Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы осуществления исполнительной власти в Российской Федерации

Поиск

В основе организации и деятельности исполнительной власти лежат принципы , т.е. законодательно закрепленные основные идеи и требования, организационные начала, обуславливающие сущность, наиболее характерные черты и свойства деятельности. Слово «принцип» (от лат. principium) означает, буквально, основу, первоначало, руководящую идею, исходное положение, отражающие объективные закономерности какого-либо явления (организации, деятельности и т.п.).

Принципы осуществления исполнительной власти в Российской Федерации установлены в Конституции Российской Федерации Конституция Российской Федерации. М.: Юридическая литература, 1993. , Федеральном конституционном законе «О Правительстве Российской Федерации» Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 г. № 2-ФКЗ (в действ. ред.) «О Правительстве Российской Федерации» // СЗ РФ, 22.12.1997, № 51, ст. 5712. , федеральных законах «О системе государственной службы Российской Федерации» Федеральный закон от 27.05.2003 г. № 58-ФЗ (в действ. ред.) «О системе государственной службы Российской Федерации» // СЗ РФ, 02.06.2003, № 22, ст. 2063. , «О государственной гражданской службе Российской Федерации» Федеральный закон от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ (в действ. ред.) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // СЗ РФ, 02.08.2004, № 31, ст. 3215. , «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» Федеральный закон от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ (в действ. ред.) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // СЗ РФ, 18.10.1999, № 42, ст. 5005. , «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ (в действ. ред.) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СЗ РФ, 06.10.2003, № 40, ст. 3822. , в законодательных и иных актах субъектов РФ (конституциях, уставах, законах) и др.

К ним относятся:

1) принцип народовластия (демократизма);

2) принцип разделения властей (разграничения предметов ведения между органами законодательной, исполнительной и судебной власти);

3) принцип федерализма;

4) принцип сочетания централизации и децентрализации;

5) принцип единства системы органов исполнительной власти;

6) принцип самостоятельности каждой из ветвей власти;

7) принцип ответственности перед обществом;

8) принцип законности;

9) принцип гласности;

10) принцип признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина и др.

В административно-правовой литературе имеются различные варианты перечня и трактовки принципов организации и деятельности органов исполнительной власти. В некоторых случаях принципы государственного управления и органов исполнительной власти по существу отождествляются, поскольку нередко не выделяются различия между государственным управлением и исполнительной властью.

Так, профессор А.П. Алехин выделяет на основе Конституции РФ три основных принципа организации и деятельности органов исполнительной власти:

1) принцип федерализма;

2) принцип сочетания централизации и децентрализации;

3) принцип законности Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации: Учебник. М.: Зерцало-М, 2003. С. 105—108..

В учебнике по административному праву под редакцией профессора Л.Л. Попова их перечислено значительно больше:

1) самостоятельность органов исполнительной власти;

2) единство системы органов исполнительной власти;

3) федерализм;

4) законность;

5) экономичность;

6) сочетание централизации и децентрализации;

7) учет особенностей управляемых объектов;

8) гласность;

9) народовластие;

10) обеспечение прав и свобод человека и гражданина;

11) ответственность Административное право: Учебник / Под ред. Л.Л. Попова. М.: Юристъ, 2002. С. 136—143..

Органы исполнительной власти, как федеральные, так и субъектов Российской Федерации, базируются на значительно более широких и всеобъемлющих основаниях. Профессор Ю.Н. Старилов предлагает разделить принципы организации и функционирования исполнительной власти на две большие группы:

1) конституционные (социально-политические), которые установлены Конституцией Российской Федерации и обусловлены по содержанию конституционно-правовыми и иными законодательными нормами;

2) организационные, характеризующие организационные связи между различными звеньями системы государственного управления, которые возникают в процессе деятельности управленческих органов.

К первой группе ученый относит следующие принципы: участие политических партий в управлении; демократизм формирования и функционирования исполнительной власти; законность; федерализм. Ко второй — принцип распределения и нормативного установления функций и полномочий; сочетание централизации и децентрализации; принципы отраслевого управления, территориального управления, межотраслевого управления; принцип линейности и функциональности; принцип коллегиальности и единоначалия Старилов Ю.Н. Курс общего административного права. М.: Норма, 2002. С. 111—136. Т. 1..

Исходя из предыдущих рассуждений, а также из ст. 3 ч. 2 Конституции РФ, следует сказать, что народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

С учетом мнения ученых-административистов и на основе законодательно закрепленных норм систему принципов организации и деятельности органов исполнительной власти Российской Федерации можно представить в следующем виде.

В систему принципов организации и деятельности органов исполнительной власти входят:

1) принцип единства системы органов исполнительной власти;

2) принцип федерализма;

3) принцип сочетания централизации и децентрализации;

4) принцип законности;

5) принцип самостоятельности и независимости исполнительной власти в пределах своей компетенции;

6) принцип распределения и нормативного установления функций и полномочий;

7) принцип народовластия (демократизма);

8) принцип ответственности перед обществом;

9) принцип профессионализма и компетенции;

10) принцип гласности (доступность информации о деятельности исполнительных органов);

11) принцип взаимодействия и согласованного функционирования органов исполнительной власти с органами законодательной и судебной власти;

12) принцип признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина и др.

Хотя приведенная классификация несколько условна, в ряде случаев она позволяет по-новому взглянуть и на данную проблему в целом и на систему, характер и специфику принципов, которые требуются именно для построения и деятельности органов исполнительной власти.

1.7.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 66; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.87.151 (0.007 с.)