает в лесу, точно голодный волк, избушка Елески совсем потонула в снегу. Торчит без малого одна труба, да вьется из нее синяя струйка дыма... Воет пурга уже две недели, две недели не выходит из своей избушки старик и все сидит над больной собакой. А Музгарка лежит и едва дышит: пришла Музгаркина смерть". Не в силах выдержать полного одиночества, Блеска становится на лыжи и покидает избушку, надеясь прийти к людям, но... не дошел. Старик замерз по дороге в лесу. Тема милосердия, столь актуальная в наши дни, отчетливо звучит в этом рассказе, так же как и в другом - "Емеля-охотник" - это одно из первых произведений писателя, написанное специально для детей. Рассказ был напечатан в 1884 г. Таким образом, уже в самом начале своего творческого пути писатель был обеспокоен вопросами гуманистического воспитания детей. Емеля живет в непроходимой глуши, в деревушке с выразительным названием Тычки. Избы в ней, действительно, стоят беспорядочно, словно натыканы без всякого плана. Емеля с маленьким внучком, Гришуткой, живут в самой бедной избушке... "Избушка Емели совсем вросла в землю и глядит на свет божий всего одним окном; крыша на избушке давно прогнила, от трубы остались только обвалившиеся кирпичи. Ни забора, ни ворот, ни сарая - ничего не было у Емелиной избушки. Только под крыльцом из неотесанных бревен воет по ночам голодный Лыско - одна из самых лучших охотничьих собак в Тычках". Емеля - "седой, сгорбленный, худой, с длинными руками. Пальцы на руках у Емели едва разгибались, точно это были деревянные сучья. Но ходил он бодро и кое-что добывал охотой. Только вот глаза сильно начали изменять старику, особенно зимой, когда снег искрится и блестит кругом алмазной пылью. Из-за Емелиных глаз и труба развалилась, и крыша прогнила, и сам он сидит частенько в своей избушке, когда другие в лесу". Гришутка - сирота. Три года назад умер от горячки его отец, мать заели волки, когда она зимним вечером с маленьким Гришуткой возвращалась домой. Ребенок спасся каким-то чудом. Мать, пока волки грызли ей ноги, закрыла ребенка своим телом, и Гришутка остался жив. Семидесятилетнему деду пришлось выращивать внучка одному, а тут еще с Гришуткой приключилась болезнь. Беда не приходит одна... Чтобы поправить здоровье внучка, Емеля отправился на охоту, за свежим мясом. Три дня бродил Емеля с Лыском по лесу. Старик чувствовал, что выбивается из сил, но вернуться домой с пустыми руками не решался. Лыско тоже приуныл и совсем отощал... Приходилось заночевать в лесу у огонька третью ночь. Но и во сне старый Емеля все видел желтенького теленка, принести которого просил его Гришутка, но олень каждый раз убегал у него из-под носу... Только на четвертый день, когда охотник и собака совсем выбились из сил, они случайно напали на след оленя с теленком. "Это был великолепный олень-самка. Он стоял на опушке леса и пугливо смотрел прямо на Емелю... Когда старик хотел прицелиться в оленя, он осторожно перебежал несколько сажен далее и опять остановился... Эта борьба человека с животным продолжалась до самого вечера. Благородное животное десять раз рисковало жизнью, стараясь отвести охотника от спрятавшегося олененка"... Вдруг Емеля увидел "под кустом жимолости стоял тот самый желтенький теленок, за которым он бродит целых три дня. Это был прехорошенький олененок, всего несколько недель, с желтым пушком и тоненькими ножками; красивая головка откинута назад, и он вытягивал тонкую шею вперед, когда старался захватить веточку повыше. Охотник с замирающим сердцем взвел курок винтовки и прицелился в голову маленькому, беззащитному животному... Еще одно мгновение, и маленький олененок покатился бы по траве с жалобным предсмертным криком; но именно в это мгновение старый охотник припомнил, с каким геройством защищала теленка его мать, припомнил, как мать его Гришутки спасла сына от волков своей жизнью. Точно что оборвалось в груди у старого Емели, и он опустил ружье. Олененок по-прежнему ходил около куста, общипывая листочки и прислушиваясь к малейшему шороху. Емеля быстро поднялся и свистнул, - маленькое животное скрылось в кустах с быстротой молнии. Ишь какой бегун... - говорил старик, задумчиво улыбаясь. - Только его и видели: как стрела... Ведь убежал, Лыско, наш олененок-то? Ну, ему, бегуну, еще подрасти надо... Ах ты, какой шустрый!. Старик долго стоял на одном месте и все улыбался, припоминая бегуна". Вернулся Емеля домой без добычи. Зато зимними вечерами он часто рассказывал внучку, как искал теленка по лесу три дня и как тот убежал от него. Маленький внук смеялся вместе со старым дедом. «Серая шейка». Вот сказка "Серая шейка" - это хорошо известная современным детям история серой уточки со сломанным крылом, которая не смогла улететь со своей стаей в теплые края и зазимовала на севере. Динамичен язык и стиль сказки, высоко поэтичны картины северной природы. Сюжетными компонентами стали и холодный осенний ветер, и небо, затянутое неуютными серыми облаками, то и дело роняющими мелкий дождь, - все то, что так выразительно оттеняет грустное одиночество маленькой птицы. Подобно рельефным узорам кастлинского литья встают уральские пейзажи: и высокие молчаливые горы, и притихший лес, и замерзающая горная речка, в полынье которой плавает Серая шейка, спасаясь от лисьих зубов. Пейзаж не только способствует знакомству детей с жизнью природы, но и помогает раскрытию сюжета, и является средством эстетического воспитания. "Скоро выпал и первый снег, а река все еще не поддавалась холоду. Все, что замерзало по ночам, вода разбивала. Борьба шла не на живот, а на смерть. Всего опаснее были ясные звездные ночи, когда все затихало и на реке не было волн. Река точно засыпала, и холод старался сковать ее льдом сонную. Так и случилось. Была тихая-тихая звездная ночь. Тихо стоял темный лес на берегу, точно стража из великанов. Горы казались выше, как это бывает ночью. Высокий месяц обливал все своим искрившимся светом. Бурлившая днем горная река присмирела, и к ней тихо-тихо подкрался холод, крепко-крепко обнял непокорную красавицу и точно прикрыл ее зеркальным стеклом". Самым маленьким детям адресованы "Аленушкины сказки" - это целый цикл с поэтической присказкой и концовкой, по форме напоминающих стихотворение в прозе. У кроватки дремлющего ребенка собрались будущие герои сказок. "Кажется все тут: и сибирский кот Васька, и лохматый деревенский пес Постойка, и серая Мышка-норушка, и Сверчок за печкой, и пестрый Скворец в клетке, и забияка Петух. Спи Аленушка, спи отецкая дочь, - сейчас сказка начинается. Вот уже в окно смотрит высокий месяц; вон косой заяц проковылял на своих валенках; волчьи глаза засветились желтыми огоньками; медведь Мишка сосет свою лапу. Подлетел к самому окну старый воробей, стучит носом в стекло и спрашивает: Скоро ли? Все тут, все в сборе, и все ждут Аленушкиной сказки". Привлекательна и легка для восприятия малышей форма устного повествования этих сказок. Следя за развитием занятного сюжета, веселыми приключениями своеобразных героев: лесных зверюшек, насекомых, птиц и рыб, ребенок как бы входит в мир их жизни. Трудно переоценить познавательное и воспитательное значение этих сказок, чудесно совместивших правду и вымысел. Биологические особенности животных и растений часто раскрываются в форме остроумного диалога. Мы находим своеобразную перекличку с характерами людей и порядками в человеческом обществе. Примером этого служит сказка "Умнее всех" из того же цикла "Аленушкины сказки".



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 150; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.199.243 (0.008 с.)